Надежда Лукьянова
Пути самообразования неисповедимы
▼ Скачать + Заказать документы
Мой опыт в самообразовании.
Самообразование?
Для меня – это постоянное состояние поиска ответа на любые возникающие вопросы, с последующим его применением в работе.
В 2015 году мы набрали группу деток 3-4 лет. Познакомившись с детьми, выявили, что у большей части деток речевое и коммуникативное развитие не соответствует их возрасту. Одновременно с этой проблемой я задумывалась над вопросом организации работы по воспитанию нравственно-патриотических качеств у детей до школы. Поэтому взяла тему, которая требовала длительной работы: «Познавательно-речевое развитие детей посредством ознакомления с этнокультурой русского народа»
Публикация «Пути самообразования неисповедимы» размещена в разделах
Долго искала ответ для решения данной проблемной ситуации, и решила начать с темы: «Развитие личности ребенка дошкольного возраста в процессе ознакомления с потешками».
Для этого определила
1. ЦЕЛЬ: подготовка ребенка к познанию и построению отношений с окружающим миром посредством потешки.
2. ЗАДАЧИ:
Социально-коммуникативное развитие
побуждать ребенка словом, движением, выражать эмоциональную отзывчивость на содержание потешки;
развивать уверенность, инициативу и самостоятельность
Речевое развитие
Развивать речь детей через использование потешки:
обогащать словарь;
способствовать развитию грамматического строя речи;
развивать произносительную сторону речи.
развивать диалогическую речь, как способ коммуникации.
Художественно-эстетическое развитие
Использовать потешку как условие для организации продуктивных видов детской деятельности
Познавательное развитие
Обогащать представления и сенсорный опыт детей посредством потешки
Физическое развитие
Способствовать физическому развитию детей и созданию атмосферы психологического комфорта в группе.
3. Разработала перспективный план своей деятельности
4. В следующем, 2016-2017 учебном году, была определена тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет», так как у детей оставались большие проблемы с речевым развитием. Были поставлены Образовательные задачи: Объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развивать творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе русского народного творчества; приобщать детей и родителей к русской культуре.
Изучение опыта по проблеме
№ Литература (автор, нормативные правовые документы, передовой педагогический опыт
1 БабуринаГ. И., Кузина Т. Ф.
Народная педагогика в воспитании дошкольника. М. ,1995г
2 Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа
М. ,2009
3 Жаворонушки-песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки/
Сост. Г. Науменко, М. ,1998
4 Князева О. Л, Маханёва М. Д.
Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие, 2-е изд. Перераб. И дополн.
СПб, 2008
5 Козырева Л. М.
Говорю красиво и правильно. Развитие речи детей от рождения до 5ти лет.
М. ,2005
6 Русский фольклор/ Сост. В. Аникин, 1985
5. В 2017-2019 учебный год, долгосрочный проект: "Духовно - нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
Девизом которого является высказывание Г. Н. Волкова:
«Без исторической памяти – нет традиций,
без традиций - нет культуры,
без культуры - нет воспитания,
без воспитания - нет духовности,
без духовности - нет личности,
без личности - нет народа как
исторической личности.»
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора.
Задачи:
- Развивать творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
- Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.
- Обогащать чувства детей, воображение и речь.
- Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.
6. В 2017-2018 учебном году, организовала работу мини-музея «Русская изба». Который создавался при помощи и родителей, и педагогов детского сада. Музей пополняется новыми экспонатами.
Ознакомление с этнокультурой русского народа – очень сложная и актуальная задача, особенно когда речь идет о дошкольниках. Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркивается в Программах государственного, региональных, муниципальных уровней, в Законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012). На формирование педагогического опыта оказали влияние следующие факторы: изучение методической литературы по данному вопросу. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утверждённым приказом Министерства образования науки России от 17. 10. 2013 г. за №1155, отмечено, что Образовательная Программа дошкольного образования должна формироваться как программа психолого-педагогической поддержки, социализации и индивидуализации развития ребёнка. При реализации Образовательной Программы дошкольного образования мы учитывали и задачи стандарта, прописанные в пункте 1.6 и задачи Программы ДОУ в приоритетном направлении «Социальное здоровье» (приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства (ФГОС ДО, п. 1. 6.); объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества (ФГОС ДО, п. 1. 6.). Творческий поиск, посещение городских и районных методических объединений по народной культуре, изучение опыта коллег из других дошкольных учреждений. Узнала много интересного и познавательного для себя и для своей работы. Стала по-новому относиться к праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Работая в этом направлении, у меня есть удивительная возможность дать детям почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться, и волноваться о будущем. Ведь только в этом случае мы можем рассчитывать на прогрессивное развитие.
Актуальность.
Актуальность данной проблемы обусловлена современными тенденциями развития российской системы дошкольного образования, внедрением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который направлен на воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину. Для современного образования в России характерно усиление этнизации содержания образования, связанного с проблемой приобщения подрастающего поколения к русской народной культуре. Мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям является неотъемлемой частью патриотического воспитания. Приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему, гармоничному развитию личности ребенка.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Проблема является настолько актуальной, что ещё в 2009 году в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Концепция определяет:
• характер современного образовательного идеала
• цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей, и молодёжи
• систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации
• основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания.
К. Д. Ушинский писал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным…», «Воспитание, созданное самим народом, основанное на народных началах, — писал он – имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…».
Г. Н. Волков указывал на то, что народ в наиболее чистом виде представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации. При наличии гармонии национального и интернационального чем больше национального воспитания, тем сильнее, культурнее и духовно богаче нация.