Оксана Кейдунова
Рабочая программа к основной образовательной программе дошкольного образования по развитию речи детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Детский сад №272»
ПРИНЯТО: Педагогическим советом
МАДОУ № 272
Протокол №1 от 30.08.19 г. УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МАДОУ № 272
Г. А. Берлизова
Приказ № 75 от 30.08.19 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к основной образовательной программе
дошкольного образования МАДОУ №
Темочки:
- Младшая группа
- Основная образовательная программа ДОУ
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» декабрь 2019
(«Занятия по развитию речи в группе раннего возраста детского сада» В. В. Гербова)
для детей 2-3 лет, группа раннего возраста №
Разработчик программы :
г. Ростов-на-Дону
2019-2020учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии :
• Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. ;
• Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 г. № 1155;
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;
• Письмо «О реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, соответствующей ФГОС ДО»№ 59-52/193/3 от 19.01.2017г, с инструктивно-методическим письмом по организации пространственно-предметной развивающей среды МДОУ (на 2 л. в 1 экз.) и примерным перечнем средств обучения и воспитания, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, соответствующих ФГОС ДО (на 17 л. в 1 экз.);
• Устав МАДОУ №272 (утверждён приказом № 633 от 23.06.2015;
• Лицензия на образовательную деятельность регистрационный № 5457 от 12.08.2015г.
• Основная образовательная программа дошкольного образования
МАДОУ № 272
Рабочая программа направлена на реализацию основной образовательной программы в части развития речи. «Речевое развитие включает владение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Цели:
• Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
• Развитие всех компонентов устной речи детей : грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
• Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
ЗАДАЧИ:
Формирование словаря:
• продолжать совершенствовать умение передавать в развитие речи образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений. Обращать внимание детей на отличия предметов по форме;
• учить передавать положение предметов;
• на основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь;
• учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения. Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру. «Принеси Машеньке вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш»;
• существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены: «Полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок», одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей;
• глаголами, обозначающими трудовые действия «стирать, лечить, поливать», действия, противоположные по значению «открывать — закрывать, снимать — надевать, брать — класть»;
• наречиями «близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко».
Звуковая культура речи :
• упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных, в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов);
• способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, вечевого дыхания, слухового внимания;
• формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»).
Грамматический строй речи :
• совершенствовать грамматическую структуру речи;
• учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под);
• упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2-4 слов («Кисонька-мурысенька, куда пошла?»).
Связная речь:
• помогать детям отвечать на простейшие («что?», «кто?», «что делает?») и более сложные вопросы («во что одет?», «что везет?», «кому?», «какой?», «где?», «когда?», «куда?»);
• поощрять попытки детей старше 2 лет 6 месяцев по собственной ини-циативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке (обновке, о событии из личного опыта;
• во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы;
• помогать детям старше 2 лет 6 месяцев драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок;
• формировать умение слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
ПРИНЦИПЫ:
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);
• соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи при использовании разумного "минимума" материала);
• обеспечение единства воспитательных развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возрастав в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
• принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
Объём реализации программы : 2 занятия в неделю, продолжительностью 10 минут.
Формы реализации:
• непосредственно-образовательная деятельность (занятие)- это интересная для детей,
специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков, в которой процесс обучения остается;
• совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей : игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, трудовая деятельности;
• дидактические игры
Контингент воспитанников:
Всего детей по списку : 32
Пол: девочки – 19, мальчики –13
Дата комплектования группы: 31.08.2019
1. Условия реализации программы :
1. Специфическая предметно-пространственная развивающая среда в группе, организованная в виде разграниченных зон: центр игровой деятельности (все виды игр, предметы-заместители); центр исследовательской деятельности (экспериментирование, живые обитатели); центр конструктивной деятельности (все виды строительного, природного материалов); центр продуктивных художественно-творческих видов деятельности и др. В работе таких центров царит атмосфера психологической творческой свободы, возможности проявить свою индивидуальность, реализовать свой выбор. Выбор ребёнком развивающей среды – стимул саморазвития не только ребенка, но и педагога.
Центры оснащены развивающими материалами :
Набор игровых материалов для игровой, продуктивной, конструктивной деятельности,
Набор материалов и оборудования для познавательно-исследовательской деятельности: объекты для исследования в действии, образно-символический материал и т. д.
2. Совместная деятельность педагога с детьми направлена на поддержку инициативных ситуаций развития ребенка. Для этого созданы следующие условия:
условия для свободного выбора деятельности;
условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств;
недирективная помощь детям, поддержка детской инициативы;
создание разных пространственного предъявления детских продуктов:
-легко сменяемые стенды и демонстрационные столы, полки, на которых ребенок может поместить свою работу
-«круги» или иные формы собрания группы или её части, на которых дети- по желанию- делают доклады или иным способом представляют продукты собственной деятельности. Важно, чтобы дети располагались в кругу и видели друг друга.
-праздники или иные события, как демонстрация детских продуктов.
В рамках реализации Программы используется проектная деятельность детей : творческие, исследовательские проекты, проекты по созданию норм – направление проектной деятельности, развивающее позитивную социализацию детей.
3. Самостоятельная деятельность детей;
4. Контроль за уровнем освоения данной программы планируется в ходе контрольно-диагностических занятий.
5. Для реализации программы используются технические средства: инструменты интерактивной доски, CD-проигрыватель, фотоаппарат, видеокамера.
6. Конструктивное взаимодействие с семьей предполагает объединение усилий по обеспечению развития и обучения ребенка, использование традиционных форм работы с родителями : родительские собрания, консультации, беседы, дни открытых дверей, тематические встречи и др., а так же интернет технологии: электронная почта, сайт детского сада, сетевые сообщества.
2. Учебно-тематический план
(составлен в соответствии с календарным графиком
МАДОУ № 272 на 2019-2020 учебный год)
Дата № занятия Вид и тема Количество часов Примечание
Сентябрь
03.09.19 1 Диагностическое занятие 1 час
06.09.19 2 Диагностическое занятие 1 час
10.09.19 3 Диагностическое занятие 1 час
13.09.19 4 Диагностическое занятие 1 час
17.09.19 5 Путешествие по комнате. 1 час
20.09.19 6 Путешествие по территории участка. 1 час
24.09.19 7 «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий». 1 час
27.09.19 8 «Про девочку Машу и Зайку – Длинное ушко». 1 час
Октябрь
01.10.19 9 Чтение немецкой народной песенки «Три весёлых братца». 1 час
04.10.19 10 Дидактическая игра «Поручения». Дидактическое упражнение «Вверх-вниз». 1 час
08.10.19 11 Повторение сказки «Репка». Дидактические упражнения «Кто что ест?», «Скажи «а»». 1 час
11.10.19 12 Дидактические игры «Поручения», «Лошадки». 1 час
15.10.19 13 Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Спала кошка на крыше». 1 час
18.10. 19 14 Тема: Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Был у Пети и Миши конь». 1 час
22.10.19 15 Игры и упражнения на звукопроизношение (звук у). Чтение песенки «Разговоры». 1 час
25.10.19 16 Рассматривание сюжетных картин. 1 час
29.10.19 17 Дидактическая игра «Ослики». 1 час
Ноябрь
01.11.19 18 Дидактическое упражнение «Ветерок». Чтение стихотворения А. Барто «Кто как кричит». 1 час
05.11.19 19 Дидактическая игра «Это я придумал». Чтение детям русской народной потешки «Пошел котик на торжок …» 1 час
08.11.19 20 Дидактические упражнения и игры с кубиками и кирпичиками. 1 час
12.11.19 21 Чтение сказки «Козлятки и волк» 1 час
15.11.19 22 Игра-инсценировка «Добрый вечер, мамочка». 1 час
19.11.19 23 Рассматривание сюжетных картин. 1 час
22.11.19 24 Дидактическое упражнение «Выше – ниже, дальше – ближе». 1 час
26.11.19 25 Дидактические игры на произношение звуков м – мь, п – пь, б – бь. 1 час
29.11.19 26 Дидактическая игра «Кто ушел? Кто пришел?» Чтение потешки «Наши уточки с утра 1 час
Декабрь
03.12.19 27 Инсценирование сказки В. Сутеева «Кто сказал «мяу»? 1 час
06.12.19 28 Инсценирование сказки В. Сутеева «Кто сказал «мяу»? 1 час
10.12.19 29 Дидактические упражнения на произношение звука ф. Дидактическая игра «Далеко - близко» 1 час
13.12.19 30 Рассматривание иллюстраций В. Сутеева к сказке «Кто сказал «мяу»?» Повторение песенки «Пошел котик на торжок…» 1 час
17.12.19 31 Игра «Кто позвал?». Дидактическая игра «Это зима?». 1 час
20.12.19 32 Рассматривание сюжетных картин. 1 час
24.12.19 33 Дидактические упражнения и игры на произношение звука к. Чтение стихотворения К. Чуковского «Катауси и Мауси» 1 час
Январь
10.01.20 34 Чтение сказки Л. Н. Толстого «Три медведя». 1 час
14.01.20 35 Игра «Кто позвал?». Дидактическая игра «Это зима?» 1 час
17.01.20 36 Дидактическая игра «Устроим кукле комнату». Дидактические упражнения на произношение звуков д, дь. 1 час
21.01.20 37 Повторение знакомых сказок. Чтение потешки «Огуречик, огуречик»1 час
24.01.20 38 Упражнения на совершенствование звуковой культуры речи. 1 час
28.01.20 39 Дидактическое упражнение «Чья мама, чей малыш?» 1 час
31.01.20 40 Повторение материала 1 час
Февраль
04.02.20 41 Рассказывание сказки «Теремок». Чтение русской народной песенки «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду». 1 час
07.02.20 42 Составление рассказа на тему «Как мы птичек кормили». Упражнение на звукопроизношение и укрепление артикуляционного аппарата. 1 час
11.02.20 43 Чтение потешки «Наша Маша маленька…», стихотворение С. Капутикян «Маша обедает» 1 час
14.02.20 44 Повторение стихотворения С. Капутикян «Маша обедает». Д. И «Чей, чья, чей» 1 час
18.02.20 45 Рассматривание иллюстраций к сказке «Теремок». Дидактическое упражнение «Что я сделала?» 1 час
21.02.20 46 Инсценирование сказки «Теремок». 1 час
25.02. 20 47 Тема: Знакомство с рассказом Я. Тайца «Поезд» 1 час
28.02.20 48 Рассматривание сюжетной картины. 1 час
Март
03.03.20 49 Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя». Дидактическая игра «Чья картина». 1 час
06.03.20 50 Рассматривание картины «Дети играют в кубики». 1 час
10.03.20 51 Чтение произведения К. Чуковского «Путаница»
Рассматривание иллюстраций к произведению К. Чуковского «Путаница». Дидактическое упражнение «Что я делаю?» 1 час
13.03.20 52 Рассказывание произведения К. Ушинского «Гуси» без наглядного сопровождения. 1 час
17.03.20 53 Игра-инсценировка «Как машина зверят катала». 1 час
20.03.20 54 Дидактическое упражнение «Не уходи от нас, киска!». Чтение стихотворения Г. Сапгира «Кошка» 1 час
24.03.20 55 Дидактическое упражнение «Как можно медвежонка порадовать?».1 час
27.03.20 56 Чтение сказки «Маша и медведь» 1 час
31.03.20 57 Дидактическое упражнение «Я ищу детей, которые полюбили бы меня…». 1 час
Апрель
03.04.20 58 Чтение главы «Друзья» из книги Ч. Янчарского «Приключения Мишки Ушастика» 1 час
07.04.20 59 Рассматривание картин из серии «Домашние животные». 1 час
10.04.20 60 Купание куклы Кати. 1 час
14.04.20 61 Чтение сказки Д. Биссета «Га – га – га» 1 час
17.04.20 62 Повторение материала 1 час
21.04.20 63 Чтение стихотворения А. и П. Барто «Девочка – ревушка» 1 час
24.04.20 64 Рассматривание картины «Дети кормят курицу и цыплят». Игра в цыплят. 1 час
28.04.20 65 Чтение стихотворения А. и П. Барто «Девочка-ревушка» 1 час
Май
05.05.20 66 Рассматривание картины «Дети кормят курицу и цыплят». Игра в цыплят. 1 час
08.05.20 67 Дидактические упражнения «Так или не так?». Чтение стихотворения А. Барто «Кораблик». 1 час
15.05.20 68 Дидактические упражнения «Так или не так?». Чтение песенки «Снегирек». 1 час
19.05.20 69 Чтение сказки В. Бианки «Лис и мышонок» 1 час
22.05.20 70 Здравствуй, весна! 1 час
26.05.20 71 Дидактическая игра «Подбери перышко». 1 час
29.05.20 72 Повторение сказки «Маша и медведь». Рассказ воспитателя об иллюстрациях к сказке. 1час
ИТОГО: 72 72
Предполагаемый результат:
К концу года:
-речь становится полноценным средством общения детей друг с другом;
-происходит развитие понимания речи, активизируется словарь в самостоятельной речи детей;
-отчётливо произносят изолированные гласные и согласные звуки (кроме свистящих, шипящих и сонорных;
-умеют согласовывать существительные с местоимениями и глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, использовать в речи предлоги;
-слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ:
Диагностика уровня овладения лепкой соответствует авторской методике по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой)
3. Методическое обеспечение:
Литература для педагога:
Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : Изд. «МОЗАИКА - СИНТЕЗ», 2015.
Гербова В. В., Развитие речи в детском саду : Вторая группа раннего возраста (2-3года, М. : Изд. «МОЗАИКА - СИНТЕЗ», 2015.
Ребёнок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов / Под ред. С. Н. Теплюк. - М. : Изд. «МОЗАИКА - СИНТЕЗ», 2015