Гололобова Татьяна Петровна
Рабочая программа в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
1.1. Пояснительная записка….
1.2. Цели и задачи реализации рабочей программы в младшей группе… …
1.3. Принципы и подходы к формированию рабочей программы.
1.4. Характеристика возрастных особенностей детей …
1.5. Планируемые результаты освоения рабочей программы….
1.6 Развивающее оценивание качества образовательной деятельности.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
Публикация «Рабочая программа в младшей группе» размещена в разделах
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями разви-тия ребенка, представленными в пяти образовательных областях.
«Социально-коммуникативное развитие».
«Познавательное развитие».
«Речевое развитие».
«Физическое развитие».
«Художественно-эстетическое развитие.
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Програм-мы, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов….
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы.
2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников…
2.5. Сопровождающая и развивающая работа в ДОУ.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Организация жизнедеятельности детей….
3.2. Проектирование воспитательно-образовательного процесса….
3.3. Организация развивающей предметно-пространственной среды….
4. ПРИЛОЖЕНИЕ:
1. Перспективно-тематическое планирование
2. Календарное планирование
3. Региональная программа
4. Индивидуальные программы для детей ОВЗ
5. Паспорт здоровья
6. Социальный паспорт
7. Список тематических недель
8. Диагностический инструментарий
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа младшей группы - нормативно-управленческий документ, характеризующий специфику содержания образования, особенности организации воспитательно-образовательного процесса, характер оказываемых образовательных услуг и отражающий:
- собственную нетрадиционную модель организации обучения, воспита-ния и развития дошкольников;
- педагогические технологии обучения, применяемые в работе с детьми;
- систему взаимодействия с семьями воспитанников;
- учёт индивидуальных особенностей, интересов и возможностей детей и родителей;
- условия, обеспечивающие реализацию рабочую программу
Программа на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Так же Программа опирается на нормативно-правовую базу, в которой соотнесены цели Программы и планируемые способы их достижения в соответствии с действующим законодательством РФ и международными правовыми актами.
Международно-правовые акты:
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990г. (одобрена Генеральной Ассамблееи ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990);
Детский фонд ООН ЮНИСЕФ Декларация прав ребёнка (провозглашена резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959).
Конвенция о правах ребенка (Нью - Йорк, 20.11.1989)
Законы РФ:
Конституция РФ от 12.12.1993 (с изм. и доп.);
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12. 2012 г. N 273 - ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Семейный кодекс РФ от 08.12.1995 №223 ФЗ (с изм. и доп.);
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 №124-ФЗ (с изм. и доп.);
Федеральный закон Российской Федерации от 9.12. 2010г. №436 - ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
Бюджетный кодекс РФ;
Семейный кодекс РФ;
Документы Федеральных служб:
СанПиН 2.4.1.3049-13, утверждённый постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 № 26, регистр. №28564.;
СанПиН 4.1.3049 -13 (с изменениями, внесенными Решением Верховного суда Р. Ф. от 04.04. 2014 №АКПИ 14 -281)
Нормативно-правовые документы Министерства Образования и науки Российской Федерации:
Постановление правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014г. №295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации» «Развитие образования» на 2013 -2020 годы».
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013г. №544н г. Москва «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.02.2014 «08-249 «Комментарии к ФГОС ДО»;
Приказ Министерства образования РФ № 2715/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ»;
Приказ №1044 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеразвивающим программам - образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013г.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 №276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
Обязательная часть Программы представлена
основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. 3 изд., исправленное и дополненное - М. : МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2016. - 366с.
Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений
представлена парциальными программами :
О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. «Развитие речи» Программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения -М. :Вентана-Граф, 2014. - 272с.
Т. Д. Пашкевич «Расти счастливым» Программа социально - эмоционального развития детей дошкольного возраста - 2 изд. - Барнаул: АКИПКРО, 2003г. -123с.
С. Н. Николаева «Юный эколог» Программа экологического воспитания ребенка - М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 192 с.
Л. В. Куцакова «Художественное творчество и конструирование» Программа художественно-эстетического развития ребенка дошкольника - М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 112с.
И. М. Каплунова «Ладушки». Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста — Сан. Пет. : «Композитор», 1999. — 83 с.
1.2. Цели и задачи по реализации рабочей программы младшей группе
Целью рабочей программы младшей группы №10 является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.
Цели Программы достигаются через решение следующих задач:
– охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
– обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
– создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
– объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
– формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
– формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повыше-ние компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
– обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.
Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений.
О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. «Развитие речи».
Программа речевого развития детей 3-7 лет.
Цель: создание благоприятных условий для полноценного развития речи детей дошкольного возраста в образовательной области «Речевое развитие», обеспечивающих яркость и выразительность речи через различные виды детской деятельности.
Задачи:
• Обеспечить познавательно - речевое развитие воспитанников ДОУ;
• Развивать свободное общение со взрослыми и детьми;
• Развивать все компоненты устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;
• Организовать предметно - развивающую среду, стимулирующую развитие речи детей в разных видах детской деятельности;
• Взаимодействовать с семьями воспитанников, осуществляя педагогическое просвещение в области «Речевое развитие».
Т. Д. Пашкевич «Расти счастливым». Программа социально - эмоционального развития детей дошкольного возраста
Цель: Создание условий для адаптации детей дошкольного возраста в социуме, активного действия в нем, основанного на уверенности в себе и эмоциональной отзывчивости.
Задачи:
• Способствовать формированию уверенности в себе, в своих силах и возможностях;
• Создать условия для становления умений осознанно относиться к своим и чужим чувствам, желаниям, стремлениям;
• Формировать здоровое адекватное поведение в обществе. Умение ориентироваться и адаптироваться в сложном, противоречивом мире;
• Развивать способности действовать свободно и раскрепощено, но в соответствии с нормами и правилами общества;
С. Н. Николаева «Юный эколог».
Программа экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Цель: формирование начал экологической культуры у детей в условиях детского сада.
Задачи:
Расширение представлений о взаимосвязи растений и животных со средой обитания;
Прослеживание взаимосвязи в процессе роста растений и животных;
Формирование знаний о взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать;
Показать разные формы взаимодействия с природой.
Л. В. Куцакова «Художественное творчество и конструирование». Программа художественно – эстетического образования дошкольников.
Цель: развить конструктивные умения и художественно-творческие способности детей; познакомить их с различными приемами моделирования и конструирования.
Задачи:
познакомить детей с различными приемами моделирования и конструирования.
развить у детей ассоциативное мышление, воображение;
формировать творческие умения, практические навыки, художественный вкус, эстетическое отношение к действительности.
И. М. Каплунова «Ладушки». Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста
Цель: формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
Задачи:
• Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений
• Заложить основы гармонического развития (развития слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей)
• Приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре
• Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям
• Развивать коммуникативные способности (общение детей друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни)
• Познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.
1.3. Принципы и подходы к формированию рабочей программы
Обязательная часть
Принцип развивающего обучения:
Под влиянием обучения не только приобретаются знания, формируются умения, но и развиваются все познавательные психические процессы, связанные с ощущением, восприятием, памятью, вниманием, речью, мышлением, а также волевые и эмоциональные процессы, т. е. развивается личность ребенка в целом. Приобретение знаний, а главное - совершенствование их качества, развитие мышления и обеспечивают развитие ребенка.
Принцип культуросообразности:
Учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).
Принцип развивающего образования:
Целью, которого является развитие ребенка;
Принцип научной обоснованности и практической применимости:
Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования;
Принцип нормативности:
Соответствие образовательной программы «Федеральному государственному стандарту дошкольного образования», Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации».
Принцип системности:
Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при организации культурных практик.
Принцип системно - деятельностного подхода:
Содержание программы реализуется в различных видах деятельности в соответствии с возрастными особенностями дошкольников и принятием ребенка как субъекта, а не объекта деятельности.
Принцип индивидуализации:
Предусматривает развитие индивидуальных способностей ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе учета его интересов, потребностей.
Принцип компетентностного подхода:
Предполагает, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств и компетенций ребенка, определенных целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования.
Принцип интеграции:
Воспитательно - образовательный процесс строится на основе взаимодействия образовательных областей, взаимопроникновения в разные виды деятельности.
Игровой принцип:
Заключается в том, что при реализации общеобразовательной программы отсутствует жесткая предметность, основной аспект развития ребенка делается на игровую деятельность.
Принцип мобильности:
Предполагает постоянное изучение, исследование, анализ ситуации в ДОУ и своевременную коррекцию структуры и содержания образовательной программы.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
О. С. Ушакова, Е. М. Струнина Программа «Развитие речи».
Программа речевого развития детей 3-7 лет.
Принципы реализации программы
• принцип научной обоснованности и практической применимости;
обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.
• принцип сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.
• принцип позитивной социализации ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.
• принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических и иных работников Организации) и детей. Личностно- развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития.
• принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
• принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
• принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности. • принцип развивающего вариативного образования. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей.
• принцип сотрудничества с семьей;
• принцип этнокультурной ситуации развития ребенка.
Пашкевич Т. Д. Программа «Расти счастливым»
Программа социально-эмоциального воспитания детей дошкольного возраста.
Принципы реализации программы
• Установление партнерских отношений с детьми:
- представление об образе ребенка как о саморазвивающейся личности;
- осознание процесса воспитания детей как создание условий для развития способностей ребенка;
- использование способов и средств, обеспечивающих понимание того, что субъектом взаимодействия является ребенок с его интересами, потребностями, особенностями;
• Интеграция, предполагающая взаимосвязь, взаимопроникновение содержания социально - эмоционального развития и направление дошкольного образования (речевое, математическое, художественное, познавательное и др.
• Использование различных способов реализации содержания: запланированный, косвенный, ситуативный.
• Организация воспитательно - образовательного процесса на основе педагогической оценки актуального состояния ребенка (способность видеть, чувствовать, понимать каждого ребенка).
• Организация деятельности на рефлексивной основе (анализ возникающих проблемных ситуаций и поиск собственных действий и поведения).
• Игровой принцип. Осознание того, что эффективное, полноценное развитие личности ребенка - дошкольника обеспечивается в процессе ведущего вида деятельности - игрового, в котором наиболее полно реализуются потребности детей в познании, общении, движении.
С. Н. Николаева «Юный эколог».
Программа экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Принципы реализации программы :
• Постепенное наращивание объема материала: от рассматривания 1-2 объектов природы, 1-2 способов их взаимосвязи со средой обитания к последовательному увеличению количества объектов и механизмов их морфофункциональной взаимосвязи с внешними условиями;
• Использование непосредственного природного окружения, которое составляет жизненное пространство дошкольников: систематическое изучение растений и животных зеленой зоны дошкольного учреждения, а затем объектов природы, которые можно продемонстрировать наглядно.
• Постепенное познавательное продвижение дошкольников: от еди-ничных сенсорных впечатлений, от объектов и явлений природы к многообразию этих впечатлений, конкретным, полноценным представлениям, а затем к обобщению представлений на основе объединения растений и животных в группы по их экологическому сходству;
• Широкое использование в работе с дошкольниками разных видов практической деятельности: систематическое включение их в сенсорное обследование объектов и явлений природы, проведение опытов, создание и поддержание необходимых условий для жизни растений и животных зеленой зоны дошкольного учреждения, различные виды изобразительной деятельности на основе впечатлений о природе, изготовление предметов и игрушек из природного материала;
• Подача познавательного материала и организация деятельности с помощью приемов, вызывающих у дошкольников положительные эмоции, переживания, разнообразные чувства; с использованием народных сказок, сказочных персонажей, разнообразных кукол и игрушек, всех видов игр.
Л. В. Куцакова «Художественное творчество и конструирование»
Программа художественно – эстетического образования дошкольников.
Принципы реализации программы
• постепенного формирования у детей с учетом их возрастных возможностей конструктивных навыков и умений; развития фантазии и воображения, творческого мышления; воспитания самостоятельности, активности, дружелюбия, любознательности, аккуратности, трудолюбия и других важных личностных качеств
• принцип проблемного обучения - центральными в новом содержании становятся не конкретные темы, образы или настроения, а проблемы как способ постижения ребёнком окружающего мира и своего бытия в этом мире.
• принцип эстетического переживания пережитого, приобретение уверенности в своих силах, стремление создавать красивое, глядя на окружающий мир глазами художника; ощущение себя значимыми, умелыми, способными и талантливыми принцип интеграции - проектирование инвариантного содержания изобразительной деятельности как идеального в условиях интеграции конструктивной и познавательной деятельности.
Подходы к формированию и реализации Программы
• Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
• Личностно - развивающий и гуманистический характер взаимодействия социально значимых взрослых и детей;
• Понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком здесь и сейчас;
• Уважение личности ребенка;
• Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательно и исследовательской деятельности, общении со сверстниками в специально организованной предметно - пространственной развивающей среде, самопознании, разных видах культуротворческой деятельности, обеспечивающей художественно - эстетическое, социально - коммуникативное развитие ребенка.