Анастасия Сашинская
Рабочая программа «Чудо-сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа
цикла коррекционно-развивающих занятий
для детей дошкольного возраста
с ограниченными возможностями здоровья
«Чудо - сказки»
Программа разработана учителями - дефектологами
Кудряшовой Л. В., Мельниковой Н. А. ;
учителем – логопедом Сашинской А. Е.
Пояснительная записка
Направленность программы - социально-педагогическая.
Актуальность
Темочки:
Проблема воспитания и обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по-прежнему является одной из наиболее важных и актуальных проблем на современном этапе.
В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989) и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993) каждому ребенку гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Положения, отраженные в этих документах, распространяются на всех детей, обеспечивают правовую защиту детства, поддержку семьи как естественной среды жизни ребенка, охрану здоровья, обеспечение воспитания, развития и образования детей, поддержку тех из них, которые наиболее в этом нуждаются.
У дошкольников сложно провести границу между физическим, моторным развитием с одной стороны, и когнитивным, речевым – с другой. Все, что ребенок делает в течение первых лет своей жизни, становится основой, как для формирования последующих двигательных навыков, так и для когнитивного, речевого, социального и эмоционального развития.
Период дошкольного детства является периодом сенсорного развития ребенка: развитие органов чувств, овладение сенсорными эталонами и способами обследования предметов. Это происходит наиболее эффективно в продуктивных видах деятельности, при которых у ребенка развивается острота зрения, точность цветоразличения, фонематический и звуковысотный слух, рука превращается в орган активного осязания. В течение дошкольного детства процесс восприятия предмета совершенствуется, проходя путь от простого манипулирования предметом без попытки его обследования в 3 года, через рассматривание предмета, выделение отдельных частей и признаков в 4 года, к систематическому, планомерному рассматриванию объекта к 7 годам.
Наряду с сенсорным развитием в этот период активно идет формирование речи. К семи годам ребенок должен не только чисто говорить, иметь довольно обширный словарный запас, уметь четко выражать свои мысли, но и читать, писать печатными буквами, уметь производить звуко-буквенный анализ слов. Поэтому, при своевременной коррекционно-развивающей работе с ребенком можно добиться положительных успехов. Особенно пристальное внимание требуется в случае, если ребенок отстает в развитии.
Данная программа ориентирована на детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) с задержанным темпом развития. В структуре отклоняющегося развития отмечаются как признаки органического нарушения центральной нервной системы, так и признаки ее функциональной незрелости. Это многочисленная категория детей, разнородная по своему составу, является одной из наиболее проблемных и многочисленных групп.
Программа представляет собой интегрированные консультативно-коррекционные занятия, обеспечивающие создание оптимальных условий для развития познавательной, речевой, эмоционально-волевой, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности ребенка.
Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, формирование определенного круга знаний и умений, обучение родителей эффективным методам взаимодействия с детьми с ОВЗ.
Разработанная программа является актуальной для работы с детьми с ОВЗ в нашем учреждении.
Отличительная особенность и новизна программы “ Чудо-сказки” заключается в том, что разработанные нами занятия построены на основе художественных произведений, сказок, рекомендуемых программой дошкольного образования к ознакомлению в младшем дошкольном возрасте. Помимо того, сказки интересны детям, они выполняют в их развитии ряд функций - ознакомительную, коррекционно-развивающую (развивается мышление, воображение, память, внимание, мелкая моторика и координация движений рук; развивается речь); интеграционную (ребенок включается в социальную среду); логопедическую (развивается фонематический слух, артикуляционный аппарат).
Теоретической основой программы являются положения, разработанные в отечественной психологии Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным и другими учеными, об основных закономерностях психического развития в норме и патологии, о сензитивных периодах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития, о соотношении обучения и развития, о роли дошкольного детства в процессе социализации и т. д.
Коррекционно-развивающая программа для детей с ОВЗ составлена с учетом их специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка; ведущих мотивов и потребностей ребенка младшего дошкольного возраста; характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития ребенка.
Программа «Чудо-сказки» является модификацией программ :
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Мозаика–Синтез, 2014.
Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ТНР (ОНР). Н. В. Нищева. СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015.
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования.
Теоретическая база при создании данной программы :
положение отечественной психолого-педагогической науки о необходимости тренировки тонких движений пальцев рук у детей дошкольного возраста (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева);
работы В. А. Бахтиной, А. В. Запорожца, А. Д. Кошелевой, Е. Трубецкова о том, что сказка является универсальным развивающим средством, которое помогает выйти за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в мир с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую языковую среду;
исследования отечественных психологов творческого воображения дошкольников, определившие его как важный показатель развития не только познавательной сферы, но и формирования личности ребёнка в целом. (Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. Н. Игнатьева и др.);
идея здоровьесберегащих технологий (сохранения и укрепления здоровья детей) сформулированная Н. П. Ивановой, И. А. Бобылевой, Г. В. Сабитовой, предусматривающая реализацию программы с учетом возрастных и индивидуальных потребностей каждого ребенка, потребностей его развития, специфики семейного окружения, направленная на решение конкретных задач.
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» В. А. Сухомлинский.
Реализуемые направления данной программы соответствуют требованиям ФГОС ДО:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- физическое развитие;
- художественно-эстетическое развитие.
Успешная реализация программы «Чудо - сказки» будет способствовать:
- развитию познавательных процессов, мелкой моторики, речи;
- решению проблем коррекции эмоционально-волевой сферы детей; развитию социально-коммуникативных навыков;
- повышению компетентности родителей в вопросах развития детей с ОВЗ младшего дошкольного возраста.
Вид программы :
- по целевому обеспечению индивидуальных потребностей развития детей с ОВЗ – общеразвивающая, коррекционная;
- по уровню сложности – интегрированная.
Данная программа имеет в своей основе принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждом из последующих занятий. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, обеспечивая тем самым поступательное развитие.
Таким образом, выполнение коррекционно-развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы родителей и команды специалистов сопровождения.
Сроки и этапы реализации программы
I этап – организационный (подготовительный)
II этап – основной (практический)
III этап – рефлексивный (обобщающий)
Занятия проводятся 2-3 раза в неделю по 30 минут. Форма организации образовательного процесса – групповая, индивидуальная совместно с родителями. На каждого ребенка предусмотрено 10 тематических занятий. Специфика построения занятий определяется особенностями детей: индивидуальными, быстротой наступления утомления, снижением реакции на указание взрослого. Занятия сочетают в себе пальчиковые игры, слушание музыки, знакомство с художественными произведениями, продуктивная деятельность, игры с предметами, психогимнастика. Смена нескольких видов деятельности позволяет предупредить утомляемость детей, долго удерживать внимание, обогащает их разносторонними знаниями. Повторение тем варьируется с учетом возможностей психофизического развития ребенка.
Целью рабочей программы является формирование компонентов познавательной и речевой деятельности, творческих способностей, социально-коммуникативных навыков.
Задачи:
Формирование познавательных процессов; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о объектах окружающего мира (форме, цвете и т. д.). (Познавательное развитие).
Обогащение пассивного и активного словаря, развитие связной речи (Речевое развитие).
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. (Социально – коммуникативное развитие).
Развитие предпосылок самостоятельной творческой деятельности. (Художественно – эстетическое развитие).
Повышение родительской компетентности в вопросах развития, способах коррекции, создания благоприятной развивающей среды для детей с особыми образовательными потребностями.
Содержание программы
Учебный план образовательной программы
№ Наименование раздела Всего часов Форма контроля
1 Фольклор 2,5 ч. Рефлексия
2 Произведения детских писателей и поэтов 2 ч. Рефлексия
3 Подведение итогов 0,5 ч. Рефлексия Диагностическое обследование
Итого 5 ч.
Учебно-тематический план
№ Название темы Количество часов Форма контроля
1 Вводное занятие. 0,5 ч. Наблюдение
2 А. Барто «Игрушки» 0,5 ч. Наблюдение
3 Чарушин «Теремок» 0,5 ч. Наблюдение
4 Русск. нар. сказка «Гуси - лебеди» 0,5 ч. Наблюдение
5 Д. Хармс «Храбрый еж» 0,5 ч. Наблюдение
6 «Кот, петух и лиса» 0,5 ч. Наблюдение
7 К. Чуковский «Муха цокотуха» 0,5 ч. Наблюдение
8 Ю. Ванаг «Лесной мишка, проказница мышка» 0,5 ч. Наблюдение
9 Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» 0,5 ч. Наблюдение
10 Итоговое занятие.
«Хоровод сказок» 0,5 ч. Наблюдение
Итого: 5 ч.
Содержание учебной программы представляет собой цикл интегрированных занятий, построенных по сюжетам художественного произведения. Конспекты к занятиям в приложении.
Система условий реализации программы
Занятия в рамках данной программы строятся по единой схеме:
приветствие, создание эмоционального настроения;
сообщение темы занятия, знакомство с художественным произведением;
выполнение заданий на развитие мелкой моторики, дидактические, музыкальные, пальчиковые игры;
выполнение творческого задания, где все участники имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность дальнейшей деятельности.
Этапы и сроки реализации программы
Этап Задачи:
1 этап Организационный (подготовительный) - изучение литературы по данному вопросу,
- разработка конспектов коррекционно-развивающих занятий и подборка диагностических методик,
- комплектование группы детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ.
2 этап
Основной этап развития (практический) - (первое -девятое занятия) - знакомство ребенка с педагогом (детей друг с другом,
- знакомство с художественными произведениями,
- организация познавательной, продуктивной деятельности детей,
- стимуляция речевой активности детей,
- создание условий для индивидуального развития воспитанников
3 этап
Рефлексия (итоговый, обобщающий) - (десятое занятие) - подведение итогов и соотнесение результатов деятельности с целями и задачами реализации Программы,
- оценка проведенной работы родителями,
- анализ достигнутых результатов
Образовательные технологии, используемые в реализации программы :
- личностно-ориентированная;
- игровая технология;
- коррекционная технология;
- технология индивидуализации и дифференциации обучения;
-здоровьесберегающая технологиия.
Основные методы реализации программы :
1. Наглядные (рассматривание иллюстраций, игрушек, показ выполнения действий).
2. Словесные (рассказывание, объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование художественного слова, слушание музыки).
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение творческого задания).
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Темы занятий:
1 Знакомство
Задачи: - Формировать у детей чувство уверенности в новой обстановке.
- Установить эмоциональный контакт, настроить детей на занятие, познакомить с нормами поведения.
- Учить правильно держать карандаш.
- Развивать умение ритмично наносить линии, раскатывать пластилин прямыми движениями.
- Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений.
- Развивать интерес к литературе.
Материал и оборудование: - разрезные картинки из сказки колобок;
- манная крупа;
- листы бумаги, карандаши цветные;
- пластилин, доска для лепки;
- мячи по количеству детей;
-иллюстрации по сказке «Колобок»
2 А. Барто «Игрушки»
Задачи: - Прививать интерес к поэтическому творчеству А. Барто; формировать умение отвечать на вопросы.
- Закреплять названия цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный).
- Совершенствовать умение произносить гласные (а, у, о, и, э).
- Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений, слуховое и зрительное внимание ребенка, память.
- Развивать творческие способности, навыки изодеятельности.
- Учить аккуратно пользоваться клеем.
- Тренировать умение изображать округлые формы в сочетании с прямыми
- Формировать интерес к художественным произведениям.
Материалы и оборудование: - «Волшебный мешочек»;
- игрушки мишка, мячик, кораблик;
- дид. игра «Цвета»;
- цветные карандаши, листы бумаги, изображение мяча.
- цветная бумага, клей;
- дид. игра «Найди такой же»
- игра на внимание «Чего не стало?»
3 Русск. нар. сказка «Теремок» в обр. Н. Чарушина
Задачи: - Вырабатывать учебные навыки: отвечать на вопросы взрослого, не перебивать говорящего.
- Учить использовать в активной речи предлоги «в», «под»; называть детенышей животных; учить помогать проводить простую инсценировку знакомой сказки.
- Развивать слуховое и зрительное внимание ребенка, логическое мышление — умение сравнивать, анализировать.
- Совершенствовать мелкую моторику; учить составлять картинки из макарон. Развивать творческие способности.
- Воспитывать положительные качества личности — уверенность в себе, смелость, умение сопереживать героям.
Материалы и оборудование:
- цветные изображения персонажей сказки;
- предметные картинки «Жилища животных»;
- сюжетная картинка «Кто где спрятался?»; '
- предметные картинки «Найди маму» сюжетная картинка;
- предметные картинки с изображением персонажей сказки;
- предметные картинки «Один и много»;
- контурные изображения героев сказки;
-макароны, клей, бумага
4 Ю. Ванаг «Лесной мишка, проказница мышка»
Задачи: - Продолжать развивать зрительное и слуховое внимание; двигательную и тактильную память; устанавливать причинно-следственные связи.
- Развивать мелкую моторику, фонематический слух, умение оформлять несложную композицию.
- Знакомить с оттенками розовый, голубой, серый.
- Учить совместно рассказывать сказку, развивать воображение у детей через фольклор.
- Учить выполнять различные танцевальные движения, отмечая смену характера музыки и ее окончание.
- Воспитывать добрые чувства, положительные эмоции, усидчивость. - игрушки медведя и мышки.
Материалы и оборудование:
- изображения мишки и мышки;
- карточки для дыхательной гимнастики;
- дид. игра «Времена года»;
- дид. игра «Форма и цвет»;
- геом. фигуры: круги, квадраты, треугольники разных цветов;
- вата, клей, кисти, треугольники разных размеров зеленого цвета.
5 Русск. нар. сказка «Маша и медведь»
Задачи: - Обучать правильно выполнять игровые задания; продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику; активизировать словарь за счет существительных, обозначающих названия лесных ягод (малина, земляника, черника); способствовать употреблению и усвоению слов в самостоятельной речи; знакомить с понятиями «по одному», «ни одного»; согласовывать существительные с числительным.
- Развивать мелкую моторику, зрительное, слуховое, тактильное внимание и память; продолжать развивать воображение, умение ритмично наносить пятна, познакомить с нетрадиционным способом рисования с помощью листьев.
- Формировать умение внимательно слушать сказку; дослушивать ее до конца; отвечать на вопросы взрослого; сопереживать героям сказки.
Материалы и оборудование:
- цветной шнур;
- фигурки персонажей сказки из настольного кукольного театра;
- изображения персонажей сказки;
- декорации к сказке;
- фланелеграф;
- сюжетная картинка «Попробуй, найди»;
- картинка «Ягоды»;
- сюжетная картинка «Машенька в горнице»;
- краски, кисточки, штампы (листья, листы бумаги;
- фасоль белая и коричневая;
- пластилин.
6 Л. Толстой «Волк и козлята»
Задачи: -Продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику; расширять словарный запас, понимать значение антонимов «тонкий—толстый» (голос) способствовать употреблению данных слов в самостоятельной речи; подбирать нужное по смыслу слово; заканчивать начатую взрослым фразу.
- Продолжать развивать зрительное и слуховое внимание; двигательную и тактильную память; устанавливать причинно-следственные связи.
- Познакомить с техникой обрывная аппликация.
- Развивать мелкую моторику, умение оформлять несложную композицию.
- Закреплять знания форм предметов.
- Учить внимательно слушать сказку, дослушивать ее до конца, совместно рассказывать сказку, соблюдая последовательность сюжета; воспитывать умение сопереживать героям, разделять их чувства.
Материалы и оборудование: —мяч;
—красиво украшенная коробка;
—фигурки персонажей сказки из настольного кукольного театра;
—цветные изображения героев сказки;
—ширма;
—картинка «Лабиринт» для каждого ребенка;
—шапочка козлика
—картинка «Попробуй, найди»;
—картинка «Добрая коза и злой волк»;
—шапочки козы и волка (ободки с ушками);
—картинка «Чьи это следы?»
-заготовки «качанов капусты», козлят, цветная бумага, клей
7 Русск. нар. сказка «Кот, петух и лиса»
Задачи: - Совершенствовать общую и мелкую моторику; расширять активный словарь за счет новых имен прилагательных, глаголов; учить отвечать на вопросы взрослого по тексту сказки.
- Продолжать развивать зрительное, тактильное и слуховое восприятие; учить устанавливать причинно-следственные связи.
- Продолжать вырабатывать учебные навыки; формировать умение слушать ответы других детей, не перебивать говорящего.
- Научить рисовать способом тычка жесткой кистью, проводить изогнутые линии кисточкой.
- Учить доводить начатое до конца.
Материалы и оборудование: - фигурки персонажей сказки из настольного кукольного театра;
- ширма с изображением избушки;
- образец выкладывания дома из спичек;
- листы бумаги с изображением петуха без хвоста и силуэтом кота;
- краски, мягкая и жесткая кисти.
8 К. Чуковский «Муха цокотуха»
Задачи: - Ознакомить детей с содержанием сказки, ее героями, последовательностью событий стимулировать ответы детей по содержанию сказки.
- Расширять словарь детей названиями насекомых.
- Познакомить с эмоциями: радость, страх. Учить проигрывать наиболее эмоциональные состояния.
- Развивать мелкую моторику, развивать творческие способности, внимание, желание доводить начатое до конца.
- Учить выполнять инструкцию взрослого, соблюдать алгоритм действий при изготовлении поделки.
Материалы и оборудование: - Шапочки-маски или плоскостные изображения сказочных персонажей: Муха-Цокотуха, Комар, Паук, Бабушка-пчела, блошки, тараканы и др. плоскостные изображения атрибутов к сказке: самовар, банка меда, сапожки, фонарик;
- дид. игра «Эмоции»;
- шаблоны бабочки, пластилин, трубочки.
9 Маковский «Что такое хорошо и что такое плохо»
Задачи: - Знакомить с элементарными средствами выразительности изодеятельности (цвет, форма).
- Формировать умение согласовывать прилаг. с сущ. в роде, числе, падеже, умение вести диалог со взрослыми и другими детьми.
- Формировать представления о полезных привычках, здоровом образе жизни.
- Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать мышление, память.
- Учить резать ножницами по прямой, располагать элементы при аппликации выдерживая ритм, развивать мелкую моторику.
Материалы и оборудование:- Иллюстрации по произведению;
- «Волшебный мешочек» - мыло, зубная щетка, полотенце, расчёска, кубик, машинка, пирамидка;
- дид. игра «Что такое хорошо, что такое плохо»;
-ножницы, разлинованная цветная бумага, клей.
10 Итоговое занятие «Хоровод сказок».
Задачи: - Закрепить у детей понятия «русская народная сказка», авторская сказка.
- Активизировать внимание, память детей, развивать логическое мышление, связную речь.
- Развивать умения управлять своим телом (равновесие, координация движений); воспитание трудолюбия и взаимопомощи.
- Создавать положительную эмоциональную атмосферу.
- Воспитывать желание сотрудничать со сверстниками.
- Развивать фантазию, творческие, музыкальные возможности детей, любознательность и эмоциональную отзывчивость.
- Расширять словарный запас детей, обращаясь к знакомым сказкам и сказочным героям.
Материалы и оборудование: - Карточки сюжетные по сказкам;
- разрезные картинки;
- пластилин, бусинки, пуговки;
- набор посуды;
- листы бумаги;
- краски, кисточки.
Результаты данной программы :
- выставки детских работ;
- составление альбома лучших работ;
- отзывы родителей о работе специалистов;
- презентации детских работ родителям (сотрудникам);
- творческий отчет педагогов на педсовете.