Лариса Тиунова
Рабочая программа кружковой деятельности для детей младшего дошкольного возраста «Оригами»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Цель современного дошкольного образования – это воспитание и развитие личности ребенка, его творческих способностей и интересов.
Занятия оригами в развитии детей имеет огромное значение, помогает развивать у детей художественный вкус, логику, воображение, память, глазомер, активизирует внимание, способствует самодисциплине и самостоятельности. Также процесс выполнения работ в технике оригами помогает улучшить развитие мелкой моторики пальцев рук, что способствует речевой активности ребенка.
Публикация «Рабочая программа кружковой деятельности для детей младшего дошкольного возраста „Оригами“» размещена в разделах
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Изостудия, кружок ИЗО
- Оригами для детей
- Оригами по темам. Занятия и мастер-классы для детей
- Программы кружков по Оригами
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
Обследование детей нашей группы показало недостаточный уровень развития мелкой моторики. Детям трудно складывать геометрические фигуры, обводить контуры, держать правильно ножницы и резать ими. обводить контуры различных фигур, не развито логическое мышление, пространственное воображение, творческие способности, память и внимание.
Поэтому появилась необходимость создания кружка «Оригами».Он поможет детям познакомиться с техникой оригами и научиться самим складывать из разных видов цветной бумаги забавные фигурки зверюшек и предметов, сказочных персонажей.
Проводиться будет в отдельные от НОД часы, вечером 4 занятия в месяц.
Срок реализации: 1 год
Возраст детей 4-5 лет. Форма работы с подгруппой.
Для знакомства и овладения техникой оригами будут использоваться:
-Вводная беседа
-Использование игровых приемов
-Использование сказочных сюжетов
-загадки
-чтение веселых стихов
-приемы складывания поделок
-наглядные образцы работ
-карточки с изображением фигур – геометрические образцы
-дидактические игры
Ожидаемый результат:
-Дети познакомятся с историей и техникой оригами
-Познакомятся различными видами, приемами работы с бумагой (сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание)
-Разовьется способность работать руками (движения стали точными, т. е. более совершенной станет мелкая моторика пальцев рук, дети смогут достаточно хорошо работать с ножницами
-Ребенок сможет концентрировать внимание, сосредоточиваться на процессе изготовления поделки
-Самостоятельно складывает различные фигуры и предметы из бумаги, запоминает последовательность их изготовления и приемы складывания
-Словарь детей обогатится специальными терминами через знакомство с геометрическими фигурами и геометрическими понятиями
-Разовьется пространственное воображение, глазомер (по картам и шаблонам сможет представлять изделия в объеме)
-У детей развит художественный вкус и творческие способности
-Проявится самостоятельность, усидчивость
Цель:
Развитие творческих способностей детей 4-5 лет через технику оригами.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения и техникой оригами.
2. Обучить базовым понятиям оригами «вверх-вниз», «внутрь -наружу», пользуясь геометрическими фигурами разной формы и размера, самостоятельно складывать из цветной бумаги фигуры и предметы, обогатить словарь детей.
3. Развивать концентрацию внимания и пространственного мышления у детей, память, воображение, мелкую моторику пальцев рук.
4. Формировать художественный вкус и творчество у детей.
5. Воспитывать самостоятельность, усидчивость.
Материалы, которые понадобятся для занятий: схемы с условными обозначениями, принятыми в оригами. Динамические карты с базовыми формами поэтапного складывания, цветная бумага различной текстуры, ножницы с тупыми концами, клеящий карандаш, клей, кисть, линейка, фломастеры, карандаши, одноразовые салфетки, коробка для обрезков бумаги, клеенка для работы с клеем, тарелка для готовых деталей, готовые шаблоны разных размеров.
Перспективный план занятий кружка
Сентябрь
Занятие №1
Программное содержание : Познакомить детей с историей и техникой оригами. Учить правильно, держать ножницы.
Оборудование: Различные фигуры и предметы, выполненные в технике оригами.
Занятие №2
Программное содержание : Дать детям общее представление о простейших фигурах: круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике. О том, что они бывают разных размеров, складываются в др. фигуры (полукруг, четверть круга и т. д.)
Оборудование: геометрические фигуры разных размеров, ножницы с тупыми концами.
Занятие №3
Программное содержание : Научить детей обводить контуры моделей различных фигур, правильно держать карандаш.
Оборудование: Контуры моделей различных фигур, цветные карандаши.
Занятие №4
Дидактическая игра «Геометрическое лото»
Программное содержание : Научить детей определять форму предмета.
Оборудование: 5 карточек с изображением геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник и треугольник). Карточки с изображением предметов разной формы: круглой (мяч, яблоко, воздушный шар, овальной (дыня, слива, жук, квадратной (коврик, телевизор, окно, прямоугольной (портфель, конверт, книга, треугольной (крыша, треугольник, борода).
Октябрь
Занятие №1
Дидактическая игра «Круг- полукруг»
Программное содержание : Познакомить детей с условными обозначениями, принятыми в оригами. Развивать воображение, глазомер.
Оборудование: карточки с условными изображениями оригами, геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг.
Занятие №2
Дидактическая игра «Помоги подобрать окошко к домику»
Программное содержание : Учить детей представлять форму предмета, овладевать навыками пространственного мышления.
Оборудование: карточки с изображением домиков с окошками разной формы (полукруглое, квадратное, прямоугольное, треугольное); фигурки круга, квадрата и прямоугольника.
Занятие №3
Дидактическая игра «прямоугольник-квадрат»,
«квадрат-треугольник», «квадрат-прямоугольник»
Программное содержание : Продолжать знакомить детей с условными обозначениями в оригами. Развивать воображение, глазомер.
Оборудование: треугольник, квадрат большой и маленький, прямоугольник большой и маленький.
Занятие №4
Программное содержание : Познакомить детей с динамической картой-схемой поэтапного складывания базовых форм.
Оборудование: круги из бумаги 2 разных цветов.
Ноябрь
Занятие №1
«Месяц»
Программное содержание : Знакомить детей с разными видами бумаги и свойствами (упаковочная, цветная фольга, техникой оригами. Показать, что эта техника используется для изготовления целостных предметов, их деталей, в целом панно. Формировать умение отбирать размер, цвет бумаги в соответствии с назначением поделки. Учить складывать круг в полукруг, дорисовывать детали панно фломастерами (рот, ресницы).
Оборудование: Цветная упаковочная бумага, цветная фольга, фломастер, глазик, 1 лист цветной плотной бумаги формата А4, 1 круг диаметром 7см из цветной фольги, 1 деталь произвольной формы из цветной упаковочной бумаги.
Занятие №2
«Очки»
Программное содержание : Продолжать учить детей выполнять поделку из цветной фольги, дорисовывать некоторые элементы с помощью фломастеров: складывать круг пополам, совмещая аккуратно при этом стороны, вспомнить правила работы с клеем.
Оборудование: Цветная фольга, фломастер, 1 лист цветной плотной бумаги формата4, 2 круга диаметром 7 см, клей, кисть.
Занятие №3
«Зонтики»
Программное содержание : Продолжать учить складывать круги пополам, аккуратно совмещать края. Закрепить умение дорисовывать элементы панно с помощью фломастеров (спицы, ручки). Развивать умение красиво сочетать бумагу 2 разных цветов. Воспитывать в работе самостоятельность.
Оборудование: Цветная бумага, фломастер, 1 лист цветной плотной бумаги формата А4, 2 круга диаметром 14 см, клей, кисть.
Занятие №4
«Корзинка»
Программное содержание : Познакомить детей с тисненой обойной бумагой. Учить складывать полоску по диагонали, располагать изображение в центре листа. Закрепить умение складывать круг пополам, совмещать края. Развивать воображение, творчество. Воспитывать интерес к технике оригами и усидчивость.
Оборудование: Цветная тесненная обойная бумага, для основы панно - 1 лист цветной бумаги форматом А4, 1 круг диаметром 14 см, 1 прямоугольная полоска, ножницы, клей, кисть.
Декабрь
Занятие №1
«Парашюты»
Коллективная композиция.
Программное содержание : Продолжать учить детей осваивать технику оригами. Закрепить умение создавать композицию коллективно, согласовывая свои действия с действиями других детей. Развивать чувство цвета, формы, воображение и глазомер у детей.
Оборудование: Цветная бумага, фломастеры, 1 лист цветной плотной бумаги формата А4, 1 круг диаметром 10 см, 1 круг диаметром 8 см, 1 круг диаметром 6 см.
Занятие №2
«Ветка в вазе»
Программное содержание : Учить детей изображать в технике оригами вазу из прямоугольника, сложенного вдвое; листья из кругов, согнутых пополам. Составлять красивое панно из разных видов бумаги. Развивать чувство формы и пропорций, память, воображение. Воспитывать самостоятельность в работе.
Оборудование: глянцевая цветная бумага, обойная бумага с орнаментом, фломастеры, 1 лист цветной плотной бумаги формата А4 с наклеенной орнаментальной полоской обойной бумаги размером 8*21см; 7 кругов диаметром 4 см, 1 прямоугольник размером 11*17 см из обойной бумаги с соответствующим орнаментом.
Занятие №3
«Елочки»
Программное содержание : Учить детей изображать елочки новым способом конусом («рожок мороженого»). Формировать умение отбирать цвет бумаги, размер в соответствии с поделкой. Развивать логическое мышление, память, внимание, мелкую моторику пальцев. Воспитывать самостоятельность в работе.
Оборудование: Цветная бумага, 1 лист цветной плотной бумаги формата А4, клей, кисть; для 1 елки - 1 круг диаметром 13 см черного цвета, 1 круг диаметром темно-зеленого цвета 10 см, 1 круг диаметром 7 см светло-зеленого цвета; для 2 елки – 1круг диаметром 13 см черного цвета, 1 круг диаметром 10 см темно-зеленого цвета, 1 круг диаметром 7 см, ствол елки – круг диаметром 7 см коричневого цвета.
Занятие №4
«Снеговик»
Программное содержание : Учить передавать с помощью техники оригами образ новогоднего героя – «снеговика». Развивать творчество, чувство цвета и формы, глазомер, внимание. Воспитывать терпение и самостоятельность в работе.
Оборудование: Цветная бумага, фломастеры, клей, кисть. Круг диаметром 5,5 см – голова, 2 круга диаметром 9,5 см – туловище, 2 круга диаметром 5 см – руки, 2 круга диаметром 6 см – ноги, ведро на голове – 1 прямоугольник размером 3,5*10 см.
Январь
Занятие №1
«Яблоко»
Программное содержание : Продолжать учить выполнять работу в технике оригами – аккуратно складывая круги пополам, умение работать с шаблоном. Развивать память, внимание, мелкую моторику пальцев. Воспитывать желание довести начатое дело до конца.
Оборудование: Цветная бумага, 1 лист цветной плотной бумаги формата А4, шаблон: 2 круга диаметром 14 см, 1 круг диаметром 7 см, 1 круг диаметром 5 см, ножницы, клеевой карандаш.
Занятие№2
«Машины»
Коллективное оригами с элементами аппликации.
Программное содержание : Продолжать учить детей работать с ножницами. Учить создавать коллективную композицию с помощью разных способов оригами с аппликацией, согласовывать свои действия с действиями др. детей. Развивать чувство цвета, формы, память у детей, мелкую моторику пальцев. Воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе.
Оборудование: Цветная бумага, 4 листа цветной плотной бумаги формата А4 с наклеенными полосками из обойной бумаги с нарисованным на ней пейзажем, 2 круга диаметром 7,5 см; 4 круга диаметром 2,5 см; 2 круга диаметром 2 см, 2 прямоугольника размером 1,2*3 см, клеевой карандаш.
Занятие №3
«Вороненок»
Программное содержание : Учить создавать образ птицы разными способами оригами. Развивать воображение, память, логическое мышление, творчество. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Оборудование: Цветная бумага, фломастеры, глазик, клеевой карандаш, 1 лист плотной бумаги форматом 16*16 см соответствующего цвета; 1 круг диаметром 3 см, 1 круг диаметром 2 см, 1 круг диаметром 4,5 см; 2 круга диаметром 5 см, 1 круг диаметром 5 см.
Занятие №4
«Черепаха»
Программное содержание : Учить создавать образ черепахи разными способами оригами. Познакомить с гофрированной бумагой. Развивать творчество, воображение, память, внимание. Формировать интерес к данной технике через использование разных видов бумаги.
Оборудование: Цветная бумага, фломастеры, глазик, клей, кисть; для основы панно – гофрированная бумага формата А4, 1 круг диаметром 14 см, 1 круг диаметром 5 см, 4 круга диаметром 5см.
Февраль
Занятие №1
«Петушок»
Программное содержание : Познакомить детей с новым способом оригами – из квадрата, путем складывания треугольником. Продолжать формировать у них умение отбирать размер и цвет бумаги, дорисовывать недостающие детали поделки (глаза, ресницы). Развивать внимание, память, воображение, мелкую моторику пальцев. Воспитывать аккуратность в работе с клеем, самостоятельность.
Оборудование: Цветная бумага, фломастеры, клеевой карандаш, 1 лист плотной бумаги формата А4, 1 круг диаметром 11см, 2 круга диаметром 6,5см, 3 круга диаметром 4,5см; 1 квадрат размером 2*2 см, 2 круга диаметром 2 см
Занятие №2
«Снегири»
Программное содержание : Учить детей создавать образ птиц разными способами оригами, дорисовывать фломастерами недостающие детали панно (ветку, снежинки). Развивать память, внимание, воображение, глазомер, мелкую моторику пальцев. Воспитывать усидчивость, умение оценить свою работу и товарищей.
Оборудование: Цветная бумага, фломастеры, глазки, клеевой карандаш, 1 лист цветной плотной бумаги формата А4; 2 круга диаметром 6см, 2 квадрата 1*1см, 4 круга диаметром 7,5 см; 2 квадрата 4*4 см, 2 квадратные детали 1,5*1,5 см
Занятие №3
«Божья коровка»
Программное содержание : Учить детей создавать образ божьей коровки разными способами оригами. Аккуратно вырезать для нее лист. Самостоятельно дополнять панно с помощью фломастеров рисованием лапок, усиков.
Оборудование: Цветная бумага, фломастеры, глазки, 1 лист плотной цветной бумаги размером 15,5*15,5 см; 1 круг диаметром 5 см, 1 круг диаметром 4 см, 2 круга диаметром 6 см, 1деталь - для вырезания листа, клеевой карандаш, ножницы.
Занятие №4
«Лягушка - квакушка»
Программное содержание : Закрепить с детьми способ оригами из круга в полукруг через создание сказочного образа лягушки - квакушки. Продолжать учить дорисовывать недостающие детали с помощью фломастеров (глаза, ресницы, мордочку). Формировать художественный вкус и творчество.
Оборудование: Цветная бумага, фломастеры, 1 лист цветной плотной бумаги формата А4, 2 круга диаметром 9 см, 2 круга диаметром 2 см, 2 круга диаметром 5 см, 1 деталь – для вырезывания кувшинки, ножницы, клеевой карандаш.
Март
Занятие №1
«Гусеница»
Программное содержание : Познакомить детей с новым способом оригами складыванием «листиком» через создание образа гусеницы, с новым видом бумаги гофрированной фольгой. Продолжать учить дорисовывать мордочку гусеницы фломастерами. Развивать память, внимание, воображение, мелкую моторику пальцев. Воспитывать аккуратность в работе.
Оборудование: Цветная бумага, гофрированная фольга, глазки, фломастеры, ножницы, клеевой карандаш, 1 лист цветной бумаги формата А4, 1 круг диаметром 15,5 см из гофрированной фольги, 1 круг диаметром 6,5 см, 1 круг диаметром 7,5 см, 1 круг диаметром 6 см, 1 круг диаметром 5 см, 1 круг диаметром 4,5 см и 1 круг диаметром 2 см; 1полоска длиной 3см*2мм, 5 полосок длиной 3 см*2мм, 1 круг диаметром 1 см.
Занятие №2
«Колобок»
Программное содержание : Познакомить детей с новыми способами оригами складывания «полусферой» и сектором «кусочком торта». Учить создавать образ колобка, дорисовывать фломастером глазки и ресницы. Развивать воображение, память, внимание мелкую моторику пальцев.
Оборудование: Цветная бумага, фломастеры, клеевой карандаш, ножницы, 1 лист цветной плотной бумаги формата А4, ножницы, 1 круг диаметром 14 см, 2 круга диаметром 5 см, 2 круга диаметром 7 см, 2 круга диаметром 5 см, 1 круг диаметром 5 см, 1 круг диаметром 2,5 см; 1 круг диаметром 5 см.
Занятие №3
«Чайник и чашка»
Программное содержание : Учить создавать чайник и чашку разными способами оригами, аккуратно рисовать орнаменты на посуде разноцветными фломастерами. Развивать фантазию и творчество у детей.
Оборудование: Цветная бумага, фломастеры, клеевой карандаш, 1 лист цветной плотной бумаги формата А4 с наклеенной полоской обойной бумаги с соответствующим орнаментом размером 8см*21см, 1 круг диаметром 11см, 1 круг диаметром 6 см, 1 круг диаметром 6 см, 1 прямоугольник размером 5*5см, 1 круг диаметром 9 см, 1 круг диаметром 5 см.
Занятие №4
«Самовар и конфетница»
Программное содержание : Учить создавать самовар и конфетницу разными способами оригами. Продолжать учить рисовать орнаменты с помощью разноцветных фломастеров. Развивать творчество, воображение, память, мелкую моторику пальцев.
Оборудование: Цветная бумага, фломастеры, клеевой карандаш, 1 лист цветной плотной бумаги формата А4 с наклеенной полоской обойной бумаги с орнаментом размером 8*21 см, 2 круга диаметром 10,5 см; 2 круга диаметром 5,5 см; 2 круга диаметром 4,5 см; 1 круг диаметром 9,5 см; 1 прямоугольник 3см* 8см, 1 круг диаметром 4,5 см.
Апрель
Занятие №1
«Кролик»
Программное содержание : Продолжать создавать образ кролика разными способами оригами, дорисовывать мордочку с помощью фломастеров. Развивать воображение, глазомер, внимание, мелкую моторику пальцев. Воспитывать желание довести начатое дело до конца.
Оборудование: Цветная бумага, фломастеры, глазик, клеевой карандаш, 1 лист цветной бумаги формата А4, 1 круг диаметром 7 см, 1 круг диаметром 5 см, 2 круга диаметром 4 см, 1 круг диаметром 2,5 см, 1 круг диаметром 3,5 см, 1 круг диаметром 2 см.
Занятие №2
«Ландыши в вазе»
Программное содержание : Закрепить способы оригами складывания «полукруг», сектор «кусочек торта». Учить вырезать стебель цветка. Развивать внимание, память, аккуратность в работе. Воспитывать интерес к технике оригами.
Оборудование: Цветная бумага, бумага с орнаментом для вазы, 1 лист цветной плотной бумаги формата А4, 4 круга диаметром 4,5 см; 1 деталь в форме листа размером 14*8,5 см; 1 изогнутая полоска длиной около 16 см*2 мм, 2 круга диаметром 11,5 см из цветной обойной бумаги с соответствующим орнаментом, ножницы, клеевой карандаш.
Занятие №3,4
«Медвежонок»
Программное содержание : Закрепить способы оригами в создании образа медвежонка. Учить складывать детали, аккуратно совмещая края. Развивать творчество и фантазию. Воспитывать интерес к технике оригами.
Оборудование: Цветная бумага, фломастеры, клеевой карандаш, 1 лист цветной плотной бумаги формата А4, 1 круг диаметром 14,5 см; 2 круга диаметром 5 см и 1 круг 2см, 2 круга диаметром 4,5 см; 1 деталь диаметром 8,5 см; 1 круг диаметром 3 см, 2 круга диаметром 0,5 см.