Фомина Марина
Рабочая программа по музыкальному воспитанию «Весёлые нотки». Игра на детских музыкальных инструментах
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная деятельность по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста реализуется в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и «Основной общеобразовательной программой дошкольного образования МКДОУ д/с № 42», а также данная программа реализуется на основе программы «Ладушки» И. М. Каплуновой и И. А. Новоскольцевой для детей 5-7 лет, которая нацелена на личностно – ориентированный подход к каждому ребёнку с учётом их психолого – возрастных и индивидуальных особенностей, развивает нравственные, интеллектуальные, эстетические качества. Обеспечивает развитие в различных видах художественно – эстетического направления.
Публикация «Рабочая программа по музыкальному воспитанию „Весёлые нотки“, Игра на детских музыкальных инструментах» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Нотная грамота. Изучаем ноты
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Методы реализации
Словесные: объяснение, беседа индивидуальная, фронтальная, поощрение;
Наглядные: учебные пособия, использование иллюстраций.
Практические: личный показ, показ ребенком.
Проведение анализа в конце занятия
Основные критерии при выборе инструментов для детского оркестра :
простота при музицировании,
чистый строй,
достаточно громкий звук.
Формы образовательной деятельности
Формы работы
Режимные моменты
Совместная деятельность с детьми
Самостоятельная деятельность детей
Совместная деятельность с
педагога
семьей
Формы организации детей
Индивидуальные
Подгрупповые
Групповые Подгрупповые
Индивидуальные
Подгрупповые
Индивидуальные
Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
- на музыкальных
занятиях;
- на других занятиях
- во время прогулки
- в сюжетно-ролевых
играх
- на праздниках и
развлечениях
• Занятия
• Праздники, развлечения
• Музыка в повседневной жизни:
-Театрализованная деятельность
-Игры
- Празднование дней рождения
• Создание условий для самостоятельной музыкальной
деятельности в группе: подбор
музыкальных игрушек, макетов
инструментов, хорошо
иллюстрированных «нотных тетрадей по песенному
репертуару», театральных кукол,
атрибутов для ряженья,
элементов костюмов различных персонажей. Портреты
композиторов. ТСО
· Создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетно-ролевая игра, способствующих импровизации в музицировании
· Музыкально-дидактические игры
· Игры-драматизации
· Аккомпанемент в пении, танце и др.
· Детский ансамбль, оркестр
· Игра в «концерт», «музыкальные
занятия»
-Совместные праздники, развлечения
в ДОУ (включение родителей в
праздники и подготовку к ним)
-Театрализованная деятельность
(концерты родителей для детей,
совместные выступления детей и
родителей, совместные
театрализованные представления,
шумовой оркестр)
-Открытые музыкальные занятия для родителей
-Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды,
папки или ширмы-передвижки)
-Создание музея любимого
композитора
-Оказание помощи родителям по
созданию предметно-музыкальной
среды в семье
-Посещения детских музыкальных
театров
-Совместный ансамбль, оркестр
Формы организации: музыкальные занятия, вечера досуга, самостоятельная игровая деятельность.
Виды музыкальной деятельности :
1) выразительное движение;
2) развитие чувства ритма, музицирование;
3) пальчиковая гимнастика;
4) слушание музыки;
5) распевание, пение.
Перспективный план реализации программы
Старшая группа
Период
Программное содержание
Музыкальный репертуар
1 раздел. Знакомство с инструментами и оркестрами
Сентябрь – октябрь
Рассказать о звуках окружающего мира, о возникновении музыкальных инструментов. Познакомить с оркестром детских музыкальных инструментов : ударные (ритмические, ударные «мелодические», духовые, пневматические. Познакомить с инструментами К. Орфа: колокольчик-сопрано, колокольчик-альт, металлофон, ксилофон-сопрано, ксилофон-альт.
Использовать любые звуки окружающего мира, записанные на CD диск
Ноябрь – декабрь
Познакомить с симфоническим оркестром: струнной группой (скрипка, альт, виолончель, контрабас, ударной группой (барабан, литавры, тарелки, треугольник)
П. Чайковский, фрагменты из балетов «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица»
Январь – февраль
Продолжать знакомить с симфоническим оркестром: духовой группой (труба, валторна, тромбон, фагот, флейта и др.)
С. Прокофьев Симфоническая сказка «Петя и волк»
Март – апрель
Познакомить с народными инструментами : гармоника, балалайка, домбра, гусли, трещотка, коробочка, баян и др.
Познакомить с оркестром русских народных инструментов.
Русские народные мелодии:
«Пастушок играет на рожке»,
«Пойду ль, выйду ль я»,
«Полянка» и др.
II раздел. Элементарная музыкальная грамота
Сентябрь – октябрь
Познакомить с понятиями:
музыкальные и немузыкальные звуки,
звуки высокие и низкие, долгие и короткие;
темп; длительности – четверть, восьмые, половинка;
Динамика – форте и пиано
Ноябрь – декабрь
Познакомить с понятиями: сильная доля, пульс музыки; размер 2/4; пауза четвертная; гамма; тоника.
Познакомить с записью ритмов
Та, та, та, пауза. Ти-ти, та и др.
Январь – февраль
Закреплять пройденные понятия.
Познакомить с размером, объяснить пульсацию и выделение сильной доли в размере.
Знакомить с новыми понятиями «мажор», «минор», «затакт».
Познакомить с записью ритмов в размере :
Та, та, та Ти-ти, та, та Та, пауза, та
Объяснить, что такое вступление, заключение.
Март – апрель
Закреплять пройденный материал.
Познакомить с размером 4/4, пульсацией и выделением сильной доли в размере 4/4.
Познакомить с записью ритмов в размере 4/4.
Объяснить понятия «октава», «целая нота».
Май
Повторение и закрепление пройденного материала.
III раздел. Подготовительные упражнения
Сентябрь – октябрь
Знакомить с различными приемами игры на детских музыкальных инструментах.
В произведениях различного характера и темпа слышать и отмечать метрическую пульсацию на деревянных палочках, бубне, треугольнике.
Выделять сильную долю такта.
Работать над ритмами : та, та, ти-ти, та.
На металлофоне играть поступенное движение мелодии вверх и вниз. Игра через звук.
Марши А. Филиппенко, С. Прокофьева, А. Жилинского,
Н. Метлова,
Польки П. Чайковского, М. Глинки, А. Спадавеккиа,
«Итальянская полька» С. Рахманинова,
«В садике» С. Майкапара
Ноябрь – декабрь
Выделять сильную долю на слух в игре на детских музыкальных инструментах.
Работать над ритмическими эталонами:
Та, та Ти-ти, та Та-а Та, пауза Пауза, та
Знакомить с тактированием и дирижированием на 2/4.
Передавать чередование метроритмического пульса и сильной доли такта.
Играть простейшие партитуры в размере 2/ 4:
Та, та, Та, та
Ти-ти, та Ти-ти, та
Играть гаммы вверх и вниз.
Играть простые попевки на одном, двух звуках индивидуально и в ансамбле.
«Звенящий треугольник» Р. Рустамова,
«Немецкая песенка» П. Чайковского,
«Игра со звоночками» Ю. Рожавской,
«Этюд с музыкальными инструментами»
Ф. Госсека;
«Полька» М. Глинки,
«Аннушка», чеш. нар. мелодия
«Лесенка» Е. Тиличеевой
«Андрей-воробей», рус. нар. песня;
«Небо синее» Е. Тиличеевой
Январь – февраль
Учить детей определять на слух размеры 2/4 и.
В игре «Ритмическое эхо» учить детей без ошибок повторять ритмический рисунок, исполненный педагогом.
Работать над ритмическими эталонами в размере
Та, та, та Та, ти-ти, та Пауза, та, та Та, та, пауза
Выделять сильную долю.
Играть и петь гаммы До мажор.
Тактировать и дирижировать на.
Играть попевки индивидуально и в ансамбле.
Уметь читать партитуры в размере.
Та, та, та Та, та, та
Та, та, пауза Та, та, пауза
Вальсы П. Чайковского, Ф. Шопена, Р. Шумана, Э. Грига;
«экосез» Л. Бетховена;
«Менуэт» И Баха;
Латвийская народная полька
«Скок,скок, поскок», рус. нар. песня,
«Василёк», рус. нар. песня,
«Игра с погремушками» С. Майкапара,
«Сорока-сорока», рус. нар. попевка
Март – апрель
Передавать метроритмическую пульсацию и сильную долю
Определять на слух размеры 2/4, 3/4, 4/4
Выделять сильную долю
Уметь читать партитуры в размере 4/ 4:
Та, та, та, та Та, та, та, та
Та, ти-ти, та, та Та, ти-ти, та, та
Познакомить с игрой «Ритмическое эхо»
Играть на металлофоне песенки, состоящие из 2-3 звуков
Работать над ритмическими эталонами 4/4
Та, та, та, та Та, ти-ти, та, та Та, пауза, та, пауза
«Танец маленьких лебедей» П. Чайковского,
«Киска» М. Дюбуа,
«Натали и Дед Мороз»
М. Дюбуа,
«Танец дикарей»
Е. Накада,
«Тамбурин» Ж. Рамо
Ре, до, ре, до – капли капают в ведро
До, ре, ми, до, ре, ми – в руки палочку возьми.
«Этюд» А. Рожицки
Май
Повторение и закрепление пройденного материала.
IV раздел. Игра в оркестре (ансамбле)
Сентябрь – октябрь
Учить детей:
– играть простейшие партитуры в размере 2/4 индивидуально, небольшими подгруппами и в ансамбле (оркестре);
– играть в ансамбле простые песенки и попевки, соблюдая общий темп, динамику и настроение;
– индивидуально разучивать партии.
«Полька», М. Глинки;
«Петушок», рус. нар. песня
«Вот какие чудеса», А. Филиппенко
Ноябрь – декабрь
Играть в шумовом оркестре. Учить своевременно вступать и заканчивать игру в соответствии с музыкой, сохраняя общий теми, динамику и настроение музыкального произведения.
Играть оркестровые партии индивидуально, небольшими группами и в составе оркестра.
Аудиозапись любой русской народной мелодии»,
«Вот какие чудеса»
А. Филиппенко,
«Часики»
М. Вольфензона
Январь – февраль
Играть индивидуально и в ансамбле простые песенки и попевки.
Играть гаммы в различных ритмических вариантах.
Разучивать партии индивидуально и небольшими группами.
Играть небольшими группами инструментов.
Играть всем оркестром, соблюдая темп, динамку, одновременно начинать и заканчивать исполнение.
Русские народные песни:
«Василек», «На зеленом лугу»,
«Зайчик»;
«Часики»
М. Вольфензона;
«Вальс петушков»
И. Стрибогга
Март – апрель
Играть индивидуально по партиям и небольшими группами инструментов.
Играть всем оркестром, исполняя знакомые песенки и попевки, передавая их различный характер звучания.
«Старинная французская песенка» П. Чайковского.
Май
Повторение и закрепление пройденного
Подготовка и проведение концерта.
V раздел. Творческие задания
Сентябрь – октябрь
Прохлопать, простучать, сыграть на инструменте ритмический рисунок слов, имен, фраз, стихов.
Звукоподражать голосам животных и птиц.
Передавать конструктивные импровизации различных музыкальных инструментов
Уметь отгадывать звучание музыкального инструмента и повторить ритмический рисунок.
Ноябрь – декабрь
Уметь подыграть музыканту.
Импровизировать «Дождик».
Импровизация сказки «Теремок»
Сочинить ритмический рисунок, песенку на заданный текст.
Январь – февраль
Импровизации на ударных (ритмических) инструментах.
Играть в оркестре.
Проговаривать различные тексты в определенном размере.
Играть с дирижером.
Март – апрель
Импровизации на «мелодических» ударных инструментах.
Исполнять импровизации с треугольником, румбой, кастаньетами.
Подыграть музыканту.
Импровизация «Гроза».
Отзовись, кого зовут.
Сочинить сопровождение.
Май
Закрепление и повторение пройденного материала.
Подготовительная к школе группа
Период
Программное содержание
Музыкальный репертуар
I раздел. Знакомство с инструментами и оркестрами
Сентябрь – октябрь
Повторение материала, пройденного в старшей группе.
Ноябрь – декабрь
Познакомить с духовыми инструментами :
деревянные – флейта, гобой, кларнет, саксофон;
медные – французский рожок, труба, тромбон, туба. Познакомить с духовым оркестром.
Дм. И Дан. Покрасс. «Марш Буденного», «Военные сигналы»;
А. Вивальди «Концерт для флейты с оркестромс оль минор» (отрывок)
Январь – февраль
Познакомить с оркестром электромузыкальных инструментов.
Познакомить с детскими электромузыкальными инструментами : «Фаэми», «Малыш», электрогитара
Использовать любые записи мелодий оркестра электромузыкальных инструментов под управлением В. Мещерина.
Март – апрель
Познакомить с инструментами различных стран мира.
Исполняются любые записи детских песен народов мира
Май
Повторение и закрепление пройденного.
Проведение досуга. КВН
II раздел. Элементарная музыкальная грамота
Сентябрь – октябрь
Повторение материала, пройденного в старшей группе
Ноябрь – декабрь
Уточнить понятия: «гамма», «тоника», «октава», «пауза».
Гамма До мажор.
Познакомить с пунктирным ритмом: четверть с точкой – восьмая – та да ти
Учить схематично записывать ритмы в размере 2/4, используя для выкладывания на фланелеграфе длинные и короткме полоски
Ти-ти, пауза. Пауза, ти-ти. Та-а.
Триоли: ти-ти-ти
Январь – февраль
Познакомить с нотным станом и расположением на нем нот.
Учить схематично записывать ритмы в размере
Комбинация ритмов: (триоль) Ти-ти-ти, та; Ти-ти, ти-ти-ти (триоль)
Март – апрель
Познакомить с ритмами:
Ти, та, ти-ти та-да (четверть с точкой)
Продолжать знакомить с нотным станом и расположением на нем нот.
Учить схематично записывать ритмы в размере 4/4
Май
Повторение и закрепление пройденного материала.
III раздел. Подготовительные упражнения
Сентябрь – октябрь
Повторение материала, пройденного в старшей группе.
Ноябрь – декабрь
Петь и играть гамму До мажор в различных ритмических эталонах.
Играть простейшие партитуры в размерах 2/4,, 4/4.
Определять на слух все пройденные размеры, тактировать и дирижировать.
Работать над ритмическими эталонами:
Четверть с точкой – восьмая;
Восьмая с точкой – шестнадцатая;
Триоль – четверть.
Играть прием «глиссанде»
«Турецкое рондо»
В. Моцарта,
«Итальянская полька»
П. Чайковского
«Вальс» П. Чайковского,
«Росинки» С. Майкапара,
«Санта-Лючия», итал. нар. песня
Январь – февраль
Играть на металлофоне поступенное движение мелодии вверх и вниз, скачки на различные интервалы.
Играть трезвучие.
Играть партитуры Та, ти-ти-ти (триоль, та Та, та, та
Игра «Ритмическое эхо»
Проигрывать ритмы потешек и стишков
«Мелодия» В. Моцарта,
«Анна-полька»
И. Штрауса,
«Маленькая сказка»
С. Майкапара,
«Неаполитанская песенка»
П. Чайковского
Март – апрель
Играть партитуры в размерах 2/4,, 4/4
Работать над ритмическими эталонами: Ти, та, ти. Ти, та-да Ти-ти-ти (триоль) та, та.
Игра «Ритмическое эхо»
Играть партитуры :
Ти, та, ти, та, та Ти, та, ти, та, та
Та, та, та, та Та, та, та, та
Проигрывать ритмы потешек и стишков.
«Танец маленьких лебедей»
П. Чайковского,
«Киска» М. Дюбуа,
«Натали и Дед Мороз»
М. Дюбуа,
«Танец дикарей»
Е. Накада,
«Тамбурин» Ж. Рамо
Ре, до, ре, до – капли капают в ведро
До, ре, ми, до, ре, ми – в руки палочку возьми.
«Этюд» А. Рожицки
Май
Повторение и закрепление пройденного материала.
IV раздел. Игра в оркестре (ансамбле)
Сентябрь – октябрь
Повторение материала, пройденного в старшей группе.
Ноябрь – декабрь
Играть простейшие партитуры в размерах 2/4,, 4/4 индивидуально, небольшими группами и в ансамбле (оркестре).
Играть в оркестре простые песенки и потешки, соблюдая общий темп, динамику и настроение.
Индивидуально разучивать партии.
«Микки Маус»
М. Шмитца,
«Мороженое»
Э. Градески,
«Пестрый колпачок» Г. Струве
Январь – февраль
В шумовом оркестре учить своевременно вступать и заканчивать игру своей партии, сохраняя общий темп, динамику, настроение.
Играть оркестровые партии индивидуально, небольшими группами и в составе оркестра.
Этюд» А. Дворжака,
«Солнечная капель» С. Соснина
Март – апрель
Индивидуально разучивать партии.
Играть небольшими группами инструментов, всем оркестром, соблюдая темп, динамику, одновременно вступать и заканчивать исполнение.
Исполнять гаммы в различных ритмических вариантах.
«Шарманка»
Д. Шостаковича,
«Немецкая песенка»
П. Чайковского,
«Пойте, мамы, вместе с нами» С. Соснина
Май
Повторение и закрепление пройденного.
Исполнительская работа над партитурами в составе оркестра.
Подготовка и проведение концерта.
V раздел. Творческие задания
Сентябрь – октябрь
Сочинить мелодию на заданный текст.
Отгадать музыкальный инструмент и повторить ритмический рисунок.
Подыграй музыканту.
Прохлопать, простучать, сыграть на инструменте ритм слов, имен, фраз, стихов.
Конструктивные импровизации на ударных (ритмических) инструментах.
Ноябрь – декабрь
Придумать песенку на 2-3 звуках.
Играть в оркестре.
Проговаривать текст в определенном ритме.
Мелодизация стихов на интонацию терции.
К знакомым песням подобрать музыкальный аккомпанемент.
Уметь дать образные импровизации «Весной в лесу».
Январь – февраль
Конструктивные импровизации на мелодических ударных инструментах.
Образные импровизации на тему «После дождя».
Сочинить песенку на заданный текст.
Сочинить аккомпанемент.
Звукоподражание шуму ветра, шелесту листьев, шуму дождя.