Татьяна Спиглазова
Рабочая программа кружка художественно-эстетического развития детей второй младшей группы «Цветные ладошки»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт программы кружка
Название программы «Цветные ладошки»
Автор Спиглазова Татьяна Николаевна
Цель Развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Задачи • Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций.
Публикация «Рабочая программа кружка художественно-эстетического развития детей второй младшей группы „Цветные ладошки“» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
• Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
• Развивать творческие способности детей.
• Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
• Знакомить с приёмами нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
• Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
Методы и приёмы • словесные
• наглядные
• практические
• игровые
Формы работы
• Занятия в различных техниках нетрадиционного рисования.
• Выставки.
Возраст 3-4года
Срок реализации 1 год
Пояснительная записка
Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Дети воспринимают художественные занятия, как новый, необычный и интересный опыт. Их, по началу, мало интересует результат, а интересен сам процесс. Тем не менее, даже совсем крошки способны понять по-своему,оценить прекрасное и готовы создать собственное произведение искусства. Детский рисунок привлекает своей непосредственностью, своеобразной выразительностью, неожиданностью образов.
Л. С. Выготский говорит о том, что «ребёнок рисует не то, что видит, а то, что знает». «Ребёнок может всё, пока не знает, что чего-то не может». Процесс рисования несёт в себе, также, психотерапевтические элементы. Присутствие рядом взрослого, делает процесс рисования успокаивающим; на лист выплёскиваются переживания и малыш освобождается от них. Происходит «графическое реагирование». В этот момент рисунок может стать средством зрительной связи между взрослым и ребёнком.
При умелой организации занятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Рисование может стать одним из любимых занятий, может стать, а чаще всего и является устойчивым увлечением не только одарённых, но и почти всех детей. Для успешного обучения детей рисованию, можно использовать нетрадиционные техники.
Ведь для работы во многих из них не требуется владение привычными инструментами – не требуется владение привычными инструментами – не нужны кисти и карандаши, когда есть собственные пальчики и ладошки, которые слушаются малыша гораздо лучше, чем инструменты художника.
Пальчики и ладошки - первые и самые удобные инструменты, которыми ребёнок может начать своё художественное творчество. Существует очень увлекательное занятие, которое подарит ребёнку новые ощущения, разовьёт мелкую моторику рук, даст возможность открыть для себя новый и волшебный мир художественного творчества – это рисование ладошками. Рисуя своими ладошками, маленькие художники развивают свою фантазию и абстрактное мышление.
В рисовании ладошками есть что-то интригующее, манящее. Все фигурки из ладошек получаются не только яркими, но и очень личными, ведь каждый ребёнок рисует свой рисунок. Осознанные движения пальцами стимулируют у детей развитие речи. Обводя ладошку и пальчики, ребёнок действует обеими руками, что отлично развивает координацию. У леворуких же детишек такое рисование способствует полноценному развитию правой руки.
Создание рисунка ладошками является очень забавной и увлекательной игрой для детей. В процессе творения, ребёнок совершенствуется, запоминая детали, особенности, развивает свою фантазию, моторику пальцев, а главное у него формируется представление об окружающем его мире. Рисуя маленькими ручками, юный художник помимо фантазии, развивает ещё и абстрактное мышление. Все это положительно влияет на дальнейшее развитие ребёнка. А как интересно делать отпечатки из листьев, картофеля получаются такие красивые фигуры,что обычной кисточкой и не нарисуешь. А рисование ватной палочкой и поролоном. Все это нужно попробовать.
В рамках кружковых занятий дети могут выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. На занятиях они не изучают,а осваивают приёмы и средства рисования нетрадиционными методами.
Время существования кружка-второй год. Форма занятия - групповая. Занятия кружка весомо отличаются от занятий, запланированных программой детского сада, но являются не изолированной работой от программы, а расширяют и углубляют знания, полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности.
Актуальность кружка заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка, также развивается мелкая моторика рук, что очень хорошо способствует развитию речи ребенка.
Организация занятий
Одно занятие в неделю по 15 минут. Продолжительность кружковых занятий
соответствует гигиеническим нормам для детей 3-5 лет. На занятиях также используются здоровьесберегающие технологии: проводятся физкультминутки, гимнастика для пальцев рук, подвижные игры.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СЕНТЯБРЬ 2020г
№ ТЕМА ЦЕЛЬ
1 «Мой весёлый, звонкий мяч» Рисование круглых двуцветных предметов : создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры.
2 «Дождик кап-кап-кап» Рисование пальчиками. Учить рисовать дождик из тучек, используя точку как средство выразительности.
3 «Разноцветные листочки осень подарила»
Отпечаток листьями. Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой печатание листьями.
4 «Грибы на пенёчке»
(Коллективная работа) Создание коллективной композиции из грибов.
Рисование грибов из 3-х частей (ножка, шляпка, травка).
ОКТЯБРЬ2020г
№ ТЕМА ЦЕЛЬ
1 «Разноцветные шарики» Рисование овальных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры. Дополнение изображения карандашными рисунками (ниточки на шариках).
2 «Веточка рябины» Рисование пальчиками. Учить детей создавать ритмические композиции.
3 «Выросла репка большая-пребольшая»
(Коллективная работа) Создание сказочной композиции, рисование репки и домика.
4 «Полосатые полотенца
для лесных зверушек» Рисование узоров из прямых и волнистых линий на длинном прямоугольнике. Развитие
чувства ритма (чередование в узоре 2-3 цветов или разных линий)
НОЯБРЬ 2020г
№ ТЕМА ЦЕЛЬ
1 «Град, град!» Изображение тучи и града ватными палочками с изменением частоты размещения пятен (пятнышки на туче близко друг к другу, град на небе - более редко, с просветами.
2 «Звёздное небо» Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования ватными палочками.
3 «Солнышко за тучкой» Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой -отпечаток картофелем.
4Мой щенок дружок Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой-рисование методом тычка*.
*РИСОВАНИЕ МЕТОДОМ ТЫЧКА – Это при рисовании методом тычка используется гуашь, она должна быть густой, кисточка – жёсткой, и самое главное сухой.
Методика рисования тычком для младших дошкольников состоит в следующем: воспитатель заранее на листе у детей рисует простым карандашом контур какого – либо предмета.
ДЕКАБРЬ 2020г
№ ТЕМА ЦЕЛЬ
1 «Первый снег» Продолжать учить рисовать снег ватной палочкой.
2 «В лесу родилась ёлочка» Продолжать учить рисовать детей методом тычка.
3«Ёлочка-красавица» (коллективная работа) Познакомить детей с техникой печатанья ладошками.
4 «Борода Деда Мороза» Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками – учить рисовать бороду Деда Мороза.
ЯНВАРЬ 2021г
№ ТЕМА ЦЕЛЬ
1 «Снеговик» Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой -отпечаток картофелем.
2 «Зайка беленький прыг- скок» Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисование методом тычка.
3 «Волшебный зимний лес» Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой-отпечаток капустным листом.
Учить создавать ритмические композиции, делать отпечаток капустным листом.
4 «Бублики-баранки» Рисование кругов, контрастных по размеру (диаметру). Самостоятельный выбор кисти: с широким ворсом - для рисования баранок, с узким ворсом - для рисования бубликов.
ФЕВРАЛЬ 2021г
№ ТЕМА ЦЕЛЬ
1 «Рисуем по шаблону»
(шаблонография *)
Обучать способам изображения разных объектов приёмом об рисования готовых шаблонов разных геометрических форм
2 «Кораблик для папы» Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой-оттиск поролоном.
Учить создавать ритмические композиции, делать оттиск поролоном.
3 «Подводное царство».
Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой - печатанья ладошками.
4 «Колючий ёжик»
Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой - печатанья ладошками.
Закрепить умение дополнять изображение деталями.
*«Шаблонография» – данная техника предполагает обрисовывание заранее приготовленных шаблонов - геометрических фигур - с целью составить и изобразить отдельный объект или сюжетную картинку. Чтобы нарисовать предмет, нужно представить из каких геометрических форм он состоит.
МАРТ 2021г
№ ТЕМА ЦЕЛЬ
1 «Веточка мимозы маме в подарок» Упражнять в технике рисования пальчиками или ватными палочками, создавая изображение путём использования точки как средства выразительности.
Закрепить знания и представления о цвете (жёлтый, форме (круглый, величине (маленький, количестве (много).
2 «Платочек для бабушки»
Совершенствовать технику рисования пальчиками, ватными палочками, печатками.
3 «Цыпленок» Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисование методом тычка.
4 «Капают сосульки» Продолжать учить сочетать различные нетрадиционные техники рисования: пальчиком изображать сосульки, ватными палочками — падающие с них капли
АПРЕЛЬ 2021г.
№ ТЕМА ЦЕЛЬ
1 «Свободная тема»
(Рисование любым материалом) Учить детей самостоятельно передавать в рисунке свой замысел, выбирать подходящую технику рисования и материал (гуашь, цветные карандаши, акварельные краски).
2 «Солнышко лучистое улыбнулось ласково» (коллективная работа) Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лучики для солнышка.
3 «Пятнышки для жирафа» Упражнять в технике рисования пальчиками. Учить наносить быстро гуашь и делать отпечатки –пальчиками.
4 «Цветок в горшке»
(Рисование кистью. Акварельные краски) Продолжать учить детей рисовать цветы способом "примакивания", проводить кистью линии в различных сочетаниях.
МАЙ 2021г
№ ТЕМА ЦЕЛЬ
1 «Дождик, радуга и солнышко!» Отрабатывать приём рисования кистью и красками, упражнять в тычковании жёсткой кистью. Развивать эстетическое восприятие
2 «Вот какой у нас салют…»
Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисование методом тычка.
Познакомить детей с праздником «День Победы» и рассказать,что праздник не обходится без салюта.
3 «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик» Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой-отпечаток воздушным шариком.
4 «Мы рисуем как хотим» Выявить уровень развития изобразительного творчества у детей младшего дошкольного возраста на конец учебного года.
СПИСОК ДЕТЕЙ
№ Ф. И. ребенка
1
2
3
4
5
6
7
8
МОНИТОРИНГ
№ Ф. И. ребенка Начало года Конец года
1
2
3
4
5
6
7
8
Нормативно-правовые документы
Программа работы кружка разработана в соответствии с ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартом) и следующими нормативно-правовыми документами:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29.12.2012
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных учреждениях 2.4.1.3049-13 утвержден постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №26 от 15.05.2013
Уставом МБДОУ д/с № 31 г. о. Кинешма.
Список литературы
1. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования /Дошкольное образование. - 2010.
2. Анцифирова Н. Г. Необыкновенное рисование // Дошкольная педагогика. 2011.
3. Грибовсская А. А. «Народное искусство и детское творчество» Просвещение, 2009
46Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М. : Академия. - 2010
5. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва, 2008г.
6. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской. -М. : ТЦ Сфера, 2009
7. Иванова. О. Л. Васильева. И. И. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. - СПб. : Речь; М. : Сфера,2011.
8. Казакова Р. Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М. : ТЦ Сфера, 2009г.
9. Киселева Н. В. Пластилиновая живопись в детском саду. //Дошкольная педагогика. 2009.
10. Колдина Д. Н «Рисование с детьми 3-4 лет».-М. : Мозаика- Синтез, 2009
11. Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. - М. : Март, 2009
12. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду- М. : Сфера, 2011.
13. Никитина А. В., Нетрадиционные техники рисования в детском саду. 2009
14. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». - СПб. : КАРО, 2010г.
15. Рузанова Ю. В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. - М. : Сфера, 2010.
16. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки - Ярославль, 2014.
17. Шайдурова Н. В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. - М. : ТЦ Сфера, 2009
18. Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста. - М., 2010.