Иванова Светлана
Рабочая программа кружка по мнемотехнике «Разноцветные стихи»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 5-6 лет
«Разноцветные стихи»
по мнемотехнике.
(старший возраст)
Разработчик : воспитатель Иванова Светлана Михайловна
Воспитатель 1 квалификационной категории МОБУ «Алексинская средняя школа» дошкольные группы
с Колчаново 2021-2022 гг
(составлена на основе образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Е. Веракса, М. Ю. Васильевой, Т. С. Комаровой.)
Публикация «Рабочая программа кружка по мнемотехнике „Разноцветные стихи“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
В соответствии с ООП ДОУ, в соответствии с введением ФГОС, в соответствии со следующими нормативными документами : Конституции РФ ст43,72, Конвенция о правах ребенка (1989 г, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями
Срок реализации два года (2021-2022 учебный год)
СОДЕРЖАНИЕ:
№ п/п Наименование разделов Стр.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка: 3
1.1.1. Цели и задачи реализации программы 4
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы 5
1.2. Сроки реализации программы 6
1.3. Планируемые результаты освоения воспитанниками про-граммы 6
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.2. Планирование на учебный год 7
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Образовательная нагрузка (количество, длительность и время проведения) 12
3.2. Виды и формы работы с детьми 12
3.3. Структура занятий 13
3.4. Методическое обеспечение программы 13
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.
К. Д. Ушинский
1.1. Пояснительная записка
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи, это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). В детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания сервировки столов, уход за комнатными растениями т. п.
На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Актуальность программы : опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как, если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста. Таким образом, приём символизации - это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например, в стихах.
Для этого достаточно схематичного изображения отдельных частей, что облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого стихотворения разрабатывается и составляется своя мнемотаблица, подбираются рисунки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку). И так шаг за шагом создается мнемотаблица. Следующий этап работы с мнемотаблицей - эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения. Затем проводится словарная работа по произведению, беседа по смыслу прочитанного и предоставляет возможность воспроизвести текст детьми с опорой на рисунки. За время работы в группе будут созданы серии мнемотаблицдля детей на стихотворения различной тематики : «Зима», «Весна», «Перелётные птицы», «Зимующие птицы», «Насекомые», «Профессии» и многие другие. Основой мнемотаблиц являются известные стихи. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы. Постепенно память дошкольников укрепляется, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание станет для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым. Ведь одно из правил укрепления памяти и речи гласит: «Когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти графики».
1.1.1. Цели и задачи программы
Цель кружковой работы : развитие связной речи, памяти, мышления, воображения и внимания детей средствами мнемотехники, развитие творческих способностей.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие:
- расширение с помощью мнемотехники представлений ребенка об окружающем мире.
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
Познавательное развитие:
- создание исходной базы для развития памяти;
- перекодирование информации, т. е. преобразования из абстрактных символов в образы;
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
Речевое развитие:
- решение речевых проблем с помощью развития и расширения активного словарного запаса;
- воспитание у детей устойчивого интереса к изучению стихов, пересказу сказок и рассказов;
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи;
- воспитание и развитие навыка у детей к ораторскому искусству и умению слушать;
- овладение речью как средством общения и культуры.
Художественно-эстетическое развитие:
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении;
- восприятие художественной литературы;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной).
Физическое развитие:
- развитие координации движений, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, крупной и мелкой моторики обеих рук.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы :
Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, в ее основу заложены основные принципы и подходы:
- принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка;
- принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной коррекционной педагогики);
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
- принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (законных представителей, педагогических работников) и детей;
- предполагает реализацию образовательного процесса в формах, специфических для детей, прежде всего в форме игры, познавательной деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно- эстетическое развитие ребенка;
- строится на основе индивидуальных особенностей и потребностей детей, связан-ных с их состоянием здоровья;
- обеспечивает приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- основывается на возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); предусматривает поддержку инициативы детей в различных видах деятельности; непрерывность (преемственность) образования (формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью);
При разработке образовательной программы учтены принципы общей педагогики:
Единство воспитательного и образовательного процесса.
Научность содержания обучения.
Учет возрастных возможностей ребенка.
Доступность материала.
Повторяемость материала.
Концентричность материала.
1.2. Срок реализации программы : 2021-2022 учебный год.
1.3. Планируемые результаты освоения воспитанниками программы :
- увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
- увеличивается словарный запас и выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Сентябрь – диагностика развития монологической, диалогической речи детей, с цедью выявления уровня развития речи детей.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Планирование на 2021-2022 учебный год
№ занятия месяц тема задачи, цели
1 октябрь «Золотая осень» формировать умение составлять связный рассказ об осени с помощью мнемотехники
Формировать представления об осени, и типичных осенних явлениях в природе, развивать связную речь, зрительное внимание, наблюдательность, мелкую и общую моторику, мышление
2 октябрь заучивание стихотворения Е Трутневой «Осень» составление мнемотаблиц для выразительного чтения наизусть, выразительно читать стихотворение, интонационно передавать спокойную грусть осенней природы, воспитывать умение слушать, запоминать стихотворение, активизировать словарный запас, развивать поэтический слух,воображение, закреплять умение составлять мнемотаблицу и работать с ней.
3 октябрь мастер-класс
«Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников»
(совместно с детьми и родителями) ознакомление с системой методов и приемов мнемотехники как способом развития речи памяти и мышления дошкольников, обеспечивающих эффективное запоминание текстов, сохранение и воспроизведение информации, дать родителям понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами., дать родителям рекомендации по использованию мнемотаблиц для развития речи детей
4 октябрь
знакомство с мнемодорожкой обучать составлять короткие предложения по мнемодорожке
Развивать внимание и память
5
ноябрь игровое занятие с элементами мнемотехники «Земля наш общий дом» обобщать представления детей об экологической зависимости между явлениями и объектами природы.
Закладывать у детей основы экологической культуры
Закреплять и уточнять имеющие экологические знания, развивать активный словарь детей за счет введения в речь имен существительных и прилагательных, воспитывать у детей любовь к природе.
6
ноябрь заучивание стихотворения В Степанова «Что мы Родиной зовем» формирование нравственных качеств, как важного аспекта патриотического воспитания детей.
Обогащать и активизировать словарный запас о родной стране, помогать детям закреплять текст стихотворения, используя приемы м методы мнемотехники, воспитывать любовь и гордость к нашей стране.
7
ноябрь создание мнемокнижки
по правилам безопасности дорожного движения учить рисовать дорожные знаки, рисовать их в мнемотаблице, закрепить правила дорожного движения, учить создавать коллективную работу
8
ноябрь День Матери
составление описательного рассказа о матери закрепить умение составлять рассказ, используя мнемотаблицу
Обогащать речь детей.
.
9
декабрь составление описательного рассказа – время года зима развивать умение составлять предложения, используя экспресс-таблицу развивать речевую активность детей.
10
декабрь
заучивание стихотворения
«Зимняя прогулка» закреплять способность запоминать и воспроизводить стихотворный текст с помощью мнемотаблицы, развивать память. речь, внимание
11
декабрь
новый год
создание подарков для детей младшей группы подарков
учить делать подарки для малышей, создавать работы с желанием
учить наклеивать рисунки в определенной таблице
Развивать творческие способности, работать для малышей
12
декабрь пересказ русской народной сказки «Зимовье зверей» продолжать учить передавать текст точно, последовательно, выразительно с опорой на мнемотаблицу, пересказывать текст, написанный от лица автора и переводить его при этом в косвенную речь.
13
январь творческие сказки «Как ежик зайца выручил»
«День рождения зайца» учить придумывать сказки на заданную тему с использованием описания внешнего вида персонажей, их действий.
14
январь экскурсия в библиотеку в ДК с Колчаново ознакомительная «Книга –лучший друг» познакомить детей с поселковой библиотекой.
15
январь ребусы, ребусы, ах уж эти ребусы учить отгадывать ребусы, их зарисовывать, развивать мышление, память, внимание.
16
январь заучивание стихотворения о любом виде транспорта на выбор детей формировать способность детей эмоционально воспринимать поэтические произведения, осознавать содержание
Вызвать желание запомнить и выразительно воспроизвести произведения
17
февраль отгадывание загадок по теме профессии учить отгадывать загадки по мнемоквадратам
закреплять умение соотносить символы с образами
18
февраль крокирование стихотворения о Дне Защитника Отечества закрепить умение крокировать слова, понимать их продолжать учить воспроизводить стихотворение при помощи кроков
19
февраль составление рассказа о профессии родителей развивать умение составлять предложения, используя экспресс-таблицу развивать речевую активность детей, учить детей рассказывать о профессии своих родителей с помощью мнемотаблицы, учить выбирать и отбирать нужные картинки о профессии
20
февраль мнемозагадки о профессиях учить при отгадывании,описанным при помощи знаков, определять объект
учить отгадывать по признакам.
Развивать память, мышление, внимание
21
март составление описательных рассказов о времени года -весна закрепить умение рассказывать текст по мнемотаблице, развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление.
22
март заучивание стихотворения к дню 8 марта формировать умения внимательно относиться к образному слову.
Запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова стихотворения, используя мнемотаблицы.
23
март концерт для мам-чтение стихов, песен, показ отрывка сказки
«Волк и семеро козлят» вызвать желание сделать для мам сюрприз к празднику 8 марта.
Учить выступать перед коллективом, не бояться сцены и зрителей.
24
март составление рассказа при помощи опорной таблицы
«Животные весной» учить составлять рассказ по опорной таблице, схеме, учить назвать детенышей Животных, образовывать слова с противоположным значением.
25
март повторная экскурсия в библиотеку –викторина по сказкам учить отвечать на вопросы по сказкам, продолжать знакомиться с поселковой библиотекой
26
апрель заучивание стихотворения
«Космос» формировать способность детей эмоционально воспринимать поэтические произведения, осознавать содержания.
Вызвать желание запомнить и выразительно воспроизвести произвести произведения
27
апрель пересказ текста о весне
«Весна пришла «
формировать умения детей внимательно слушать сказку, понимать ее содержание, развивать внимание и наблюдательность, память, логическое мышление
28
апрель
заучивание стихотворения Плещеева «Весна» формировать умения внимательно относиться к образному слову.
Запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова стихотворения используя мнемотаблицы
Развивать внимание и память.
29
апрель викторина по теме
«Водный мир планеты» закрепить знания о водном мире планеты, развивать наблюдательность, память внимание, мышление
30
апрель путешествие в мир пустыни, гор, тундры
(загадки по мнемотехнике) учить отгадывать загадки по мнемотехнике, развивать логику, внимание, память
31
май Заучивание стихотворения о Дне Победы формировать способность детей эмоционально воспринимать поэтические произведения, осознавать содержание
Развивать память
вызвать желание запомнить и выразительно рассказать стихотворение
32
май заучивание песни к Дню Победы
Мой Дедушка»,
используя мнемотехнику Учить зарисовывать в таблицу по мнемотехнике песню.
Учить запоминать слова и спеть ее.
33
май составление описательного рассказа о первоцветах закрепить умение рассказывать текст по мнемотаблице, развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление
34
май итоговое занятие –
рассматривание насекомых, прослушивание песен о их, заучивание песенки «В траве сидел кузнечик» формировать способность детей эмоционально воспринимать поэтические произведения, осознавать содержание
Развивать память
вызвать желание запомнить и выразительно рассказать стихотворение
3.1. Образовательная нагрузка:
Работа проводится вне занятий во вторую половину дня 1 раз в неделю.
Длительность занятий 20-25 минут.
Категория обучаемых: 5-6 лет. (старшая группа)
При проведении занятий педагогом используются здоровьесберегающие техноло-гии, такие как:
1. Дыхательная гимнастика.
2. Гимнастика для глаз, кистей рук, и мышц тела.
3. Положительные эмоции (ободрение, похвала).
4. Подвижные игры.
5. Физкультминутки.
3.2. Виды и формы работы :
1. Группировка информации (рациотехника, например, при заучивании номеров телефонов мы разбиваем их на группы чисел;
2. Ассоциативные цепочки, когда устанавливается сходство между запоминаемым предметом и давно знакомым, например, сравнение Аппенинского полуострова с сапогом;
3. Метод ключевых слов помогает запомнить цепочку информации (текст). При этом ключевые слова должны отражать смысл отрывка и быть логически связаны между собой. Таким образом, формируется некий костяк текста, содержание и форму которого можно воспроизвести, восстанавливая в памяти цепочку ключевых слов.
4. Перекодирование информации (что означает тот или иной символ);
5. Крокировка (зарисовка текста символами);
6. Использование различных приемов для запоминания.
7. Использование мнемотаблиц - как основу, а также, картины иллюстрации, игрушки для составления пересказа различной формы.
8. Разучивание и декламация стихов.
9. Подвижные игры.
10. Логоритмика, дыхательная гимнастика.
11. Пластические этюды.
12. Творческая деятельность: рисование.
13. Диалог с игрушкой.
14. Драматизация, что способствует устранению психологического барьера у детей, повышение самооценки, значимости.
3.3. Структура занятий:
1. Приветствие.
При выборе тематики занятия, учитывается уровень развития детей, их мотивация, интересы, соотнесенность образовательной познавательной деятельности.
2. Работа с мнемотаблицейстроится по следующему принципу:
• Рассматривание мнемотаблицы.
• Перекодирование информации.
• Воспроизведение таблицы по памяти.
Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, затем последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
3.4. Методическое обеспечение программы
1. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники : Учебно-методическое пособие. 2-е изд. испр. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 96 с.
2. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехникив обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 64 с.