лена
Рабочая программа по литературному чтению «Перспектива» в 4 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа
4 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для учащихся 4 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО (Издательство, «Просвещение», 2010 г.); с рекомендациями примерной программы (сборник рабочих программ 1-4 классы предметной линии «Перспектива», Москва, «Просвещение», 2011г.); с рекомендациями авторской программы авторов «Литературное чтение» 4 класс Л. Ф. Климановой, Л. А. Виноградской, В. Г. Горецкого, планируемых результатов начального общего образования. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2018-2019 учебный год; Министерство образования и науки Российской Федерации публикует Приказ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». Содержание программы «Литературное чтение» 4 класса соответствует содержанию ФГОС ООП НОО, ООП НОО МОУ Гимназия, учебному плану МОУ Гимназия на 2019/2020 учебный год.
Публикация «Рабочая программа по литературному чтению „Перспектива“ в 4 классе» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Цели обучения по комплекту «Перспектива» :
- формирование личности ребёнка;
- развитие универсальных учебных действий;
- развитие способности учиться, познавать окружающий мир и сотрудничать.
Задачи программы :
- формирование у детей современной картины мира с позиции экологической этики;
- воспитание любви и уважения к природе, школе, семье, родному городу (селу, своему Отечеству;
- развитие стремления к познанию окружающего мира и самого себя, своего внутреннего мира;
- расширение опыта поведения в природной и социальной среде с точки зрения важнейших компонентов культуры, таких, как норма, ценность, идеал.
Принципы:
- принцип гуманистической направленности воспитания через реализацию личностно – созидательного подхода, уважения уникальности и своеобразия каждого ребёнка;
- принцип преемственности и межпоколенческих связей, сохранения и развития лучших традиций духовно – нравственного воспитания, российского менталитета;
- принцип признания права ребёнка на защиту от тех видов информации, которые представляют опасность для физического, нравственного и духовного здоровья;
- принцип открытости, обеспечивающий тесный контакт с семьёй, участие родителей в процессе воспитания, доступность для родителей информации об эффективности процесса воспитания, его индивидуальных особенностях, духовно нравственном становлении ребёнка, повышение психолого – педагогических знаний родителей, взаимодействие семьи и социума в целях продуктивного воспитания.
Место учебного предмета в учебном плане
В 4 классе на изучение литературного чтения отводится 105 ч (3 ч в неделю, 35 учебных недель).
Планируемые результаты
Личностные:
- формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности; принятие образа «хорошего ученика»;
- формирование мотивации обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивации обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации;
- развитие первоначальных представлений о нравственных понятиях («поступок», «честность», «верность слову», отраженных в литературных произведениях;
- формирование умения отвечать на следующие жизненно важные для себя и других вопросы «Что значит поступать по совести, жить по совести», «Жить с чистой совестью»;
- развитие умения самостоятельно понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор;
- формировать способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца.
Метапредметные результаты:
- формирование умения самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке; составлять возможный план решения вопросов совместно с учителем;
- развитие умения учитывать правило в планировании и контроле решения; работать в соответствии с заявленным планом;
- формирование умения корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;
- освоение в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания;
- развитие умения учитывать учителем выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- формирование умения планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- формирование умения осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- развитие умения оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;
- установление причинно-следственных связей в тексте; создание высказывания (пересказ); собственного высказывания по аналогии;
- развитие умения проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- формирование умения находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;
- развитие умения самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие;
- развитие умения использовать разные виды чтения : изучающее, просмотровое, ознакомительное и выбирать разные виды чтения в соответствие с поставленным заданием;
- формирование умения находить разные виды информации посредством разных объектов: книга, предложение, текст, иллюстрация, схема, таблица;
- развитие умения преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- использование справочной и энциклопедической литературы, составление высказывания под руководством учителя в устной и письменной форме;
- развивать умения владеть монологической и диалогической формами речи;
- формировать умения высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- развивать умения слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- развивать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- освоение работы в паре, группе; планирование работы группы в соответствии с поставленным заданием;
- подготовка самостоятельно проектов;
- создание письменных высказываний с обоснованием своих действий.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся: (раздел «Виды речевой и читательской деятельности»)
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения;
использовать простейшие приемы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;
устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части; пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;
находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.
Учащиеся получат возможность научиться: составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами;
уметь сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам, определять отличительные особенности;
уметь сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения;
уметь сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине на основе выделения объектов картины.
Учащиеся научатся: (раздел «Круг детского чтения»)
составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;
самостоятельно составлять аннотацию;
самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;
пользоваться алфавитным и систематическим каталогом для поиска книги, другой необходимой информации.
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно организовывать выставку по заданным параметрам;
рассказывать о книге; составлять на книгу отзыв.
Учащиеся научатся: (раздел «Литературоведческая пропедевтика»)
сравнивать научно-познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности;
выявлять особенности героя художественного рассказа;
выявлять особенности юмористического произведения;
определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;
наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины;
выявлять развитие настроения в художественном тексте.
Учащиеся получат возможность научиться:
определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы, литературная сказка;
отличать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида;
сравнивать пословицы и поговорки разных народов; Группировать пословицы и поговорки по темам;
сравнивать былину и сказочный текст;
сравнивать поэтический и прозаический текст былины;
определять ритм стихотворения.
Учащиеся научатся: (раздел «Творческая деятельность»)
выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении;
составлять самостоятельно тексты разных жанров;
писать отзыв на книгу.
Учащиеся получат возможность научиться:
выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения;
самостоятельно составлять рассказ на основе художественного произведения, на основе репродукций картин художников, на основе серии иллюстраций, на основе личного опыта.
Содержание учебного предмета
№ п/п Название раздела Количество часов
1. Вводный урок 1
2. «Книга в мировой культуре» 6
2. «Истоки литературного творчества» 13
3. «О Родине, о подвигах, о славе» 15
4. «Жить по совести, любя друг друга» 13
5. «Литературная сказка» 16
6. «Великие русские писатели» 41
Итого за год: 105
Календарно - тематическое планирование
(по учебнику Климановой Л. Ф. «Литературное чтение»)
№
урока Тема урока Кол-во часов Плановые сроки прохождения темы Фактические сроки (и/или коррекция)
Вводный урок(1ч)
1 Введение. Знакомство с учебником. 1
«Книга в мировой культуре»(6ч)
2 Устное сочинение на тему «Книга в нашей жизни» 1
3 «О книгах» (из «Повести временных лет»). Летописец
Нестор. 1
4 М. Горький. «О книгах» 1
5 История книги. Подготовка сообщения на тему. 1
6 «Удивительная находка». 1
7 Экскурсия в библиотеку. 1
«Истоки литературного творчества»(13ч.)
8 Вводный урок по содержанию раздела. Пословицы разных народов. 1
9 Библия – главная священная книга христиан. Из книги притчей Соломоновых (из Ветхого Завета). 1
10 «Притча о сеятеле» (из Нового Завета). «Милосердный самарянин» (из Нового Завета). 1
11 Былины. Особенности былинных текстов. «Исцеление Ильи Муромца». Былина. 1
12 «Ильины три поездочки». Сравнение поэтического и прозаического текстов былины. 1
13 Устное сочинение по картине В. Васнецова «Богатырский скок». 1
14 «Славянский миф». Особенности мифа. 1
15 Мифы Древней Греции. «Деревянный конь». 1
16 Мы идём в библиотеку. Произведения устного народного творчества. 1
17 Тайская народная сказка «Болтливая птичка». Немецкая народная сказка «Три бабочки». 1
18 Семейное чтение. Притчи «Царь и кузнец», «Шрамы на сердце». 1
19 Наш театр. Подготовка сценария к сказке о лисе. 1
20 Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщающий урок. 1
«О Родине, о подвигах, о славе»(15ч.)
21 Вводный урок по содержанию раздела. К. Ушинский. «Отечество». В. Песков. «Отечество». 1
22 Н. Языков. «Мой друг! Что может быть милей.»
А. Рылов. «Пейзаж с рекой». С. Романовский. «Русь» 1
23-24 Александр Невский. В. Серов. «Ледовое побоище». Н. Кончаловская. «Слово о побоище ледовом». 2
25-26 Дмитрий Донской. Куликовская битва. 2
27 Историческая песня. Ф. Глинка. «Солдатская песнь». 1
28 Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов. Р. Рождественский. «Реквием». 1
29 А. Приставкин. «Портрет отца». В. Костецкий. «Возвращение». 1
30 Е. Благинина. «Папе на фронт». В. Лактионов. «Письмо с фронта». Сравнение произведения живописи и литературы. 1
31 Мы идём в библиотеку. Историческая литература для детей. 1
32 Самостоятельное чтение. С. Фурин. «Чтобы сол-нышко светило». В. Орлов. «Разноцветная планета». 1
33 Ф. Семяновский. «Фронтовое детство». Фотография – источник получения информации. 1
34 Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Творческий проект на тему «Нам не нужна война» 1
«Жить по совести, любя друг друга»(13ч.)
35 Вводный урок по содержанию раздела. А. Толстой. «Детство Никиты». 1
36 А. Толстой. «Детство Никиты». 1
37 И. Суриков. «Детство». Сравнение прозаического и
поэтического текстов на тему. 1
38-39 А. Гайдар. «Тимур и его команда». 2
40 М. Зощенко. «Самое главное». 1
41 И. Пивоварова. «Смеялись мы – хи-хи.» 1
42 Н. Носов. «Дневник Коли Синицына». 1
43 Мы идём в библиотеку. Создание выставки «Писатели – детям». Н. Носов. «Метро». 1
44 Семейное чтение. В. Драгунский. «. бы». 1
45-46 Наш театр. Н. Носов. «Витя Малеев в школе и
дома». Инсценирование. 2
47 Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщающий урок. 1
«Литературная сказка»(16ч.)
48 Вводный урок по содержанию раздела. Собиратели русских народных сказок: А. Афанасьев, В. Даль, К. Ушинский, Л. Толстой, А. Толстой. 1
49 Вильгельм и Якоб Гримм – собиратели немецких
народных сказок. Братья Гримм. «Белоснежка и семь гномов». 1
50 Шарль Перро – собиратель народных сюжетов. Шарль Перро. «Мальчик-с-пальчик». 1
51 Шарль Перро. «Спящая красавица». Представление книги. 1
52 Сказки Г. X. Андерсена. Г. X. Андерсен. «Дикие лебеди». 1
53 Отзыв на книгу Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди». 1
54 Г. Х. Андерсен. «Пятеро из одного стручка». 1
55 Г. Х. Андерсен. «Чайник». Создание сказки по аналогии. 1
56 Мы идём в библиотеку. Сказки зарубежных писа-телей. 1
57 Самостоятельное чтение. И. Токмакова. «Сказочка о счастье». 1
58 Семейное чтение. С. Аксаков. «Аленький цветочек». 1
59 С. Аксаков. «Аленький цветочек». Особенности литературной сказки. 1
60 С. Аксаков. «Аленький цветочек», Ш. Перро. «Кра-савица и Чудовище». Сравнение сказок. 1
61 Наш театр. Э. Хогарт. «Мафии печёт пирог». Ин-сценирование. 1
62 Маленькие и большие секреты страны Литературии. 1
63 Маленькие и большие секреты страны Литературии. 1
«Великие русские писатели»(42ч)
64 Вводный урок по содержанию раздела. А. С. Пушкин. Стихотворения и сказки. 1
65 К. Паустовский. «Сказки А. С. Пушкина». 1
66 А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Сравнение с народной сказкой. 1
67 А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Сравнение с народной сказкой. 1
68 А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Особенность литературной сказки. Герои сказки. 1
69 А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Волшебные предметы в сказке. Волшебные помощники в сказке. 1
70 А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». В. Жуковский. «Спящая красавица». Сравнение литературных сказок. 1
71 А. С. Пушкин. «Осень», А. С. Пушкин. «Гонимы вешними лучами.» 1
72 Ф. И. Тютчев. «Ещё земли печален вид.», А. Куинджи. «Ранняя весна». Сравнение произведений живописи и литературы. 1
73 И. И. Козлов. «Вечерний звон». И. Левитан. «Вечер-ний звон». Сравнение произведений живописи и литературы. 1
74 Сочинение по картине И. Левитана «Вечерний звон». 1
75 М. Ю. Лермонтов. Рождение стихов. 1
76 М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины». Перевод В. Брюсова. Сравнение текстов. 1
77 М. Ю. Лермонтов. «Тифлис», «Дары Терека», «Крестовая гора», «Утёс». Сравнение произведений живописи и литературы. 1
78 М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова.» 1
79 М. Ю. Лермонтов. «Бородино». 1
80 Л. Н. Толстой. «Maman» (из повести «Детство»). 1
81 Л. Н. Толстой. «Ивины» (из повести «Детство»). 1
82 Л. Н. Толстой. «Ивины» (из повести «Детство»). 1
83 И. С. Никитин. «Вечер ясен и тих…». 1
84 И. С. Никитин «Когда закат прощальными лучами.» И. Левитан. «Тишина». Сравнение произведения живописи и литературы. 1
85 И. А. Бунин. «Гаснет вечер, даль синеет…», «Ещё холоден и сыр…» 1
86 Н. А. Некрасов. «Мороз, Красный нос». 1
87 Контрольная работа. 1
88 Работа над ошибками. 1
89 Проект. Мы идём в музей. 1
90 Самостоятельное чтение. Л. Н. Толстой. «Был русский князь Олег». Басни Л. Н. Толстого. 1
91 Самостоятельное чтение. Басни Л. Н. Толстого. 1
92 Л. Н. Толстой. «Петя Ростов». 1
93 Л. Н. Толстой. «Петя Ростов». 1
94 Л. Н. Толстой. «Петя Ростов». 1
95 Наш театр. И. А. Крылов. «Ворона и Лисица». 1
96 Наш театр. И. А. Крылов. «Ворона и Лисица». Инсценирование. 1
97 Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. 1
98 Литература как искусство слова. Обобщение по курсу литературного чтения. 1
99 Стихи А. Блока, А. Фета, И. Бунина. 1
100 А. Пушкин «Деревня 1
101 А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!», 1
102 И. Языков «Конь». 1
103 С. Есенин «Пороша», «Поёт зима – аукает». 1
104 И. Тургенев «Воробей», Н. Рубцов «Воробей», 1
105 Саша Чёрный «Воробей». 1
Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
.Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, В. Г. Горецкий. Литературное чтение. Учебник. Часть 1 и 2. М. Просвещение. 2018.
С. В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению :пособие для учителя. М. ВАКО, 2017.
2. Технические средства обучения
1. Классная доска;
2. Компьютер;
3. Мультимедийный проектор;
4. Интерактивная доска.