Людмила Уварова
Рабочая программа дополнительного образования военно-патриотической направленности «Юный патриот»
Рабочая программа
дополнительного образования
военно-патриотической направленности
«Юный патриот»
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы Рабочая программа дополнительного образования военно-патриотической направленности «Юный патриот»
Заказчик программы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 19»
Публикация «Рабочая программа дополнительного образования военно-патриотической направленности „Юный патриот“» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Исполнитель, квалификационная категория Воспитатель первой квалификационной категории – Уварова Людмила Юрьевна
Целевая группа Дети 5-7 лет
Приоритетная область Познавательное развитие
Цель Программы Формирование патриотической культуры дошкольников.
Задачи программы • Формирование чувства национальной гордости, гражданского достоинства;
• Воспитание любви к Отечеству, своему народу, готовности к его защите;
• Освоение ребенком общечеловеческих ценностей – культурных, моральных, социальных, лежащих в основе различных цивилизаций и не чуждых другим народам
Направление Формирование целевых ориентиров при выходе из ДОУ, психологическое сопровождение образовательного процесса
Срок реализации Программы 1 год
Итоги реализации программы Итогом реализации дополнительной образовательной программы является участие и результаты воспитанников в муниципальных мероприятиях.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.
В рамках федеральных государственных требований у детей старшего дошкольного возраста направление гражданско-патриотическое воспитание входит в область «Социализация» социально-личностного направления развития детей. Старший дошкольник должен, сориентирован на:
• Патриотизм-любовь к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
• Социальную солидарность – свобода личное и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
• Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедание.
Таким образом, применительно к ребенку 5-7 лет определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного края, города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» с акцентом на гражданско-патриотическое воспитание детей.
Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания в современном дошкольном учреждении базируется на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций его развития и могут быть сформулированы следующим образом :
- нравственно-патриотическое воспитание формируется и развивается как чувство посредством духовно-нравственного обогащения;
- понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями детей и взрослых;
- нравственно-патриотическое воспитание, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой источник существования и развития общества, в котором воспитывается ребенок;
- в роли первоосновного субъекта нравственно-патриотического воспитания выступает личность, задача которой – осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине;
- истинный патриотизм как возвышенное чувство-незаменимая ценность высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития.
Настоящая рабочая программа дополнительного образования разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29 12 2012 года № 273 – ФЗ;
• Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
• Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО);
• Примерная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
• Устав ДОУ;
• Положение о рабочей программе.
• Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей
Задачи:
1. Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом.
2. Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
3. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
4. Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
5. Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
6. Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.
7. Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.
8. Воспитание здорового образа жизни.
9. Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.
Календарно-тематическое планирование по нравственно патриотическому воспитанию и строевой подготовке
Месяц Тема Цель Примечание
Сентябрь Теоретическая часть
1. Беседы с детьми о семье, о доме
2. Игры, наблюдение за взаимоотношением детей в группе
Практическая часть
П/И «Кто быстрее и правильнее построится?», «Ложная команда».
1, 2 Определение уровня знаний детей о Родине.
Предварительные и исполнительные команды, порядок их подачи. Строевая стойка и выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Равнение на середину» «Вольно», «Заправиться», «Отставить».
Октябрь Теоретическая часть
1.«Давайте познакомимся»
2. Земля-наш общий дом»
3. «Наша Родина – Россия, наш язык – русский»
3. «С чего начинается Родина?»
Практическая часть
П/И «Чье отделение лучше?», «Соревнование командиров».
1. Уточнить и обогатить представления ребенка о себе, о сверстниках, об особенностях поведения и обобщения, характерных для мальчиков и девочек; формировать умение договариваться и согласовывать свои действия с действиями других детей; воспитывать сопереживание, готовность помочь, порадовать другого; способствовать усвоению детьми ценности сотрудничества.
2. Формировать самопознание ребенка, связанное с овладением элементарными знаниями по истории и географии, культуре России, воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего.
3. Закреплять знания детей о русском фольклоре; воспитывать у детей любовь к своей Родине, родному поселку, народному творчеству.
4. Формировать у дошкольников чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как «малая» Родина. Заучить стихотворение Матусовского «С чего начинается Родина?».
Порядок выполнения команд: повороты на месте «Напра-во». «Нале-во», «Кру-гом»
Ноябрь Теоретическая часть
1. «Малая Родина». За что мы любим свою станицу.
2. «Щедрые дары природы»
3.«Государственные символы России – герб, гимн, флаг»
4. «История возникновения станицы»
Практическая часть
П/И «Смена мест»
1. Посредством изобразительной деятельности, приобщать детей к труду, сформировать представление детей о развитии станицы, ее преобразовании с ходом времени.
2. Формировать у ребенка представления об истории, культуре и географии России, традициях и основных ремеслах русского народа.
3. Привить патриотизм, гордость за свою страну, Родину, любовь к творчеству своего народа.
4. Привить любовь к «малой» Родине, к труду народов страны, российскому фольклору и т. д.
Порядок выполнения команд: перестроение из одной шеренги в две и обратно.
1. Фотовыставка «Моя станица тогда и сейчас»,
Изготовление альбома «Дом, в котором я живу».
2. Игры «Рыбаки», «Магазин сувениров», рассматривание географических карт, беседа о важности труда всех народов, изготовление поделок из природного материала.
3. Заучивание гимна России, прослушивание стихов о родной стране, изучение истории российского герба, флага. Поделка «Российский флаг».
4. Повторение стихотворения «С чего начинается Родина?».
Декабрь Теоретическая часть
1.«Что такое генеалогическое древо?»
2. «Право ребенка на имя, отчество и фамилию».
3. «Право ребенка жить и воспитываться в семье».
4. «Право ребенка на охрану физического здоровья».
Практическая часть
П/И «Очередной направляющий», «Повтори команду».
1. Поддерживать интерес к истории своей семьи, к семейным ценностям, закрепление знаний о родственных связях, формировать понимание ребенка о значимости семьи для человека и роли каждого из ее членов.
2,3,4. Формировать представление ребенка о его правах: праве на имя, отчество и фамилию, праве на жизнь в семье и воспитании, праве на охрану физического здоровья ребенка. Расширить знания детей о нормативно-правовом поле России и международном праве в отношении детей.
Повторение строевых приёмов 1. Выставка семейных работ «Моя семья», рассказы детей о родственных связях и ролях в их семье. Изготовление фотоальбомов «Семейные традиции».
2,3,4. Презентация о правах ребенка, рассказ и демонстрация основного закона страны «Конституция РФ», рассказ о правах ребенка.
Январь Теоретическая часть
1. Право ребенка на охрану духовного и нравственного здоровья ребенка».
2. «Право ребенка на воспитание в образовательном учреждении».
3. «Права и обязанности ребенка».
Практическая часть
П/И «У ребят порядок строгий»
1, 2, 3. Познакомить детей с их правами и обязанностями, закрепить знания детей об их поведении дома и в детском саду, заинтересовать детей в знаниях своих прав и обязанностей, формировать способность к выражению собственных мыслей, формированию грамотных предложений и суждений.
Отработка движения строевым шагом в колонне по 1
1,2,3. Беседа с детьми с использованием мультимедийного проектора для демонстрации некоторых особенностей прав и обязанностей ребенка.
Февраль Теоретическая часть
1. «Как жили славяне?»
2. «Забавы вокруг печки»
3. «Защитники земли русской»
4. «Есть такая профессия – Родину защищать»
Практическая часть
П/И «У ребят порядок строгий»
1. Познакомить детей с историей возникновения Руси, с древней культурой, особенностями развития и становления.
2. Познакомить детей с особенностями русского быта, заучить русские пословицы и скороговорки.
3. Формирование представлений о защитниках русской земли, долге, достоинстве.
4. Формировать у детей навыки рисовать по замыслу, воспитывать чувство уважения к людям, которые защищают свою Отчизну.
Отработка движения строевым шагом в колонне по 2 1. Презентация «Русь великая».
2. Прослушивание русских народных песен, отгадывание загадок, выставка детского рисунка «Русский дом».
3. Выставка детских работ «Богатыри».
4. Выставка рисунков «Мой папа-защитник», изготовление поздравительной открытки «С 23 февраля!».
Март Теоретическая часть
1.«Мужчины и женщины в семье»
2. «Отражение народных традиций в русском костюме».
3. «Русские народные промыслы»
4. «Как живут в деревне добрые избы?»
Практическая часть
П/И «Музыкальные змейки»
1. Закрепить представление детей о правах мужчины и женщины в семье, формировать у детей уважительное отношение друг к другу.
2. Продолжать формировать уважение к традициям русского народа, к человеку-труженнику, результатам его труда, поддерживать интерес к национальной одежде.
3. Формировать у детей любовь к творениям народных мастеров, обобщать знания детей о промыслах народов России.
4. Научить детей изображать русскую избу, рассказать о манере русских мастеров украшать элементы дома художественными элементами.
Отработка выполнение воинского приветствия. Исполнение песни в движении в колонне по 1 1. Рассказ о правах мужчины и женщины, об истории праздника 8 марта.
2. Презентация «Русский костюм».
3. Рассказ-презентация о народных промыслах России.
4. Рассказ-презентация о быте славян.
Апрель Теоретическая часть
1. Многонациональная Родина»
2. «Что такое героизм?»
3. «Боевая слава нашего народа»
4. «Знаменитые земляки»
Практическая часть
П/И «Музыкальные змейки»
1. Формировать у детей чувство толерантности, знание о многонациональности народов России, формирование представления таком понятии, как «светская Россия». Формировать дружелюбное отношение к людям разных национальностей, уважительное отношение друг к другу.
2. Формировать представление детей о героизме, уточнить и расширить представление детей о защитниках страны в годы ВОВ.
3. Воспитать у детей эмоционально-положительное отношение к воинам-защитникам.
4. Формировать представление о воинском долге и чести, рассказать детям о славных людях области, города, о ветеранах ВОВ, рассказать о звании «Почетный гражданин».
Исполнение песни в движении в колонне по 2
3. Презентаия.
4. Фотопрезентация «Знаменитые ставрополья».
Май Теоретическая часть
1. «День победы»
2. «Моя станица вчера и сегодня»
3. «Мы-патриоты».
Итоговая беседа на тему: «С чего начинается Родина?»
Практическая часть
П/И «Повтори команду», «Смена мест», «Музыкальные змейки»
1. Закрепить знания детей о ВОВ, воспитать чувство гордости за свою страну, уважение к ветеранам и защитникам Родины, к их героическим подвигам.
2. Итоговый опрос детей с целью выявления уровня знаний о своей «малой» Родине, о семье, ее членах, роли в семье, о гербе и истории родного края, города, поселка.
3. Итоговый опрос детей о их знаниях народных промыслов, символике страны, традициях коренных народов России.
Закрепление знаний детей о таких понятиях, как «родители», «родная природа», «родной город», «Родина», «малая Родина» и тд.
Повторение приветствия, строевых приёмов, строевого шага, исполнения песни в движении
1. Презентация о параде Победы.
3. Выставка свободного рисунка «Моя Родина».
Материально-техническое обеспечение:
- передвижной магнитный мольберт;
- мультимедийная аппаратура;
- детские игровые модули
- природные уголки, уголки двигательной активности, уголки, необходимые для воспитательно-образовательной и игровой деятельности детей, оснащённые необходимым оборудованием и материалами;
- энциклопедическая, специальная, художественная и детская литература, дидактические игры и игрушки, пособия по разделам программы.
Методическое обеспечение программы :
1. Белая К. Ю., Сотникова В. Н. Разноцветные игры. ЛИНКА-ПРЕСС, Москва, 2007.
2. Бондаренко Т. М. Практический материал по освоению образовательных областей в старшей группе детского сада. Воронеж, ООО «Метода», 2013.
3. Бутылкина О. Ю., Ревнивцева Е. А., «Рабочая программа дополнительного образования военно-патриотической направленности кадетской группы», воспитатели «Д/С «Светлячок» комбинированного вида» (https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/03/14/rabochaya-programma-kruzhka-yunye-druzya-kadetov).
4. Шалаева Г. Школа для дошколят. Москва, СЛОВО, Форум, 2007.
5. Гудилина С. И. Чудеса своими руками. Москва, Аквариум, 1998.
6. Жаркова Ирина Николаевна, Рабочая программа дополнительного образования «Юный патриот», воспитатель «ЦРР – детский сад № 17 «Ладушки» г. Вольска Саратовской области» (https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/12/18/rabochaya-programma-v-starshey-gruppeyunyy-patriot).
7. Земцова О. Н. Умные книжки. Тесты. Москва, «Махаон», 2014.
8. Земцова О. Н. Грамотейка. Интеллектуальное развитие. Москва, «Махаон», 2013.
9. Сорокина Н., Миланович Л. Куклы и дети, Москва, ОБРУЧ, 2012.
10. Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Москва, «ТЦ СФЕРА», 2008.
11. Уланова Л. А. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет. Санкт-Петербург, «Детство-ПРЕСС», 2008.
Приложение № 1
Картотека подвижных игр для обучения строевой подготовки
Строевые упражнения
«Кто быстрее и правильнее построится?» Воспитанники строятся в шеренгу или колонну, не соблюдая интервала (ширина ладони) и дистанции (вытянутая вперед рука). Цель, игры – закрепить эти знания учащихся.
Группа делится на несколько отделений (групп, которые по команде воспитателя быстро и с соблюдением всех требований строятся в шеренгу или колонну. Побеждает отделение, построившееся первым и допустившее меньше ошибок.
«Ложная команда». Играют несколько отделений. Они должны быстро построиться, если учитель подал строевую команду правильно. Неверно поданную команду воспитанники не выполняют. «Побеждает отделение, построившееся первым. За построение по неправильно поданной команде начисляются штрафные очки.
«Чье отделение лучше?». Игра проводится в начале занятия, сразу же после построения группыа. Воспитанники, разделившись на отделения (звенья, упражняются под руководством старшего в отделении (звеньевого) в выполнении строевых упражнений. После оговоренных воспитателем минут каждое отделение выполняет задание. Лучшее отделение получает право возглавить строй на данном занятии.
«Соревнование командиров». В игре командиры отделений (звеньев) соревнуются в четкой и правильной подаче строевых команд, а отделения (звенья) — в выполнении их. Лучшим командиром объявляется тот, кто правильно и четко подаст обусловленные воспитателем разученные ранее строевые команды, а его отделение лучше выполнит их.
«Очередной направляющий». Как правило, лучше в строю идет направляющий. На этом и основана игра «Очередной направляющий». Группа (отделение) выполняет строевые команды воспитателя. По хлопку или другому сигналу направляющий бегом отправляется в конец строя, а направляющим становится следующий за ним воспитанник и т. д. Воспитатель объявляет оценку бывшему направляющему, и игра продолжается. Хотя эта игра — в основном своеобразное соревнование между направляющими, обычно вся группа (или отделение) старается выполнять строевые команды значительно лучше.
«Повтори команду». Воспитанники рассчитываются по порядку, запоминая каждый свой номер. Воспитатель подает строевую команду, которую воспитанники выполняют, затем он останавливает группу и называет тот или иной номер. Воспитанник под этим номером должен выйти из строя и повторить команду. Правилами можно оговорить, что группа выполняет строевую команду, поданную их товарищем.
Для прочного закрепления разученных элементов строевой подготовки, а также с целью повышения внимания и дисциплинированности воспитанников сразу после построения даеся одно-два несложных строевых упражнения на 4–8 счетов.
Из одной шеренги: 1 – шаг левой, 2 – приставить ногу, 3–4 – поворот направо, 5–6 – приставной шаг влево, 7–8 – поворот налево.
Из колонны по одному: 1–2 – приставной шаг влево, 3–4 – поворот кругом, 5–6 – приставной шаг вправо, 7–8 – поворот кругом и т. п.
Построения и перестроения
«Смена мест»
Задачи:
1. Формирование навыка быстрого и четкого построения.
2. Воспитание внимательности, активности, дисциплинированности
Инвентарь: Любой набор: от мелкого штучного (палки, обручи) до снарядов (скамейка, стенка и др.)
Место: Спортивный гимнастический зал, гимнастический городок, тренажерный класс или приспособленное помещение.
Описание игры: Во время выполнения любых гимнастических упражнений, при любом построении по указанному сигналу учащиеся меняются местами и принимают стойку «Смирно». Например, можно выполнять упражнения, стоя в кругах, на гимнастических скамейках с предметами и т. д.
Правила игры: При наличии нескольких колонн заранее оговаривается, кто с кем меняется местами. При использовании станций круговой тренировки соревнуются нечетные номера с четными. За каждую выигранную смену команда получает одно очко. Побеждает команда, набравшая в сумме большее количество очков.
«Мяч среднему»
Задачи:
Формирование навыка сохранения равнения в строю; Воспитывать способность точно соизмерять и регулировать пространственные, временные, динамические параметры движений.
Инвентарь: волейбольные мячи
Описание игры: Дети, разделившись на группы, образуют три или четыре круга.
В каждом кругу игроки становятся на некотором расстоянии (длина вытянутых в сторону рук, а перед носками игроков, стоящих по кругу, проводится черта. В середину каждого круга, отмеченную кружочком, входит водящий с волейбольным или набивным мячом.
По сигналу руководителя водящие начинают поочередно бросать мяч своим игроками и ловить посылаемый ими обратно мяч. Получив мяч от последнего по порядку игрока в круге, водящий поднимает мяч вверх, показывая этим, что переброска мяча закончена.
Правила игры:
1. При перебрасывании мяча водящий не должен выходить из своего кружка, а игроки, стоящие в кругу, не имеют права заступать за его черту.
2. В ловле и перебрасывании мяча должны принять поочередное участие все игроки, стоящие по кругу.
3. Игрок, допустивший падение мяча, должен поднять мяч и перебросить его в установленном для игры порядке товарищу по кругу.
«У ребят порядок строгий»
Задачи:
Формирование навыка равнения в строю; Закрепить знания основных понятий строя; Воспитание внимательности, активности, дисциплинированности.
Инвентарь: Любой набор: от мелкого штучного (палки, обручи) до снарядов (скамейка, стенка и др.)
Описание игры: Дети по одному или по двое спокойно ходят по площадке по разным направлениям и поют (на мотив марша из оперы «Кармен») :
У ребят порядок строгий,
Знают все свои места;
Ну, трубите веселее:
Тра-та-та-та, тра-та-та!
По окончании этого куплета руководитель, вытягивая левую руку в сторону, командует: «Становись!» Дети стараются как можно скорее выполнить эту команду, строясь по росту в шеренгу по направлению, указанному руководителем (самый высокий по росту становится позади руководителя, в трёх шагах от него).
Когда все участники игры построятся, руководитель командует: «По носкам равняйтесь!» «Смирно!» «Прыжком направо!» «Шагом марш!» С началом движения, под ритм шага, дети повторяют куплет.
Все стремятся пройти в колонне как можно лучше. По окончании куплета руководитель произносит: «Разойтись!» Дети расходятся по разным направлениям, запевая песню сначала. Затем учитель подаёт снова команду «Становись!», причём он указывает детям новое направление для построения шеренги. Быстрота построения проверяется по громкому подсчё ту руководителя: «один, два, три» и т. д. Дети, ставшие в шеренгу последними или прошедшие в колонне с плохой осанкой (опустив голову, сгорбившись, проигрывают.
Правила игры: При построении в шеренгу каждый должен давать товарищу дорогу; запрещается толкаться и «напором» занимать своё мест.
«Музыкальные змейки»
Задачи:
Формирование навыка быстрого и четкого построения, равнения в строю; Воспитание внимательности, активности, дисциплинированности.
Инвентарь: Любой набор: от мелкого штучного (палки, обручи) до снарядов (скамейка, стенка и др.).
Описание игры: Играющие делятся на три команды и выстраиваются в колонны по одному. Каждая колонна (змейка) имеет свою мелодию (марш, вальс, полька). Мелодия перед игрой повторяется один – два раза. Затем по сигналу учителя исполняется одна из мелодий Змейка, к которой относится эта мелодия, идет под музыку в разных направлениях, делая различные движения. После прекращения музыки останавливается в том положении, в котором ее застала последняя музыкальная, фраза. То же происходит с другой и с третьей змейками. Игра может повторяться. По сигналу учителя змейки быстро выстраиваются на своих первоначальных местах. Выигрывает команда, построившаяся первой.