Гульнара Габдрахимовна Осипова
Рабочая программа педагога по предмету «Краеведение»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по истории разработана в соответствии с :
• Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в действующей редакции,
• Законом «Об образовании в Республике Башкортостан» от 01 июля 2013 года N 696-з (в редакции Законов Республики Башкортостан от 26.12.2014 N 171-з, от 27.02.2015 N 192-з, от 01.07.2015 N 253-з, от 18.09.2015 N 260-з, от 30.01.2017 N 464-з (редакции 16.06.2017, с изм. 24.12.2018, от 22.06.2018 N 642-з, от 22.06.2018 N 644-з, от 22.06.2018 N 648-з, от 25.12.2018 N 50-з, от 03.04.2019 N 92-з, от 10.07.2019 N 141-з,
Публикация «Рабочая программа педагога по предмету „Краеведение“» размещена в разделах
• Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего об-разования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 ( с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г. ,
• Уставом МБОУ «Лицей №1» г. Салавата, утвержденным 21.12.2015г. ,
• Положением о рабочей программе педагога, разработанного в МБОУ «Лицей №1» г. Салавата (Приказ от 11 ноября 2019г. № 398,
на основе:
• Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образова-тельном процессе в ОУ (приказ Министерства образования и науки Российской Федера-ции от «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использова-нию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных про-грамм начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 28.12.2018г. №345 (изменениями от 22.112019 №632,
• Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Ли-цей №1» г. Салавата (Приказ от 22.05.2020 № 203, с изм. от «28» августа 2020 г. № 272,
• Учебного плана МБОУ «Лицей №1» г. Салавата (Приказ от «28» августа 2020г. №267).
Рабочая программа ориентирована на использование следующих учебных пособий:
Духовное наследие народов Башкортостана: учебное пособие для обучающихся средних общеобразовательных организаций. -2-е изд. /А. М. Бускунов. – Уфа: Китап,2019.
История и культура Башкортостана. Хрестоматия: учебное пособие/И90 [авт. -сост. В. С. Мавлетов]. -Уфа:Китап,2019.
Изучение истории Башкортостана призвано способствовать расширению кругозо-ра учащихся, учить рассматривать явления прошлого и современности в их взаимосвязи, критически осмысливать исторический опыт, воспитывать историзм мышления, форми-ровать высокие нравственные качества, развивать творческое мышление у школьников.
Цель изучения курса – воспитание патриота, гражданина нового Башкортостана с активной жизненной позицией, гармонично развитой личности, знающей историю и культуру родного края, бережно относящейся к его духовным ценностям.
Задачи курса:
- содействовать гуманизации образования и гармонизации межнациональных от-ношений;
- формировать здоровые этико- эстетические представления школьников;
- прививать любовь к Родине, к культурным ценностям народов Республики Баш-кортостан, стремление быть достойными продолжателями славных традиций, гордиться тем, что ты представитель именно той нации;
- способствовать возрождению и развитию национальных культур;
- способствовать расширению кругозора учащихся, учить рассматривать явления прошлого и современности в их взаимосвязи, критически осмысливать исторический опыт;
- формировать творческое мышление у школьников.
Место учебного предмета в учебном плане ОУ
Программа составлена с учетом учебного плана, предусматривающего изучение предмета в 5-х классах по 1 часу в неделю, 34 часа в год.
Рабочая программа предусматривает следующие методы и формы решения постав-ленных задач:
Методы обучения:
• Словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия).
• Работа с учебником и книгой (конспектирование, составление плана текста, ци-тирование).
• Наглядные (метод иллюстраций, демонстраций).
• Объяснительно – иллюстративный.
• Репродуктивный.
• Частично – поисковый.
• Проблемный.
• Реконструкция и анализ типичных социальных ситуаций и сложившихся прак-тик поведения с позиций норм морали и права.
Формы обучения:
• Индивидуальная.
• Фронтальная.
• Групповая.
• Коллективная.
• Парная.
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной аттеста-ции:
• Тестирование с применением КИМ.
• Контрольная работа.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Краеведение»
Предметные результаты включают в себя:
- Знание основных исторических событий, происходящих в регионе, их отражение в конкретных личностях; о формировании коренного народа, заселении края другими на-родностями, особенностей быта, обычаев и традиций у представителей различных кон-фессий и народностей; их материального и духовного наследия; современное состояние края в социальном, экономическом и культурном отношениях;
- Осознание роли родного языка в формировании культуры народа;
- Приобщение к народным традициям путем освоения мифологии, фольклорных произведений, участием в народных праздниках, созданием семейных реликвий, родо-словной;
- Развитие эстетического вкуса на основе освоения художественной культуры во всем ее многообразии, сформированной выдающимися деятелями разных эпох;
- Развитие интереса к культуре и истории родного края.
Метапредметные результаты изучения краеведения включают в себя :
- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории Башкортостана, видами учеб-ной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам про-шлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;
- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и на-учно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соот-ветствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творче-ско-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, пре-зентации, проекты);
- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные зна-ния и эвристические приемы.
Личностные результаты изучения краеведения включают в себя :
- представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;
- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
- уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.
Учащийся научится:
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Башкортостана;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в Баш-кортостане, памятники культуры; рассказывать о событиях истории Башкортостана;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устрой-ства древних обществ.
Учащийся получит возможность научиться:
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• видеть проявления влияния истории России на историю Башкортостана;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия башкирского народа.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5 класс
№ НАИМЕНОВАНИЕ (ТЕМЫ) РАЗДЕЛА КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
1 Повторение пройденного 1
2 Семья в культуре народов Башкортостана 15
3 Духовный мир человека в культуре Башкортостана. 9
4 Здоровый образ жизни в культуре Башкортостана 7
5 Повторение пройденного в V классе 2
Итого 34
6 класс
№ НАИМЕНОВАНИЕ (ТЕМЫ) РАЗДЕЛА КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
1 Повторение пройденного 1
2 Мир и человек в художественной культуре Башкортостана 31
3 Повторение пройденного в VI классе 2
Итого 34
7 класс
№ НАИМЕНОВАНИЕ (ТЕМЫ) РАЗДЕЛА КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
1 Повторение пройденного 1
2 Народы Башкортостана – творцы и хранители материаль-ных и духовных культурных ценностей 4
3 Тюркские народы Башкортостана: этническая история, ма-териальная культура, национальная одежда, языки, тради-ции, обряды и праздники, музыка 12
4 Славянские народы Башкортостана: этническая история, материальная культура, языки, национальная одежда, тра-диции, обряды и праздники, музыка 5
5 Финно-угорские народы Башкортостана: этническая исто-рия, материальная культура, языки, национальная одежда, традиции, обряды и праздники, музыка 4
6 Другие народы Башкортостана 4
7 Проектно-исследовательская работа 2
8 Повторение пройденного материала 2
Итого 34
8 класс
№ НАИМЕНОВАНИЕ (ТЕМЫ) РАЗДЕЛА КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
1 Повторение пройденного материала 1
2 История Башкортостана в духовной культуре 26
3 Государственность в Башкортостане 5
4 Повторение пройденного материала 2
Итого 34