Любовь Герасимова
Рабочая программа по дополнительной образовательной деятельности для детей 6–7 летнего возраста «Развиваемся, играя»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Развитие связной речи у детей является одной из главных задач педагогов дошкольных образовательных учреждений. Программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрена система специальных занятий по развитию связной речи.
Речевые нарушения у детей при общем недоразвитии речи (ОНР) носят системный характер. Помимо дефектного произношения имеет место недоразвитие лексико-грамматического строя речи. Связная речь у детей с ОНР самостоятельно не формируется. Необходима четко спланированная систематическая коррекционная работа, предполагающая проведение специальных коррекционно-развивающих занятий по осознанному формированию у детей связной речи. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира, полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное и психофизическое развитие, так как речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Развитие связной речи играет ведущую роль в процессе развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по формированию речи в детском саду.
Публикация «Рабочая программа по дополнительной образовательной деятельности для детей 6–7 летнего возраста „Развиваемся, играя“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Лето
- Лето. Конспекты занятий на тему Лета
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Актуальность данной программы состоит в том, что она помогает гармоничному развитию личности ребенка, развитию его мышления и интеллекта; подготавливает ребенка к школьному обучению, решает проблемы коммуникативного характера при общении со сверстниками. Способствует его психическому и творческому развитию.
Новизна программы заключается в построении занятий в игровой форме, с использованием различных методик по развитию речи. Каждая тема рассчитана на два занятия: получение новых знаний и закрепление пройденного материала. Для лучшего результата родителям предлагаются произведения, изученные на занятиях, для повторного пересказа и возможности закрепления умения отвечать на вопросы по содержанию текста.
Данная система занятий содержит комплекс упражнений, направленных на развитие лексико-грамматического строя речи, формирование навыка построения связного высказывания. Развитие фонематических процессов и графо-моторных функций. Каждое занятие посвящено конкретной лексической теме. (по буквам алфавита).
В процессе целенаправленного обучения дети с ОНР постепенно овладевают необходимыми речевыми умениями и навыками, что является основой для развития связной речи и овладения знаниями в период подготовки к школьному обучению.
Цель программы: развитие связной речи и психических процессов у детей через использование игровых и развивающих упражнений.
Задачи:
• формировать лексико-грамматический строй речи (словообразование, словоизменение, согласование разных частей речи друг с другом)
• формировать навык построения связного высказывания; навыкам пересказа литературных произведений;
• формировать пространственное восприятие;
• формировать фонетическое восприятие;
• развивать познавательную активность детей;
• развивать графо моторные навыки.
При реализации данной программы рекомендуется использовать следующие формы работы:
Теоретические занятия: беседы.
Практические занятия: выполнение заданий на развитие графо- моторной координации.
Рекомендуется использовать следующие принципы работы:
Общедидактические принципы:
научности;
системности и последовательности;
наглядности;
сознательности и активности;
прочности полученных знаний, умений и навыков;
учета возрастных особенностей.
Специальные принципы:
принцип опоры на коммуникативную функцию речи;
принцип учета индивидуальных особенностей ребенка;
принцип активного привлечения ближайшего окружения к работе с детьми.
Методы и приёмы:
- наглядные (показ картин, иллюстраций и т. д.);
-словесные (которые связаны с художественным словом, метод рассказа воспитателя и метод беседы)
-игровые
-практические
Программа определяет развитие тех речевых знаний и умений, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению. В программе выделяют следующие основные структурные элементы:
Воспитание звуковой культуры речи предполагает развитие навыков звукового анализа и синтеза, интонационной стороны речи, чувства ритма.
Словарная работа предполагает решение задач, связанных с обогащением, закреплением и активизацией словаря; формирование навыков точного выбора слова при формулировании мысли и правильного его употребления в любом контексте. Дети должны научиться выбирать из синонимического ряда наиболее подходящее слово, понимать переносные значения слов в зависимости от противопоставлений и сочетаний. Работа с многозначными словами подводит ребенка к пониманию переносного значения слов.
Формирование грамматического строя речи предполагает обогащение речи ребенка разнообразными грамматическими формами и конструкциями, развитие языковых обогащений. Осуществляется при помощи упражнений на согласование существительных и прилагательных в роде, числе и падеже, употреблении несклоняемых слов, образовании степени сравнения прилагательных, изменение значения слова, придания ему другого смыслового оттенка с помощью суффиксов. Формирование в речи детей разнообразных сложных предложений.
Развитие связной речи включает формирование умений строить разные типы высказываний, соблюдая их структуру и используя разнообразные типы связей между предложениями и между частями высказывания. Развитие умений четко выстраивать в рассказе сюжетную линию, использовать средства связи между смысловыми частями высказывания.
Данная программа социально-развивающей направленности рассчитана на один год обучения детей 6-7летнего возраста.
Предполагаемые результаты:
• повышение уровня познавательной активности детей, формирование умения самостоятельно планировать практические и мыслительные действия;
• обогащение номинативного, предикативного и качественного словаря детей грамматическими категориями;
• умение самостоятельно строить связное высказывание;
• воспитывать культуру речевого общения как часть речевого этикета.
• развитие фонематического слуха;
• развитие мелкой моторики;
• просвещение родителей в развитии связной речи детей.
К концу курса занятий дети должны уметь:
*участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы и отвечать на них.
*различать понятия: звук, буква, слог, предложение, текст.
*пересказывать небольшие литературные произведения.
*осознанно составлять рассказ по картине
*зарисовывать схему помогающую пересказывать произведение
Система занятий предназначена для детей старшего дошкольного возраста
Количество детей в группе 18 человек.
Длительности одного занятия – 25 – 30 минут.
Перспективный план
сентябрь 1 Звук и буква А. Рассказ «Пластилиновая ворона»
Цель: Познакомить детей с содержанием рассказа. Учить отвечать на вопросы и нарисовать схему по содержанию текста. Развивать фонематический слух, выделяя гласный звук и подбирая слова на заданный звук. Познакомить с понятиями: печатная и письменная буква. Развивать графо-моторные навыки.
2 Цель: Пересказ рассказа по схеме. Закрепление словаря о фруктах. Развитие лексико-грамматических категорий: ласкательные формы, образование прилагательных от существительных, слова-признаки. Составление сравнительных предложений с союзом «а». Развивать фонематический слух, графо-моторные навыки.
3 Звук и буква У. Рассказ «Утро»
Цель: Познакомить детей с содержанием рассказа. Учить отвечать на вопросы и нарисовать схему по содержанию текста. Развивать фонематический слух, выделяя гласный звук и подбирая слова на заданный звук. Закрепить графическое изображение письменной и печатной буквы. Развивать графо-моторные навыки.
4 Цель: Пересказ рассказа по схеме. Учить подбирать антонимы. Закреплять словарь по теме домашние птицы. Развитие лексико-грамматических категорий: согласование существительного с числительным, ласкательные формы, образование глагольных форм от существительных. Развивать фонематический слух, логическое мышление, графо-моторные навыки.
октябрь 1 Звук и буква О. Рассказ «Ослик»
Цель: Познакомить детей с содержанием рассказа. Учить отвечать на вопросы по содержанию текста, схематично изобразить картинку к прочитанному тексту. Развивать фонематический слух, выделяя гласный звук и подбирая слова на заданный звук. Закрепить графическое изображение буквы. Развивать графо-моторные навыки.
2 Цель: Пересказ рассказа по схеме. Учить отгадывать загадки. Развитие лексико-грамматических категорий: ласкательные формы, образование прилагательного от существительного. Развивать фонематический слух, логическое мышление, графо-моторные навыки.
3 Звук и буква К. Рассказ «Что увидел кот»
Цель: Познакомить детей с содержанием рассказа. Учить отвечать на вопросы по содержанию текста, изобразить картинку к прочитанному тексту. Развивать фонематический слух, выделяя согласный звук и подбирая слова на заданный звук. Закрепить графическое изображение буквы. Развивать графо-моторные навыки.
4 Цель: Пересказ рассказа. Закреплять умение делить слова на слоги и подбирать к ним соответствующую схему, обобщать понятия, образовывать относительные прилагательные. Совершенствовать словарный запас по теме осень. Развивать фонематический слух, логическое мышление, графо-моторные навыки.
ноябрь 1 Звук и буква М. Сказка «В гости к гному»
Цель: Познакомить детей с содержанием сказки. Учить отвечать на вопросы по содержанию текста. Развивать фонематический слух, выделяя согласный звук и подбирая слова на заданный звук. Закрепить графическое изображение буквы. Развивать графо-моторные навыки.
___
2 Цель: Пересказ сказки. Составление предложений с противоположным значением. Развивать фонематический слух: считать звуки в слове, продолжить слово, зная первый слог, деление слов на слоги. Развивать логическое мышление и графо-моторные навыки.
3 Звук и буква П. Рассказ «Праздник»
Цель: Познакомить детей сказки. Учить отвечать на вопросы по содержанию текста, схематично изобразить картинку к прочитанному. Развивать фонематический слух, выделяя согласный звук и подбирая слова на заданный звук. Закрепить графическое изображение буквы. Развивать графо-моторные навыки.
___
4 Цель: Пересказ сказки. Составлять предложения по схемам. Развитие лексико-грамматических категорий: подбирать признаки предмета, образование прилагательного от существительного. Развивать фонематический слух, логическое мышление, графо-моторные навыки.
декабрь 1 Звук и буква И. Рассказ «Как дети играли в индейцев»
Цель: Познакомить детей с содержанием рассказа. Учить отвечать на вопросы по содержанию текста. Рассмотреть картинки к тексту. Обсудить их содержание. Развивать фонематический слух, выделяя гласный звук и подбирая слова на заданный звук. Закрепить графическое изображение буквы. Развивать графо-моторные навыки.
___
2 Цель: Пересказ рассказа по картинкам. Развитие лексико-грамматических категорий: словообразование по теме животные. Закреплять умение подбирать слова с противоположным значением. Развивать фонематический слух, логическое мышление, графо-моторные навыки.
3 Звук и буква Т. сказка «Кот на прогулке"
Цель: Познакомить детей с содержанием сказки. Учить отвечать на вопросы по содержанию текста. Рассмотреть картинки к тексту. Обсудить их содержание. Развивать фонематический слух, выделяя согласный звук и подбирая слова на этот звук, упражнять в умении определять твердость – мягкость согласного звука. Закрепить графическое изображение буквы. Развивать графо-моторные навыки.
___
4 Цель: Составлять предложения по схемам. Развитие лексико-грамматических категорий: подбирать признаки предмета, Закреплять умение подбирать слова с противоположным значением образование уменьшительно-ласкательных форм. Развивать фонематический слух: заменять первый звук в слове, считать количество бук в слове, соединять слоги для получения целого слова. Развивать графо-моторные навыки.
январь 1 Звук и буква Н. Рассказ «Четвероногий друг»
Цель: Познакомить детей с содержанием рассказа. Учить отвечать на вопросы по содержанию текста, нарисовать схему текста. Развивать фонематический слух, выделяя согласный звук и подбирая слова на заданный звук. Познакомится с графическим изображением письменной и печатной буквы. Развивать графо-моторные навыки.
___
2 Цель: Пересказ рассказа по схеме. Составлять предложения с заданным словом. Формировать умение образовывать сложные слова. Развивать фонематический слух, логическое мышление, графо-моторные навыки.
3 Звук и буква Х. Рассказ «Муха»
Цель: Познакомить детей с содержанием рассказа. Учить отвечать на вопросы по содержанию текста, зарисовать главных героев. Развивать фонематический слух, выделяя согласный звук и подбирая слова на заданный звук. Развивать графо-моторные навыки.
___
4 Цель: Пересказ рассказа. Формировать словарь существительных по теме насекомые. Учить подбирать антонимы. Составление предложений: закончи предложение по смыслу и разложи слова по порядку. Развивать фонематический слух, логическое мышление, графо-моторные навыки.
февраль 1 Звук и буква З. Рассказ «Что за зверь»
Цель: Познакомить детей с содержанием рассказа. Учить отвечать на вопросы по содержанию текста, нарисовать схему для пересказа. Развивать фонематический слух, выделяя согласный звук и подбирая слова на заданный звук, определить твердость –мягкость звука. Развивать графо-моторные навыки.
___
2 Цель: Пересказ рассказа. Формировать словарь существительных и глаголов по теме животные, умение образовывать сложные слова. Согласовывать числительные с существительным. Составление предложение со словом РИСУЕТ. Развивать логическое мышление.
3 Звук и буква Б. Рассказ «Ботинки»
Цель: Познакомить детей с содержанием рассказа. Учить отвечать на вопросы по содержанию текста, нарисовать рисунок-подсказку для пересказа. Развивать фонематический слух, выделяя согласный звук и подбирая слова на заданный звук, определить твердость –мягкость звука. Развивать графо-моторные навыки.
___
4 Цель: Пересказ рассказа. Формировать словарь обобщающих понятий. Образование относительных прилагательных. Составление предложений: закончи предложение по смыслу и разложи слова по порядку. Составление предложение расставляя слова по порядку.
март 1 Звук и буква В Рассказ «Умная ворона»
Цель: Познакомить детей с содержанием рассказа. Учить отвечать на вопросы по содержанию текста. Развивать фонематический слух, выделяя согласный звук и подбирая слова на заданный звук, определить твердость – мягкость звука. Развивать графо-моторные навыки.
___
2 Цель: Пересказ рассказа. Формировать глагольный словарь. Развивать фонематический слух: сосчитать звуки в слове, подбери схему к слову, поставь ударение. Развивать логическое мышление, графо-моторные навыки.
3 Звук и буква Г. Рассказ Гоша – озорник»
Цель: Познакомить детей с содержанием рассказа. Учить отвечать на вопросы по содержанию текста. Развивать фонематический слух, выделяя согласный звук и подбирая слова на заданный звук, определить твердость – мягкость звука. Развивать графо-моторные навыки.
___
4 Цель: Пересказ рассказа. Развивать фонематический слух: сосчитать звуки в слове, подбери схему к слову, поставь ударение, продолжи слово. Составлять предложения с существительным творительного падежа. Образовывать сложные слова. Развивать логическое мышление, графо-моторные навыки.
апрель 1 Звук и буква Д. Сказка «Как дуб свинью проучил»
Цель: Познакомить детей с содержанием сказки. Учить отвечать на вопросы по содержанию текста. Развивать фонематический слух, выделяя согласный звук и подбирая слова на заданный звук, определить твердость –мягкость звука. Раскрасить предметы, в названии которых есть звук Д и ДЬ. Развивать графо-моторные навыки.
___
2 Цель: Пересказ рассказа. Формировать словарь по теме деревья. Составлять предложения с союзом «чтобы». Развивать фонематический слух: сосчитать звуки в слове, подбери схему к слову, поставь ударение. Согласование прилагательных с существительными. Развивать логическое мышление, графо-моторные навыки.
3 Звук и буква Л. Сказка «Друзья»
Цель: Познакомить детей с содержанием сказки. Учить отвечать на вопросы по содержанию текста. Развивать фонематический слух, выделяя согласный звук и подбирая слова на заданный звук, определить твердость –мягкость звука. Развивать графо-моторные навыки.
___
4 Цель: Пересказ рассказа. Формировать словарь по теме детеныши диких животных. Составлять предложения с многозначными словами. Учить отгадывать загадки. Развивать фонематический слух: подбери схему к слову, поставь ударение, придумай слово к слогу. Развивать логическое мышление, графо-моторные навыки.
май 1 Звук и буква Ц Рассказ «Заяц в огороде»
Цель: Познакомить детей с содержанием рассказа. Учить отвечать на вопросы по содержанию текста. Зарисовать схему для пересказа. Развивать фонематический слух, выделяя согласный звук и подбирая слова на заданный звук, определить твердость –мягкость звука. Развивать графо-моторные навыки.
___
2 Цель: Пересказ рассказа. Формировать словарь по обобщающим понятиям. Составлять предложения с данными словами. Согласовывать числительные с существительными. Закреплять умение ориентировки в пространстве. Развивать логическое мышление, графо-моторные навыки.
3 Звук и буква Ф. Рассказ «Фантазеры»
Цель: Познакомить детей с содержанием рассказа. Учить отвечать на вопросы по содержанию текста. Развивать фонематический слух, выделяя согласный звук и подбирая слова на заданный звук, определить твердость – мягкость звука. Развивать графо-моторные навыки.
___
4 Цель: Пересказ рассказа. Формировать словарь по теме фрукты. Образовывать относительные прилагательные, слова с уменьшительно – ласкательным значением. Составлять предложения по схеме. Развивать фонематический слух: подбери схему к слову, соединять слоги в слово. Развивать логическое мышление, графо-моторные навыки.
Литература.
1. Н. Н. Созонова, Е. В. Куницына, Н. Г. Хрушкова «Фонетические рассказы и сказки (для детей 5-7 лет). Тетрадь. - Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2009. (три части) .
2. С. В. Яковлева «Узнаю буквы» - М. :ТЦ Сфера, 2010. (две части)
3. Е. В. Морозова «Занимательная фонетика» В мире звуков и букв. – М. : ТЦ Сфера, 2009. (две части)
4 Бахарева К. С. «Игры по развитию речи для детей дошкольного возраста» - Ростов н/Д: Феникс, 2009г.
5. Кошелева Г. А. «Развитие речи в детском саду» - Ярославль: Академия развития, 2009г.
6. Киселева Г. А. «Книжка – учишка» Альбом игровых упражнений и графических навыков детей 4-6 лет – Москва, 2011г.
7. Алябьева Е. А. «Стихотворные упражнения для развития речи детей 4-7 лет» - методическое пособие, ж/л «Логопед»: Москва: творческий центр, 2011г.
8. Арефьева А. Л. «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет» - Москва: ТЦ Сфера, 2008г.