Анна Иванчина
Рабочая программа кружка по развитию речи детей 4–5 лет средствами фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Общеразвивающая программа
дополнительного образования
социально-педагогической направленности
«В гостях у Колобка»
Для детей младшего дошкольного возраста (4-5 лет)
Автор-составитель: Иванчина А. М.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
Публикация «Рабочая программа кружка по развитию речи детей 4–5 лет средствами фольклора» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
Устное народное творчество представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей. С их помощью можно развивать : фонематический слух, грамматический строй речи, звуковую культуру речи, обогащать словарь.
Следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д., т. к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка.
В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность средств фольклора привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
Актуальность программы
Условия нашего времени привели к приоритету материальных ценностей над духовными, а в результате страдают дети, теряя связь с семьей, природой, истоками своей культуры.
В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных теорий дошкольного детства. Большое значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам культуры. Стало очевидным необходимость возрождения добрых семейных, народных традиций.
Новизна и педагогическая направленность программы
В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Цель программы : Использование произведений фольклора в развитии связной речи детей.
Задачи программы :
1. Расширение, обогащение словаря с использованием произведений фольклора.
2. Формирование правильной разговорной речи.
3. Воспитание звуковой культуры речи.
4. Совершенствование традиционных образовательных методов и приемов развития речи, поиск инновационных методов и приемов.
Отличие программы от уже существующих
я старалась разработать программу для формирования и совершенствования речи детей средствами народного устного и декоративно-прикладного искусства, показать разнообразие их форм, подобрала упражнениядля дошкольников в умении использовать богатое словарное наследие в своей речи.
Процесс развития связной речи средствами фольклора строится на общедидактических и специфических принципах:
последовательности;
системности;
постепенного и поступательного усложнения материала.
Возраст детей и срок реализации программы4-5 лет, 1 учебный год.
Форма организации занятий: подгрупповая
Планируемые результаты реализации программы :
-осознанно грамматически правильно использовать слова в речи;
-количественно и качественно увеличить словарный запас дошкольников;
-научить детей «чувствовать» слово, понимать внутреннее, эмоциональное содержание образных выражений; передавать свои чувства различными средствами выразительности;
-сформировать навыки эмоционального восприятия произведений художественной литературы
Оценка результативности программы проводится по следующим критериям:
Высокий:
*Умеет разыгрывать простейшие русские народные сказки и инсценировать русские народные песни.
*Имеет элементарные представления о народных праздниках (Осенины, Кузьминки, Святки, Масленица) и их традициях.
*Использовать
в повседневной жизни произведения малых форм фольклора (заклички, потешки, считалки, пословицы).
*Умеет применить речевые фольклорные обороты в быту.
*Проявляет самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками.
*Показывает сценки с интересным ребенку видом театра, умеет импровизировать.
*С желанием участвует в любом виде деятельности.
Средний :
*Умеет разыгрывать простейшие русские народные сказки и инсценировать русские народные песни под руководством взрослого.
*Умеет применить речевые фольклорные обороты в быту.
*Имеет некоторые представления о народных праздниках, их обрядах и традициях (Осенины, Святки, Масленица, Пасха).
*Старается использовать в повседневной жизни произведения малых форм фольклора (заклички, потешки, считалки, пословицы).
*Проявляет самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками.
*Показывает сценки с одним из видов театра, умеет импровизировать с помощью взрослого.
*Старается вводить в свои выступления не только устный фольклор.
* Участвует в некоторых видах деятельности.
Низкий:
*Не умеет разыгрывать простейшие русские народные сказки и инсценировать русские народные песни.
*Не умеет применить речевые фольклорные обороты в быту.
*Имеет некоторые представления о народных праздниках, их обрядах и традициях (Осенины, Святки, Масленица, Пасха).
*Не использует в повседневной жизни произведения малых форм фольклора (заклички, потешки, считалки, пословицы).
*Не проявляет самостоятельность в играх со сверстниками.
*Не умеет показывает сценки с одним из видов театра, не умеет импровизировать.
Формы подведения итогов реализации программы
Конкурс «Лето звонкое пришло»
Календарный учебный график
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 20 минут – 32 занятия в год.
Общая продолжительность –10часов 40 минут.
Учебно-тематический план
1. Восенушка - осень Познакомить с народными приметами как предсказателями погоды, с характерными приметами начала осени, с некоторыми пословицами, приметами об осени.
22. Во саду ли, в огороде Совершенствовать умение отличать народную сказку от других жанров народного искусства. Познакомить со сказкой «Мужик и медведь».
13. Хлеб всему голова Познакомить со старинными орудиями труда, с пословицами и поговорками о хлебе.
44. Игрушка Познакомить с возникновением первых народных игрушек (куклы-обереги, дымковские, филимоновские, матрешки).
55. Расти коса до пояса Уточнить представления детей о жанровых особенностях пестушек, потешек, колыбельных песен, помочь детям заучить текст колыбельной песенки при помощи инсценировки.
66. Сошью Маше сарафан Познакомить с русской, башкирской, татарской, марийской народной одеждой, с названиями предметов одежды.
77. Хороводная песня Формировать представления детей о значении народных песен в жизни простого народа, развивать музыкальный слух
88. Волшебные сказки. Чтение и рассказывание русской народной сказки «Чудесные лапоточки» Учить детей образно воспринимать содержание сказки, осмысливать характеры персонажей, формировать образность речи, чуткость к образному строю языка сказки, умение воспринимать и осознавать образные выражения, учить отличать типы сказок.
99. Чтение башкирских народных сказок Познакомить с башкирской народной сказкой «Медведь и пчелы», ее своеобразием.
110. Сочинительство сказки на новый лад Формировать умение придумывать сказку на новый лад, развивать воображение, творчество.
111. Шило в мешке не утаишь Познакомить с жанровыми особенностями пословицы, учить понимать обобщающее значение пословицы, использовать ее в речи.
112. Весела была беседа Формировать представления о предметах быта в русской избе, обогащать словарный запас названиями предметов быта.
113. Посиделки у самовара Формировать представление детей о традициях и обычаях русского народа, развивать творчество.
114. Отгадай загадку Развивать ассоциативное мышление, наблюдательность и воображение, развивать самостоятельность и творчество в изображении различных предметов и явлений
115. Рождество Познакомить с русским народным фольклорным праздником.
116. Скороговорки Уточнить представления детей о жанровых особенностях назначении скороговорок.
117. Консультация для родителей «Как укладывать ребенка спать» Ознакомление родителей со значением колыбельных песен.
118. Дидактические игры по теме «Пословицы» Закрепить знания о пословице, умение использовать ее в речи.
119. На героя и слава бежит Познакомить с русскими богатырями, с «Былиной об Илье Муромце» (в аудиозаписи или мультфильм)
220. Дымковская игрушка Знакомить со словами «барыня-франтиха», «водоноска», «барыня в кокошнике», «коромысло», знакомить с элементами одежды барынь – кокошник, передник и др
221. Матрешка Знакомить со словами «матрешки-тарарушки», «сарафан», знакомить с элементами одежды матрешек.
222. Масленица Закрепить знания о весеннем фольклорном празднике.
223. Гуляй, да присматривайся Совершенствовать умение детей наблюдать за изменениям в природе с приходом весны, познакомить с народными приметами о весне.
224. Грач на горе – весна на дворе Рассказать о старинных обычаях встречи весны : загадывание загадок о весне, пословицы, приметы о весне.
225. Консультация для родителей «Народные обряды и традиции» Познакомить с некоторыми обрядами и традициями народа, раскрыть их значение в жизни народа.
226. Солнышко-ведрышко Познакомить с жанром фольклора – заклички, с их назначением,выучить некоторые из них.
227. Небылицы Формировать умение эмоционально воспринимать небылицы, сравнивать с другими жанрами фольклора.
228. Народные игры Развивать интерес к народным играм, учить четко проговаривать текст в играх «Заря-заряница», «Березонька», упражнять детей в беге.
229. Светлая Пасха Закрепить знания о весеннем фольклорном празднике.
330. Подарок к Пасхе Познакомить с новыми словами и выражениями, такими как «страстная неделя», «писанка» и др., расширять кругозор детей.
331. Весна красна цветами Повторить песни, заклички, пословицы, приметы о весне.
332. Лето звонкое пришло Продолжать знакомить с закличками о солнце, дожде, божьей коровке; выражать характер при исполнении их. Выявить знания и умения детей по программе.
Методическое обеспечение программы
Для организации и осуществления образовательной деятельности предусмотрены следующие основные методы:
- Словесные:беседа, объяснение, рассказ, чтение.
- Наглядные:демонстрация, наблюдение.
- Практические:упражнения,проектная деятельность (Масленица, Светлая Пасха, прослушивание аудиозаписей сказок перед сном, игровые обучающие ситуации, развивающие игры на компьютере.
Приемы:
-беседы с детьми;
-наблюдение за природой;
-слушание русских народных песен, сказок;
-разыгрывание для детей и самими детьми русских народных сказок взрослыми с привлечением родителей;
-инсценировки песен и малых фольклорных форм;
-ручной труд.
Содержание программы
Организационно-педагогические условия реализации программы
кукла Колобок, иллюстрированные книги, содержащие материал с устным народным творчеством, народные музыкальные инструменты.
Литература:
1. Р. Л. Агищева «Фольклор и литература Башкортостана» издательство «Китап» имени З. Биишевой. Уфа – 2011.
3. Г. Я. Затуллина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» Педагогическое общество России. Москва – 2005.
4. О. Н. Козак «Большая книга игр для детей от 3 до7 лет». Санкт-Петербург «Союз» - 2002.
5. И. А. Лыкова. «Изобразительная деятельность в детском саду» «Карапуз Дидактика» - 2012.
6. Н. Пикулева «Слово на ладошке» Челябинск: Издательство Марины Волковой, 2006.
7. О. А. Соломенникова «Радость творчества» Москва: Мозаика – Синтез. 2005)
8.Planetadetstva.ru
9.Nsportal.ru
10.Planetadetstva.ru
11.Sert.covenok.ru
12.Xreferat.ru