Ирина Свиридова
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по логопедии 5,6 классы
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Логопедические занятия» направлена на коррекцию и развитие письменной и устной речи обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.1, обеспечение условий для всестороннего развития личности обучающихся.
Нормативно-правовую базу разработки программы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи составляют:
Темочки:
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа логопеда. Логопедия
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2,16,17,18,28,29,34,35,41,42,44,48,58,59,60,66,75,79).
2. ФГОС ООО (утверждены приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) с изменениями.
3. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 № 40937).
4. СанПин 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010 г. № 189 с изменениями и дополнениями от 24.11.2015г. № 81 (ОВЗ).
5. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, Протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р).
8. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986).
9. Федеральный закон от 24.11.2013 года № 185-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09. 2013г N 1082 г. «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 23 октября 2013 N 30242).
11. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ.
12. Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ № 25 для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.1)
Программа предназначена для учащихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1, имеющих трудности в обучении, связанных с недостаточно сформированной устной и письменной речью. Программа обеспечивает развитие фонематического восприятия, обогащение пассивного и активного словарей, развитие экспрессивной речи, формирование лексически-, грамматически- и семантически-правильной речи, как устно, так и на письме.
Цель курса : коррекция и развитие устной и письменной речи ребёнка через систему коррекционно-развивающих упражнений.
Задачи курса :
Развитие навыков фонетико-фонематического анализа и синтеза;
Расширение и обогащение словаря;
Коррекция стойких дисграфических и грамматических ошибок на письме;
Коррекция стойких дислексических ошибок при чтении;
Развитие правильной, красивой и четкой устной и письменной речи.
Программа связана с предметными областями: русским языком, литературой. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе.
Программа изучается в 5 классе, 6 классе, 7 классе, 8 классе, 9 классе по два часа в неделю — 68 ч в год на каждой параллели.
I. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) воспитание готовности к отстаиванию своего мнения;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Метапредметные результаты.
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с русским языком и литературой.
Регулятивные УУД:
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книги, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
Уметь донести свою позицию до собеседника;
Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Уметь согласованно работать в группе :
а) планировать работу в группе;
б) распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа;
характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав; проводить морфемный и словообразовательный анализ слов; проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
проводить морфологический анализ слова; применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры; проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении; использовать орфографические словари.
Обучающийся получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата;
понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5 класс
Содержание (Тема) Форма организации Вид деятельности
1 год обучения: 68 часов.
Введение.
Славянский алфавит и его особенности. Судьба отдельных букв. Где же хранятся слова? Копилки слов. Словари. Типы словарей. Энциклопедические и лингвистические словари.
Морфология.
Из чего строятся слова? Строительная работа морфем. Корень и «главное» правило. Гнёзда родственных слов. Командует ударение. Значение слова. Зависимость от контекста. Как трудятся приставки? Для чего нам суффиксы нужны?
Антропонимика.
Происхождение имён и прозвищ. Антропонимия. Антропонимика. Ономастика. Древние русские имена. Происхождение отчеств. Прозвища.
Средства выразительности языка.
Всех скороговорок не перевыскороговоришь. Поговорки. Пословицы. Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.
Анаграммы. Метаграммы, или превращение мухи в слона. Игры с синонимами. Секреты антонимов. Омонимы, их виды.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работы : викторины, лингвистические игры, КВН, орфографическое лото, турниры, исследование, защита проектов. Познавательная, игровая, проектная, работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к написанию проекта и защита его, создание письменных монологических высказываний (текстов) в соответствии с коммуникативной установкой.
Коррекционно – развивающая деятельность :
выполнение различных письменных и устных упражнений, направленных на коррекцию и развитие письменной и устной речи обучающихся.
Познавательная деятельность :
выполнение тестов, составление кроссвордов и ребусов, работа над словом, работа с книгой, словарем; составление диалогов, лингвистических сказок, редактирование предложений, написание сочинений-миниатюр; выборка материала из художественной литературы, его анализ, подготовка сообщений, практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц).
Проблемно – ценностное общение:
лекция с элементами беседы, выступление, рассказ; игра, турнир, путешествие, считалки и пр. практические виды деятельности.
6 класс
Содержание (Тема) Форма организации Вид деятельности
2 год обучения: 68 часов.
Введение.
Язык – вековой труд поколений. Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово. Лексикография – наука о составлении словарей. Как найти слово?
Не все годится, что говорится. Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексических неологизмов. «Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов». Работа с фразеологическим словарём. Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета. Каков человек, такова его и речь. Орфоэпические нормы при произношении некоторых групп согласных в русском литературном языке. «С русским языком можно творить чудеса!».
Морфология.
Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке. Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке. Различай и отличай. Правописание приставок. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-. Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-. Командира приказ — закон для нас или кто командует корнями? Чередование гласных в корнях. Командуют гласные, командуют и согласные. Командует ударение, командует значение слова
Части речи.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Самостоятельные и служебные части речи. Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений, числительных. Слова вежливости, междометия. Звукоподражательные слова, их роль и употребление. Нет той тайны, чтобы не была явна.
Лингвистические игры.
Решение филологических задач. Логогрифы. Шарады. Метаграммы. Анаграммы. Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды. Лимерики. Игры с рифмой. Знакомство с жанром лимерика. Создание лимериков по школьной тематике. Коротко да ясно, оттого и прекрасно.
Этика и этикет.
Телефонный разговор. Общие правила телефонного разговора: краткость, содержательность, информативность; дружелюбный тон, вежливость; четкое произношение слов, фамилий, чисел, средний темп речи; средняя громкость голоса; умеренная эмоциональность. В многословии не без пустословия. Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность. Плеоназм. Скрытая тавтология. По речи узнают человека. Как поддержать разговор. Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником. Демонстрация внимания, уважения, заинтересованности в теме разговора, в собеседнике. Речевые поддержки разговора: выражение интереса, эмоциональной оценки, побуждение к продолжению речи, специальные слова. Тематика разговора, ее зависимость от ситуации и участников общения. Правила выбора темы разговора. Поддержание разговора с соседями, попутчиками. Темы, используемые для поддержания разговора. О чем можно, о чем нельзя говорить в определенных ситуациях.
Антропонимика.
Что в имени тебе моем? История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой антропонимикой. - Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работы : викторины, лингвистические игры, КВН, орфографическое лото, турниры, исследование, защита проектов. Познавательная, игровая, проектная, работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к написанию проекта и защита его, создание письменных монологических высказываний (текстов) в соответствии с коммуникативной установкой.
Коррекционно – развивающая деятельность :
выполнение различных письменных и устных упражнений, направленных на коррекцию и развитие письменной и устной речи обучающихся.
Познавательная деятельность :
выполнение тестов, составление кроссвордов и ребусов, работа над словом, работа с книгой, словарем; составление диалогов, лингвистических сказок, редактирование предложений, написание сочинений-миниатюр; выборка материала из художественной литературы, его анализ, подготовка сообщений, практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц).
Проблемно – ценностное общение:
лекция с элементами беседы, выступление, рассказ; игра, турнир, путешествие, считалки и пр. практические виды деятельности.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№п/п Тема занятия Количество часов
1 Славянский алфавит и его особенности. Судьба отдельных букв. Практикум. Путешествие. 2
2 Где же хранятся слова? Копилки слов. Словари. Типы словарей. Энциклопедические и лингвистические словари. Практикум с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц 4
3 Из чего строятся слова? Строительная работа морфем 6
4 Корень и «главное» правило. Гнёзда родственных слов 4
5 Командует ударение. 4
6 Значение слова. Зависимость от контекста 4
7 Как трудятся приставки? 4
8 Для чего нам суффиксы нужны? 4
9 Происхождение имён и прозвищ. Антропонимия. Антропонимика. Ономастика. Древние русские имена. Практикум-исследование “Что в имени тебе моем?” 4
10 Происхождение отчеств. Прозвища. Практикум. Проект “Откуда пошла моя фамилия”. Игра викторина. 4
11 Всех скороговорок не перевыскороговоришь 2
12 Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Как определить значение фразеологизма. Практикум. 4
13. Анаграммы. Практикум. Разгадывание и составление словесных головоломок 4
14 Метаграммы, или превращение мухи в слона. Практикум. Превращение одного слова в другое путем последовательной замены одной буквы на другую. Самостоятельное построение цепочки метаграмм - превращений для заданных слов 4
15 Игры с синонимами. Практикум. Подбор синонимов, разгадывание кроссворда 4
16 Секреты антонимов. Омонимы, их виды. Практикум. Решение языковых задач 4
17 Поговорки. Пословицы. Практикум собирание из “осколков” пословиц 4
18 Итоговое занятие за год. Конкурс «Знатоки русского языка». 2
Итого 68
6 класс
№ п/п Тема занятия Количество часов
1 Язык – вековой труд поколений. Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке. Лингвистическая игра «Происхождение слов». 3
2 Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово. Лексикография – наука о составлении словарей. Как найти слово? Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте. 4
3 Не все годится, что говорится. Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексических неологизмов. Игра - конкурс «Кто больше?». «Крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях Осеевой В. «Васек Трубачев и его товарищи», «Динка». 4
4 «Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов». Работа с фразеологическим словарём. Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета. Конкурс «Своя игра» по теме «Фразеологизмы». 4
5. Каков человек, такова его и речь. Орфоэпические нормы при произношении некоторых групп согласных в русском литературном языке. 3
6 «С русским языком можно творить чудеса!». Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке. Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке. Практическая работа «Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев». 4
7 Различай и отличай. Правописание приставок. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-. Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-. Тренировочные упражнения на правописание приставок, решение кроссвордов, ребусов. 4
8. Командира приказ — закон для нас или кто командует корнями? Чередование гласных в корнях. Командуют гласные, командуют и согласные. Командует ударение, командует значение слова. Викторина «Узнай меня». Работа с текстами. 4
9 Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Самостоятельные и служебные части речи. Практикум. Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений, числительных. Грамматический турнир. Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы. Звукоподражательные слова, их роль и употребление. Игра «Неизвестное об известном» на распознавание частей речи. 8
10 Нет той тайны, чтобы не была явна. Решение филологических задач. Логогрифы. Шарады. Метаграммы. Анаграммы. Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды. Лимерики. Игры с рифмой. Знакомство с жанром лимерика. Создание лимериков по школьной тематике. 4
11 Коротко да ясно, оттого и прекрасно. Телефонный разговор. Общие правила телефонного разговора: краткость, содержательность, информативность; дружелюбный тон, вежливость; четкое произношение слов, фамилий, чисел, средний темп речи; средняя громкость голоса; умеренная эмоциональность. Практикум «Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте». 4
12. В многословии не без пустословия. Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность. Плеоназм. Скрытая тавтология. Наблюдение за речью дикторов, нахождение нарушений языковых норм. Подготовка монолога. Этапы подготовки монолога: отбор материала, расположение материала, словесное оформление мысли, запоминание, произнесение. 8
13 По речи узнают человека. Как поддержать разговор. Сценарий диалога. Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником. Демонстрация внимания, уважения, заинтересованности в теме разговора, в собеседнике. Речевые поддержки разговора: выражение интереса, эмоциональной оценки, побуждение к продолжению речи, специальные слова. Тематика разговора, ее зависимость от ситуации и участников общения. Правила выбора темы разговора. Поддержание разговора с соседями, попутчиками. Темы, используемые для поддержания разговора. О чем можно, о чем нельзя говорить в определенных ситуациях. Конкурс знатоков речи. 8
14 Что в имени тебе моем? История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой антропонимикой. Проект о происхождении имен. Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала. Защита проекта. 4
15 Итоговое занятие. Аукцион знаний. 2
Итого 68