Ирина Миляева
Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию
Рабочая программа по образовательной области "ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ".
ФГОС дошкольного образования в качестве одной из основных образовательных областей выделяет «Художественно – эстетическое развитие». В образовательную область входят тематические модули «Музыка» и «Художественное творчество».
Тематический модуль «Музыка».
* Формирование культуры личности:
- развивать эмоциональную отзывчивость на характер и настроение музыки;
- формировать исполнительские умения и навыки;
Публикация «Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- приобщать к основам музыкальной и общей культуры;
- формировать детское музыкально – эстетическое сознание.
- развивать музыкальный слух и чувство ритма;
- поддерживать инициативу и самостоятельность детей в различных видах музыкальной деятельности.
* Формирование детского коллектива:
- поощрять желание участвовать в театрализованной деятельности, коллективных видах музыкальной деятельности;
- создать содержательную и деятельную основу для организации и пересечения культурных игровых практик в разных группах детского сада при помощи проведения совместных музыкальных досугов, праздников;
Динамика освоения детьми:
Возрастная группа Динамика освоения содержания тематического модуля «Музыка»
Средняя группа Формирование культуры личности:
- в исполнительской деятельности практические действия подкрепляет знаниями о музыке;
- умеет чисто интонировать мелодии с сопровождением и без него, владеет певческим дыханием, обладает хорошей дикцией и артикуляцией;
- умеет двигаться в различных темпах, начинать и останавливать движения в соответствии с музыкальными фразами, перестраиваться в большой и маленький круги, исполнять «дробный шаг», «пружинки», ритмичные хлопки и притопы, а также чередование этих движений;
- владеет разными приемами игры на инструментах и навыками выразительного исполнения музыки.
Развитие способностей :
- проявляет сенсорные, музыкально-речевые способности; стабильный интерес к музыке и испытывает потребность в общении с ней, выделяя особо любимые виды музыкальной деятельности, способность эмоционального сопереживания миру музыкальных образов, чувств и настроений, но иногда затрудняется в осознании их связи со средствами музыкальной выразительности;
- свободно импровизирует в музыкально-художественной деятельности на основе разнообразных исполнительских навыков;
- умеет создавать музыкальные образы в развитии (в рамках одного персонажа).
Формирование детского коллектива:
- проявляет желание участвовать в разных видах музыкальной деятельности (оркестре, ансамбле, хоровом пении, музыкально-дидактических играх, танцевально-игровом творчестве);
- умеет петь в ансамбле. Испытывает удовольствие от сольной и коллективной музыкальной деятельности;
- дает (себе и другим) всегда точные характеристики исполнения музыки, частично используя знания о ней.
Старшая группа Формирование культуры личности:
- знает элементарные средства музыкальной выразительности (темп, длительность, высота, музыкальные жанры (марш, песня, танец, профессии (пианист, дирижер, композитор, певица и певец и т. д.)
- в исполнительской деятельности практические действия подкрепляет знаниями о музыке;
- умеет чисто интонировать мелодии с сопровождением и без него, петь в ансамбле, владеет певческим дыханием, обладает хорошей дикцией и артикуляцией;
- умеет двигаться в различных темпах, начинать и останавливать движения в соответствии с музыкальными фразами перестраиваться в большой и маленький круги, исполнять «дробный шаг», «пружинки», ритмичные хлопки и притопы, а также чередование этих движений;
- владеет разными приемами игры на инструментах и навыками выразительного исполнения музыки.
Развитие способностей :
- испытывает устойчивый интерес к музыке, потребность и наслаждение от общения с ней в процессе всех видов музыкальной деятельности;
- осознанно и осмысленно воспринимает музыкальные образы, умеет отметить их смену, чувствует оттенки настроений;
- свободно импровизирует в музыкально-художественной деятельности на основе разнообразных исполнительских навыков;
- умеет создавать музыкальные образы в развитии (в рамках одного персонажа).
Формирование детского коллектива:
- проявляет готовность участвовать в совместной театрализованной деятельности, разных видах музыкальной деятельности (оркестре, ансамбле, хоровом пении, музыкально-дидактических играх, танцевально-игровом творчестве). Испытывает радость и эстетическое наслаждение от сольной и коллективной музыкальной деятельности;
- проявляет культуру поведения при посещении концертных залов, театров (не шуметь, не мешать другим зрителям наслаждаться музыкой, смотреть спектакли)
Подготовительная к школе группа Формирование культуры личности:
- испытывает устойчивый эстетический интерес к музыке, потребность в общении с ней в процессе всех видов музыкальной деятельности;
- владеет сравнительным анализом различных трактовок музыкальных образов;
- находит родственные связи музыки с другими видами искусств (литературой, живописью, скульптурой, архитектурой, дизайном, модой);
- обладает эстетическим вкусом, способностью давать эстетические оценки характеру исполнения музыки, свободно используя знания о средствах ее выразительности;
- умеет двигаться различными танцевальными шагами («шаг польки», «шаг галопа», «шаг вальса», «переменный шаг», инсценировать тексты песен и сюжеты игр;
- владеет приемами сольного и анасмблевого музицирования;
- умеет динамически развивать художественные образы музыкальных произведений (в рамках одного персонажа и всего произведения);
- свободно подкрепляет исполнительскую деятельность разнообразными знаниями о музыке.
Развитие способностей :
- испытывает устойчивый интерес к музыке, потребность и наслаждение от общения с ней в процессе всех видов музыкальной деятельности;
- реагирует на разность исполнительских трактовок, связывая их со сменой характера произведения;
- умеет воспринимать музыку как выражение мира чувств, эмоций и настроений;
- осознанно и осмысленно воспринимает различные музыкальные образы, умеет отметить их смену, чувствует оттенки настроений;
- проявляет музыкально-речевые, хореографические, театральные способности.
Формирование детского коллектива:
- проявляет стремление участвовать в коллективной театрализованной деятельности, разных видах музыкальной деятельности (оркестре, ансамбле, хоровом пении, музыкально-дидактических играх, танцевально-игровом творчестве).
- испытывает радость и эстетическое наслаждение от сольной и коллективной музыкальной деятельности, гармонично сочетая их в процессе создания различных художественных образов;
- обладает навыками выразительного исполнения и продуктивного творчества в условиях коллективной деятельности; дает (себе и другим) точные характеристики исполнения музыки, используя знания о многих средствах ее выразительности (темп, динамика, тембр, регистр, жанр).
Тематический модуль «Художественное творчество»
* Формирование культуры личности:
- формировать основы художественной культуры личности;
- общую и эстетическую культуру личности детей, эстетических качеств и художественного вкуса;
- знакомить с искусством как видом творческой деятельности (декоративно- прикладное, изобразительное, литература, музыка, театр, танец, кино, цирк);
- формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, художественно- творческой деятельности;
- воспитывать бережное отношение к произведениям искусства.
* Развитие способностей :
- развивать изобразительную деятельность (лепка, рисование, аппликация);
- поддерживать интерес, инициативу и самостоятельность детей в различных видах изобразительной деятельности и конструирования;
- стимулировать творческую активность, обеспечивающую художественно- эстетическое развитие ребенка.
* Формирование детского коллектива:
- формировать познавательные интересы и действия ребенка в совместной изобразительной и конструктивной деятельности;
- развивать коллективное творчество;
- воспитывать стремление действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять, как отдельные изображения будут объединятся в общую картину.
Содержание художественно- эстетического развития.
- организация видов деятельности, способствующих художественно- эстетическому развитию детей, в том числе разных видов изобразительной и конструктивной деятельности;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлении об изобразительном искусстве и его жанрах.
-стимулирование сопереживания персонажами художественных произведений;
- реализация самостоятельной изобразительной и конструктивной деятельности детей, предоставление возможностей для самовыражения и развития художественного творчества дошкольников;
-формирование представлений о художественной культуре малой родины и Отечества, единстве и многообразии и способов выражения художественной культуры разных стран и народов мира.
Возрастная группа Динамика освоения содержания тематического модуля «Художественное творчество»
Средняя группа Формирование культуры личности:
- знает произведения художественного искусства, эмоционально относится к ним и проявляет бережное отношение, заражаясь настроением и чувствами взрослых. Проявляет устойчивый интерес к произведениям народного искусства;
- испытывает чувство уважения в труду народных мастеров и гордится их мастерством
- желает самостоятельно изображать то, что для него интересно (для себя, своих друзей, родных и близких, отражая при этом в продуктивной деятельности образы окружающего мира (овощи, фрукты, деревья, сооружения, машины, животные, человек и др., явления природы (дождь, снегопад и др., яркие события общественной жизни (праздники и др.);
- умеет самостоятельно находить для изображения простые сюжеты их окружающей жизни, художественной литературе и природе;
- при создании рисунка, лепной поделки, аппликации умеет работать по правилу и образцу, передавать характерные признаки предмета (очертания формы, пропорции, цвет). Демонстрирует умение в штрихах, мазках и пластической форме улавливать образ и рассказывать о нем. Умеет соединять части в целое с помощью разных способов создания выразительного изображения;
- умеет пользоваться инструментами и художественными материалами, замечает неполадки в организации рабочего места.
Развитие способностей :
- проявляет устойчивый интерес к изобразительной деятельности;
- испытывает интерес к произведениям народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Может воспринимать и понимать некоторые средства выразительности в разных видах искусства (цвет, форма, звук, движение) через художественный образ. Умеет понятно для окружающих изображать то, что вызывает у него интерес;
- умеет ставить несколько простых, но взаимосвязанных целей (нарисовать и закрасить созданное изображение) и при поддержке взрослого реализовывать их в процессе изобразительной деятельности;
- демонстрирует умение в штрихах, мазках и пластической форме улавливать образ и рассказывать о нем;
- умеет соединять части в целое с помощью разных способов создания выразительного изображения. Особый интерес проявляет к творческим способам действия: пространственному изменению образца, изъятию лишнего или дополнению до целого;
- способен оценить результат собственной деятельности;
- с помощью взрослого может определить причины допущенных ошибок. Совместно со взрослым наметить пути их исправления и добиться результата;
Формирование детского коллектива:
- создает индивидуальные изображения и объединяет созданные в коллективные композиции. Способен согласовывать содержание совместной работы со сверстниками и действовать в соответствии с намеченным планом.
Старшая группа Формирование культуры личности:
- знает произведения живописи (И. Шишкин, И. Левитан, В. Серов и т. д.)и изображение родной природы в картинах художников, демонстрирует знания о различных видах искусства: графика, архитектура, скульптура. Различает и называет все виды декоративно-прикладного искусства, знает и умеет выполнять все основные элементы декоративной росписи; анализирует образцы;
- проявляет бережное отношение к произведениям искусства;
- умеет понятно для окружающих изображать все то, что вызывает у него интерес. Умеет пользоваться инструментами и художественными материалами, замечает неполадки в организации рабочего места;
- ориентируется в пространстве листа бумаги самостоятельно; освоил технические навыки и приемы;
- при создании рисунка, лепки, аппликации умеет работать по аналогии и собственному замыслу;
- способен организовать рабочее место и оценить результат собственной деятельности.
Развитие способностей :
- проявляет образное эстетическое восприятие, образные представления, эстетические суждения, ориентировочную и техническую основы для рисования, лепки, аппликации, художественного труда;
- создает замысел до начала выполнения работы и реализует его, выбирая соответствующие материалы и выразительные средства;
- умеет создавать изображение с натуры и по представлению, передавая характерные особенности знакомых предметов, пропорции частей и различия в величине деталей, используя разные способы создания изображения. Передает характерную структуру и пропорции объектов, пользуется разнообразными приемами, нетрадиционными техниками. Использует композиционные возможности; рассматривает и эстетически оценивает работы свои и сверстников; ярко проявляет творчество, развернуто комментирует полученный продукт деятельности;
- может определить причины допущенных ошибок, наметить пути их исправления и добиться результата.
Формирование детского коллектива:
- проявляет себя в условиях коллективного творчества, стремление действовать согласованно, может договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять, как отдельные изображения будут объединяться в общую картину;
- способен согласовывать содержание совместной работы со сверстниками и действовать в соответствии с намеченным планом;
- рассматривает и эстетически оценивает работы свои и сверстников.
Подготовительная к школе группа Формирование культуры личности:
- знает искусство как вид творческой деятельности, может рассказать о видах искусства (декоративно-прикладном, изобразительном, литературе, музыке, театре, танце, кино, цирке). Демонстрирует знания о различных видах изобразительного искусства. Проявляет бережное отношение к произведениям изобразительного искусства, устойчивый интерес к произведениям народного искусства. Различает и называет виды декоративно-прикладного искусства, знает и умеет выполнять все основные элементы декоративной росписи; анализирует образцы;
- испытывает чувство уважения к труду народных мастеров и гордится их мастерством;
- способен организовать рабочее место и оценить результат собственной деятельности;
- создает замысел до начала работы и реализует его, выбирая соответствующие материалы и выразительные средства; предает характерную структуру и пропорции объектов; пользуется разнообразными приемами, нетрадиционными техниками. Умеет создавать изображение с натуры и по представлению, предавая характерные особенности знакомых предметов, пропорции частей и различия в величине деталей, используя разные способы создания изображения.
Развитие способностей :
- имеет желание самостоятельно изображать то, что для него интересно (для себя, своих друзей, родных и близких, отражая при этом в продуктивной деятельности образы окружающего мира (овощи, фрукты, деревья, сооружения, машины, животные и человек и др., явления природы (дождь, снегопад и др.) яркие события общественной жизни (праздники и др.);
- ориентируется в пространстве листа бумаги самостоятельно; освоил технические навыки и приемы. Использует композиционные возможности;
- при создании рисунка, лепки, аппликации умеет работать по аналогии и собственному замыслу. Ярко проявляет творчество, развернуто комментирует полученный продукт деятельности;
- может определить причины допущенных ошибок, наметить пути их исправления и добиться результата.
Формирование детского коллектива:
- участвует в партнерской деятельности со взрослым и сверстниками. Проявляет коллективное творчество; интерес к участию в творческой проектной деятельности, совместному экспериментированию и исследованию в рамках совместной художественной деятельности со сверстниками;
- может аргументировано и развернуто оценивать работы свои и сверстников (обращая внимание на обязательность доброжелательного и уважительного отношения к работам товарищей);
- принимает активное участие в коллективных акциях – изготовлении подарков-поделок для малышей, создания элементов декораций для спектаклей и др.