Румянцева Надежда
Рабочая программа «Я хочу здоровым быть»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Формирование здорового образа жизни заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры, начиная от дошкольных учреждений.
На сегодняшний день все сложней представить наш мир без компьютера, телевизора и прочих гаджетов к сожалению проблема ухудшения здоровья детей дошкольного возраста в наше время берет на себя большую актуальность.
Публикация «Рабочая программа „Я хочу здоровым быть“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
У детей отсутствует ценностное отношение к собственному здоровью. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые годы жизни ребенка, в годы дошкольного детства.
В настоящее время особое внимание уделяется укреплению физического и психического здоровью ребенка. В дошкольном учреждении предусматривается в старшем дошкольном возрасте валеологическое просвещение дошкольников: развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем. Только здоровое поколение может быть созидателем своей будущей духовной и материальной жизни. И успешно реализоваться в семье, в коллективе, социуме.
Концепции дошкольного учреждения является оптимизация психологической и физической нагрузки воспитанников, создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.
Роль дошкольного учреждения на сегодняшний день состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.
Программно-методическое обеспечение здоровьесберегающей деятельности включает в себя:
Содержание физкультурно-оздоровительной работы, несмотря на значительный период реформирования дошкольного образования, по-прежнему оставляет желать лучшего. Данное убеждение основано на высоких показателях заболеваемости детей дошкольного возраста, как в целом, так и по основным классам болезней.
Данная программа реализуется в рамках рабочей программы ФГОС, утверждённая в МБДОУ «Детский сад №78 «Исток» города Смоленска, который предполагает новый подход к вопросу формирования здоровья детей, начиная с младшего дошкольного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.
Содержание представленной программы разработано в соответствии с требованиями образовательных областей «Физическое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования по следующим темам:
• здоровье ребенка
• ребенок дома
• ребенок и социальное окружение
• ребенок и природа
• ребенок на улицах города
• эмоциональное благополучие ребенка.
Цели и задачи программы
Цель: Формирование мотивации навыков здорового образа жизни, через традиции и ценности культуры в области здоровья
Задачи:
1. сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
2. обучение средствам и методам использования возможностей своего организма для поддержания здоровья и развития личности;
3. повышение сопротивляемости и защитных свойств организма ребенка, профилактика заболеваний;
4. воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни;
5. повышение уровня компетентности и профессионализма педагогов и родителей по вопросу здоровьесбережения.
Этапы работы :
1этап - организационный-теоретический (2018)
Цель. Формулировка темы, определение цели, постановка задач, определение программно-методического обеспечения с целью расширения объема содержания, подбор эффективных методов и приемов для реализации цели.
Результаты
1. Разработка перспективного плана работы
2 Проведение первичного мониторинга
2 этап – практически-обобщающий(2019)
Цель:
-реализация намеченной программы работы, оценка эффективности проделанной работы
-получение итоговых результатов в форме методических разработок мероприятий (семинаров, практикумов, практических занятий)
Результаты:
1. Разработка и проведение мероприятий педагогами, родителями и воспитанниками
2. Проведение мониторинга результативности
Показатели эффективности:
1. снижение уровня заболеваемости,
2. овладение детьми навыками здорового образа жизни,
3. закрепление оздоровительных мер в виде устойчивых форм поведение,
4. психоэмоциональное состояние воспитанников
Методы работы : словесные, наглядные, практические, игровые.
Содержание организованных форм обучения наполнено сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игровых приемов позволяет сохранить специфику дошкольного возраста. В интеграции используются и другие виды деятельности: театрализованная, изобразительная, музыкальная и т. д. Все перечисленное способствует развитию умений и навыков, которые позволяют успешно взаимодействовать с окружающей средой и социумом.
Методологической основой программы являются теоретические позиции В. Г. Алямовской, где здоровье возникает как динамическое состояние процесса развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
Следовательно, отличительной особенностью данной программы является : комплексный подход к оздоровлению и развитию ребенка – помимо сугубо познавательных задач в ней реализуются вопросы целостности полученных знаний о здоровье, формируется ценностная ориентации на здоровый образ жизни, приобретаются специальные умения и навыки сохранения и укрепления здоровья.
Основные принципы системы работы по здоровьесбережению воспитанников
Принцип активности и сознательности — определяется через участиевсего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей. Обеспечение высокой степени инициативы и творчества всех субъектов образовательного процесса.
Принцип систематичности и последовательности в организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего процесса. Принцип предполагает систематическую работу по оздоровлению и воспитание
валеологической культуры дошкольников, постепенное усложнение
содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической
технологии, сквозную связь предлагаемого содержания, форм, средств и
методов работы;
«Не навреди» - Это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны быть безопасны для здоровья и развития ребенка.
Доступности и индивидуализации – Оздоровительная работа в детском саду должна строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Системного подхода – оздоровительная направленность образовательного процесса достигается через комплекс избирательно вовлеченных компонентов взаимодействия и взаимоотношений, которые направлены на полезный результат – оздоровление субъектов образовательного процесса (из теории функциональных систем П. К. Анохина).
Оздоровительной направленности — нацелен на укрепление здоровья в процессе воспитания и обучения. Оздоровительную направленность должны иметь не только физкультурные мероприятия, но и в целом вся организация образовательного процесса в детском саду.
Комплексного междисциплинарного подхода. Работа учитывает тесную связь между медицинским персоналом ДОУ и педагогическим коллективом, а также отсутствие строгой предметности.
4. Организация двигательного режима детей.
Одним из условий рациональной организации деятельности детей в ДОУ является обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и способствует поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего дня.
Краткая характеристика системы занятий
Здоровьесберегающая программа «быть здоровым – здорово!», реализованная в рамках рабочей программы ФГОС разработана для детей средней группы.
Акцент в оздоровительной работе делается на профилактику простудных заболеваний, нарушений опорно-двигательного аппарата и зрения, что особенно актуально для нашего региона.
Физкультурные занятия проводятся три раза в неделю, из них: 2 занятия в помещении и одно на улице. Игры и упражнения используются на занятиях по физической культуре, в познавательной, а также в свободной и самостоятельной деятельности.
Индивидуально-дифференцированный подход является основным принципом работы с детьми.
Система занятий организуется в определё нной последовательности:
• Формирование устойчивого интереса к физкультурным занятиям через игры, упражнения.
• Способствование хорошему самочувствию и стабильной активности каждого ребёнка.
• Развитие его адаптационных возможностей.
• Проведение одного занятия на свежем воздухе.
• Витаминизация питания.
• Постоянное осуществление медико-педагогического контроля над развитием у детей правильной осанки, координации движений, двигательной активности.
Структура программы :
Программа состоит из двух основных разделов: «Оздоровительного» и «Развивающего».
Программа «Я хочу здоровым быть» рассчитана на 1 год.
Для возрастной группы обозначены тематические разделы. В соответствии с содержанием тематических разделов в группе организуется познавательно-оздоровительная деятельность в течение дня. Накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье, происходит по направлениям: оздоровительное и познавательное.
Развивающий направление:
• здоровье ребенка
• ребенок дома
• ребенок и другие люди
• ребенок и природа
• ребенок на улицах города
• эмоциональное благополучие ребенка
Оздоровительное направление :
• закаливающий массаж
• дыхательная гимнастика
• корригирующие упражнения для опорно-двигательного аппарата
• пальчиковая гимнастика
Методики, направленные на развитие органов дыхания
1. Методика дыхательной гимнастики Б. С. Толкачёва. Данный метод для детей, страдающих респираторными заболеваниями. Характеризуется сочетанием простых физических упражнений с озвученным выдохом.
2. Методика дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой. Направлена на лечение и восстановление певческого голоса. Суть методики – в активном коротком вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы. Внимание на выдохе не фиксируется, он должен происходить самопроизвольно.
3. Методика дыхательных упражнений йогов:
Цель этого вида дыхательных упражнений – сбалансировать деятельность вегетативной нервной системы. По представлениям индийских медиков, при вдохе через одну ноздрю более активно работает одна часть вегетативной нервной системы (симпатическая или парасимпатическая, при вдохе через другую – другая. Двухфазное йоговское дыхание предполагает раздельный попеременный вдох то одной, то другой ноздрёй.
2.1. Методика, направленная на коррекцию зрения
1. Йоговские упражнения для глаз способствуют восстановлению зрения независимо от характера имеющихся нарушений – близорукости или дальнозоркости. Йоги считают, что глаза потребляют около 50% биоэнергии, приходящейся на жизнедеятельность всего организма. Поэтому эти упражнения
рекомендуется выполнять и людям, имеющим хорошее зрение.
Йоговская гимнастика для глаз укрепляет глазные мышцы, снимает с них напряжение, активизирует кровоснабжение глаз, способствует поступлению в ткани кислорода, оказывает комплексное укрепляющее и тонизирующее действие. Вращение глазами вверх-вниз, вправо – влево, круговые движения.
2.2. Методики, направленные на профилактику ОРЗ
1. Массаж биологически активных зон (по А. А. Уманской) рекомендуется ослабленным и часто болеющим детям. Массаж активных жизненных точек повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Во время массажа организм человека начинает вырабатывать свои собственные лекарства (интерферон, в связи с этим, значительно снижается заболевания гриппом и ОРВИ.
2.3. Методики, направленные на развитие двигательной активности
1. Ритмическая гимнастика является одной из разновидностей оздоровительной гимнастики. Она укрепляет опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечнососудистую системы, способствует формированию правильной осанки, развитию музыкальности. Ритмическая гимнастика включает общеразвивающие, силовые, акробатические упражнения, элементы художественной гимнастики, прыжки, бег, танцевальные движения с элементами современных и народных танцев.
2. Методика игрового обучения построена на двигательных играх под музыку, позволяет детям быстро усваивать материал по развитию речи, ОБЖ, знакомит с окружающим миром в игровой форме.
2.4. Методики, направленные на повышение резистентности организма
1. Массаж пальцев. По восточной медицине, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного - положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.
2. Самомассаж по китайской методике Шиацу. По китайской методике, точечный массаж сочетается с поглаживающими, растирающими движениями. Подобный массаж улучшает питание тканей, терморегуляцию, деятельность центральной нервной системы, способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения
3. Упражнения корригирующей гимнастики для профилактики нарушений осанки. Общефизическое действие упражнений при их правильной дозировке способствует гармоническому развитию мускулатуры ребёнка, позволяющей ему длительно сохранять правильную осанку благодаря достаточной выносливости мышц.
4. Логоритмика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания, направленная на коррекцию речевых нарушений и развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, регуляции мышечного тонуса, активизации всех видов внимания и памяти.
2.5. Методики, направленные на повышение работоспособности детей
1. Динамические паузы повышают умственную работоспособность детей на занятиях и дарят «мышечную радость» (И. П. Павлов). Кратковременные физические упражнения под музыку вызывают возбуждение определённых отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия для отдыха ранее возбуждённых отделов.
2. «Эффект Моцарта» - под влиянием этой музыки дети лучше учатся и более спокойны. Проведение релаксации под музыку Моцарта помогает расслабить и успокоить детей, снять эмоциональное и умственное напряжение.
2.6. Методы, направленные на коррекцию психического состояния
1. Коммуникативные игры способствуют формированию положительного климата в детском коллективе, развитию личности ребёнка, раскрытию его творческих способностей.
2. Музыкотерапия – эффективный метод профилактики и лечения детских неврозов. Музыка повышает способность организма к высвобождению эндорфинов, помогающих справляться с болью и стрессом, регулирует дыхание.
Модель режима двигательной активности детей
Виды занятий Варианты содержания Особенности организации
Утренняя Гимнастика Традиционная Гимнастика Ежедневно утром, на открытом воздухе или в зале. Длительность 10-12 мин.
Ритмическая гимнастика
Корригирующая Гимнастика
Физкультурные Занятия Традиционные занятия Два занятия в неделю в физкультурном зале. Длительность 20-35 мин.
Игровые и сюжетные Занятия
Тематические занятия
Занятия на свежем Воздухе
Физкультминутки Упражнение для снятия общего и локального Утомления Ежедневно проводятся во время занятий по развитию речи, ИЗО, формированию математических представлений. Длительность 3-5 мин.
Упражнения для кистей Рук
Гимнастика для глаз
Музыкальные минутки Гимнастика для улучшения слуха
Корригирующая гимнастика после Сна Дыхательная гимнастика
Упражнения для
Профилактики
Плоскостопия
Разминка в постели – Корригирующие упражнения и
Самомассаж
Оздоровительная ходьба
по массажным и
ребристым дорожкам
Развитие мелкой
моторики Ежедневно, при
открытых фрамугах в
спальне или группе.
Длительность 7-10 мин.
Игры с элементами На прогулке во второй
половине дня
Длительность 15-
20мин.
спорта (футбол,
бадминтон, хоккей)
Музыкальные игры
«Недели
здоровья» Занятия по валеологии 4 раза в год (в октябре,
январе, марте, июле)
Самостоятельная
Двигательная Деятельность
Спортивные игры и
Упражнения
Совместная трудовая
деятельность детей,
педагогов и родителей
Развлечения.
Спортивные
праздники и
физкультурные
Досуги Игровые Праздники проводятся
2 раза в год.
Длительность не более
часа.
Досуги - один раз в
квартал.
Длительность не более
30 мин.
Соревновательные
Сюжетные
Творческие
Комбинированные
Формирующие здоровый
образ жизни
Самостоятельная
двигательная
деятельность Самостоятельный выбор
движений с пособиями, с
Использованием
самодельного или
приспособленного
инвентаря. Ежедневно, во время
прогулки, под
руководством
воспитателя.
Продолжительность
зависит от
индивидуальных
особенностей.
Участие
родителей в
физкультурно-
оздоровительных,
Массовых
мероприятиях,
Занятиях
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке Подвижные игры средней и низкой интенсивности
Народные игры
Эстафеты
Спортивные упражнения (катание на санках) Ежедневно, на утренней прогулке. Длительность 20- мин. 25
Утренняя гимнастика важна для закаливания организма, повышения работоспособности детей после сна и регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Ее следует проводить при открытой форточке. Свежий воздух воздействует на кожные рецепторы холодом, что способствует быстрому повышению возбудимости ЦНС и восстановлению нормальной работоспособности. На утренней гимнастике целесообразна частая смена упражнений при многократной повторяемости (до 8—12 раз) одного упражнения (в соответствии с рекомендациями Ю. Ф. Змановского).
Утренняя гимнастика может проводиться в различной форме. Традиционная утренняя гимнастика состоит из двигательных
упражнений (различные виды ходьбы и бег, комплекса общеразвивающих упражнений для разных групп мышц, прыжков в чередовании с ходьбой, дыхательных упражнений и заключительной части (ходьбы). Вводная и заключительная части выполняются в кругу, для исполнения комплекса упражнений дети строятся в колонны.
Игровая гимнастика включает 3-6 имитационных упражнений. Образные движения объединяются одной темой. Этот вид утренней гимнастики используется в работе с младшими дошкольниками.
Гимнастика с использованием различных предметов проводится как традиционная утренняя зарядка с гимнастическими палками, обручами, лентами, флажками, мешочками и т. д.
Оздоровительные занятия проводятся регулярно.
Музыкальные занятия
В ходе проведения используются ритмические, музыкально-
дидактические, речевые, хороводные, музыкальные коммуникативные,
пальчиковые игры, игры с пением. Большое внимание на занятиях уделяется упражнениям на развитие дыхания.
Динамическая пауза - заполненная разнообразными видами двигательной деятельности, отличающейся значительным преобладанием умственной нагрузки или однообразием движений. Динамические паузы предназначены для предупреждения утомления и снижения работоспособности. Поэтому они проводятся во время занятий по математике, развитию речи, ИЗО-деятельности.
Снять напряжение также помогают физминутки, логоритмическая гимнастика, пальчиковые игры.
Физкультминутки проводятся с целью повышения умственной работоспособности и снижения утомления, обеспечивают кратковременный активный отдых. Физкульминутка состоит из 3-4 упражнений для больших групп мышц, активизирующих дыхание и кровообращение.
Логоритмическая гимнастика - форма активного отдыха для снятия напряжения после продолжительной работы в положении сидя. Она выполняется под музыку, чтения стихотворения или пения детей и педагога. Логоритмические упражнения объединяются в комплексы общеразвивающих упражнений, в которых задействованы все группы мышц.
Пальчиковые игры развивают у детей мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизируют речевые навыки, мышление и память.
Профилактическая гимнастика проводится с целью повышения
функциональных возможностей организма, работоспособности и восстановления здоровья. Профилактическую гимнастику можно проводить во время занятий, перед прогулкой, приемом пищи, началом игровой деятельности, в любую свободную минутку. Продолжительность - 2-3 минуты.
Самомассаж
Массаж - система приемов дозированного механического воздействия на кожу и подлежащие ткани тела человека.
Самомассаж - способ регуляции организма, один из приемов регулирования кровотока. Детей обучают выполнять поглаживающие, разминающие, постукивающие и похлопывающие движения в направлении кровотока.
Гимнастика для глаз
Упражнения для глаз включают фиксацию зрения на различных точках,
движении взгляда. Упражнения способствуют восстановлению нормального зрения, рекомендуется выполнять 2 раза в день.
Дыхательная гимнастика способствует нормализации дыхания, укрепляет дыхательную мускулатуру, предупреждает застойные явления в легких.
Дыхательные упражнения выполняются 2-5 минут, можно стоя, сидя и лежа на спине.
Бег, ходьба, подвижные и спортивные игры на прогулке
Дозированные бег и ходьба на прогулке - один из способов тренировки и совершенствования выносливости. В начале и в конце прогулки дети выполняют пробежку, после чего переходят на ходьбу, шагая в ритме.
Подвижные и спортивные игры развивают у детей наблюдательность, восприятие отдельных вещей, совершенствуют координацию движений, быстроту, силу, ловкость, меткость, выносливость и другие психофизические качества.
Игры необходимо подбирать игры с учетом возраста детей, учитывая степень подвижности ребенка в игре. Игры должны включать различные виды движений и содержать интересные двигательные игровые задания.
Оздоровительно - развивающие игры при наиболее распространенных заболеваниях и отклонениях в состоянии здоровья дошкольников :
оздоровительно-развивающие игры при плоскостопии;
оздоровительно-развивающие игры при нарушении осанки;
оздоровительно-развивающие игры при дискинезии желчевыводящих путей;
оздоровительно-развивающие игры при ожирении;
оздоровительно-развивающие игры при функциональных нарушениях
Данные игры имеют соревновательный, кооперативный и несоревновательный характер.
Релаксационные упражнения и бодрящая гимнастика
Релаксационные упражнения выполняются для снятия напряжения в мышцах, вовлеченных в различные виды активности. Релаксация - состояние
покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Рекомендуется выполнять релаксационные упражнения перед дневным сном с использованием музыки и ароматерапии.
Бодрящая гимнастика проводится после дневного сна. Цель: сделать более физиологичным переход от сна к бодрствованию, улучшить настроение детей и поднять мышечный тонус. После пробуждения дети выполняют некоторые упражнения в постели, потягивание, встают и по массажным коврикам («дорожкам здоровья») переходят в другую комнату,далее выполняют упражнения ритмической гимнастики. Общая продолжительность бодрящей гимнастики - 7-15 минут.