Шаболдина Карина Владимировна
Рабочая программа и КТП по технологии в 4 классе
▼ Скачать +Заказ
Пояснительная записка
Программа по технологии для 4 класса разработана в соответствии с тре-бованиями:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 - ФЗ
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373);
Публикация «Рабочая программа и КТП по технологии в 4 классе» размещена в разделах
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189
«О внесении в действие санитарно – эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821 – 10».
- Уставом образовательной организации муниципальное бюджетное общеобра-зовательное учреждение «Излучинская общеобразовательная средняя школа №2
с углубленным изучением отдельных предметов»
Программа учебного курса «Технология» для 4 класса составлена на основе примерной программы по математике к учебно-методическому комплексу «Школа России» (Сборник рабочих программ 1-4 классы «Школа России» / М. : Просвеще-ние, 2011 г., научный руководитель А. А. Плешаков, авторы: С. В. Анащенкова, М. А. Бантова, М. В. Бойкина, С. И. Волкова, В. Г. Горецкий, М. Н. Дементьева, Л. М. Зеленина, В. П. Канакина, Л. Ф. Климанова, М. И. Моро, А. А. Плешаков, Н. И. Роговцева, С. В. Степанова, Н. А. Стефаненко, Т. Е. Хохлова, к учебнику «Техно-логия 4 класс / Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, Н. В. Добромыслова - М. : Про-свещение, 2012 г.». Данное учебное пособие включено в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в начальной школе (Приказ Мино-брнауки России от 05.09. 2013 № 1047 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные про-граммы общего образования и имеющих государственную аккредитацию» на 2020/2021 учебный год).
На изучение предмета «Технология» в 4 классе отводится 34 часа (1 час в не-делю, 34 учебные недели).
Общими целями учебного предмета «Технология» в 4 классе являются :
• приобретении личного опыта как основы обучения и познания;
• приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятель-ности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
• формирование позитивного эмоционально-ценностного отношение к труду и людям труда.
Основные задачи курса:
• духовно – нравственное развитие обучающихся; освоение нравственно – этического и социально исторического опыта человечества, отражённого в материальной куль-туре;
• Формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонацио-нальном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России;
• Формирование целостной картины мира на основе познания мира через осмысле-ние духовно – психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы;
• Развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности ребёнка на основе трудового и технологического образования;
• Формирование на основе овладения культурной проектной деятельности.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технологии»
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результа-тов:
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и при-нятия образца «хорошего ученика»;
– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая со-циальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
– учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и спосо-бам решения новой задачи;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результа-тов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
– способность к оценке своей учебной деятельности;
– основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
– ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных по-ступков, так и поступков окружающих людей;
– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
– развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов мо-рального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
– установка на здоровый образ жизни;
– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточи-тельного, здоровьесберегающего поведения;
– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с ми-ровой и отечественной художественной культурой.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отноше-ния к образовательной организации, понимания необходимости учения, выражен-ного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
– выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
– устойчивого учебнопознавательного интереса к новымобщим способам решения задач;
– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной дея-тельности;
– положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в по-ступках и деятельности;
– морального сознания на конвенциональном уровне, способности к ре-шению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориен-тации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
– установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном пове-дении и поступках;
– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на ис-кусство как значимую сферу человеческой жизни;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопережи-вания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспе-чение их благополучия.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» явля-ется формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научатся:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ре-троспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
– различать способ и результат действия;
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать за-пись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Обучающиеся получат возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по ре-зультату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД:
Обучающиеся научатся:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые, в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружа-ющем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
– использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные, для решения задач;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– строить сообщения в устной и письменной форме;
– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
– основам смыслового восприятия художественных и познавательных тек-стов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несуще-ственных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным крите-риям;
– устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
– обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной свя-зи;
– осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объек-тов, выделения существенных признаков и их синтеза;
– устанавливать аналогии;
– владеть рядом общих приёмов решения задач.
Обучающиеся получат возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ре-сурсов библиотек и сети Интернет;
– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помо-щью инструментов ИКТ;
– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
– строить логическое рассуждение, включающее установление причин-носледственных связей;
– произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся научатся:
– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, сред-ства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое вы-сказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инстру-менты ИКТ и дистанционного общения;
– допускать возможность существования у людей различных точек зре-ния, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных пози-ций в сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятель-ности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что парт-нёр знает и видит, а что нет;
– задавать вопросы;
– контролировать действия партнёра;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных ком-муникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогиче-ской формой речи.
Обучающиеся получат возможность научиться:
– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную по-зицию;
– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
– аргументировать свою позицию и координировать её с позициями парт-нёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
– с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построе-ния действия;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятель-ности и сотрудничества с партнёром;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необхо-димую взаимопомощь;
– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятель-ности.
Предметные результаты:
В результате изучения курса «Технологии», обучающиеся на уровне началь-ного общего образования:
- получат начальные представления о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной сре-ды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций;
- получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
- получат общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и развития;
- научатся использовать приобретенные знания и умения для творческой са-мореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.
Решение конструкторских, художественно-конструкторских и технологиче-ских задач заложит развитие основ творческой деятельности, конструкторско-технологического мышления, пространственного воображения, эстетических пред-ставлений, формирования внутреннего плана действий, мелкой моторики рук.
Обучающиеся в результате выполнения под руководством учителя коллек-тивных и групповых творческих работ, а также элементарных доступных проектов, получат первоначальный опыт использования сформированных в рамках учебного предмета коммуникативных универсальных учебных действий в целях осуществле-ния совместной продуктивной деятельности: распределение ролей руководителя и подчиненных, распределение общего объема работы, приобретение навыков со-трудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми;
- овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий – исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
- получат первоначальный опыт организации собственной творческой прак-тической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осу-ществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отби-рать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию;
- познакомятся с персональным компьютером как техническим средством, с его основными устройствами, их назначением; приобретут первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио и ви-деофрагментами; овладеют приемами поиска и использования информации, научат-ся работать с доступными электронными ресурсами;
- получат первоначальный опыт трудового самовоспитания: научатся само-стоятельно обслуживать себя в школе, дома, элементарно ухаживать за одеждой и обувью, помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяй-ству.
В ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, ор-ганизованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициатив-ность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
2. Содержание начального общего образования по предмету «Технология»
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры тру-да, самообслуживание
Обучающиеся научатся:
– иметь представление о наиболее распространённых в своём регионе традиционных народных промыслах и ремёслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;
– понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соот-ветствие изделия обстановке, удобство (функциональность, прочность, эстетиче-скую выразительность — и руководствоваться ими в практической деятельности;
– планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в вы-полняемые действия;
– выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Обучающиеся получат возможность научиться:
– уважительно относиться к труду людей;
– понимать культурноисторическую ценность традиций, отражённых в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их;
– понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руко-водством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разра-батывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демон-стрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической гра-моты
Обучающиеся научатся:
– на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоратив-нохудожественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной за-дачей;
– отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при раз-метке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке из-делия);
– применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инстру-ментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль, режущими (ножницы) и ко-лющими (швейная игла);
– выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей техническойдокументацией : распознавать про-стейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изго-тавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Обучающиеся получат возможность научиться:
– отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последователь-ность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
– прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративнохудожественной задачей.
Конструирование и моделирование
Обучающиесянаучатся:
– анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, опреде-лять взаимное расположение, виды соединения деталей;
– решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств кон-струкции;
– изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейше-му чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Обучающиеся получат возможность научиться:
– соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геомет-рических формах, с изображениями их развёрток;
– создавать мысленный образ конструкции с целью решения определён-ной конструкторской задачи или передачи определённой художествен-ноэстетической информации; воплощать этот образ в материале.
Практика работы на компьютере
Обучающиеся научатся:
– выполнять на основе знакомства с персональным компьютером как тех-ническим средством, его основными устройствами и их назначением базовые дей-ствия с компьютерами другими средствами ИКТ, используя безопасные для орга-нов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приё-мы работы; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
– пользоваться компьютером для поиска и воспроизведения необходимой информации;
– пользоваться компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстом, рисунками, доступными элек-тронными ресурсами).
Обучающиеся получат возможность научиться
- пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуаль-ной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения, хранения, переработки.
-
№ Раздел Кол – во час Содержание учебного раздела
1 Как работать с учебником. 1 Знакомство с содержанием учебника
2 Человек и земля. 21 Вагоностроительный завод. (2 часа)
Полезные ископаемые. (2 часа)
Автомобильный завод. (2 часа)
Монетный двор. (2 часа)
Фаянсовый завод. (2 часа)
Швейная фабрика. (2 часа)
Обувное производство. (2 часа)
Деревообрабатывающее производство. (2 час)
Кондитерская фабрика. (2 часа)
Бытовая техника. (2 часа)
Тепличное хозяйство. (1 час)
3 Человек и вода 3 Водоканал. (1 час)
Порт. (1 час)
Узелковое плетение. (1 час)
4 Человек и воздух 3 Самолётостроение. Ракетостроение. (3 часа)
5 Человек и информа-ция 6 Создание титульного листа. (1 час)
Работа с таблицами. (1 час)
Создание содержания книги. (1 час)
Переплётные работы. (2 часа)
Итоговый урок. (1 час)
Всего 34
3. Тематическое планирование по предмету «Технология» 4 класс
(1 час в неделю, 34 часа)
№
п/п Тема урока Час
Дата проведения
По плану По фак-ту
1 четверть (9ч)
Как работать с учебником (1 час)
1/1 Как работать с учебником 1 1.09
Человек и земля (21 час)
2/1 Вагоностроительный завод. Изделие «Ходовая часть (тележки)» Кузов вагона.
Проект № 1 «Поезд» 1 8.09
3/2 Вагоностроительный завод. Изделие «Пассажирский вагон» 1 15.09
4/3 Полезные ископаемые.
Проект № 2 «Буровая вышка» 1 22.09
5/4 Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка» 1 29.09
6/5
7/6 Автомобильный завод. Изделия: «КамАЗ», «Кузов грузовика» 2 6.10
13.10
8/7
9/8 Монетный двор. Изделия: «Стороны медали», «Медаль» 2 20.10
27.10
2 четверть(8ч)
10/9
11/10 Фаянсовый завод. Изделия: «Основа для вазы», «Ваза» 2 10.11
17.11
12/11 Швейная фабрика. Изделие «Прихватка» 1 24.11
13/12 Швейная фабрика. Изделие: мягкая игрушка «Птичка» 1 1.12
14/13
15/14 Обувное производство. Изделие «Модель детской летней обуви» 2 8.12
15.12
16/15
17/16 Деревообрабатывающее производство. Изделия: «Лесенка-опора для растений» 2 22.12
29.12
3 четверть(10ч)
18/17 Кондитерская фабрика. Изделие «Шоколадное печенье» 1 12.01
19/18 Кондитерская фабрика.
Практическая работа № 1 «Кондитерское изделие» 1 19.01
20/19 Бытовая техника. Изделия: «Настольная лампа».
1 26.01
21/20 Бытовая техника.
Практическая работа № 2 «Правила эксплуатации электронагревательных приборов» 1 2.02
22/21 Тепличное хозяйство. Изделие «Цветы для школьной клумбы» 1 9.02
Человек и вода (3 часа)
23/1 Водоканал. Изделие «Фильтр для очистки воды» 1 16.02
24/2 Порт. Изделие «Канатная лестница».
Практическая работа № 3 «Технический рисунок канатной лестницы» 1 2.03
25/3 Узелковое плетение. Изделие «Браслет» 1 9.03
Человек и воздух (3 часа)
26/1 Самолётостроение. Ракетостроение. Изделие «Самолёт» 1 16.03
27/2 Ракета - носитель. Изделие «Ракета - носитель» 1 23.03
4 четверть(7ч)
28/3 Летательный аппарат. Изделие «Воздушный змей» 1 6.04
Человек и информация (6 часов)
29/1 Создание титульного листа. Изделие «Титульный лист» 1 13.04
30/2 Работа с таблицами. Изделие «Таблица» 1 20.04
31/3 Создание содержания книги. Практическая работа № 4 «Содержание» 1 27.04
32/4 Переплётные работы. Изделие «Книга «Дневник путешественника» 1 5.05
33/5 Переплётные работы. Изделие «Книга «Дневник путешественника» 1 11.05
34/6 Итоговый урок. 1 18.05
Приложение к программе :
Контрольные и проверочные работы по технологии в 4 классе
Название раздела Количество часов Проект Практическая ра-бота
Как работать с учебником. 1 - -
Человек и земля. 21 2 2
Человек и вода 3 - 1
Человек и воздух 3 - -
Человек и информация 6 - 1
Итого 34 2 4