Ирина Швайбович
Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
1. Пояснительная записка
Рабочая программа является образовательной программой учреждения, харак-теризующая систему организации непосредственно образовательной деятельности специалиста.
Рабочая программа показывает, как в совместной деятельности педагога и до-школьника происходит процесс ознакомления с художественным творчеством, формирование интереса к эстетической стороне окружающего мира, удовлетворе-ние потребности ребенка в самовыражении. Учит детей видеть окружающий мир, пропуская его через чувственное восприятие цвета.
Публикация «Рабочая программа по образовательной области „Художественно-эстетическое развитие“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Основой для разработки рабочей программы являются :
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Россий-ской Федерации». Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г № 1155)
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного обра-зования от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федера-ции». Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен (утв. прика-зом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г № 1155)
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факто-ров среды обитания» (утверждены Постановлением Главного государственного са-нитарного врача РФ от 22 января 2021 г. N 2);
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требова-ния к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и моло-дежи» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28);
- Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад «Росиночка»
(утверждена на педагогическом совете от 09.09.2021г №1)
Литература, используемая в календарно-тематическом планировании в соот-ветствии с выбранной областью :
1. Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия в старшей группе детского сада», ТЦ «Учитель», Воронеж, 2007
2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. ИЗО. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Во-ронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – 95с.
3. Колдина Д. Н. Аппликация 5-6 лет. Конспекты занятий. – М. 6 Мозаика-Синтез, 2011с.
4. Колдина Д. Н. Лепка с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий. – М. 6 Мозаика-Синтез, 2011
5. Колдина Д. Н. Рисование с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий. – М. 6 Мозаика-Синтез, 2011
6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: Планирование. Конспекты занятий. Методические рекомендации. Старшая группа. –
7. «Цветные ладошки» – : «КАРАПУЗ -ДИДАКТИКА», Москва 2009.
8. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста «Цветные ладошки».– М. : «КАРАПУЗ -ДИДАКТИКА», 2009
9. Н. Н. Леонова. «Художественное творчество. Старшая группа». -«Учитель», Изд. 2-е, перераб. – 291с.
2. Цель и задачи рабочей программы
Цель: через развитие максимально возможной индивидуализации изобразитель-ной деятельности дошкольника, используя интегрированное построение творческо-го процесса, помочь ребенку стать творческой личностью, понять свои художе-ственные способности в разных видах изобразительной и прикладной деятельности.
Задачи:
1. Подготовить ребенка к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир, а художник изображает то, что вызвало его интерес, удивление;
2. Использовать творческий замысел как возможный вариант для нового изоб-ражения реального образа;
3. Обращать внимание на то, что искусство окружает нас всюду: дома, в детском саду, на улице, оно доставляет людям удовольствие, радость, к нему следует бе-режно относиться;
4. Совершенствовать навыки и умения изобразительного, декоративного, кон-структивного и оформительского творчества ребенка через искусство и ознакомле-ние с окружающим.
3. Ориентация детей в образовательной области
В данной рабочей программе представлена деятельность, ориентированная на детей 5-6 лет.
Настоящая программа включает четыре направления работы с детьми :
Аппликация. В понятие «аппликация» включены занятия с использованием бу-маги и ножниц. Знакомясь с техникой и способами обработки бумаги, дети приоб-ретают навыки силуэтного и контурного вырезания для создания плоскостных изображений. В этот вид деятельности включены: мозаика, витраж, объемная ап-пликация, из салфеток, которые имеют свою специфику выполнения. Техника их со-здания основана на использовании бумаги, они тоже проходят под видом «аппли-кация». Процесс создания аппликации состоит из целого ряда последовательно вы-полняемых действий, требующих от ребенка развития изобразительных и техниче-ских умений, а также сосредоточенности, настойчивости, выдержки, аккуратности, самостоятельности.
Лепка. В это понятие включены занятия с использованием пластилина, глины, соленого теста. Возможные манипуляции с материалом позволяют получать объем-ные или плоскостные изображения. При создании объемных и рельефных изобра-жений употребляются различные стеки, штампы, материалы для крепления удли-ненных, вытянутых форм. Использование такого средства выразительности, как по-стамент, объединяющий образы в сюжетную лупку или придающий им большую выразительность, законченность (например, вылепленную лягушку можно посадить на такой же листочек).
Рисование. В понятие «Рисование» включены занятия по графике и живописи. Специфика материалов позволяет распределить темы с использование графических и живописных инструментов. В первом случае это будут карандаши, фломастеры, ручки, маркеры, мелки и т. д., во втором – кисти, краски (гуашь, акварель). А также использование нетрадиционных способов рисования, например, рисование пальчи-ками, ладошкой, печатками картофеля, поролоном, монотипия (моно – от греч. один; тип– от греч. отпечаток. Изображение в этой технике зависит от настроения исполнителя).
Конструирование из разнообразных геометрических форм, тематических кон-структоров учит детей анализировать постройку (конструкцию, выделять крупные и мелкие части, их пропорциональные соотношения, побуждает детей к использо-ванию некоторых правил создания прочных, высоких сооружений (вертикальность - горизонтальность расположения, легкость перекрытий, сбалансированность по массе и расположению и т. п., их декорированию (колонны, портики, шпили, ре-шетки). Конструирование из бумаги поддерживает и активизирует создание детьми интересных игрушек для самостоятельных игр с водой и ветром. Конструирование по типу оригами обеспечивает освоение детьми приемов сгибания листа определен-ной формы (квадрат, прямоугольник, треугольник пополам, совмещая углы и про-тивоположные стороны, квадрат - по диагонали, треугольник - отгибая углы к се-редине противоположной стороны). Поддерживает стремление создавать вырази-тельные игрушки для разнообразных игр. Конструирование из природного мате-риала побуждает детей выделять выразительность природных объектов, выбирать их для создания образа по заданной или придуманной теме. Конструирование из бросовых материалов - катушек, коробочек, пластмассовых емкостей, клубков ни-тей, поролона, пенопласта. Педагог развивает умение работать с различными ин-струментами: ножницами, шилом, линейкой.