Елена Барышева
Рабочая программа по музыке и пению в III классе школы-интернат VIII вида
▼ Скачать + Заказать документы
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
1. Нормативно – правовая база.
Рабочая программа составлена на основе: «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для
1 - 4 классов» под редакцией Воронковой М., автор программы
«Музыка и пение» Евтушенко И. В. / М. : Владос 2001 г.
Публикация «Рабочая программа по музыке и пению в III классе школы-интернат VIII вида» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Коррекционная школа 8 вида. (VIII вид)
- Начальная школа. 1-4 классы
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Данная программа составлена с учетом возрастных, психофизических особенностей учащихся: трудности мутационного периода, нарушение познавательной деятельности, особенности эмоционально-волевой сферы. В коррекционной работе используются специально подобранные формы и методы музыкального общения, музыкальные произведения, игровые и проблемные ситуации, которые воздействуют на аффективную сферу ребенка, развивают высшие психические процессы, такие как мотивация, память, мышление, способствуют формированию нравственных качеств личности учащихся младшего звена.
Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Благодаря развитию технических средств, музыка стала одним из самых распространенных и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни.
Отличительной чертой музыки от остальных видов искусства, по утверждению Л. С. Выготского, является отсутствие прямого подтверждения ее воздействия на деятельность человека непосредственно в момент восприятия. Наряду с осознаваемыми процессами в ходе музыкального восприятия имеет место возникновение бессознательных психических реакций. Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные произведения, которые могли бы, воздействуя на аффективную сферу ребенка, развивать высшие психические функции, к которым относятся мышление, воля, мотивация.
2. Цели и задачи с учетом специфики образовательного учреждения.
Целью музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки.
Исходя из целей музыкального воспитания, выделяется комплекс задач, стоящих перед преподавателем на уроках музыки и пения.
Задачи образовательные:
формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
формировать музыкально-эстетический словарь;
формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
совершенствовать певческие навыки;
развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.
Задачи воспитывающие:
помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкальной деятельностью;
способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
активизировать творческие способности.
3. Коррекционная работа.
- корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
- корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
4. Общая характеристика предмета.
Основной формой музыкально-эстетического воспитания являются уроки пения и музыки. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся воспринимать музыку.
5. Логические связи курса с другими учебными предметами.
Методика преподавания уроков музыки через межпредметные связи - это система методических приемов и практических заданий разного рода, основанных на том, что окружающая среда способна интегрировать в себе многообразие предметного мира, включающего художественные формы, ритмы, цветовые сочетания, звуки, запахи и др. Поэтому изучение искусства проходит через пространственную среду. При этом учитывается, что искусства зарождаются и существуют сразу в нескольких предметно-пространственных средах:
среда исторической эпохи;
пространство природы и среды жизни;
пространство и время творения музыкальных произведений;
предметно-пространственные представления музыканта-автора;
среда общения музыканта и живущих рядом людей;
художественное пространство, которое возникает вовремя творения музыки;
пространственное окружение и среда, в которой музыкант творит;
пространство звука, цвета, света, движения и т. д.
Методика преподавания уроков музыки через межпредметные связи как один из способов интеллектуального развития школьников дает возможность :
- включать разные типы художественного мышления;
- визуально наблюдать развитие дифференцированного зрения в процессе разных видов восприятия (зрительного, слухового, звукового, слова, движения, ощущения, осязания) и практической деятельности;
- осваивать историю культуры родного края, мирового художественного наследия;
- развивать фантазию и воображение, собственное творчество учащихся, самостоятельное порождение музыкального продукта в разных формах искусства.
Реализации взаимосвязи музыки и других искусств служит рациональная организация активной деятельности учащихся на уроке. Взаимосвязанное обучение возбуждает интерес к знанию. Глубокий интерес формируется под воздействием как содержания материала, так и приемов, которые заставляют учащихся думать, совершать поиск. Свойства музыкального искусства яснее предстанут перед школьниками в сопоставлении со спецификой изобразительного искусства, а разнообразный художественный контекст создаст условия, когда четче выявляется специфическая природа искусства как такового. Изучение таких понятий, как интонация, образ и образность, тема, идея, композиция, стиль сегодня необходимо осуществлять только при широком привлечении знаний, приобретенных на уроках музыки, в процессе индивидуального и коллективного, внеклассного и внешкольного общения с искусством.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
1. Тематический план курса.
№ п/п Основные разделы программы Класс
3
1. Пение 16 ч.
2. Слушание 16 ч.
3. Элементы музыкальной грамоты 2 ч.
2. Содержание курса по годам обучение.
Раздел «Слушание музыки» включает в себя прослушивание и дальнейшее обсуждение 1—3 произведений. Наряду с известными звучат новые музыкальные сочинения. Следует обратить внимание на источник звучания. Исполнение самим педагогом способствует созданию на занятии теплой эмоциональной атмосферы, служит положительным примером, стимулирующим самостоятельные занятия воспитанников.
Формирование вокально-хоровых навыков является основным видом деятельности в разделе «Пение». Во время одного урока обычно исполняется 1—3 песни. Продолжая работу над одним произведением, класс знакомится с другим и заканчивает изучение третьего. В течение учебного года учащиеся выучивают от 10 до 15 песен.
Объем материала для раздела «Элементы музыкальной грамоты» сводится к минимуму. Это связано с ограниченными возможностями усвоения умственно отсталыми детьми отвлеченных понятий, таких как изображение музыкального материала на письме и других, опирающихся на абстрактно-логическое мышление.
2. Требования к уровню и подготовки выпускников.
3 класс.
Учащиеся должны уметь:
выделять мелодию в песне и инструментальном произведении;
сохранять при пении округлое звучание в верхнем регистре и мягкое звучание в нижнем регистре;
распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками;
сохранять правильное формирование гласных при пении двух звуков на один слог;
воспроизводить хорошо знакомую песню путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента.
III. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
3 класс.
№ п/п Тема урока Количество часов
1 четверть
1.1. Музыкальный темп. 1 ч.
1.2. Динамические оттенки. 1 ч.
1.3. Длительность звука. 1 ч.
1.4. Высота звука. 1 ч.
1.5. Виды проведения мелодии. 1 ч.
1.6. Части песни. 3 ч.
1.9. Итоговый урок. 1 ч.
2 четверть
2.1. Одночастная форма в пьесах. 2 ч.
2.3. Двухчастная форма в пьесах. 2 ч.
2.5. Трехчастная форма в пьесах. 1 ч.
2.6. Форма рондо. 1 ч.
2.7. Итоговый урок. 1 ч.
3 четверть
3.1. Двухчастная форма произведений. 3 ч.
3.4. Трехчастная форма произведений. 3 ч.
3.7. Мелодия и сопровождение в песнях и пьесах. 3 ч.
3.10. Итоговый урок. 1 ч.
4 четверть
4.1. Мелодия и сопровождение в песнях. 4 ч.
4.5. Мелодия и сопровождение в пьесах. 3 ч.
4.8. Итоговый урок. 1 ч.