Парфененкова Ирина
Рабочая программа педагога-психолога по развитию коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОВЗ. Занятия (начало)
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие 1. Это я (1).
1. Ритуал начала занятия. «Связующая нить».
Цель: дать возможность ребёнку (детям) почувствовать себя в центре внимания.
Содержание: В руках я держу клубочек. Когда я начну говорить, то отдам его тому, про кого говорю или тебе со словами «Я очень рада, что Ваня в группе есть…» Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передаёт его следующему, сидящему справа от него, ребёнку. Когда последний закончит говорить, мы с вами будем соединены одной ниточкой. Я начинаю…
Отлично!
Публикация «Рабочая программа педагога-психолога по развитию коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОВЗ, Занятия (начало)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа психолога. Программы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Клубочек ко мне вернулся. А сейчас давайте поднимем руки вверх, опустим их вниз, положим на колени. А теперь аккуратно положим ниточку, которая нас соединяет, на пол.
2. Игра «Снежный ком» (при подгрупповой форме работы).
Цель: установить контакт.
Содержание: Первый участник (например, слева от ведущего) называет своё имя. Следующий повторяет его, затем называет своё. И так по кругу. Упражнение заканчивается, когда первый участник назовёт по именам всю группу.
3. 1. Игра «Цветок растёт».
Цель: способствовать осознанию своего тела, снятию мышечных зажимов, тренировка выразительных движений.
Содержание: Детям (ребёнку) предлагается изобразить, как из семени появляется росток, тянется к солнцу, как вырастают листья, появляется бутон, цветок распускается; солнце спряталось – цветок опускает головку, вянут листья, он сгибается и падает; пригрело солнце, цветок вновь расцветает.
3.2. Рисование себя в виде цветка.
Цель: формированию представлений о себе, проследить, как ребёнок отражает отношение к себе в рисунке.
Содержание: После рисования рассказ о себе: какой ты цветок? Какого цвета, какое у тебя настроение? Почему? С каким цветком ты растёшь рядом?
3.3. Хоровод цветов.
Цель: достижение положительного самоощущения.
Содержание: Все цветы объединяются в один большой «букет» и устраивают хоровод цветов.
3.4. Пальчиковая гимнастика, физкультминутка.
(по лексической теме занятия учителя-логопеда).
Цель: Развитие мелкой моторики, речи, психических процессов, повышение работоспособности; закрепление лексической темы занятия учителя-логопеда.
3.5. Игра «Закончи предложение».
Цель: развивать умение анализировать свои чувства, вербализовать переживания.
Мне бывает грустно, когда…
Мне бывает радостно, когда…
Мне бывает стыдно, когда…
Я сержусь, когда…
4. Релаксация «Подснежник».
Цель: снятие психомышечного напряжения.
Содержание: В лесу под сугробом спрятался нежный цветок. Он крепко сложил свои лепестки, чтобы не погибнуть от холода. Уснул до весны (дети, ребёнок садятся на корточки, обнимая руками плечи, прижимая голову). Солнышко стало пригревать сильнее. Лучики солнца постепенно пробуждают цветок. Он медленно растет, пробираясь сквозь снежный сугроб (дети медленно приподнимаются и встают). Кругом лежит снег. Ласковое солнышко так далеко, а цветочку очень хочется почувствовать тепло (дети, ребёнок тянут руки вверх, напрягая пальцы, поднимаясь на носки). Но вот подснежник вырос, окреп (дети, ребёнок опускаются на ступни). Лепестки стали раскрываться, наслаждаясь весенним теплом. Цветок радуется, гордится своей красотой (дети, ребёнок медленно опускают руки, плечи, улыбаются). «Это я – первый весенний цветок и зовут меня подснежник», - кивает он всем головой. Но весенняя погода капризна. Подул ветерок, и стал подснежник раскачиваться в разные стороны (дети, ребёнок раскачиваются). Цветочек склонялся все ниже и ниже и совсем лег на проталину (дети, ребёнок ложатся на ковер). Пробежали ручьи, вода подхватила и унесла подснежник в длительное путешествие. Он плывет и удивляется чудесным весенним превращениям (звучит природная музыка, дети лежат на ковре и «путешествуют» с закрытыми глазами). Когда цветок напутешествуется, он приплывет в сказочную страну (дети, ребёнок поднимаются и рассказывают, что видели, чему удивлялись и радовались).
5. Рефлексия.
Цель: закрепление позитивного опыта.
Содержание: Дети (ребёнок) садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей (ребёнка) сказать, какое упражнение им понравилось. Дети, передавая друг другу мяч, (ребёнок и педагог-психолог) поочередно делятся своими впечатлениями.
6. Ритуал «Эстафета дружбы».
Цель: окончание занятия.
Содержание: Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает ведущий: «Я передам вам свою дружбу, и она идёт от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!» или рукопожатие передаётся о педагога-психолога к ребёнку.
Занятие 2. Это я (2).
1. Ритуал «Связующая нить».
2. «Ласковое имя».
Цель: способствовать созданию комфортной обстановки.
Содержание: «Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадёт, называет одно или несколько своих ласковых имён.».
3. 1. «Кто я?».
Цель: расширить представления о себе, взглянуть на себя с разных сторон.
Содержание: Дети (ребёнок) по очереди стараются назвать как можно больше ответов на вопрос: «Кто я?» Для описания себя используются характеристики, черты, интересы и чувства, и каждое предложение начинается с местоимения «я». Например: «Я – девочка», «Я – хороший человек» и т. п. Взрослый следит за тем, чтобы дети (ребёнок) не повторяли то, что говорили предыдущие, а описывали именно себя.
3.2. «Слушаем себя».
Цель: развитие концентрации внимания, обращение внимания на себя, на свои чувства.
Содержание: Взрослый обращается к ребё нку: «Давай сядем поудобнее, расслабимся и закроем глазки. Послушаем, что происходит вокруг и внутри тебя. Внимательно прислушайся к своим ощущениям… Что ты сейчас чувствуешь, что хочешь? Что ты услышал?» Ребёнок делится своими впечатлениями.
3.3. «Зоопарк».
Цель: развитие уверенности в себе, усиление внимания к себе.
Ход: Дети (ребёнок) превращаются в животных, тех, в кого захотят сами. Сначала все сидят за стульями - в клетках. Каждый ребенок изображает свое животное. После того, как все узнали, клетки открываются и все звери выходят на свободу: прыгают, бегают, рычат.
3.4. Пальчиковая гимнастика, физкультминутка.
(по лексической теме занятия учителя-логопеда).
Цель: Развитие мелкой моторики, речи, психических процессов, повышение работоспособности; закрепление лексической темы занятия учителя-логопеда.
3.5. «Страна клякс».
Цель: развитие внимания к самому себе.
Содержание: Перед детьми (ребёнком) кладётся большой лист бумаги, на котором они (он) должны нарисовать кляксы: цветные пятна любой величины и формы. Затем детям (ребёнку) предлагается попробовать разглядеть в кляксах какую-нибудь картинку, придумать сказку про увиденное.
4. Релаксация «Волшебный сон».
Цель: развивать воображение, внутреннюю раскованность.
Содержание: Начнем новую игру. Ложитесь так, как вам удобно. Сделайте вдох- выдох. Расслабьте ноги, руки.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши ноги отдыхают,
Шея не напряжена и расслаблена.
Дышится легко, ровно, глубоко (2 раза).
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали,
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться, улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать.
5. Рефлексия.
Цель: закрепление позитивного опыта.
Содержание: Дети (ребёнок и психолог) садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей (ребёнка) сказать, какое задание сегодня было самым трудным. Дети (ребёнок и психолог, передавая друг другу «палочку-выручалочку», поочередно высказывают свое мнение.
6. Ритуал «Эстафета дружбы».
Занятие 3. Мои эмоции.
1. Ритуал «Связующая нить».
2. «Встаньте те, кто…»
Цель: развитие наблюдательности, позволяет детям лучше узнать друг друга.
Содержание: Ведущий даё т задание: «Встаньте те, кто…
любит бегать;
радуется хорошей погоде;
имеет младшую сестру;
любит дарить цветы и т. д.
При желании роль ведущего могут выполнять дети. После завершения всем задаются вопросы, подводящие итоги игры: «Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра?» Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные) : «Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестру?». Каждый вопрос адресуется конкретному ребёнку, если он не может ответить сам – ему помогает группа.
Если ребёнок один, то он ловит мяч, если отвечает на вопрос, если не отвечает, то отбрасывает его.
3.1. «Пиктограммы».
Цель: тренировка умения распознавать эмоциональное состояние.
Содержание: Детям (ребёнку) даётся набор шаблонов, они (он) распознают настроение (эмоции) и дают имя каждой пиктограмме (определяют, какой человек: весёлый или грустный, сердитый или добрый, счастливый или расстроенный). Затем предлагается второй такой же набор, только разрезанные шаблоны перемешиваются между собой. Детям (ребёнку) предлагается помочь людям, найти и собрать их фотографии.
3.2. «Мимическая гимнастика».
Цель: изучение мимики лица и связанных с ней эмоциональных состояний человека, тренинг выразительности мимики.
Содержание: Детям (ребёнку) предлагается выполнить ряд упражнений для мимических мышц лица. Сморщить лоб, поднять брови (удивление). Расслабиться. Сохранить лоб гладким в течение одной минуты. Сдвинуть брови, нахмуриться (сержусь). Расслабиться. Полностью расслабить брови, закатить глаза (а мне всё равно – равнодушие). Расширить глаза, рот открыт, руки сжаты в кулаки, всё тело напряжено (страх, ужас). Расслабиться. Расслабить веки, лоб, щёки (лень, хочется подремать). Расширить ноздри, сморщить нос (брезгливость, вдыхая неприятный запах). Расслабиться. Сжать губы, прищурить глаза (презрение). Расслабиться. Улыбнуться, подмигнуть (весело, вот я какой).
3.3. «Пиктограммы».
Цель: тренировка умения распознавать эмоциональное состояние по мимике.
Содержание: Дети разбиваются на пары (педагог-психолог и ребёнок становятся в пару). У каждого участника свой набор пиктограмм. Один участник берёт пиктограмму и, не показывая её другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти картинку, задуманную своим партнёром. После этого две выбранные картинки сравниваются. При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения настроения.
3.4. Пальчиковая гимнастика, физкультминутка.
(по лексической теме занятия учителя-логопеда).
Цель: Развитие мелкой моторики, речи, психических процессов, повышение работоспособности; закрепление лексической темы занятия учителя-логопеда.
3.5. Игра «Мяч в руки».
Цель : повысить самооценку детей.
Содержание: Ведущий по очереди бросает мяч каждому ребёнку (одному ребёнку) в кругу, а поймавший должен ответить на вопрос: «Что ты любишь больше всего?» или «Что тебе не нравится больше всего?», или «Чем ты любишь заниматься?», или «Чего ты больше всего боишься?»
4. Релаксация «Спящий котенок».
Цель: расслабление мышц тела.
Содержание: Дети (ребёнок) исполняют роль котенка, который ложится на коврик и засыпает. Целый день весёлые котята гуляли на улице. И вот наступил вечер. Лапки у котят устали, стали тяжёлыми, и котята легли спать. У котят мерно поднимаются и опускаются животики. Они дышат ровно и бесшумно, им снится красивая бабочка. Но вот наступает утро, котятки потягиваются, улыбаются и медленно встают с мягких и уютных ковриков.
5. Рефлексия.
Цель: закрепление позитивного опыта.
Содержание: Дети (ребёнок) садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое задание сегодня было самым трудным. Дети, передавая друг другу «палочку-выручалочку», поочередно высказывают свое мнение.
6. Ритуал «Эстафета дружбы».
Занятие 4. Моё настроение (1)
1. Ритуал «Связующая нить».
2. «Добрые волшебники».
Цель: способствовать созданию комфортной обстановки для каждого участника.
Содержание: Дети (ребёнок) садятся в круг, а взрослый рассказывает им сказку: «В одной стране жил злой волшебник – грубиян. Он мог заколдовать любого ребёнка, назвав его нехорошим словом. И все, кого он называл грубыми словами, переставали смеяться и не могли быть добрыми. Расколдовать такого несчастного ребёнка можно только добрыми, ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть у нас такие заколдованные дети». Взрослый выбирает «заколдованных» и просит других помочь им: «А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, называя ласковым именем?» или играют педагог-психолог и ребёнок вдвоём.
3.1. Беседа «Как можно понять настроение человека?»
Цель: развитие умения слушать собеседника, наблюдательности и внимания к чувствам других людей.
1. У меня сегодня плохое настроение. А у вас?
Всегда ли у вас бывает хорошее настроение?
Посмотрите на эти картинки и скажите, чем они отличаются?
2. Почему бывает так грустно?
Если тебе грустно, плохо, как ты себя ведешь?
А если у твоего друга, воспитателя плохое настроение, как это заметишь?
Каким бывает лицо у такого человека?
Как вы можете поднять настроение?
Как можно спросить о причине плохого настроения?
Если человеку просто хочется побыть одному?
Как вы узнаете, что у человека хорошее настроение? Отчего оно бывает?
Как погода действует на настроение человека?
Если в доме праздник, а у тебя плохое настроение, будешь ли ты его показывать остальным? Как ты думаешь, их это огорчит?
Давайте возьмем друг друга за руки и заглянем в глаза друг другу, скажем друг другу ласковые слова. Пусть у всех будет хорошее настроение.
Нужно объяснить детям, как важно уметь определять настроение человека, быть внимательным и предусмотрительным, добрым, наблюдательным.
3.2. Упражнение «Расскажи о своём настроении».
Цель: диагностировать эмоциональное состояние детей.
Содержание: Детям (ребёнку) предлагаются пиктограммы с изображением различных оттенков настроений. Взрослый предлагает выбрать ту картинку, которая в наибольшей степени похожа на настроение ребёнка.
- При помощи каких слов вы можете рассказать о своём настроении?
- Какого цвете твоё настроение?
- На что похоже твоё настроение?
Если в процессе беседы выясняется, что у кого-то из детей (ребёнка) плохое настроение, взрослый им предлагает все отрицательные эмоции поместить в волшебный мешочек.
3.3. Упражнение «Волшебный мешочек».
Цель: познакомить со способами управления и регуляции настроения.
Содержание: В волшебный мешочек предлагается сложить все отрицательные эмоции: злость, обиду, гнев.
3.4. «Угадай-ка!»(при подгрупповой работе)
Цель: тренировка внимания и умения отследить состояние человека по мимике и пантомимике.
Выбирается один ведущий. Дети садятся в ряд лицом к нему. За спинами передаётся небольшой мячик или другой предмет. По выражению лица и позе ведущий должен угадать, у кого мячик. Передача мяча прекращается после звонка.
3.5. Пальчиковая гимнастика, физкультминутка.
(по лексической теме занятия учителя-логопеда).
Цель: Развитие мелкой моторики, речи, психических процессов, повышение работоспособности; закрепление лексической темы занятия учителя-логопеда.
3.6. Этюд «Нарисуй своё настроение и расскажи, почему оно сегодня такое».
Цель : развитие умения описывать свое настроение.
4. Релаксация «Внушение».
Цель: укрепление уверенности в себе.
Содержание: Сегодня ты как будто принял теплую, даже горячую ванну у себя дома. Вода струится по твоему телу, и все оно согревается. От пяток до головы чувствуешь тепло от горячей ванны и еще от того, что рядом мама. Вспомните это состояние. Тебе спокойно и хорошо. И как тогда ты уверен в себе, собран, внимателен. Ты улыбаешься, и эта улыбка будет продолжаться весь день. Делаем резкий глубокий вдох. Глаза открыты. Встать. Потянуться. Сбросили руки свободно, еще раз потянулись, бросили руки. Наше занятие продолжается.
5. Рефлексия.
Цель : закрепление позитивного опыта.
Содержание: Дети (ребёнок) садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое задание сегодня было самым трудным. Дети, передавая друг другу «палочку-выручалочку», поочередно высказывают свое мнение.
6. Ритуал «Эстафета дружбы».
Занятие 5. Моё настроение (2).
1. Ритуал «Связующая нить».
2. Игра «Пошли письмо».
Цель: воспитывать гуманные отношения друг к другу.
Содержание: Все дети стоят в кругу. Один – водит. Ведущий говорит: «Я посылаю письмо от Оли к Серёже». Дети передают письмо пожатием руки. Водящий должен заметить у кого письмо. Или «письмо» передаётся от психолога к ребёнку.
3.1. «Путешествие по волшебным странам».
Цель: обучить умению понимать и выражать своё настроение при помощи слов.
Содержание: Я сегодня приглашаю вас (тебя) в путешествие по волшебным странам с необычными явлениями.
- Вот мы с вами (тобой) попали в первую страну. (Запись музыки таинственного характера.)
Как вы (ты) думаете, какие люди здесь живут? Какое выражение лица у них? (Удивления.) А теперь попробуйте это настроение изобразить. (Показывает пиктограмму.)
Что вас (тебя) удивило совсем недавно? Так как же называется эта страна? (Удивление.)
- Сейчас мы с вами (тобой) попадём в другую страну. Назовите характер звучащей музыки. С каким настроением живут здесь люди? Выберите иллюстрацию, на которой изображён человек с этим настроением. (Показывает пиктограмму – радость.) Как вы (ты) думаете, какие цветы в этой стране растут, какие животные обитают (в соответствии с этим настроением, какое здесь время года?
Как вы думаете: «Радость – это когда…»
Если бы вы (ты) стали рисовать эту страну, то какого цвета краски использовали?
- Послушайте, какая музыка звучит в другой стране. (Печальная, грустная.) Выберите нужную иллюстрацию. Попробуйте изобразить печальное лицо. Уголки рта, брови опущены, глаза выражают тоску.
Пытаетесь ли вы поделиться своим горем с родителями, друзьями?
Как же эта страна называется? (Печаль.)
- Вот и последняя страна, которую мы сегодня посетим. (Звучит музыка.) попытайтесь изобразить это чувство – страх. Рот немножко приоткрыт, глаза широко раскрыты, брови приподняты. Как вы думаете, чего боятся люди этой страны?
Как вы (ты) думаете, какие животные здесь живут?
Рассказываете ли вы (ты) о своих страхах родителям?
Как называется эта страна? (Страх.)
- Вот и закончилось наше путешествие.
3.2. «Рисуем настроение музыки».
Цель: формирование умения выразить свои чувства, впечатления через цвет, рисунок.
-Попробуйте изобразить при помощи красок любую страну.
3.3. Пальчиковая гимнастика, физкультминутка
(по лексической теме занятия учителя-логопеда).
Цель: Развитие мелкой моторики, речи, психических процессов, повышение работоспособности; закрепление лексической темы занятия учителя-логопеда.
4. Релаксация «Конкурс лентяев».
Цель : расслабление мышц.
Ведущий читает стихотворение В. Викторова:
Хоть и жарко,
Хоть и зной,
Занят весь
Народ лесной.
Лишь барсук -
Лентяй изрядный
Сладко спит
В норе прохладной.
Лежебока видит сон,
Будто делом занят он.
На заре и на закате
Все не слезть ему с кровати.
Затем дети (ребёнок) по очереди изображают ленивого барсука. Они (он) ложатся на мат или на коврик и, пока звучит песня Д. Кабалевского «Лентяй», стараются как можно глубже расслабиться.
5. Рефлексия.
Цель : закрепление позитивного опыта.
Содержание: Дети (ребёнок) садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое задание сегодня было самым трудным. Дети, передавая друг другу «палочку-выручалочку», поочередно высказывают свое мнение.
6. Ритуал «Эстафета дружбы».
Занятие 6. Речевые средства общения.
1. Ритуал «Связующая нить».
2. Игра «Море волнуется».
Цель: помочь детям (ребёнку) владеть своим телом.
Содержание: Дети (ребёнок) бегают по залу, изображая руками движения волн.
Психолог говорит:
- Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура - замри!
Дети должны остановиться и удерживать позу, в которой они находились до того, как прозвучала команда «Замри».
Психолог ходит по залу, рассматривает «морские фигуры», хвалит каждого ребенка за необычность или красоту фигуры, за неподвижность и т. д.
3.1. «Передай улыбку по кругу».
Цель: выполнение группового правила, обмен переживаниями.
Содержание: Сидящие (психолог и ребёнок) в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.
3.2. Игра «Цветок – имя».
Цель: обучить детей устанавливать контакт с помощью речевых (обращение по имени) средств в общении.
Содержание: - Встаньте все в круг, закройте глаза и представьте, что вы находитесь на поляне. Вас окружают цветы. Попробуйте увидеть цветок, который вы могли бы назвать своим именем. Какой он? Расскажите нам о своём цветке.
«Обращайтесь всегда по имени друг к другу, прежде чем начать разговор».
3.3. «Спина к спине».
Цель: развить умение детей договариваться друг с другом и показать, как важно для этого видеть своего собеседника.
Содержание: Дети (психолог и ребёнок) садятся спиной друг к другу. Задача – договориться о чём-нибудь или рассказать что-нибудь друг другу. После упражнения дети делятся впечатлениями и своими ощущениями. Взрослый может помочь им, задавая вопросы типа: «Было ли вам удобно?», «Не хотелось ли что-нибудь изменить?» Лучше, если тему для разговора придумают сами дети, но и взрослый может им в этом помочь.
Разговаривать было трудно, так как вы не смотрели в глаза друг другу.
3.4. Пальчиковая гимнастика, физкультминутка.
(по лексической теме занятия учителя-логопеда).
Цель: Развитие мелкой моторики, речи, психических процессов, повышение работоспособности; закрепление лексической темы занятия учителя-логопеда.
3.5. Игра «комплимент».
Цель: развитие эмпатии и умения открыто выражать свои чувства.
Содержание: Сидя в кругу, все берутся за руки (психолог и ребёнок). Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то его похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.
Какие же вы три тайны сегодня узнали? Правильно, при встрече друг с другом сначала улыбнитесь, называя имя, посмотрите друг другу в глаза и по возможности произнесите комплимент.
4. Релаксация «Волшебный сон».
Цель: развивать воображение, внутреннюю раскованность.
Содержание: начнем новую игру. Ложитесь так, как вам удобно. Сделайте вдох- выдох. Расслабьте ноги, руки.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши ноги отдыхают,
Шея не напряжена и расслаблена.
Дышится легко, ровно, глубоко (2 раза).
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали,
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться, улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать.
5. Рефлексия.
Цель: закрепление позитивного опыта.
Содержание: Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей (ребёнка) сказать, какое задание сегодня было самым трудным. Дети или ребёнок, передавая друг другу «палочку-выручалочку», поочередно высказывают свое мнение.
6. Ритуал «Эстафета дружбы».