Оксана Балаева
Рабочая программа по ФОП
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа средняя группа ФОП
СОДЕРЖАНИЕ:
Пояснительная записка
Нормативные документы
I. Целевой раздел.
1.1. Цели и задачи рабочей образовательной программы
Основные принципы и положения, реализованные в программе
1.2. Задачи (с ФОП)
1.3. Принципы и подходы к программе
1.4. Планируемые результаты реализации Федеральной программы
1.5. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов.
Темочки:
II. Содержательный раздел.
Задачи и содержание образования, обучения и воспитания по образовательным областям.
2.1. Социально – коммуникативное развитие.
2.2. Познавательное развитие.
2.3. Речевое развитие.
2.4. Художественно – эстетическое развитие.
2.5. Физическое развитие.
2.1.1. Региональный компонент способствует включению воспитанников в процесс ознакомления с региональными особенностями РСО-Алании
2.6. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.
2.7. Способы и направления детской инициативы.
2.8. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся.
III. Организационный раздел.
3.1. Психолого – педагогические условия реализации Федеральной программы.
3.2. Особенности организации предметно пространственной – развивающей среды.
3.3. Режим дня, расписание непосредственно образовательной деятельности.
3.4. Материально – техническое обеспечение Федеральной программы. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
3.5. Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных и анимационных произведений для реализации Федеральной программы.
3.6. Федеральный календарный план воспитательной работы.
3.7. Перечень методической литературы.
Пояснительная записка
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 года № 273-Ф3
• Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного образования» (ФГОС ДО).
• Закон об образовании по РСО – Алании от
14.07.2011 № 22-РЗ
• СанПин 2.4.3648 -20 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организаций»
• Федеральной образовательной программы
• Устав ДОУ.
• Образовательная программа МБДОУ№65
• Рабочая программа МБДОУ № 65
Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей средней группы №9 МБДОУ №65 и направлена на создание благоприятных условий для обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства.
Особое внимание в программе уделяется развитию личности ребёнка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различный жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативный, трудовой, познавательно-поисковой,
продуктивной (изо, конструирование и др.) музыкальный чтение художественной литературы.
Для достижения целей Программы значение имеют :
Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии ребёнка.
Создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящихся к самостоятельности и творчеству.
Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
Творческая организация воспитательно-образовательного процесса.
Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребёнка.
Уважительное отношение к результатам детского творчества. Единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи. Педагоги ДОУ совместно с семьями воспитанников должны стремиться к необходимости
сделать счастливым детство каждого ребенка.
Организационно – педагогические условия образовательного процесса, созданные в ДОУ, обеспечивают выбор оптимальных форм организации детской деятельности, как по содержанию (игровая, исследовательская, трудовая деятельность, экспериментирование, так и по форме групповая, подгрупповая, индивидуальная)
Проектирование образовательного процесса в ДОУ представлено гибким режимом жизнедеятельности, который корректируется в зависимости от сезона.
Цикличность процессов жизнедеятельности требует необходимость выполнения режима, представляющего собой рациональный порядок дня, оптимальное взаимодействие и определенную последовательность периодов подъема, и снижение активности, бодрствования и сна. Режим дня организуется
с учетом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной активности в первой и во второй половине дня.
Разработанная программа предусматривает включение воспитанников в процесс ознакомления с региональными особенностями РСО-Алания.
Срок реализации программы – 1 год.
I Целевой раздел
1.1. Цели и задачи рабочей программы.
Главная цель : разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных особенностей на основе духовно - нравственных ценностей российского народа, исторических и национально - культурных традициях.
1. Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы)
2. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
3. Самостоятельная деятельность детей.
4. Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы 1.2. Задачи с ФОП.
1. Обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемые результатов освоения программы ДО
2. Приобщение детей (в соответствие с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа – жизнь, достоинство, права и
3. свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России, создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становление опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей.
4. Построение структурирования содержания образовательной деятельности на основе возрастных и индивидуальных особенностей развития.
5. Создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
6. Охрана и укрепление физического здоровья и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
7. Обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно – творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности.
8. Обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности.
9. Достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального освоениями ими.
1.3. Принципы и подходы к программе.
1. Полноценное проживание ребенком всех этапов (младенческого, раннего, дошкольного возраста, обогащение детского развития.
2. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
3. содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей) совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей младенческого, раннего, дошкольного возрастов, а также педагогических работников.
4. Признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
5. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
6. Сотрудничество ДОО и семей.
7. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.
8. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
9. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
10. Учет этнокультурной ситуации развития ребенка.
Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках ООД, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Основной целью работы является формирование наличных представлений о родном крае через решение следующих задач:
формирование представлений о достопримечательностях родного города Владикавказа.
воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям и их труду.
формирование начальных представлений о животном и растительном мире родного края, познакомить с понятием «Красная книга»
формирование начальных понятий и карте республики.
Реализация принципа приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей в игре, продуктивных видах детской деятельности, в процессе бесед, праздников. При проведении работы используется комплексный подход, взаимосвязь и своеобразное взаимопроникновение материала разных тем.
Основной задачей является стимуляция познавательной активности детей, развитие их любознательности, развитие образного и логического мышления ребёнка.
Показателем того, что работа оказывает положительное влияние на детей, является:
проявление детьми инициативы, действенного отношения к окружающей жизни
желание слушать книги, уметь отвечать на вопросы о прочитанном.
наблюдение за детьми (как помогают друг другу, как относятся к книгам при создании определенных ситуаций)
Рабочая программа средней группы представляет собой модель процесса воспитания и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности и учётом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде, обеспечивает разностороннее гармоничное развитие с учё том их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: Физическому развитию, социально-коммуникативному, познавательно - речевому, художественно - эстетическому.
Основные принципы и положения, реализованные в программе.
Федеральная Образовательная Программа реализует следующие основные принципы и положения:
См. : Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования Министерство просвещения РФ приказ от 25 ноября 2022г. №1028срт. 4
1.4. Планируемые результаты реализации Федеральной программы.
Планируемые результаты в дошкольном возрасте к пяти годам.
В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного возраста и системные особенности ДО делают неправомерными требования от ребенка д. в. конкретных образовательных достижений. Поэтому планируемые результаты освоения ФОП представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка на разных возрастных этапах и к завершению ДО.
Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования Министерство просвещения РФ приказ от 25 ноября 2022г. №1028 стр. 13
1.5. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов.
Цели педагогической диагностики, а также особенности ее проведения определяются требованиями ФГОС ДО.
Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования Министерство просвещения РФ приказ от 25 ноября 2022г. №1028 стр. 21
II Содержательный раздел Федеральной программы :
Задачи и содержание образования (обучения и воспитания по образовательным областям)
ФОП определяет содержательные линии образовательной деятельности, реализуемые ДОО по основным направлениям развития детей дошкольного возраста.
Организация и проведения воспитательно – образовательного процесса с детьми 4-5 лет (средняя группа). Осуществляется по образовательным областям.
2.1. Социально – коммуникативное развитие (сфера социальных отношений, область формирования основ гражданственности и патриотизма, трудовое воспитание, формирование основ безопасного поведения.)
См. : Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования Министерство просвещения РФ приказ от 25 ноября 2022г. №1028 стр. 31
2.2. Познавательное развитие (сенсорные эталоны и познавательные действия, математические представления, окружающий мир, природа)
СМ. : Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования Министерство просвещения РФ приказ от 25 ноября 2022г. №1028 стр. 40
2.3. Речевое развитие (развитие словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи, связная речь, подготовка детей к обучению грамоте, интерес к художественной литературе.)
См. : Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования Министерство просвещения РФ приказ от 25 ноября 2022г. №1028 стр. 53
2.4. Художественно – эстетическое развитие (приобщение к искусству, изобразительная деятельность, конструктивная деятельность, музыкальная деятельность, театрализованная деятельность, культурно – досуговая деятельность)
См. : Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования Министерство просвещения РФ приказ от 25 ноября 2022г. №1028 стр. 69
2.5. Физическое развитие (основные движения, общеразвивающие движения, ритмическая гимнастика, строевые упражнения, подвижные игры, спортивные упражнения, активный отдых).
См. : Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования Министерство просвещения РФ приказ от 25 ноября 2022г. №1028 стр. 108
2.1.6. Региональный компонент способствует включению воспитанников в процессе ознакомления с региональными особенностями РСО-Алании.
Основной целью работы является формирование целостных представлений о родном крае через решение следующих задач:
- элементарное представление о родном городе (название)
- воспитание любви к родному дому, семье, уважение к родителям и их труду.
- формирование и развитие познавательного интереса к творчеству и ремеслам в родном крае.
- формирование начальных представлений о животном и растительном мире родного края.
Принципы работы :
- принцип регионализации (учет специфики региона)
- личностно – ориентированный гуманистический характер взаимодействия детей и взрослых.
- свобода индивидуального личностного развития.
- признание приоритета ценностей внутреннего мира ребенка, опоры на позитивный внутренний потенциал развития.
- системность и непрерывность
Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Поэтому в детском саду в образовательном процессе используются разнообразные методы и формы организации детской деятельности: народные игры, слушание музыки, наблюдения в природе, чтение детской литературы, знакомство с народным прикладным искусством.
Образовательная область Задачи:
Социально-коммуникативное развитие - использовать знания о родном крае в игровой деятельности.
- вызвать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям Осетии.
Познавательное развитие - формировать начальные представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой.
Речевое развитие - развивать речь, мышление через знакомство с культурой Осетии.
- ознакомление с художественной литературой
Художественно-эстетическое развитие - приобщать детей среднего возраста к музыкальному творчеству родного края.
- воспитывать любовь к родной земле через слушание музыки, разучивание песен, хороводных игр, традиций осетин.
Физическое развитие - развитие потребности в двигательной активности детей при помощи подвижных народных игр.
- совершенствование физического развития детей через национальные праздники, народные игры.
2.7. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.
Образовательную деятельность, осуществляемую в процессе различных видов детской деятельности
Образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов
Самостоятельную деятельность детей
См. : Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования Министерство просвещения РФ приказ от 25 ноября 2022г. №1028 стр. 135
2.8. Способы и направления поддержки детской инициативы.
Самостоятельная исследовательская деятельность и экспериментирование
Свободные сюжетно – ролевые игры
Игры – импровизации, музыкальные игры
Речевые и словесные игры
Логические игры, развивающие игры математического содержания
Самостоятельная деятельность в книжном уголке
Самостоятельная изобразительная деятельность, конструирование
Самостоятельная двигательная деятельность.
См. : Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования Министерство просвещения РФ приказ от 25 ноября 2022г. №1028 стр. 139
2.9. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся.
Главными целями являются обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) (информирование родителей, просвещение родителей, способствованию развитию ответственного и осознанного родительства, построение партнерских отношений, вовлечение родителей в образовательный процесс)
См. : Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования Министерство просвещения РФ приказ от 25 ноября 2022г. №1028 стр. 170
III. Организационный раздел.
3.1 Психолого – педагогические условия реализации Федеральной программы.
См. : Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования Министерство просвещения РФ приказ от 25 ноября 2022г. №1028 стр. 167
См. (приложение 1)
3.2 Особенности организации, развивающей предметно – развивающей среды
См. : Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования Министерство просвещения РФ приказ от 25 ноября 2022г. №1028 стр. 169
3.3. Режим дня, расписание непосредственно - образовательной деятельности.
Организация жизни и деятельности детей спланирована согласно СанПин 2.3/2.4 3590-20 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» от 15 мая 2013г. №26.
Значимые характеристики для разработки и реализации рабочей программы. Исходя из климатических особенностей региона, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением периодов:
1. Холодный период: учебный год (сентябрь- май, составляется определенный режим дня и расписание организованной образовательной деятельности ООД)
См. (приложение 2)
2. Теплый период: (июнь – август, для которого составляется иной режим дня)
См. (приложение 3)
3.4 Материально – техническое обеспечение ФОП, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
См. : Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования Министерство просвещения РФ приказ от 25 ноября 2022г. №1028 стр. 201
3.5. Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации Федеральной программы.
См. : Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования Министерство просвещения РФ приказ от 25 ноября 2022г. №1028 стр. 206,216,221,223
3.6. Федеральный календарный план воспитательной работы :
1 План См. (приложение 4)
2. Перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы См. (приложение 5)
3. Перспективно - календарный план детей среднего дошкольного возраста См. (приложение 6)