МААМ-картинки

Рабочая программа коррекционно-логопедической помощи детям с ОВЗ. Часть 2

Зоя Сергеевна
Рабочая программа коррекционно-логопедической помощи детям с ОВЗ. Часть 2

Государственное (областное) бюджетное учреждение

«Лебедянский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей,

и содействия семейному устройству»

Рабочая программа

коррекционно-логопедической помощи детям с ОВЗ

учителя-логопеда

Голевой З. С.

на 2023-2024 учебный год (2 часть)

Составитель:

Учитель-логопед: Голева З. С. 2023 г.

Организация коррекционно-образовательной работы.

Публикация «Рабочая программа коррекционно-логопедической помощи детям с ОВЗ, Часть 2» размещена в разделах

Программа обеспечивает организацию коррекционно-логопедической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей в условиях центра, направленную на коррекцию нарушений речевого развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

График организации коррекционного процесса.

Сроки

Содержание работы

1-15 (21) сентября, а так же по мере поступления детей. Диагностика развития детей. Заполнение протоколов первичного обследования, сводной таблицы, личных дел и другой документации.

Составление индивидуальных маршрутов развития детей.

15 (21) сентября – 15 мая

Фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия по расписанию

январь

Мониторинговая диагностика развития и определение качества усвоения программы

15 мая – 31 мая

Итоговая диагностика развития и определение качества усвоения программы.

Заполнение документации.

1 июня — 31 августа Индивидуальные занятия с детьми.

Основные направления коррекционно-образовательной работы по освоению детьми образовательных областей.

I. Образовательная область «Речевое развитие»

• Развитие словаря.

• Формирование и совершенствование грамматического строя речи.

• Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа (развитие просодической стороны речи, коррекция произносительной стороны речи;

работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов; совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового и слогового анализа и

синтеза).

• Развитие связной речи.

• Формирование коммуникативных навыков.

• Обучение элементам грамоты.

• Развитие общей и мелкой моторики.

II. Образовательная область «Познавательное развитие»

• Сенсорное развитие.

• Развитие психических функций.

• Формирование целостной картины мира.

• Познавательно-исследовательская деятельность.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

• Формирование общепринятых норм поведения.

• Формирование гендерных и гражданских чувств.

• Развитие игровой и театрализованной деятельности (подвижные игры, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры).

• Совместная трудовая деятельность.

• Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Формы организации работы.

Программа реализуется через специально организованные коррекционно-образовательные занятия. В процессе обучения используются различные формы организации занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные, которые проводятся согласно расписанию. А также - через комплексные тематические и интегрированные занятия, праздники, специально спланированные тематические сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, экспериментирование, целенаправленное наблюдение, через проектную деятельность, целевые просмотры видеофильмов (фрагментов) и презентаций, тематические беседы и др.

Часть задач реализуется через занятия с воспитателем, который проводит их по заданию учителя-логопеда. Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя является залогом успеха коррекционной работы. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего, психического и речевого развития детей.

В работе по образовательной области «Познавательное развитие» участвуют воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед. При этом педагог-психолог руководит работой по сенсорному развитию, развитию высших психических функций, становлению сознания, развитию воображения и творческой активности, совершенствованию эмоционально-волевой сферы, а воспитатели работают над развитием любознательности и познавательной мотивации, формированием познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира. Учитель-логопед подключается к этой деятельности и помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с ОВЗ и этапа коррекционной работы. Социально-коммуникативное развитие детей осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности.

Учебный год начинается первого сентября и условно делится на три периода:

I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;

II период — декабрь, январь, февраль, март;

III период — апрель, май.

График

(недельная циклограмма)

Работы учителя-логопеда на 2023-2024учебный год.

День недели Кол-во часов Время работы Содержание работы Место работы

Понедельник 4 15.00-19.00 Индивидуальные занятия Логопедический кабинет

Вторник 4 15.00-19.00 Индивидуальные занятия Логопедический кабинет

Среда 4 15.00-19.00

Индивидуальные занятия Логопедический кабинет

Четверг 4 15.00-19.00 Индивидуальные занятия Логопедический кабинет

пятница 4 15.00-19.00 Индивидуальные занятия Логопедический кабинет

Примерное тематическое планирование работы.

Сентябрь.

Праздник «День знаний».

2-3-я неделя «Осень. Признаки осени. Деревья осенью».

4-я неделя «Игрушки».

Октябрь.

1-я неделя «Огород. Овощи».

2-я неделя «Сад. Фрукты».

3-я неделя «Лес. Грибы и лесные ягоды».

4-я неделя «Бытовые приборы».

Ноябрь.

1-я неделя

1.«Одежда».

2. День народного единства

2-я неделя. «Обувь».

3-я неделя. «Игрушки».

4-я неделя. «Посуда».

Декабрь,

1-я неделя.

1. «Зима».

2. «Птицы».

2-я неделя. «Домашние животные зимой».

3-я неделя. «Дикие животные зимой».

4-я неделя. «Новый год».

Январь.

1-я неделя. Каникулы.

2-я неделя. «Мебель».

3-я неделя. «Грузовой и пассажирский транспорт».

4-я неделя. «Профессии на транспорте».

Февраль.

1-я неделя. «Детский дом. Профессии».

2-я неделя. «Ателье. Швея».

3-я неделя «Стройка. Профессии строителей».

4-я неделя. «Наша армия».

Март.

1-я неделя. «Весна. Приметы весны. Мамин праздник».

2-я неделя. «Комнатные растения».

3-я неделя. «Пресноводные и аквариумные рыбы».

4-я неделя. «Перелетные птицы».

Апрель.

1-я неделя. «Весенние работы на селе».

2-я неделя. «Космос».

3-я неделя. «Наш дом».

4-я неделя.

1.«Наш город».

2.«Правила дорожного движения».

Май.

1 неделя. «9 мая».

2-я неделя. «Насекомые».

3-я неделя. «Лето».

4-я неделя. «Цветы на лугу».

Перспективно-календарное планирование представлено в Приложении 2.

Содержание коррекционно-образовательной работы по освоению детьми образовательных областей.

Старший дошкольный возраст.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«Социально-коммуникативное развитие»

• Игра

Ролевые игры

Театрализованные игры

Игры с природными материалами

• Представления о мире людей и рукотворных материалах

• Безопасное поведение в быту, социуме, природе

• Труд

Ребенок:

выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер; участвует в разыгрывании сюжета: цепочки двух-трех действий (воображаемую ситуацию удерживает взрослый);

соблюдает в игре элементарные правила;

осуществляет перенос, сформированных ранее игровых действий в различные игры;

проявляет интерес к действиям других детей, может им подражать;

ориентируется на просьбы и требования взрослого (убрать игрушки, помочь сверстнику, поделиться игрушками и т. п.);

замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого;

может заниматься, не отвлекаясь в течение трех-пяти минут;

обладает сформированными представлениями о родственных отношениях в семье и о своей социальной роли: сын (дочка, внук (внучка, брат (сестра);

отражает собственные впечатления, представления о событиях своей жизни в речи, составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, короткие рассказы «из личного опыта»;

выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека;

выполняет элементарные орудийные действия в процессе самообслуживания.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«Речевое развитие»

Ребенок:

испытывает потребность в общении и применении общих речевых умений;

стремится к расширению понимания речи;

пополняет активный словарный запас с последующим включением его в простые фразы;

использует простые по семантике грамматические формы слов и продуктивные словообразовательные модели;

использует простейшие коммуникативные высказывания.

Логопедическая работа по коррекции тяжелых нарушений речи

Направления логопедической работы на третьей ступени обучения

• Подготовительный этап логопедической работы на первой ступени обучения

• Основной этап логопедической работы на первой ступени обучения

Подготовительный этап

Программное содержание :

формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, зрительно-пространственных представлений;

формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики;

формирование мыслительных операций, обобщения, классификации;

формирование слухо-зрительного и слухо-моторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур;

формирование сенсорно-перцептивного уровня восприятия.

Оборудование и материалы.

Примерный перечень игр и игровых технологий

Основной этап:

Программное содержание :

расширение пассивного словаря, развитие импрессивной речи в процессе восприятия и дифференциации грамматических форм словоизменения и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций;

формирование предметного, предикативного, адъективного словаря экспрессивной речи;

формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи;

формирование синтаксической структуры предложения;

формирование связной речи;

коррекция фонетической стороны речи;

коррекция нарушений движений артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функций;

обучение грамоте

Перечень программ, технологий и пособий, используемых, используемых в образовательной деятельности по речевому развитию детей.

Первый период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

I. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Развитие словаря

1. Уточнение и расширение запаса представлений и обеспечение перехода от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.

2. Расширение объема правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей; названий природных явлений (осень, дождь, туман, слякоть, ветер, туча, лист, листопад, растение, дерево, ствол, ветка, корень, куст, трава, береза, рябина, дуб, клен, ель, осина, сосна, урожай, помидор, огурец, лук, морковь, капуста, свекла, картофель, кабачок, баклажан, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, мандарин, гранат, банан, огород, сад, грядка, теплица, парник, мухомор, боровик, подосиновик, лисичка, земляника, малина, черника, клюква, лес, болото, ножка, шляпка, мяч, машинка, кубик, кукла, пирамидка, конструктор, лапа, голова, ухо, нос, глаз, колесо, кузов, кабина, комбинезон, плащ, куртка, платье, брюки, рубашка, кофта, шорты, майка, трусы, свитер, сарафан, рукав, во ротник, пуговица, карман, капюшон, ботинки, кроссовки, туфли, босоножки, сапоги, сандалии, тапки, каблук, задник, шнурок, чайник, кастрюля, сковорода, ковш, тарелка, ложка, вилка, нож: масленка, солонка, хлебница, сахарница, салатница, ручка крышка, носик).

Обучение группировке предметов по признакам их со отнесенности и на этой основе развитие понимания обоб щающего значения слов, формирование родовых и видовы. обобщающих понятий (деревья, кустарники, овощи, фрукты ягоды, грибы, игрушки, одежда, обувь, посуда; лесные ягодь садовые ягоды; кухонная посуда, столовая посуда, чайная т.

суда; летняя одежда, осенняя одежда; летняя обувь, осенняя обувь).

4. Расширение глагольного словаря на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; личных и возвратных глаголов (наливать, выливать, поливать; одевать — одеваться, обувать — обуваться).

5. Обогащение активного словаря относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами (березовый, морковный, яблочный, вишневый, грибной, шерстяной).

6. Обеспечение понимания и использования в речи слов-антонимов (большой — маленький, высокий — низкий, старый — новый).

7. Расширение понимания значения простых предлогов (в, на, у, под, над, за) и активизация их в речи.

8. Расширение экспрессивной речи притяжательными местоимениями (мой, твой, наш, ваш, его, ее) указательными наречиями (тут, здесь, там, количественными и порядковыми числительными (один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой, восьмой, девятый, десятый).

9. Закрепление в речи понятия слово и умения оперировать им.

Формирование и совершенствование грамматического

строя речи

1. Развитие навыков образования и практического использования в активной речи форм единственного и множественного числа имен существительных (куртка — куртки, дерево — деревья, пень — пни, ведро — ведра, глаголов настоящего времени (убирает — убирают, глаголов прошедшего времени (собирал — собирала — собирали).

Совершенствование навыка образования и употребления существительных в косвенных падежах без предлога и с некоторыми простыми предлогами (куклы, кукле, куклой, на кукле; мяч, по мячу, мячом, на мяче

3. Совершенствование умения образовывать и использовать в экспрессивной речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (кофточка, носочек, деревце, свитерок).

4. Совершенствование навыков образования и использования в экспрессивной речи глаголов с различными приставками (насыпать, высыпать, посыпать).

5. Формирование навыка образования и использования в речи относительных прилагательных (дубовый, грушевый, клюквенный, шерстяной, кожаный).

6. Формирование умения пользоваться несклоняемыми су-ществительными (пальто, кофе, какао).

7. Совершенствование навыка согласования и использования в речи прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже (красная груша, красный лист, красное яблоко, красные сливы; два мяча, пять мячей).

8. Обучение составлению простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по картине и согласованию слов в предложении. Совершенствование навыка распространения простого нераспространенного предложения однородными членами. (Девочка рисует цветы. Девочка рисует и раскрашивает цветы. Девочка рисует цветы и фрукты).

Публикации по теме:

Фотоотчет о досуговом мероприятии «Библиотека на колесах-книги едут в гости к детям» в центре помощи семье и детямФотоотчет о досуговом мероприятии «Библиотека на колесах-книги едут в гости к детям» в центре помощи семье и детям Дорогие друзья и уважаемые коллеги, доброе время суток! В последний день зимних каникул в гости к воспитанникам отделения помощи, семье,.

Фотоотчет о пикнике «Подарить радость детям» в центре помощи семье и детямФотоотчет о пикнике «Подарить радость детям» в центре помощи семье и детям Дорогие друзья, доброе время суток! В чудесный солнечный майский день наших воспитанников посетили настоятель храма Успения Пресвятой.

Рабочая коррекционно-развивающая программа «Развиваемся играя» для детей ЗПР 4–7 лет. 3 часть содержательного раздела 2 раздел1. Тема «Над-под» Задачи: Сенсорное развитие. Развитие пространственных, временных и квазипространственных представлений. Ход Упражнение.

Рабочая программа старшей группы Пояснительная записка. Рабочая программа старшей группы «Звездочка» обеспечивает разностороннее развитие детей от 4 до 5 лет с учетом их.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа коррекционно-логопедической помощи детям с ОВЗ. Часть 2
Опубликовано: 9 июня 2024 в 16:51
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа коррекционно-логопедической помощи детям с ОВЗ. Часть 2» (включая файлы) размещена пользователем Зоя Сергеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 июля. День Нептуна. Передвижка «Правила поведения на воде для детей»

15 июля — это середина лета или по-морскому, экватор. А значит, самое время отметить праздник повелителя морей и океанов, грозного Нептуна. 

12 июля. День косоворотки. Передвижка «Русская рубаха — косоворотка»

 В 2019 году общественные организации России выступили с инициативой празднования Дня косоворотки. Этот праздник призван продвигать положительный образ русской культуры — как в России, так и за...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД