Валентина Золотарева
Рабочая программа по дополнительному образованию «Скоро в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
«СКОРО В ШКОЛУ»
ПОДГОТОВИЛА: ЗОЛОТАРЕВА В. Н. – воспитатель 1 КК,
МКДОУ дет/сад №2 общеразвивающего вида
р. п. Таловая Воронежской обл.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы Дополнительная образовательная программа.
Кружок «Скоро в школу».
Организация-исполнитель МКДОУ детский сад № 2, р. п. Таловая Воронежской обл.
Темочки:
Возраст детей:
6-7 лет
Руководитель программы Воспитатель Золотарева В. Н.
Цель программы Развитие у детей 6-7 лет речевой деятельности и познавательных
способностей, интеллекта, творчества в решении поставленных задач.
Направленность программы Социально - педагогическая
Срок реализации программы
1 год
Вид программы
Уровень реализации программы адаптированная
дошкольное образование
Система реализации контроля за
исполнением программы координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагог.
Ожидаемые конечные результаты
программы
Хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква»,
«предложение»; знать порядок букв (алфавит).
Различать гласные и согласные звуки.
Правильно ставить ударение в знакомых словах.
Свободно и осознанно читать простые слова.
Правильно составлять из букв слоги всех видов и слова простой структуры.
Уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце.
Развитие устной речи.
Проявлять интерес к родному языку.
Различать и называть цифры и другие математические знаки (сложения- вычитания, знаки больше - меньше, равно);
Уметь составлять и решать арифметические задачи;
Уметь решать логические задачи, обосновывать доказательство;
Ориентироваться в тетради по клеточкам.
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной образовательной программы :
по тематической направленности – социально-педагогическая,
по функциональному предназначению – учебно-познавательная,
по форме организации – кружковая,
по времени реализации – годичная.
Новизна программы состоит в следующем :
Обучение детей осуществляется в рамках предшкольного образования, обеспечивающего переход от дошкольного детства, семейного воспитания к осознанному обучению в начальной школе.
Учитываются возрастные особенности детей и отличия в организации дошкольного образования и начальной школы;
Специфика организации подготовки детей к школе заключается в том, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра – с включением игровых проблемно-практических ситуаций, совместного выполнения предлагаемых заданий, с опорой на обогащённую предметную среду;
Учитываются возможности образовательного учреждения, на базе которого будет реализована данная программа.
Актуальность.
Подготовка детей к школе на сегодня приобретает все большую актуальность. Во многом это связано с тем, что с проникновением западной культуры и ее ценностей, в стране меняются условия развития ребенка – развитие часто заменяется простыми изменениями. Ребенок развивается, его внутренний мир расширяется, но к реальному физическому миру это зачастую не имеет никакого отношения. Случается, ребенок, начинающий ходить в школу, может перечислить имена всех «смешариков», «фиксиков» и «Барбоскиных», знает, как проходить сложнейшие уровни в новейших компьютерных играх, но не знает, как называется страна, в которой он живет, чем река отличается от моря, не может на вид отличить букву от цифры. Конечно, не все дети такие. Все же, многие родители пытаются подготовить ребенка к школе собственными усилиями. Иногда вполне удачно. Но не всегда родители имеют достаточное количество времени и достаточно сформированный педагогический подход для того, чтобы подготовить ребенка к школе на должном уровне. В школе ребенок не начинает, а продолжает развитие. Обычно подразумевается, что научить ребенка всему, подготовить его к получению дальнейшего образования – обязанность школы. Но на практике это работает редко.
В действительности большинство школьных учителей предпочитает (и часто имеет к этому основания) уделять внимание тем детям, которые уже обладают каким-то уровнем подготовки, которые способны воспринимать школьную программу не как что-то совсем новое, а как совершенствование 5 имеющегося опыта. А остальным ученикам обычно ставят тройки – иногда заслуженно, иногда – из жалости. Созданием данной образовательной программы послужил социальный запрос родителей и школы для наиболее эффективного решения проблем при переходе детей из детского сада в первый класс. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что для дошкольников создается обстановка непринуждённости, когда желание научиться чему бы то ни было возникает естественно, как бы само собой. Используя различные методы, формы и приёмы обучения воспитанников необходимо стараться, чтобы у детей желание учиться не погасло из-за первых же трудностей, а превратилось в желание к преодолению препятствий, своего неумения, в устойчивый познавательный интерес. Детям предоставляется возможность с первых же занятий быть активными, уверенными в себе, т. е. обеспечить им ситуацию успеха. Учебный материал преподноситься доступно, дети учатся с удовольствием, а значит и успешно. Для успешной реализации программы используются различные педагогические технологии: – игровые, так как ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста является игровая; – информационно-коммуникативные – обеспечивают наглядность, доступность, устойчивый интерес к познанию нового, представляют новые возможности добычи информации; – технологии деятельностного метода, развития критического и творческого мышления, которые обеспечивают самостоятельный поиск новых знаний на основе имеющихся знаний и опыта ребенка.
Цель программы : развитие у детей 6-7 лет речевой деятельности и познавательных способностей, интеллекта, творчества в решении поставленных задач.
Программа состоит из двух разделов.
Первый раздел: развитие речи и обучение грамоте.
Второй раздел: развитие математических представлений и логики
Основные задачи при реализации данной программы :
По первому разделу:
Развитие речи и обучение грамоте:
Образовательные : • обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций, бесед и др. • подготовка руки к письму («печатание» букв, слов, предложений)
Развивающие: 6 • развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения. • развитие фонематического слуха (умение выделять звук из ряда других); • развитие фонематического анализа (умение делать звуко-буквенный анализ слов, правильно определять и давать характеристику звука); • развитие умения правильно обозначать звук на письме, составлять слова из букв и слогов, читать. Воспитательные: • Воспитывать инициативу, самостоятельность, доброжелательность.
По второму разделу:
Развитие математических представлений и логики:
Развивающие: • развитие математических представлений о числах и цифрах; • развитие умение решать и составлять арифметические задачи; • развитие внимания, наблюдательности, логического мышление; Образовательные : • знакомство с математическими знаками; • подготовка руки к письму («печатание» цифр, рисование геометрических форм). Воспитательные: • воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации; • Воспитывать инициативу, самостоятельность, доброжелательность.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от других программ. Образовательная программа «Скоро в школу» отличается от других программ тем, что основной задачей ставит задачу формирования потребности ребенка в познании, что является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности. Включение в программу игр по укреплению психосоматического и психофизиологического здоровья детей, традиционных и нетрадиционных методов совместной деятельности направленных на интеллектуальное развитие и не используемых в основных образовательных программах, также считаем отличительной чертой данной образовательной программы. Данная программа готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности; инвариантна и готовит к любой системе школьного образования.
Возраст детей. Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 7 лет.
Сроки реализации. Продолжительность реализации программы – семь месяцев (период с октября месяца по апрель месяц включительно, что составляет 8 занятий в месяц по 30 минут каждое. Занятия проходят 2 раза в неделю.
Формы и режим занятий. Программа предусматривает работу группы в количестве 8-15 человек. Формы организации занятий: - совместная игровая - познавательная деятельность взрослого и детей. - индивидуальная – беседы; - занятия формирования и закрепления знаний и умений.
Ожидаемые результаты после реализации программы.
По первому разделу:
- ребенок должен хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква»,
«предложение»;
- знать порядок букв (алфавит);
- различать гласные и согласные звуки;
- правильно ставить ударение в знакомых словах;
- свободно и осознанно читать простые слова
- правильно составлять из букв слоги всех видов и слова простой структуры;
- уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце;
- проявлять интерес к родному языку
По второму разделу:
- ребенок должен различать и называть цифры и другие математические знаки (сложения- вычитания, знаки больше - меньше, равно);
- уметь составлять и решать арифметические задачи; - уметь решать логические задачи, обосновывать доказательство;
- ориентироваться в тетради.
Способы проверки освоения программы – мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы с помощью игровых заданий.
Форма подведения итогов по реализации дополнительной образовательной программы «Скоро в школу» – открытое занятие для родителей.
3. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Наименование разделов и тем Количество
всего теория практика
Октябрь Звуки и буквы. Звуковой анализ слов.
Работа в тетради.
(Развитие речи и обучение грамоте)
4 занятия по 30
минут
10 мин
20 мин
Числа-цифры. Счет. Состав числа. Работа в тетради.
(Развитие математических представлений и логики)
Ноябрь
Звуки и буквы. Работа в тетради.
(Развитие речи и обучение грамоте)
Числа-цифры. Работа в тетради.
(Развитие математических представлений и логики)
Декабрь Звуки и буквы. Работа в тетради.
(Развитие речи и обучение грамоте)
Арифметические задачи. Работа в тетради.
(Развитие математических представлений и логики)
Январь Звуки и буквы. Работа в тетради.
(Развитие речи и обучение грамоте)
Арифметические задачи. Работа в тетради.
(Развитие математических представлений и логики)
Февраль Звуки и буквы. Работа в тетради.
(Развитие речи и обучение грамоте)
Арифметические задачи. Работа в тетради.
(Развитие математических представлений и логики)
Март Звуки и буквы. Работа в тетради.
(Развитие речи и обучение грамоте)
Арифметические задачи. Работа в тетради.
(Развитие математических представлений и логики)
Апрель Звуки и буквы. Работа в тетради.
(Развитие речи и обучение грамоте)
Арифметические задачи. Работа в тетради.
(Развитие математических представлений и логики)
Итого 56 занятий
4. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Месяц Название темы Краткое описание темы
Октябрь
Звуки и буквы
Гласные звуки и буквы А,У,О
Согласный звук М (Мь, буква
Согласный звук С (Сь, буква
Согласный звук Х (Хь, буква
Числа-цифры
Цифры от 0 до 5;
Математические знаки +, -,=
Ноябрь
Звуки и буквы
Звук Ш, буква Ш
Сопоставление С и Ш
Согласный Л (Ль,буква Л
Гласный Ы
Числа - цифры Цифры от 5 до 10
Математические знаки > ,<
Декабрь
Звуки и буквы
Согласный звук Н (Нь, буква
Согласный звук Р (Рь) ,буква
Сопоставление Р и Л
Согласный звук К (Кь, буква
Арифметические задачи Арифметические задачи на сложение
Январь
Звуки и буквы
Согласный звук П (Пь, буква
Согласный звук Т (Ть) ,буква
Гласный И
Согласный звук В (Вь, буква
Арифметические задачи Арифметические задачи на вычитание
Февраль
Звуки и буквы
Согласный звук З (Зь, буква Сопоставление З и С
Согласный звуки Ж, буква
Согласный звук Б (Бь, буква
Арифметические задачи
Составление арифметических задач
Март
Звуки и буквы
Согласный звук Г (Гь, буква
Согласный звук Д (Дь, буква
Звук Й
Ь - показатель мягкости
Арифметические
задачи Составление арифметических задач
Апрель
Звуки и буквы
Гласные Я, Ю, Е
Согласные Ц, Ч
Звуки Щ, Ф (Фь)
Гласный Э
Логические задачи
Логические задачи на внимание
Закрепление умения решать все виды задач
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В педагогике дошкольного возраста основные методы обучения – игровые. В данной дополнительной образовательной программе используются игровые, наглядные, словесные методы развития детей.
Форма занятий – игровая.
Приемы и методы.
Игровые: использование игр и игровых персонажей.
Наглядные методы: показ способа написания буквы (цифры).
Словесные: объяснение, беседа, использование художественной литературы (стихи, загадки). Практические: выполнение заданий
Дидактический материал:
азбука (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами) фланелеграф;
индивидуальные разрезные наборы букв и цифр;
картинки с цветным изображением звуков (красный – гласный, синий - согласный, зеленый - согласный мягкий);
предметные картинки для составления предложений и задач сюжетные картинки для составления рассказов; тетради в клетку;
мнемотаблицы;
рабочие листы - прописи букв, цифр;
игры со словами.
Техническое оснащение: помещение комнаты дополнительного образования, телевизор, ноутбук, магнитофон.
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Волина, В. В. Учимся, играя: методическое пособие/ В. В. Волина. – М. : Новая школа, 1994. – 448 с.
2. Гризик, Т. И. Готовлюсь к школе : методическое пособие / Т. И. Гризик. – М. : Просвещение, 2011. – 48 с.
3. Жукова, О. И. Игры и упражнения для подготовки ребенка к школе : учебная литература / О. И. Жукова. – М. : АСТ, 2009. – 66 с.
4. Затулина, Г. Я. Конспекты занятий по подготовке к обучению грамоте: учебно-методическое пособие / Г. Я. Затулина. – М. : Центр педагогического образования, 2008. - 64 с.
5. Игнатьева, Л. В. Азбука. Мой первый учебник. ФГОС ДО / Л. В. Игнатьева, Е. В. Колесникова. – М. : Ювента, 2015. – 96 с.
6. Игнатьева, Л. В. Читаю и пишу: Рабочие тетради №1, №2 комплект). К книге «Азбука. Мой первый учебник» / Л. В. Колесникова. – М. : Ювента, 2015. – 80 с.
7. Новикова, В. П. Математические игры в детском саду и начальной школе : методическое пособие / В. П. Новикова. – М. : Мозаика – Синтез, 2014. – 48 с.
8. Новиковская, О. А. Сложи словечко : игровые модели обучения и воспитания / О. А. Новиковская. – Санкт – Петербург : Паритет, 2006. – 15 с.
9. Радуга: примерная основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Е. В. Соловьевой. – М. : Просвещение, 2014. – 232 с.
10. Федосова, Н. А. Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / Н. А. Федосова. – М. : Просвещение, 2015. – 160 с.
11. Федосова, Н. А. Методические рекомендации к программе «Преемственность» : пособие для педагогов / Н. А. Федосова. – М. : Просвещение, 2015. – 160 с.
12. Федосова, Н. А. От слова к букве: пособие для детей 5-7 лет. В 2 частях. Часть 1. / Н. А. Федосова. – М. : Просвещение, 2015. – 112 с.
13. Федосова, Н. А. От слова к букве : пособие для детей 5-7 лет. В 2 частях. Часть 2. / Н. А. Федосова. – М. : Просвещение, 2015. – 95 с.
14. Шевелев, К. В. Готовимся к школе : рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. В 2 ч. Ч. 1, 2. ФГОС ДО / К. В. Шевелев. – М. : Ювента, 2015. – 64 с.
15. Шумаева, Д. Г. Как хорошо уметь читать: обучение дошкольников чтению : программа-конспект / Д. Г. Шумаева. – М. : Детство – Пресс, 2010. – 1