Елена Абашина
Рабочая программа к основной образовательной программе дошкольного образования ДОУ по математике
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа к основной образовательной программе дошкольного образования МАДОУ №272 по математике
Пояснительная записка
Важное значение в познавательном развитии детей имеет формирование элементарных математических представлений. Целью элементарной математики является формирование основ интеллектуальной культуры личности, приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношения предметов и явлений окружающего мира. Формирование первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектах окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Публикация «Рабочая программа к основной образовательной программе дошкольного образования ДОУ по математике» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Основная образовательная программа ДОУ
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Основные задачи по формированию элементарных математических представлений :
Количество и счет. Дать детям представление о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы; учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету). Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кружков, одни — красного цвета, а другие — синего; красных кружков больше, чем синих, а синих меньше, чем красных» или «красных и синих кружков поровну».
Учить считать до 5 (на основе наглядности, пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам, например: «Один, два, три — всего три кружка». Сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1–2, 2–2, 2–3, 3–3, 3–4, 4–4, 4–5, 5–5.
Формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».
Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета : «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три елочки. Елочек больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем 3».
Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет («К 2 зайчикам добавили 1 зайчика, стало 3 зайчика и елочек тоже 3. Елочек и зайчиков поровну — 3 и 3» или: «Елочек больше (3, а зайчиков меньше (2). Убрали 1 елочку, их стало тоже 2. Елочек и зайчиков стало поровну: 2 и 2»).
Отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5 (отсчитай 4 петушка, принеси 3 зайчика).
На основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве.
Величина. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте, а также учить сравнивать два предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные (длиннее — короче, шире — уже, выше — ниже, толще — тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине).
Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче и уже синего).
Устанавливать размерные отношения между 3–5 предметами разной длины (ширины, высоты, толщины, располагать их в определенной последовательности — в порядке убывания или нарастания величины. Вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов (эта (красная) башенка — самая высокая, эта (оранжевая) — пониже, эта (розовая) — еще ниже, а эта (желтая) — самая низкая» и т. д.).
Форма. Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе. Учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.).
Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником. Учить различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны.
Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой — маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка — круг, платок — квадрат, мяч — шар, окно, дверь — прямоугольник и др.
Ориентировка в пространстве. Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева — окно, сзади на полках — игрушки).
Познакомить с пространственными отношениями: далеко — близко (дом стоит близко, а березка растет далеко).
Ориентировка во времени. Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро — день — вечер — ночь). Объяснить значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра».
Количество занятий в неделю - 1, в месяц – 4. Всего 28.
Академический час = 20 минут
Планируемые результаты
Различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение)
Считать до 5 (количественный счет, отвечать на вопрос «сколько всего».
Сравнивать количество предметов в группах на основе счета
(в пределах 5, а также поштучного соотнесения предметов двух групп (составление пар, определять каких предметов больше, меньше, равное количество.
Сравнивать два предмета по величине (больше-меньше, выше-ниже, длиннее – короче, одинаковые, равные, на основе приложения их друг к другу или наложения.
Различать и называть круг, квадрат, треугольник, шар, куб, знать их характерные отличия.
Определять положение предметов в пространстве по отношению в себе (вверху – внизу, впереди – сзади, двигаться в нужном направлении по сигналу: вперед, назад, вверх, вниз (по лестнице)
Различать правую и левую руку.
Определять части суток.
Содержательный раздел
Дата и время
Тема
Кол-во часов
примечание
Сентябрь
Диагностические задания
1.
2.
Сравнение по величине двух предметов.
Сравнение двух групп предметов, разных по цвету, форме.
Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
1
1
Октябрь
3.
4.
5.
6.
Сравнение двух предметов по высоте
Счет предметов в пределах 3. Определение пространственных направлений.
Закрепление умения называть числа по порядку, согласовывать их в роде, числе и падеже.
Счет в пределах 3, соотнося число с элементом множества
1
1
1
1
Ноябрь
7.
8.
9.
10.
Порядковый счет в пределах 3.
Образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов. Счет в пределах 4.
Счет в пределах 4,знакомство с порядковым значением числа.
Образование числа 5. Счет в пределах 5.
1
1
1
1
Декабрь
11.
12.
13.
Счет в пределах 5. Знакомство с порядковым значением числа 5.
Счет в пределах 5. Формирование представлений о равенстве и неравенстве двух групп предметов.
Порядковые значения чисел в пределах 5.
Уточнение представлений о цилиндре, умение различать шар, куб, цилиндр.
1
1
1
Январь
14.
15.
16.
Знакомство со значением слов далеко - близко.
Счет звуков на слух в пределах 5.
Сравнение трех предметов по длине (убывающая, возрастающая последовательность).
1
1
1
Февраль
17.
18.
19.
20.
21.
Счет предметов на ощупь в пределах 5. Значение слов: вчера, сегодня, завтра.
Сравнение 3-х предметов по ширине (широкий, уже, самый узкий).
Пространственное ориентирование (вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади).
Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Составление целостного изображения предметов из отдельных частей.
1
1
1
1
1
Март
22.
23.
Счет предметов в пределах 5.
Сравнение трех предметов по высоте (высокий, ниже, самый низкий).
Сравнение 4-х или 5-ти предметов по высоте.
1
1
Апрель
24.
25.
26.
27.
Цилиндр. Шар.
Цилиндр. Шар. Куб.
Количественный и порядковый счет в пределах 5.
Счет и отсчет предметов на слух, на ощупь (в пределах 5).
1
1
1
1
Май
28.
Диагностика
Закрепление программного материала.
1
Итого- 28
Формы, методы и приёмы работы по ФЭМП
Формы
работы
Способы
Методы и приемы
(наглядные, словесные, практические, наглядно-практические, игровые)
НОД
Групповые
Подгрупповые
сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование.
рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов, картин, действия с числовыми карточками, цифрами, дидактические игры и упражнения, подвижные игры.
Совместная деятельность
Подгрупповые, индивидуальные
Игровые упражнения
Игры (дидактические, подвижные)
Показ
Напоминание
Объяснение
Обследование
Наблюдение
Экспериментирование
Развивающие игры
Проблемные ситуации
Самостоятельная деятельность
Игры (дидактические, развивающие, подвижные)
Игры-экспериментирования
Игры с использованием дидактических материалов
Наблюдение
Интегрированная детская деятельность
( включение ребенком полученного сенсорного опыта в его практическую деятельность: предметную, продуктивную, игровую)
Закрепление и уточнение знаний, способов действий в ряде случаев осуществляется предложением детям задач, в содержании которых отражаются близкие, понятные им ситуации. Заинтересованность детей в решении таких задач обеспечивает активную работу мысли, прочное усвоение знаний.
В пристальном внимании нуждаются дети, нерегулярно посещающие детский сад по болезни или другим причинам, ослабленные, имеющие низкую работоспособность на занятии, застенчивые, медлительные, заторможенные и педагогически запущенные. С такими детьми должны проводиться индивидуальные занятия в форме игры и игровых упражнений, а на занятиях использовать методы и приемы технологии дифференцированного обучения.
Можно сделать следующий вывод: использование различных методов и приемов при формировании элементарных математических представлений зависит от возраста детей, уровня математического развития, индивидуальных особенностей каждого ребенка. А также следует отметить и такую особенность, что для более эффективного обучения детей математике необходимо интегрирование всех методов и приемов обучения детей дошкольного возраста.
Реализация рабочей программы обеспечена демонстрационным и раздаточным материалом :
- математические наборы.
-счетные палочки.
-раздаточный материал по разделам ФЭМП.
- цифры и фигуры (обучающие карточки).
- наборы геометрических фигур.
- наглядно-дидактические пособия «Цвета».
- демонстрационный материал по разделам ФЭМП.
-дидактические игры по ФЭМП.
-обучающий плакат «Цвета и фигуры».
Педагогическая диагностика.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально-организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.
Список литературы:
Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» : Средняя группа. – М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015