Ирина Антончик
Рабочая программа образовательной деятельности для дошкольников 2–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа по освоению детьми от 2 до 7 лет жизни рабочей программы – образовательной программы дошкольного образования в группе общеразвивающей направленности (1 часть)
Разработчик :
Воспитатели: Антончик И. А.
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. Целевой…. 5
1.1 Пояснительная записка… 5
1.1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы.
6
Публикация «Рабочая программа образовательной деятельности для дошкольников 2–7 лет» размещена в разделах
1.1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы – образовательной программы дошкольного образования….
7
1.1.3. Значимые для разработки и реализации рабочей программы – образовательной программы дошкольного образования характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста…
9
1.2. Планируемые результаты освоения рабочей программы – образовательной программы дошкольного образования как целевые ориентиры в обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий детей….
11
1.3. Часть, формируемая участниками образовательных отношений… 13
РАЗДЕЛ 2. Парциальная программа «Цветные ладошки» И. А. Лыкова
Содержательный…
15
2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях, с описанием вариативных форм, способов, методов и средств реализации основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов….
17
2.1.1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»….
17
2.1.2. Образовательная область «Познавательное развитие»….
17
2.1.3. Образовательная область «Речевое развитие»….
18
2.1.4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»….
21
2.1.5. Образовательная область «Физическое развитие»….
23
2.2. Коррекционная работа с детьми….
25
2.3. Особенности разных видов образовательной деятельности и культурных практик….
25
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы….
27
2.5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников. 29
2.6.
РАЗДЕЛ 3.
Технологии образования детей. 32
Организационный….
34
3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания детей….
34
3.2. Режим и распорядок дня. 39
3.2.1. Модель организации образовательного процесса.
45
3.2.2. Комплексно - тематическое планирование детей от 2 до 7 лет жизни.
46
3.2.3. Расписание организованной образовательной деятельности….
57
3.2.4 Традиционные события, праздники, мероприятия. 58
3.2.5. Организация развивающей предметно-пространственной среды. 58
3.3 Календарный учебный график. 61
ПРИЛОЖЕНИЕ.
63
РАЗДЕЛ 1. Целевой
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана с целью конкретизации подходов к определению целей, содержания, целевых ориентиров, определенных с учетом региональной специфики, необходимых для проектирования содержания вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования, для осуществления перспективного и календарного планирования образовательной работы с детьми.
Основанием для разработки Программы являются нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
2. Закон Свердловской области от 15.07.2013 года №78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»;
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 10.01.2014г. № 08-5 «О соблюдении организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования»;
6. Министерство образования и науки Российской Федерации Департамент общего образования 28 февраля 2014 год № 08-249 Комментарии к ФГОС дошкольного образования;
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
8. Устав МКОУ ООШ д. Ленино.
Образовательный процесс осуществляется с 7ч. 30мин. до 17ч. 30мин. при пятидневной рабочей неделе с выходными и праздничными днями. Режим работы 10 часов.
Срок реализации рабочей программы МКОУ ООШ д. Ленино - 1 год, но в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» и в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС) срок реализации Программы может быть предусмотрен в соответствии с потребностями заказчика, ребенок может начать освоение Программы в соответствии его жизненной ситуацией.
1.1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы – образовательной программы дошкольного образования.
Цель: создание социокультурной среды развития ребенка, открывающей возможности для его позитивной социализации и индивидуализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
Задачи обязательной части образовательного процесса :
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Задачи части, формируемой участниками образовательного процесса :
- воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение;
- раскрыть для ребенка окружающий мир, сформировать у него представление о себе как о представителе человеческого рода, о людях, живущих на Земле, об их чувствах, поступках, правах и обязанностях, разнообразной деятельности; на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и проникнутую уважением к людям;
- развитие эстетического восприятия художественных образов и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов;
- создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами;
- ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности;
- развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности;
- воспитание художественного вкуса и чувства гармонии;
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности.
Задачи части, формируемой участниками образовательных отношений :
Парциальная программа «Цветные ладошки» автор Лыкова И. А. - М. :ТЦ СФЕРА, 2017 г.
- развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов;
- создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами;
- ознакомление с универсальным «языком» искусства – средствами художественно-образной выразительности;
- обогащение индивидуального художественно-эстетического опыта;
- развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности;
- воспитание художественного вкуса и гармонии;
- создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира;
- формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я-концепции-творца».
1.1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы – образовательной программы дошкольного образования.
1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических и иных работников Организации) и детей;
3) уважение личности ребенка;
4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно - эстетическое развитие ребенка.
5) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
6) возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
7) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
8) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
9) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
10) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
11) сотрудничество Организации с семьей;
12) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
13) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
14) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
15) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Для успешной реализации образовательной программы учитываются требования ФГОС ДО к психолого - педагогическим условиям:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Принципы организации образовательного процесса, формируемые участниками образовательных отношений :
Парциальная программа «Цветные ладошки» автор Лыкова И. А. - М. :ТЦ СФЕРА, 2017 г.
1. Принцип культуросооброзности: построение или корректировка универсального эстетического содержания программы с учетом региональных культурных традиций;
2. Принцип сезонности: построение или корректировка познавательного содержания программы с учетом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени.
1.1.3. Значимые для разработки и реализации рабочей программы – дошкольного образования характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
Успешное развитие личности возможно только в социальной, культурной, природно-климатической среде определенной территории, что становится возможным при единстве целей, ценностей, межличностных отношений, видов деятельности, сфер общения отдельного человека, семьи.
Климатические условия (Сан. Пин)
Тавда, находится в зоне резко континентального климата, где зима продолжительная, многоснежная и суровая, а лето короткое влажное и умеренно-тёплое. Весна приходит в конце марта. В среднем установление устойчивого снежного покрова происходит в первой декаде ноября, а схода в первой декаде апреля.
Средняя относительная влажность воздуха составляет 71%. В течение всего года преобладает юго-западный ветер, но зачастую также западный и южный.
Наиболее часто туманы в августе, сентябре и декабре, вероятнее всего утром, в промежутке. Метели чаще бывают в ноябре — декабре. В начале зимы, случается гололёд.
Исходя из климатических условий региона, графика образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов:
1. Холодный - учебный год (сентябрь - май). Составляется определенный режим дня и расписание непосредственной образовательной деятельности.
2. Летний (июнь - август, для которого составляется другой режим дня.
В холодной время пребывание детей на открытом воздухе ограничивается температурными режимами. А в летнее время деятельность детей организуется на открытом воздухе.
Специфика условий (региональных, национальных, этнокультурных и др.)
При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края.
В группах создана развивающая предметно - пространственная среда. Оформлены Центры: познания, продуктивных видов деятельности, а так же сенсорные и физкультурные Центры. Полифункциональное использование пространства позволяет создать условия для разных видов детской активности.
Возрастные и иные характеристики
Программа обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направления развития: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому. Общее количество групп - 1 комбинированной направленности.
Характеристика воспитанников
Возрастные группы мальчики девочки
младшая группа 4 2
Средняя группа 1 3
Старшая группа 1 0
Подготовительная группа 3 0
ИТОГО: 9 5
Всего: 14
Социальный паспорт семей воспитанников
Все семьи воспитанников являются полными.
Полные семьи
(кол-во) Многодетные семьи
(кол-во)
14 7
Кадровый потенциал:
Воспитательно - образовательную работу осуществляют : 2 воспитателя и специалист: педагог - психолог.
Кадровые характеристики
Должность
Количество
Образовательный уровень
Квалификационная категория
Педагогический стаж Стаж работы в занимаемой должности
Воспитатель 1
Высшее
Без категории
-
1
Воспитатель,
Педагог - психолог 1
Высшее
Без категории
-
-
Взаимодействие с социальными институтами
Социальные партнеры и цель Мероприятия
Информационно - методический центр - консультационная поддержка
- организация конкурсов
ФАП д. Ленино
Лечебно-профилактическое, консультационное сопровождение. Реализация оздоровительной программы. - вакцинация
- прививочная кампания
СДК д. Ленино
Обеспечение преемственности в вопросах полноценного физического, интеллектуального и личностного развития ребенка с учетом его индивидуальных особенностей в переходный период от дошкольного воспитания к школе Праздники и развлечения:
- организация праздников и развлечений для детей старшего дошкольного возраста - организация и проведение экскурсий в начальные классы школы
Конкурсы:
- организация совместных конкурсов и викторин для детей старшего дошкольного возраста.
Профилактические мероприятия:
- познавательная встреча с отрядом ЮИДД (юных инспекторов дорожного движения)
МКОУ ООШ д. Ленино работает в едином образовательном комплексе, что способствует успешной реализации задач по социализации дошкольников и соблюдению преемственности между детским садом и школой.
1.2. Планируемые результаты освоения основной рабочей программы -образовательной программы дошкольного образования как целевые ориентиры в обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий детей.
Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность, а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры являются основой для построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей образовательной Программы.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования, предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
При реализации Программы проводиться оценка индивидуального развития детей, в рамках педагогического наблюдения (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогического наблюдения используются исключительно для решения следующих образовательных задач :
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально - психологических особенностей детей, которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги - психологи, учителя - логопеды).
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики используются для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
Периодичность проведения педагогической диагностики 1- 2 неделя сентября и 3 - 4 неделя мая.
Планируемый результат для части формируемой участниками образовательных отношений :
Парциальная программа «Цветные ладошки» автор Лыкова И. А. - М. :ТЦ СФЕРА, 2016г.
- ребенок проявляет устойчивый интерес к проявлению красоты в окружающем мире и искусстве; демонстрирует бережное отношение к произведениям искусства и памятникам культуры, эстетически привлекательным объектам, музейным экспонатам; высказывает своё желание принимать посильное участие в их сохранении;
- проявляет исследовательское поведение, инициативу, самостоятельность и индивидуальность в процессе освоения искусства;
- называет, узнает, описывает некоторые известные произведения, архитектурные и скульптурные объекты, предметы народных промыслов. В процессе восприятия произведений искусства обращает внимание на средства выразительности (цвет, линию, ритм, композицию и другие, некоторые особенности построения композиции в произведениях живописи и графики, средства архитектуры, декоративно-прикладного искусства;
- экспериментирует в создании образа; в процессе собственной деятельности проявляет инициативу; проявляет самостоятельность в процессе выбора темы, продумывания художественного образа, выбора техник и способов создания изображения; самостоятельно сочетает изобразительные техники и материалы;
- демонстрирует высокую техническую грамотность;
- планирует деятельность, умело организует рабочее место, проявляет аккуратность и организованность в процессе выполнения, бережное отношение к материалам.