Светлана Рощина
Рабочая программа кружка по сенсорному развитию в средней группе «Занимательная сенсорика»
Рабочая программа кружка по сенсорному развитию
«Занимательная сенсорика»
Пояснительная записка
Для чего нужно развивать точность движений пальцев рук (мелкую моторику? Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание, память, связная речь. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движение ладошек. У детей часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики. Ребенку в этом возрасте необходимы гимнастика рук и пальчиковые игры, они в сопровождении стихов разовьют речь и умение слушать. Дошкольник научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования познавательной сферы ребенка.
Публикация «Рабочая программа кружка по сенсорному развитию в средней группе „Занимательная сенсорика“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Данная программа имеет социально-педагогическую направленность и призвана через развитие пальчиковой и общей моторики, обеспечивающих двигательные функции руки, скоординированные действия глаза и руки, положительно влиять на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.
Актуальность
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребёнка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно- двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому, работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Надо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Это решает сразу две задачи: во - первых косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма. Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребёнком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. В связи с этим актуальность этой программы не вызывает сомнений.
Цели и задачи программы.
Цель программы - развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование) .
Задачи программы:
Образовательные:
- формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук) ;
- формирование практических умений и навыков;
- обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.
Развивающие:
- развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
- совершенствование движений рук;
- развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
- развитие речи детей.
Воспитательные:
- воспитывать в детях усидчивость.
- воспитывать внимательность к выполнению заданий.
- способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Принципы и подходы к формированию программы.
1. Принцип деятельностного подхода. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по С. Л. Рубинштейну).
2. Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития.
3. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в работе. Развитие мелкой моторики у детей проходит с привлечением в работу родителей, которые с использованием игр и упражнений в домашних условиях помогают закрепить уже полученные навыки.
4. Принцип психологической комфортности. Занятия должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребёнку, которого хвалят и поощряют каждый раз, когда он выполняет что-либо, получает дополнительный стимул для последующих усилий. Этому служат средства невербальной коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание, физический контакт.
Возрастная характеристика детей 4-5 лет.
Дети 4-5 лет всё ещё не осознают социальные нормы и правила поведения, однако у них уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо и не надо себя вести. Как правило, к пяти годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме того, они могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам, и как — мальчикам. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своём собственном. Таким образом, поведение ребёнка 4—5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3—4 года, хотя в некоторых ситуациях ему всё ещё требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил.
В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приёма пищи, уборки помещения. Дошкольники знают и используют по назначению атрибуты, сопровождающие эти процессы: мыло, полотенце, носовой платок, салфетку, столовые приборы. Уровень освоения культурно-гигиенических навыков таков, что дети свободно переносят их в сюжетно-ролевую игру.
К 4—5 годам ребёнок способен элементарно охарактеризовать своё самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.
Дети имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют её по ряду признаков («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая причёска»). К пяти годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространённых мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах.
К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребёнка с окружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др., постепенно уходят в прошлое, и любознательный ребенок активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре. Дети 4—5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности: ребёнок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами (в раннем и в самом начале дошкольного возраста последовательность действий не имела для игры такого значения). В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В 4—5 лет сверстники становятся для ребёнка более привлекательными и предпочитаемыми партнёрами по игре, чем взрослый.
В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребёнок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.
В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребёнку необходимо отчётливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Внимание становится всё более устойчивым, в отличие от возраста трех лет (если ребёнок пошёл за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки). В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребёнка. В 5 лет он может запомнить уже 5—6 предметов (из 10—15, изображённых на предъявляемых ему картинках.
В возрасте 4—5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т. д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании.
В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения, наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего, стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера.
Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью, однако уже отмечаются и ситуации чистого общения.
Для поддержания сотрудничества, установления отношений в словаре детей появляются слова и выражения, отражающие нравственные представления: слова участия, сочувствия, сострадания. Стремясь привлечь внимание сверстника и удержать его в процессе речевого общения, ребёнок учится использовать средства интонационной речевой выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в зависимости от ситуации общения. В процессе общения со взрослыми дети используют правила речевого этикета: слова приветствия, прощания, благодарности, вежливой просьбы, утешения, сопереживания и сочувствия. Речь становится более связной и последовательной.
С нарастанием осознанности и произвольности поведения, постепенным усилением роли речи (взрослого и самого ребёнка) в управлении поведением ребенка становится возможным решение более сложных задач в области безопасности. Но при этом, взрослому следует учитывать несформированность волевых процессов, зависимость поведения ребёнка от эмоций, доминирование эгоцентрической позиции в мышлении и поведении.
В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на произведения музыкального и изобразительного искусства, художественную литературу, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных, сказочных персонажей. Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать образы.
Важным показателем развития ребёнка-дошкольника является
изобразительная деятельность. К четырем годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети замысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов её исполнения.
Планируемые результаты освоения программы воспитанниками
- Дети ориентируются в пространстве и на микроплоскости;
- Быстро и успешно справляются с заданиями, требующими координированных движений рук;
- Выполняют задания по словесной и зрительной инструкции;
- У детей увеличился словарный запас, речь стала более эмоциональной и выразительной;
- Возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
- Дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;
- У детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, мышление, воображение, речь.
Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий рисунок). У малыша развивается воображение и фантазия.
В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы.
Реализация и освоение программы осуществляется в четырех основных моделях образовательного процесса:
- образовательной деятельности, которая осуществляется в процессе организаций различных видов детской деятельности: предметная деятельность и игры с основными и динамическими игрушками; эксперименты с материалами и веществами; общение со взрослым и совместные игры со сверстниками (под руководством взрослого); рассматривание наглядного материала; двигательная активность.
- образовательной деятельности в ходе режимных моментов;
- самостоятельной деятельности детей;
Взаимодействие с семьями детей в ходе реализации программы.
Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор формы осуществляется педагогом самостоятельно, и зависит от эмоционально состояния и индивидуальных особенностей ребенка. Словесные (рассказы, объяснения, беседы)
Наглядные (методы иллюстраций и демонстраций)
Практические (воспроизводящие и тренировочные упражнения, рисование)
Игровые (различные дидактические игры)
Для развития моторики рук используются следующие приемы:
-самомассаж кистей рук;
-пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
-выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)
-рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание).
Взаимодействие с родителями воспитанников.
Перспективный план работы с родителями.
Сентябрь
Индивидуальные беседы «Ваш ребенок».
Родительское собрание «Путешествие в страну «Сенсорика»
Октябрь
Анкетирование родителей «"Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников"
Ноябрь
Приобщение родителей к изготовлению дидактических игр по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста.
Декабрь
Совместная выставка с родителями «Чудеса пластилинографии».
Консультация "Развивающие игры на кухне в помощь маме»
Январь
Папка - передвижка «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».
Февраль
Консультация "Научите ребенка узнавать цвета».
Март
"Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет. "
Апрель
Консультация "Что такое «Сенсорика» и почему ее надо развивать?".
Май
Консультация для родителей «Как развить сенсорику у ребенка?»
Перспективно-тематический план работы.
Тема Месяц Описание Цели
Овощи и фрукты Сентябрь
1. Пальчиковая игра «Будем считать»
Упражнение «Помоги Золушке» - рассортируй фасоль (белую отдельно, красную отдельно).
Самомассаж ладоней и пальцев рук. - обучать раскрашиванию картинки пальчиковыми красками, не выходя за контур;
- стимулировать тактильные ощущения;
- развивать мелкую моторику рук и пальцев;
- развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением.
2. Пальчиковая игра «У Лариски - две редиски»
Упражнение «Морковка».
Детям предлагается закрасить рисунок с морковью пальчиковыми красками, не выходя за границы рисунка.
Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.
Моя семья, мой дом. Октябрь
1. Пальчиковая игра «Дружба»
Упражнение «Помогаем маме» - развешать белье на веревку и закрепить его прищепками.
Самомассаж ладоней и пальцев рук семенами фасоли. - развивать мелкую моторику рук, координацию движений;
- развивать внимание;
- тренировать навык выкладывания изображения счетными палочками;
- развивать координацию движений;
- учить детей посыпать тремя пальчиками крупу,;
2. Пальчиковая игра «Домик»
Игра с палочками «Домик» (квадрат, треугольник)
- по показу воспитателя дети сами строят дом для своей семьи.
Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
Транспорт Ноябрь
- развивать мелкую моторику рук, координацию движений;
-упражнять детей проводить прямые вертикальные и горизонтальные линии;
- совершенствование движений рук;
1. Пальчиковая гимнастика
«Вышли пальчики гулять»,
«Пальчики в футбол играют»
Упражнение «Грузим шишки в корзинки» - шишки рассыпаны по ковру.
Самомассаж ладоней и пальцев рук
2. Пальчиковая гимнастика «В гости»
Рисование «Дорисуй железную дорогу» - По контуру выкладываем пластилиновые жгутики. Самомассаж ладоней и пальцев рук
Самомассаж ладоней и пальцев рук
Волшебное тесто Декабрь
1. Пальчиковая гимнастика «В гости»
«Вот такое тесто» - показать детям приемы лепки из теста. Дать им помять его пальчиками, ладошками.
Самомассаж ладоней и пальцев рук - Познакомить детей с тестом и его свойствами;
- научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук;
- научить отщипывать кусочки теста от большого куска;
- научить выкладывать узор из мелких предметов (бусин, пуговиц, семечек, гороха)
2. Пальчиковая игра «О левой и правой руке»
«Картинки на тесте» - выкладывать нафигурах из теста узор.
Самомассаж ладоней и пальцев рук
Зимние чудеса Январь
- закреплять умение проводить округлые линии;
- учить выкладывать изображения с помощью счетных палочек.
1. Пальчиковая игра «Снежок»
«Веселый снеговик» - рисуем на манке круги разного размера.
Самомассаж ладоней и пальцев рук
2. Пальчиковая игра «Снежок»
Упражнение «Собери снежинку» - выкладывание узора счетными палочками по образцу.
Игра «Много снега намело» (Обрывание бумаги).
Самомассаж ладоней и пальцев рук
Животные Февраль
1. Пальчиковая игра «У оленя»
Упражнение «Животные хотят пить» -напоить животных (различные игрушки животных, для этого необходимо наливать воду из стакана в тарелочку ложкой.
Находим в сухом песке фигурки животных. - учить детей аккуратно переливать воду из стакана в тарелочки ложкой;
- учить детей рисовать волнистые линии пальчиками;
- развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию. -
- развивать мелкую моторику рук и пальцев
2. Пальчиковая игра «Дружба»
Игра «Ежики и ежата»-втыкание спичек в большой и маленький пластилиновый комочек.
Самомассаж ладоней и пальцев рук
Мамин праздник Март
1. Пальчиковая гимнастика: «Помощники»
Упражнение «Бусы для мамы» - детям предлагается нанизывать макароны на ленту, создавая бусы.
Самомассаж ладоней и пальцев рук
2. Пальчиковая гимнастика: «Помощники»
«Укрась платье для мамы» - раскрашивание платья карандашами, вырисовывание узора.
Самомассаж ладоней и пальцев рук
- учить детей нанизывать бусины (крупные макароны) на ленту;
- развивать чувство формы и цвета;
- учить создавать узор из кругов, штрихов.
Профессии Апрель
1. Упражнение для пальчиков
«Строим дом»
«Маленькие столяры» - сложение контуров предметов мебели из палочек на горизонтальной плоскости по образцу.
Игра «Шоферы»
2. Пальчиковая гимнастика «Рукавицы»
Упражнение «Вязальщицы» - смотать из шерстяных ниток клубочки
Массаж рук используя воздушные шары наполненные солью
Растения Май
1. Пальчиковая игра «Цветочек»
Аппликация «Весенние цветы - одуванчики» -Картинки из круп
Самомассаж ладоней и пальцев рук - развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением;
- развивать чувство формы и цвета;
- развивать усидчивость, целенаправленность.
2. Пальчиковая игра «Капель»
Упражнение «Кто больше соберет фасоли?» - из сухого бассейна выбрать фасоль.
Самомассаж ладоней и пальцев рук
Методическое обеспечение программы.
1. Абраменко В. В. Воспитание игрой. Играем вместе с ребёнком. – М., Лепта Книга, 2008.
2. Черенкова Е. Ф. Оригинальные пальчиковые игры. - М., «ДОМ. ХХI век», 2007
3. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников. -2005.
4. Агеева И. Д. 500 стишков для зарядки язычков. – 2009.
5. Новиковская О. А. 1000 забавных пальчиковых игр. – 2010.