Карина Бакланова
Рабочая программа по музыке для детей 6–7 лет
▼ Скачать
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА НЯГАНЬ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО - РЕЧЕВОМУ
НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ № 6
«РЯБИНКА»
РАССМОТРЕНО
на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
«20» августа 2021 г. СОГЛАСОВАНО
на заседании
Управляющего совета
Протокол № 2
«19» августа 2021 г. УТВЕРЖДЕНО
приказом
от 26.08.2021 № 265
Дополнительная общеразвивающая программа
платных образовательных услуг
Публикация «Рабочая программа по музыке для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
художественной направленности «Каблучок»
Возраст воспитанников: 6-7 лет
Срок реализации: 7 месяцев
Автор-составитель:
Бакланова Карина Николаевна,
г. Нягань, 2021
Раздел 1. Пояснительная записка
Актуальность и новизна Рабочая программа отражает один из основных видов музыкальной деятельности детей – музыкально – ритмические движения. Программа направлена на психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного «музыкального» инструмента.
Новизна программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, сценическое движение и даются детям в игровой форме, адаптированы для дошкольников. Ее отличительной особенностью является активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса.
Цель и задачи Цель рабочей программы : всестороннее развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.
Задачи:
- расширение знаний детей об окружающей действительности;
- развитие чувства ритма, темпа, координации и свободы движений;
- развитие воображения, фантазии, умения самостоятельно находить свои оригинальные движения, то есть побуждать детей к творчеству;
- формирование нравственно-эстетических отношений между детьми и взрослыми;
- создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.
Уровень сложности и направленность Стартовый уровень сложности
Направленность: художественная
Категория воспитанников Воспитанники 6-7 лет
Объем и срок освоения программы Количество занятий : 27
Срок освоения: 7 месяцев
Форма обучения, особенности организации образовательной деятельности Форма обучения: очная.
Особенности: занятие в кружке направлены на общее развитие дошкольников, на приобретение устойчивого интереса к занятиям хореографией в дальнейшем. Учебный план включает в себя элементы видов танцев, объединённые в отдельные танцевально-тренировочные комплексы, игры и танцевальные композиции.
Отличительные особенности Отличительной особенностью программы является игровой метод проведения занятий. Таким образом серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает детей старшего дошкольного возраста. Работа ведется определенными периодами – циклами:
- освоение новых знаний;
- повторение пройденного материала с некоторыми усложнениями, дополнениями;
- окончательное закрепление пройденного материала.
Кроме основных разделов занятия включают в себя упражнения на развитие ориентирования в пространстве, ритмическую разминку на развитие групп мышц, вспомогательные и координирующие упражнения, упражнения с предметами, музыкально-подвижные игры, упражнения на импровизацию.
Условия реализации программы Режим занятий определяется дополнительной общеразвивающей программой в соответствии с возрастными и психолого-педагогическими особенностями воспитанников, санитарными правилами и нормами. Занятия проводятся вне основной образовательной программы дошкольного образования. Продолжительность занятий соответствует требованиям СанПиН. После каждого занятия предусмотрен перерыв 10 минут. Воспитанники зачисляются по личному заявлению родителей (законных представителей).
Планируемые результаты освоения программы Планируемые результаты:
- чувствовать характер музыки и передавать его танцевальными движениями;
- ориентироваться в пространстве (шеренга, колонна, круг, врассыпную);
- исполнять танцы-импровизации (изображение предметов, животных, растений, явлений природы);
правильно исполнять программные танцы;
- музыкально-танцевальные игры, тренирующие внимание, быстроту, реакцию и воображение;
- образно, актерски выразительно исполнить танец на празднике, концерте, фестивале, конкурсе, тематическом занятии.
Раздел 2. Содержание программы
Учебный план
№
п / п Название раздела, темы Количество часов Форма контроля
Всего Теория Практика
1. «Знакомство» 1 0,2 0,8 Практическое занятие с пояснениями
2. «Музыкальные змейки»» 1 0,2 0,8 Практическое занятие с пояснениями
3. «Гимнасты и лыжники» 1 0,2 0,8 Практическое занятие с пояснениями
4. «Лодочка» 1 0,2 0,8 Практическое занятие с пояснениями
5. «Веселые лягушата» 1 0,2 0,8 Практическое занятие с пояснениями
6. «Дождик» 1 0,2 0,8 Практическое занятие с пояснениями
7. «Часики-ходики» 1 0,2 0,8 Практическое занятие с пояснениями
8. «Не теряй пару» 1 0,2 0,8 Практическое занятие с пояснениями
9. «Сюжетный танец» 1 0,2 0,8 Практическое занятие с пояснениями
10. «Народный танец» 1 0,2 0,8 Практическое занятие с пояснениями
11. «Классический танец» 1 0,2 0,8 Практическое занятие с пояснениями
12. «Историко-бытовой танец» 1 0,2 0,8 Практическое занятие с пояснениями
13. «Бальный танец» 1 0,2 0,8 Практическое занятие с пояснениями
14. «Современный танец» 1 0,2 0,8 Практическое занятие с пояснениями
15. «Птичка польку танцевала» 1 0,2 0,8 Практическое занятие с пояснениями
16. «Калинка» 1 0,2 0,8 Практическое занятие с пояснениями
17. «Кадриль» 1 0,2 0,8 Практическое занятие с пояснениями
18. «Танцевальная мозаика» 1 0,2 0,8 Практическое занятие с пояснениями
19. «Рисунок танца» 1 0,2 0,8 Практическое занятие с пояснениями
20. «Разрешите пригласить» 1 0,2 0,8 Практическое занятие с пояснениями
21. «Гусеница» 1 0,2 0,8 Практическое занятие с пояснениями
22. «Султанчики» 1 0,2 0,8 Практическое занятие с пояснениями
23. «Игры белочек» 1 0,2 0,8 Практическое занятие с пояснениями
24. «Хорошее настроение» 1 0,2 0,8 Практическое занятие с пояснениями
25. «Музыкальные стулья» 1 0,2 0,8 Практическое занятие с пояснениями
26. «Путешествие по странам» 1 0,2 0,8 Практическое занятие с пояснениями
27. Диагностика 1 0,2 0,8 Наблюдение
Содержание теоретических и практических занятий отражено в рабочей программе (приложение).
Календарный учебный график
№
п/п Число Месяц Год Время проведения занятия Форма занятия Количество часов Тема занятия Место проведения Форма контроля
1. 08 10 2021 17.00-17.30
Совместная деятельность 1 «Знакомство» Музыкальный зал Практическое занятие с пояснениями
2. 15 10 2021 17.00-17.30 Совместная деятельность 1 «Музыкальные змейки»» Музыкальный зал Практическое занятие с пояснениями
3. 22 10 2021 17.00-17.30 Совместная деятельность 1 «Гимнасты и лыжники» Музыкальный зал Практическое занятие с пояснениями
4. 29 10 2021 17.00-17.30 Совместная деятельность 1 «Лодочка» Музыкальный зал Практическое занятие с пояснениями
5. 03 11 2021 17.00-17.30 Совместная деятельность 1 «Веселые лягушата» Музыкальный зал Практическое занятие с пояснениями
6. 12 11 2021 17.00-17.30 Совместная деятельность 1 «Дождик» Музыкальный зал Практическое занятие с пояснениями
7. 19 11 2021 17.00-17.30 Совместная деятельность 1 «Часики-ходики» Музыкальный зал Практическое занятие с пояснениями
8. 26 11 2021 17.00-17.30 Совместная деятельность 1 «Не теряй пару» Музыкальный зал Практическое занятие с пояснениями
9. 03 12 2021 17.00-17.30 Совместная деятельность 1 «Сюжетный танец» Музыкальный зал Практическое занятие с пояснениями
10. 10 12 2021 17.00-17.30 Совместная деятельность 1 «Народный танец» Музыкальный зал Практическое занятие с пояснениями
11. 17 12 2021 17.00-17.30 Совместная деятельность 1 «Классический танец» Музыкальный зал Практическое занятие с пояснениями
12. 24 12 2021 17.00-17.30 Совместная деятельность 1 «Историко-бытовой танец» Музыкальный зал Практическое занятие с пояснениями
13. 14 01 2022 17.00-17.30 Совместная деятельность 1 «Бальный танец» Музыкальный зал Практическое занятие с пояснениями
14. 21 01 2022 17.00-17.30 Совместная деятельность 1 «Современный танец» Музыкальный зал Практическое занятие с пояснениями
15. 28 01 2022 17.00-17.30 Совместная деятельность 1 «Птичка польку танцевала» Музыкальный зал Практическое занятие с пояснениями
16. 04 02 2022 17.00-17.30 Совместная деятельность 1 «Калинка» Музыкальный зал Практическое занятие с пояснениями
17. 11 02 2022 17.00-17.30 Совместная деятельность 1 «Кадриль» Музыкальный зал Практическое занятие с пояснениями
18. 18 02 2022 17.00-17.30 Совместная деятельность 1 «Танцевальная мозаика» Музыкальный зал Практическое занятие с пояснениями
19. 25 02 2022 17.00-17.30 Совместная деятельность 1 «Рисунок танца» Музыкальный зал Практическое занятие с пояснениями
20. 04 03 2022 17.00-17.30 Совместная деятельность 1 «Разрешите пригласить» Музыкальный зал Практическое занятие с пояснениями
21. 11 03 2022 17.00-17.30 Совместная деятельность 1 «Гусеница» Музыкальный зал Практическое занятие с пояснениями
22. 18 03 2022 17.00-17.30 Совместная деятельность 1 «Султанчики» Музыкальный зал Практическое занятие с пояснениями
23. 25 03 2022 17.00-17.30 Совместная деятельность 1 «Игры белочек» Музыкальный зал Практическое занятие с пояснениями
24. 01 04 2022 17.00-17.30 Совместная деятельность 1 «Хорошее настроение» Музыкальный зал Практическое занятие с пояснениями
25. 08 04 2022 17.00-17.30 Совместная деятельность 1 «Музыкальные стулья» Музыкальный зал Практическое занятие с пояснениями
26. 15 04 2022 17.00-17.30 Совместная деятельность 1 «Путешествие по странам» Музыкальный зал Практическое занятие с пояснениями
27. 22 04 2022 17.00-17.30 Совместная деятельность 1 Диагностика Музыкальный зал Практическое занятие с пояснениями
Раздел 3. Организационно-педагогические условия
Кадровые условия Количество педагогов, оказывающих услугу:1
Общий стаж: 10
Педагогический стаж: 10
Категория: соответствие занимаемой должности
Материально-технические условия Помещение: музыкальный зал
Оборудование: пианино, стулья, компьютер, микшер с колонками, аудиозаписи, видеофрагменты.
Учебно-методические условия Музыкальные инструменты, детские костюмы, атрибуты (платочки, мячики, обручи и т. д. ,
Раздел 4. Оценка качества
Уровень освоения дополнительной общеразвивающей программы отслеживается по диагностики, разработанной Бурениной А. И.
Список использованной литературы
1. Буренина, А. И. «Ритмическая мозаика», С-Пб, 2003.
2. Каплунова, И., Новоскольцева И. «Этот чудесный ритм», С-Пб, 2005.
3. Пустовойтова, М. Б. «Ритмика для детей 3-7 лет», М. : 2008.
4. Пуртова Т. В., Беликова А. Н., Кветная О. А. «Учите детей танцевать», Владос, 2004.
5. Суворова, Т. И. «Танцевальная ритмика для детей №1», С-Пб. : «Музыкальная палитра», 2003.
Приложение
Рабочая программа
Содержание теоретических и практических занятий
№
п/п Тема Содержание теоретического
занятия Содержание практического занятия
1. «Знакомство» Познакомить детей с правилами и манерой поведения, формой одежды и прической. Формировать интерес к занятиям. Обучить детей танцевальным движениям (приставные шаги в сторону, шаги по диагонали, шаги назад).
2. «Музыкальные змейки»» Совершенствовать средства выразительности в передаче образа. Ходьба на каждый счет, хлопки через счет и другие сочетания ритмического рисунка.
Научить перестраиваться из одного рисунка в другой.
3. «Гимнасты и лыжники» Учить детей взаимодействовать в коллективе.
Продолжать развивать творческую фантазию, проявлять собственную индивидуальность. Упражнения на развитие мышечной силы.
Работать над синхронностью движений.
4. «Лодочка» Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать заданный образ. Учить правильной осанке при исполнении движений.
Развивать координацию движений.
5. «Веселые лягушата» Закреплять понятие динамических оттенков музыки (форте, пиано).
Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями. Прыжки вокруг себя в такт музыки.
Развивать гибкость и пластику руки отмечать акцент в музыке.
6. «Дождик» Совершенствовать умение логично излагать свои мысли через движения танца. Познакомить детей со штрихами музыки (стаккато) отражение их движениями: хлопками, бегом.
Повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок.
7. «Часики-ходики» Развить чувство ритма.
Развивать воображение, фантазию. Совершенствование двигательных навыков.
Развить музыкальный слух, умение начинать движение с нужного такта.
8. «Не теряй пару» Воспитывать у детей эмпатию (сочувствие, желание прийти на помощь другу).
Движение «окошечко», приставные шаги с поклоном.
9. «Сюжетный танец» Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.
Учить отмечать смену звучания мелодии.
Формировать правильное исполнение танцевального шага с притопом в сторону, попеременный шаг, шаг «припадание».
10. «Народный танец» Пробуждать ассоциации детей.
Учить вживаться в художественный образ.
Увлечь игровой ситуацией. Учить вступать во взаимодействие с партнером.
11. «Классический танец» Вовлечь детей в игровой сюжет.
Учить действовать в рамках заданной ситуации. Развивать у детей выразительность жестов, мимики.
Побуждать к двигательной имитации.
12. «Историко-бытовой танец» Развивать воображение детей.
Создать эмоционально положительный настрой. Самостоятельно менять движение в соответствии с 2-х частной формой произведения.
13. «Бальный танец» Побуждать эмоционально, отзываться на игру.
Входить в предлагаемые обстоятельства. Передавать в движении характер музыки.
Развивать гибкость и пластику руки отмечать акцент в музыке.
14. «Современный танец» Создать эмоционально положительный настрой на ритмические движения.
Учить детей четко останавливаться с окончанием музыки.
Самостоятельно менять движение в соответствии с 2-х частной формой произведения.
15. «Птичка польку танцевала» Побуждать к импровизации.
Развивать отзывчивость на музыку. Передавать в движении характер музыки.
Развивать гибкость и пластику руки отмечать акцент в музыке.
16. «Калинка» Порадовать детей новым сказочным сюжетом.
Свободно ориентироваться в пространстве, перестраиваться из различных положений (круг, в рассыпную и т. д.)
17. «Кадриль» Помочь детям понять и осмыслить настроение музыкального образа. Побуждать к двигательной импровизации.
Учить детей дышать правильно.
18. «Танцевальная мозаика» Дать детям понятие, что музыка помогает лучше понять образ героев через танец. Учить образу полета снежинки, передавать движения в пластике рук.
19. «Рисунок танца» Учить детей взаимодействовать в коллективе.
Продолжать развивать творческую фантазию, проявлять собственную индивидуальность. Работать над синхронностью движений.
Формировать умение ориентироваться в пространстве.
20 «Разрешите пригласить» Развивать творчество и фантазию детей.
Учить работать вместе, сообща, дружно. Развивать четкость, координацию движений рук и ног.
21. «Гусеница» Различать двухчастную форму. Развивать гибкость и пластику руки отмечать акцент в музыке.
22. «Султанчики» Пробуждать ассоциации детей.
Учить вживаться в художественный образ. Увлечь танцевально-игровой ситуацией, учить вступать во взаимодействие с партнером.
23. «Игры белочек» Учить отвечать на вопросы по содержанию сказки.
Воспринимать легкую, подвижную музыку, ритмично хлопать в ладоши.
Учить детей переходить от одного вида движений к другому в соответствии с музыкой.
24. «Хорошее настроение» Побуждать к импровизации.
Учить выразительно двигаться.
Уметь начинать движение после вступления.
25. «Музыкальные стулья» Развивать ритмическое и ладово-интонационное чувство детей. Развивать координацию движений.
Начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки.
26. «Путешествие по странам» Развивать умение детей давать характеристику персонажам танца.
Учить внимательно слушать музыкальное произведение и эмоционально откликаться на него. Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса.
Совершенствовать выразительность движений.
27. Диагностика Выявление уровня освоения программы ребенком. Выступление
Диагностика
Оценка танцевально-ритмического развития каждого ребенка проводится на основе диагностики, разработанной Бурениной А. И.
Цель: выявление уровня освоения программы ребенком.
Задания для диагностики танцевально-ритмических способностей детей
подготовительной к школе группы
Музыкальность
Начало года Конец года
5 баллов – умеет передавать характер музыки, самостоятельно начинает и заканчивает движение вместе с музыкой, меняет движения на каждую часть музыки.
4-2 балла – в движениях выражается общий характер музыки.
1-0 баллов – движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, с началом и концом произведения. 5 баллов – движения выражают музыкальный образ, совпадают с тонкой нюансировкой, фразами.
4-2 балла – движения передают только общий характер, темп и метроритм.
1-0 баллов - движения не совпадают с темпом, метроритмом музыки, ориентированы только на начало и конец звучания, а также на счет и показ взрослого.
Эмоциональная отзывчивость
Начало года Конец года
5 баллов – умеет ярко передавать мимикой, пантомимой, жестами радость, удивление, восторг, грусть.
4-2 балла – передаёт настроение музыки и содержание композиции характером движений без ярких проявлений мимики и пантомимики.
1-0 баллов – затрудняется в передаче характера музыки и содержания композиции движением. 5 баллов - исходя из музыки и содержания композиции, подпевает, приговаривает во время движения, помогая этим себе.
4-2 балла - передаёт настроение музыки и содержание композиции характером движений без ярких проявлений мимики и пантомимики.
1-0 баллов - мимика бедная, движения невыразительные.
Танцевальное творчество
Начало года Конец года
5 баллов – проявляет свои фантазии, придумывает свои варианты движения для передачи характера музыки, игрового образа, используя при этом выразительный жест и оригинальные движения.
4-2 балла – затрудняется в придумывании своих движений для передачи характера музыки, игрового образа, но прослеживается стремление к этому.
1-0 баллов – отказывается придумывать свои движения для передачи характера музыки, игрового образа, копирует движения других детей и взрослого. 5 баллов - умеет исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях и под другую музыку.
4-2 балла - исполняет знакомые движения под новую музыку.
1-0 балла - не может исполнять знакомые движения под новую музыку самостоятельно.
Критерии оценки в подготовительной к школе группе
Высокий уровень: эмоционален, начинает и заканчивает движение вместе с музыкой, меняет движение на каждую часть мелодии.
Средний уровень: в движениях выражает общий характер музыки, начало и конец движений редко совпадают с музыкальным звучанием.
Низкий уровень: нет активности в движениях, не способен к самостоятельной двигательной деятельности.