Рита Колесникова
Рабочая программа кружка ТРИЗ «Играем и познаем»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
д/с «Дружба» п. Южный
Рабочая программа
кружка для детей 5-6 лет с применением ТРИЗ технологии
Пояснительная записка
Публикация «Рабочая программа кружка ТРИЗ „Играем и познаем“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность. Однако многие педагоги сталкиваются с тем, что традиционные педагогические методики перестают быть эффективными.
Современный мир стремительно меняется, и требует новых подходов к воспитанию нового поколения детей. Поэтому все чаще в системе дошкольного образования используются инновационные технологии.
Одной из таких технологий и является ТРИЗ – Теория Решения Изобретательских Задач, разработанная Г. С. Альтшулером и адаптированная к работе в дошкольных образовательных учреждениях.
Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Цель кружка «Играем и познаем»:
Формирование способности у дошкольников анализировать окружающий мир и устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи:
- Формировать навыки творческой исследовательской работы;
- Знакомить детей с разными сторонами действительности:
явлениями природы, миром человеческих отношений, произведений
культуры, миром собственных переживаний;
- Закреплять становление целенаправленной деятельности;
- Учить формулированию противоречий с небольшой помощью
воспитателя, приемам их разрешений;
- Развивать познавательных способностей и творческого воображения детей через ознакомление с моделями ТРИЗ;
- Развивать умение принимать оптимальное решение жизненной и
учебной задачи при преодолении препятствий, стоящих на пути к
достижению цели;
- Развивать управляемое творческое воображение;
В основу программы кружка входят занятия, рекомендованные С. И. Гин в книге «Занятия ТРИЗ в детском саду»
Целевые ориентиры программы:
В результате обучения у детей
- возникнет положительное эмоциональное отношение к занятиям,
- возрастут познавательная активность и интерес;
- детские ответы станут нестандартными, раскрепощенными;
- расширится кругозор, появится стремление к новизне, к фантазированию;
- речь станет более образной и логичной;
- знания по ТРИЗ будут использованы на других занятиях и в повседневном общении.
Занятия кружка «Играем и познаем» проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня каждый четверг месяца с октября по май.
Время работы кружка: 15.30-15.55
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
04.10. Ознакомительное занятие
Диагностические игры
01. 10 Противоречия в погоде
цель: активизировать интерес детей к окружающему миру; систематизировать их знания о явлениях природы.
Оборудование: «черный ящик», полотенце.
- Знакомство с игрушкой
- Диалог с Игрушкой о погоде.
- Подвижная игра «Солнышко и дождь»
- Обсуждение с детьми противоречий в погоде.
- Подведение итогов
18.10. Противоречия в предметах
Цель: систематизировать навыки классификации предметов по внешним признакам, а также знания о свойствах предметов.
Оборудование: мешочек, игрушки небольшого размера, две коробки, мячик, дудочка (свисток).
- Классификация игрушек по различным признакам.
- Подвижная игра «Разбежались!».
- Обсуждение противоречий в предметах.
- Подведение итогов
25.10. Противоречия в предметах (продолжение)
Цели: систематизировать знания детей о профессиях; научить выделять противоположные признаки объектов; развивать внимание, эмпатию.
Оборудование: мяч, конфета, нож, будильник.
- Беседа о профессиях.
- Игра «Дрессировщики».
- Дидактическая игра «Магазин».
- Подведение итогов.
01.11. Противоречия в ситуациях
Цели: обучать выделению противоречий в различных жизненных ситуациях; ориентировать детей на здоровый образ жизни.
Оборудование: бинт, шарф.
- Противоречия в болезни.
- Игра «Простуда».
- Анализ ситуаций.
- Подведение итогов.
08.11. Противоречия в размерах
Цели: активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации; формировать понимание относительности размера; систематизировать знания детей о размерах животных.
- Анализ проблемной ситуации.
- Игра «Большие — маленькие».
- Упражнение «Расставь по порядку».
- Подведение итогов.
15.11. Противоречия в количестве
Цели: активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации; формировать понимание относительности количества.
Оборудование: конфета.
- Анализ проблемной ситуации.
- Игра «Много — мало».
- Противоречия в количестве.
- Подведение итогов.
23.11. Выбираем транспорт
цель: Обобщить и систематизировать представление детей о способах и
особенностях передвижения человека в разных средах (виды транспорта).
Продолжать знакомить детей с законами, по которым систематизируются знания в форме наглядных моделей. Уточнить и расширить
представления детей о правилах поведения в общественных местах.
- беседа о транспорте.
- игра «Едем, летим, плывем»
- творческое задание: Придумай необычный транспорт», Машина 21 века.
- Подведение итогов
30.11. Противоположные признаки
Цели: систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе; активизировать использование антонимов в речи; активизировать мышление детей; обучать навыкам групповой работы в режиме «мозгового штурма».
- Противоречия в зиме.
- Игра на внимание.
- Проблемная ситуация.
- Подведение итогов.
06.12. Подсистемы человека
Цели: систематизировать знания о строении человека; развивать внимание, умение сравнивать, обобщать; развивать воображение.
Оборудование: бумажные части тела робота.
- «Сборка робота».
- Игра «Руки, ноги, голова».
- Обсуждение «Что — для чего?».
- Подведение итогов.
13.12. Подсистемы предметов: объект «чайник»
Цели: систематизировать знания о посуде; обучить функциональному подходу восприятия подсистем; развивать диалектическое мышление; развивать умение прогнозировать.
Оборудование: настоящий и игрушечный чайники.
- Обсуждение «Какой чайник лучше?».
- Игра-эстафета «Наполни чайник».
- Анализ подсистем.
- Подведение итогов.
20.12. Подсистемы предметов: объект «машина»
Цели: систематизировать представления детей о транспорте; обучать системному анализу объекта; закрепить знание правил дорожного движения.
Оборудование: машина-грузовик, игрушечный или бумажный светофор, игрушки или рисунки различных машин.
- Анализ подсистем.
- Игра «Светофор».
- Обсуждение «Какие бывают машины по назначению».
- Подведение итогов.
17.01 Обобщающее занятие по подсистемам
Цели: систематизировать восприятие объектов как совокупности взаимосвязанных частей; познакомить с приемами сочинения загадок; развивать воображение.
Оборудование: разборные игрушки
- Обсуждение «Конструкторы».
- Игра «Кто больше?».
- Сочинение загадок.
- Подведение итогов.
24.01 Метод «маленьких человечков»
Цели: познакомить с методом «маленьких человечков»; обобщить представления детей о свойствах твердых веществ; развивать воображение, умение инсценировать; развивать познавательный интерес, умение анализировать причины.
Оборудование: мяч.
- Обсуждение «Что не делится на части?».
- Игра «Назови твердое».
- Инсценировка «маленьких человечков».
- Подведение итогов.
31.01 «Твердые и жидкие человечки»
Цели: активизировать мышление детей; закрепить представления детей о свойствах жидких веществ; обучать умению сравнивать и анализировать свойства объектов.
Оборудование: бумажная коробочка, стакан с водой, кубики.
- Решение проблемной ситуации.
- Сравнение твердых и жидких веществ.
- Игра «Замри».
- Моделирование ситуации.
- Подведение итогов
07.02. «Газообразные человечки»
Цели: активизировать мышление детей; систематизировать представления детей о свойствах газообразных веществ; развивать воображение, умение перевоплощаться и абстрагироваться.
Оборудование: карточки с «маленькими человечками».
- Анализ проблемной ситуации.
- Беседа о «газообразных человечках».
- Игра «Маленькие человечки».
- Работа с карточками «маленьких человечков» (МЧ).
- Подведение итогов.
14.02. «Цветные человечки»
Цели: активизировать мышление детей; развивать воображение, фантазию; обобщить представления о веществах в различных агрегатных состояниях; формировать экологическое мышление.
Оборудование: краски, кисточка, бумага, прозрачный кружок
- Анализ проблемной ситуации.
- Упражнение «Волшебная дорожка».
- Игра «Разноцветный светофор».
- Упражнение «Волшебная дорожка» (продолжение).
- Подведение итогов
21.02. Обобщающее занятие по ММЧ
Цели: развивать познавательную активность; развивать умение сравнивать и обобщать; формировать умение моделировать физические процессы.
Оборудование: «черный ящик», мыло, соломинки, стаканчики с пеной, карточки МЧ.
- Упражнение «Черный ящик».
- Беседа о мыльных пузырях.
- Практическая работа.
- Беседа о свойствах вещества.
- Подведение итогов
28.02. Функции подсистем
Цели: систематизировать представления о назначении дома и его составных частей; развивать умение анализировать, видеть взаимосвязи; формировать диалектическое мышление.
Оборудование: кубики.
- Анализ функций внешних подсистем дома.
- Игра «Строим дом».
- Анализ функций внутренних подсистем дома.
- Подведение итогов.
14.03 «Системный лифт»
Цели: развивать умение анализировать и обобщать; формировать диалектическое мышление; развивать воображение, умение инсценировать; познакомить с моделью анализа объекта «системный лифт»; систематизировать правила поведения в лифте.
- Упражнение «Назови общее».
- Анализ противоречий.
- Игра «Лифтовой зверь».
- Введение понятия «системный лифт».
- Подведение итогов.
21.03 Надсистемы и подсистемы объекта
Цели: активизировать мышление детей; обучать использовать модель «системный лифт» для анализа объекта.
Оборудование: «системный лифт», игрушки, наборы кар-точек.
- Проблемная ситуация.
- Работа с «системным лифтом».
- Игра «Вперед — назад».
- Работа с «системным лифтом».
- Подведение итогов.
28.03. Обобщающее занятие по над - и подсистемам
Цели: закрепить представления о над - и подсистемах объектов; закрепить умение пользоваться моделью «системный лифт».
Оборудование: «системный лифт», наборы карточек.
- Упражнение «Назови этаж».
- Игра «Первый, второй, третий».
- Работа в группах.
- Подведение итогов.
23.04.04. Прошлое
Цели: обобщить представления детей о прошлом различных объектов; развивать умение инсценировать.
Оборудование: мяч.
- Беседа «Что было раньше?».
- Физкультминутка.
- Игра с мячом «Чем было раньше?.».
- Подведение итогов.
11.04. Будущее человека
Цели: систематизировать представления о единицах измерения времени; формировать умение прогнозировать; обучать последовательному анализу рассматриваемой ситуации.
- Упражнение «Что потом?».
- Игра «Большие — маленькие».
- Беседа «Будущее человека».
- Подведение итогов.
18.04. Будущее предметов
Цели: развивать умение прогнозировать; формировать навык вариативного мышления; развивать воображение, умение фантазировать.
Оборудование: мяч.
- Упражнение «Что потом?».
- Игра «Съедобное — несъедобное».
- Фантазирование.
- Подведение итогов.
25.04. «Системный оператор»
Цели: познакомить с моделью анализа объектов; развивать внимание.
Оборудование: «пятиэкранка» (наборное полотно, мороженое, книга.
- Знакомство с системным оператором.
- Игра «Вверх — вниз — вперед — назад».
- Путешествие по «пятиэкранке».
- Подведение итогов.
17.05. Обобщающее занятие по «системному оператору»
Цели: закрепить умение системного анализа объекта; закрепить умение пользоваться моделью «пятиэкранка»; формировать диалектическое мышление.
Оборудование: «пятиэкранка», мешок, различные предметы.
- Анализ противоречий.
- Игра «Хорошо — плохо».
- Работа с «системным оператором».
- Подведение итогов.
24.05. Анализ сказки по «системному оператору»
Цели: формировать умение системного анализа сказки; развивать умение анализировать, обобщать, прогнозировать; обучать использованию приема «наоборот»; развивать воображение, эмпатию.
Оборудование: сказка «Колобок», рисунок или игрушка Колобок, «пятиэкранка».
- Упражнение «Какую сказку загадали?».
- Анализ сказки по «системному оператору».
- Подвижная игра «Лиса и Колобок».
- Фантазирование.
31.05. Использование ресурсов для сочинения сказки
Цели: обучать приемам сочинения загадок; развивать умение сравнивать и обобщать; развивать навыки фантазирования; активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций.
Оборудование: рисунки Колобка и Ежика.
- Сочинение загадок.
- Игра «Колючий — не колючий».
- Сочинение сказки.
- Подведение итогов.
В конце учебного года совместно с воспитателями группы проводится диагностика познавательного развития и интегративных качеств воспитанников.
Используемая литература:
1. Гин, С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений. — 4-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2008. — 112 с.
2. Интернет ресурсы