Елена Железнова
Рабочая программа кружка по физическому развитию «Звездочки» (подвижные игры) в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа кружка по физическому развитию
«Звездочки» (подвижные игры) в младшей группе
1. Пояснительная записка
Темочки:
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры для малышей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Физическое развитие, спорт. Работа инструкторов по физкультуре
- Физкультура. Программы рабочие и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2024
В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Кроме того, их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: дети стали вести малоподвижный образ жизни, много времени проводят у телевизора и компьютера. Именно поэтому возрастает роль детского сада во всестороннем физическом развитии детей.
Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении осуществляется как на специальных физкультурных занятиях, так и в игровой деятельности, и повседневной жизни детей.
Играя, ребёнок удовлетворяет свою потребность в движениях и одновременно с этим повторяет уже освоенный материал. Подвижные игры проводятся ежедневно в группе или на прогулке в зависимости от погодных условий. При активной деятельности детей на воздухе усиливается работа сердца и лёгких. Это оказывает благоприятное влияние на общее состояние детей: улучшается нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.
С помощью подвижных сюжетных игр малыши легче проходят адаптацию в детском саду, учатся действовать по словесной инструкции взрослого. У них появляется интерес к занятиям, которые вызывают положительные эмоции, радостное настроение.
Одним из наиболее эффективных способов решения данной проблемы в дошкольном учреждении является организация кружковой деятельности по подвижным играм. Подвижные игры создают благоприятные условия для развёртывания активной двигательной деятельности.
Актуальность. Систематическая, хорошо организованная работа с широким использованием подвижных игр способствует воспитанию самостоятельности, умению организовывать игры без помощи взрослого, проявлять инициативу. Одновременно с воспитанием морально—волевых качеств личности в игре происходит активизация мыслительной деятельности ребё нка: тренируется внимание, уточняется имеющиеся представления. Понятия, развиваются воображения, память, сообразительность. Участие детей в игре учит ориентироваться в пространстве.
Большую воспитательную ценность имеют правила подвижных игр. Они выступают, как своеобразные законы, выполнение которых обязательно для всех участников игры. Подчинение правилам требует от детей волевых проявлений, организованности, выдержки, умения управлять своими чувствами, движениями. Осознание их ведёт к тому, что дети становятся более организованными, приучаются оценивать свои действия и действия партнёров, помогать друг другу, радоваться успехам товарищей.
Оздоровительное значение – обуславливается активными двигательными действиями, которые чаще всего организуются на открытом воздухе.
От детей младшего дошкольного возраста ещё не требуется обязательного целенаправленного проявления двигательных качеств. Однако подвижные игры заставляют маленького ребёнка внимательно слушать сигналы, преодолевать препятствия (обегать предметы, ориентироваться в пространстве (находить своё место). Всё это является первоначальной ступенью развития двигательных качеств. Особенно ценными, являются игры с элементами соревнования. Игры эстафеты, в которых от ловкости и быстроты движений, самостоятельности, настойчивости, сообразительности, инициативы зависит достижение не только индивидуального, но и коллективного (командного) результата. В таких играх развитие физических и морально—волевых качеств, взаимосвязано.
Радостное, приподнятое настроение является важным условием повышения заинтересованности детей в выполнении различных двигательных заданий, стремления произвести их быстро, ловко, с наименьшей затратой сил. Эмоциональное переживание в игре мобилизует все силы при достижении поставленной цели. Это ведёт к значительному усилению деятельности организма, повышению его функциональных возможностей. Улучшению обмена веществ.
Подвижные игры находят применение не только при обучении основным движениям, но и при совершенствовании навыков спортивных упражнений.
В спортивных играх в комплексе решаются оздоровительные, образовательные воспитательные задачи. Здесь есть своя особенность; дошкольники овладевают основами техники некоторых спортивных игр, их опыт обогащается специальными способами действий. Определёнными навыками поведения. Всё это подготавливает детей к активному участию в будущих школьных спортивных мероприятиях.
Таким образом, оптимальное использование подвижных игр (физических упражнений) приводит к ослаблению стресса и напряжения детского организма, улучшает физическую, психическую и интеллектуальную работоспособность детей.
2. Цели и задачи программы
Цели программы : удовлетворение естественной биологической потребности детей в движении, достижение оптимального уровня здоровья и всестороннего двигательного развития.
Задачи:
-Развивать у детей двигательные качества: ловкость, быстроту, координацию.
-Развивать речевую активность детей, вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.
-Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы.
-Воспитывать самостоятельность, активность, эмоциональность, совершенствовать коммуникативные способности детей.
3. Принципы и подходы к формированию программы
-индивидуализации (определение посильных заданий с учётом возможностей ребёнка);
-систематичности (непрерывность и регулярность занятий);
-наглядности (безукоризненный показ упражнений педагогом);
-повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных навыков);
-сознательности и активности (обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям).
4. Методические приёмы
-Игровой метод. Основным методом обучения детей дошкольного возраста является игра, так как игра - это основная деятельность, естественное состояние детей дошкольного возраста.
Каждая игра имеет в своей основе определенную цель, какое-либо задание. В процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои представления о мире.
-Метод аналогий. В программе обучения широко используется метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация, где педагог, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания.
-Словесный метод. Это объяснение методики исполнения движений, оценка.
-Практический метод заключается в многократном выполнении посильных физических упражнений.
-Наглядный метод – показ выполняемых упражнений педагогом.
5. Учебный план
Занятия по дополнительному образованию для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счёт времени, отведённого на прогулку и дневной сон.
Занятия проводятся с сентября по май.
Неделя: одно занятие, по 15 мин.
Месяц: 4 занятия (в среднем).
1 год – 36 занятий.
Расписание кружка : 1 раз в неделю – вторник, во вторую половину дня.
6. Программное содержание
Игры с сюжетом :
«Кот и мыши» - приучать бегать легко, на носках, не наталкиваясь друг на друга; ориентироваться в пространстве, менять движение по сигналу.
«Наседка и цыплята» - учить детей подлезать под верёвку, не задевая её, увёртываться от ловящего.
«Мотыльки и цветы»- побуждать детей к имитации, бегать на наталкиваясь, находить своё место.
«На ёлку» - учить выполнять характерные движения зверей.
Хороводные игры :
«Ровным кругом» - ходить ритмично по кругу, сохраняя интервал; не заходить в круг. Выполнять движения, показанные педагогом.
«Пузырь» - научить детей образовывать круг, меняя его размер в зависимости от игровых действий; формировать умение согласовывать действия с произносимыми словами.
«Вейся венок - учить водить хоровод.
Игры и игровые упражнения с ходьбой и бегом:
«Ходим – бегаем» - учить распознавать скорость движения и отражать её в ходьбе и беге (вариант карусели).
«Дружные пары» - учить ходить парами и бегать врассыпную.
«Поезд» - учить двигаться согласованно, ускорять и замедлять движение.
«Лохматый пёс» - учить двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать не толкаясь.
«Мой весёлый звонкий мяч» - учить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.
«Самолёты» - учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу.
Игры и игровые упражнения с прыжками:
«Зайцы и волк» - приучать внимательно слушать воспитателя, выполнять прыжки и другие действия в соответствии с текстом.
«Воробушки и кот» - учить мягко спрыгивать, быстро убегать, находить своё место.
«Кролики» - учить прыгать на двух ногах, продвигаясь вперёд.
«Птички на ветке»-учить прыгать с небольшой высоты, приземляясь на носочки и сгибая колени.
Игры и игровые упражнения с бросанием и ловлей:
Упражнения в метании, катании, бросании улучшают общую координацию движений, способствуют укреплению мышц ног, туловища, плечевого пояса и рук.
«Попади в обруч», «Кто дальше бросит?», «Прокати мяч в воротца», «Лови—бросай», «Сбей кеглю».
Игры и игровые упражнения на равновесие:
Упражнения в равновесии являются необходимым компонентом для выполнения любого движения и для сохранения любой рабочей позы. Основная задача упражнений на равновесие состоит в том, чтобы научить детей сохранять устойчивое положение тела в разнообразных ситуациях и быстро его восстанавливать.
«Пойдём по мостику», «Ниточка — иголочка», «Пройди по верёвочке», «На одной ноге постой-ка». «Снег идёт»
Игры и игровые упражнения на ориентировку в пространстве:
В процессе действий на ориентировку в пространстве, у детей приобретается опыт поведения и ориентировка в условиях действия коллектива. Такие игры требуют от играющих сообразительности и широкой ориентировки в пространстве.
«Найди где спрятано», «Найди свой домик», «Найди свой цвет», «Где звенит?», «Найди пару».
Игровые упражнения в подлезании и лазанье:
Упражнения в ползании и лазанье развивают силу, ловкость, смелость, координацию движений, помогают формированию правильной осанки. Горизонтальная поза содействует разгрузке позвоночника. Ползание развивает и укрепляет мускулатуру как крупных мышечных групп (плечевого пояса, спины, живота, так и мелких мышц рук, предплечья и спины.
«Котята и щенята». «Обезьянки», «Подлезь под воротики», Лазанье по гимнастической стенке «Достань колокольчик».
7. Планируемые результаты как целевые ориентиры
- Развитие двигательной активности детей, достижение оптимального уровня здоровья.
- Проявление интереса к подвижным играм и их разнообразию.
- Умение соблюдать осторожность во время проведения игр.
- Осознание о влиянии образа жизни на здоровье человека и желание его беречь.
8. Учебно-тематическое планирование
№ Тема Дата проведения
планируемая Дата проведения фактическая
1 «Кот и мыши»
«Лови – бросай» 12.11.22
2 «Ниточка – иголочка»
«На одной ноге постой-ка» 19.11.22
3 «Найди свой цвет»
«Воробушки и кот» 26.11.22
4 «Где звенит?»
«Обезьянки» 03.12.22
5 «Сбей кеглю»
Лазанье по гимнастической стенке «Достань колокольчик» 10.12.22
6 «Снег идёт»
«Найди где спрятано» 17.12.22
7 «Мой весёлый звонкий мяч»
«На ёлку» 24.12.22
8 «Ходим – бегаем»
«Подлезь под воротики» 07.01.23
9 «Кто дальше бросит?»
«На ёлку» 14.01.23
10 «Дружные пары»
«Пузырь» 21.01.23
11 «Найди пару»
«Зайцы и волк» 28.01.23
12 «Ровным кругом»
«Прокати мяч в воротца» 04.02.23
13 «Поезд»
«Попади в обруч» 11.02.23
14 «Самолёты»
«Найди свой домик» 18.02.23
15 «Лохматый пёс»
«Лови – бросай» 25.02.23
16 «Кролики»
«На одной ноге постой-ка» 03.03.23
17 «Кот и мыши»
«Где звенит?» 10.03.23
18 «Обезьянки»
«Найди свой цвет» 17.03.23
19 «Пойдём по мостику»
«Воробушки и кот» 24.03.23
20 «Котята и щенята»
«Сбей кеглю» 07.04.23
21 «Птички на ветке» 14.04.23
22 «Ниточка – иголочка» 21.04.23
23 «Вейся венок»
«Мотыльки и цветы» 28.04.23
24 «Пройди по верёвочке»
«Мой весёлый звонкий мяч» 05.05.23
25 «Школа мяча» 12.05.23
26 «Кролики»
Лазанье по гимнастической стенке «Достань колокольчик» 19.05.23
27 «Вейся венок»
«Мотыльки и цветы» 26.05.23
9. Программно-методическое обеспечение
-Губанова Н. Ф., Издательство Мозаика – синтез, Москва 2015, «Развитие игровой деятельности. Младшая группа»
- Пензулаева Л, И. Москва Гуманитарный издательский центр Владос 2000 «Подвижные игры и игровые упражнения» с детьми 3-5 лет.
-Пензулаева Л. И., Издательство Мозаика – синтез, Москва 2017, «Физическая культура в детском саду. Младшая группа»
- Тимофеева Е. А., Москва Просвещение, 2016, «Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста»