Рушания Кулахметова
Конспект занятия «Путешествие во времени «Русский быт: прошлое и настоящее. Предметы быта»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Путешествие во времени «Русский быт: прошлое и настоящее. Предметы быта»
Цель: Формировать представления детей о предметах бытовой техники, ее назначении, как облегчает труд человека; познакомить детей с историей создания некоторых предметов бытовой техники, с процессом их преобразования человеком.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить детей с предметами домашней утвари, их названиями, предназначением;
Познакомить детей с историей возникновения некоторых предметов бытовой техники, с процессом ее преобразования человеком.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес, память, внимание;
Развивать словарный запас.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к вещам, их истории;
Воспитывать интерес к прошлому нашей страны;
Воспитывать умение слушать других.
Предварительная работа: знакомство детей с традициями русского народа, с предметами быта, домашней утвари, чтение русских народных сказок.
Словарная работа: лучина, рушник, самовар, рубель
Оборудование: ИП «Колибри» презентация «Предметы старины», магнитофон. Предметы - Электрическая лампочка, электрический чайник, утюг
Место проведения: Музей «Русская изба»
Ход занятия
I этап. Организационный. Мотивация.
Воспитатель:
Все встали по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: «Будет интересно!»
Воспитатель:
Очень любим дом мы свой,
И уютный, и родной.
Но не каждый бы сумел,
Переделать массу дел.
Как чудесно, что сейчас,
Есть помощники у нас.
А приходится им братцы,
Электричеством питаться.
Воспитатель: Дети, а давайте подумаем о каких помощниках идет речь?
Давайте вспомним какая бытовая техника есть у нас дома.
Ответы детей: Пылесос, стиральная машина, кофемолка, утюг и т. д.
Воспитатель: Все правильно!
А как все эти помощники можно назвать одним словом?
Ответы детей: Электроприборы
Воспитатель: Все правильно!
Показ электроприборов (картинки)
(Утюг, Стиральная машинка, Электрический чайник, холодильник).
Воспитатель: Бытовые приборы - это наши верные помощники.
А давайте представим, что все приборы вдруг из дома исчезли.
Трудно нам без них будет?
Ответы детей: Да, конечно трудно
Воспитатель: Но ведь всех этих помощников раньше не было.
А вы хотите узнать, как же люди раньше жили без всех этих приборов.
Ответ детей: Да
II этап. Основной, деятельностный.
Воспитатель: А путешествовать вы любите?
Дети: Да, да, любим!
Воспитатель: Я тоже очень люблю путешествовать.
И сегодня я приглашаю вас отправиться в необычное путешествие, в далекое прошлое, там мы и узнаем, как же люди жили тогда.
А путешествие мы совершим на машине времени.
Но для того, чтобы наша машина времени заработала, нам нужно узнать код.
А код мы узнаем только после того, как мы решим три примера.
3 + 2 = 5 2 + 2 = 4 4 - 1= 3
Садимся на свои места и приготовимся к путешествию во времени.
Вводим. 5, 4, 3
Все правильно! Машина времени готова к работе.
ЗВУК (МАГНИТОФОН)
Дети сидят на стульчиках, свет выключается.
Воспитатель:
Ой, как темно, машина времени перенесла нас в прошлое, где жили наши далекие предки. А почему темно?
Ответы детей: Потому, что нет света. Свет выключен.
Воспитатель: Давным - давно люди жили в пещерах разводили костер, на котором готовили пищу и грелись.
Картинка КОСТРА - слайд 1
Воспитатель: А как вы думаете, какая еще была польза от костра?
Ответы детей: от костра в пещере было свело.
Воспитатель: Правильно.
Вот прошло много лет и люди научились строить дома
Картинка ИЗБЫ - слайд 2
А как вы думаете, чем люди освещали избу?
Ответы детей:
Воспитатель: Люди стали по вечерам зажигать лучину.
А вы знаете что такое лучина?
Ответы детей: Нет
Картинка ЛУЧИНА слайд 3
Воспитатель:
Лучина - это сухая тоненькая и длинная щепка.
А как вы думаете, на долго хватало лучины?
Ответы детей: Нет. Она быстро прогорала
Воспитатель: Удобно это было людям?
Ответы детей: Нет.
Воспитатель: А почему неудобно?
Ответы детей: от лучины Мало света, она быстро прогорала
Воспитатель: Да, это было не очень удобно, и люди придумали свечу.
Картинка СВЕЧА СЛАЙД 4
Воспитатель: Как вы думаете, а свеча была удобнее лучины?
Ответы детей: Да, потому что она горела дольше.
Воспитатель: Все правильно.
Свеча горела дольше, но, когда в комнате горело много свечей, становилось душно.
И со временем люди изобрели керосиновую лампу.
Картинка КЕРОСИНОВАЯ ЛАМПА СЛАЙД 5
Но это было это уже давно. С тех пор прошло много времени и люди многому научились.
Дети, как вы думаете, что появилось после керосиновой лампы?
Ответ детей: Появились электрические лампочки.
Воспитатель: Правильно!
Изобрели электричество и появились электрические лампочки.
Картинка ЛАМПОЧКА, НАСТОЛЬНАЯ ЛАМПА СЛАЙД 6
Воспитатель: Тогда вам новый вопрос: А электрическая лампочка удобная?
Ответы детей: Да, Она яркая, нет дыма
Воспитатель: Все правильно. Лампочка ярко светит, нет запаха и дыма.
Электричество - наш верный помощник!
Воспитатель: Мы немного засиделись, предлагаю отдохнуть!
Выходите на ковер
1. Физкультминутка
Ток бежит по проводам (бег на месте)
Свет несет в квартиру нам (руки «Фонарики»)
Чтоб работали приборы («Моторчики»)
Холодильник, мониторы,
Кофемолки, пылесос, («хлопки»)
Ток энергию принес (Соединить руки в замочек)
ДЕТИ остаются на коврике (садятся)
Воспитатель: А сейчас мы продолжаем наше путешествие!
И познакомимся еще с одним предметом из прошлого.
А вот с каким, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Загадка:
Несите рубашку, несите платок,
Их быстро разгладит мой славный каток.
(Утюг)
Воспитатель: Дети, а вы знаете, что в старину, когда еще не было ни утюгов, ни стиральных машин, люди не ходили в мятой и грязной одежде.
А кто из вас знает, как в старину люди стирали и гладили одежду?
Ответ детей: Нет
Воспитатель: Тогда сейчас я вам расскажу.
Стирали свою одежду люди сначала руками в реке, а потом придумали стиральную доску
Показ предмета
Воспитатель: Легко ли было на ней стирать?
Ответы детей: Наверное сложно и неудобно
Воспитатель: Стирка на доске была очень тяжелой работой.
Показ и рассказ
Сначала белье замачивали, после чего, терли, поласкали, выжимали и сушили.
А чтобы одежду погладить люди пользовались вот таким приспособлением для разглаживания белья.
Это скалка и рубель
Предмет СКАЛКА И РУБЕЛЬ
Я сейчас я вам покажу как гладили им белье.
Показ и рассказ.
На скалку, наматывали мятое белье.
Толстой плашкой с зарубками и рукоятью передвигали вперед - назад по намотанной на скалку вещи.
Ребра этой плашки касались ткани, разминая и сглаживая морщины.
Как вы думаете легко ли разглаживалось белье таким способом?
Ответы детей: Нет, не легко. Это не удобно и тяжело и все равно оставались складки
Воспитатель: Да, белье таким способом было тяжело гладить, так как бельё тяжелое, каждый раз наматывать и разматывать было очень тяжело, а складок остаётся все равно много.
Потом люди заметили, что одежду может хорошо разгладить тяжёлый предмет, к тому же горячий. И придумали угольный утюг.
Предмет
В коробочку накладывали горячие угольки. Угольки нагревали утюг и им гладили вещи.
Как вы думаете, а такой утюг был удобный?
Ответы детей: Нет. Он очень тяжелый и горячий
Воспитатель: Правильно, такой утюг был не очень удобный.
Надо чтобы всегда под рукой были горячие угли. Но углями можно обжечься, они быстро остывают, от углей пачкалась одежда.
Угольный утюг был неудобен, и люди придумали другой утюг.
Его они сделали из тяжёлого металла.
Его ставили на открытый огонь или печку, ждали, пока он нагреется, а потом гладили.
Предмет
Да, такой утюг тоже был не удобен, поэтому, когда появилось электричество, люди, догадались, что утюг можно нагреть электрическим током.
Предмет
Воспитатель: Давайте немного поиграем
2. Игра-имитация
Гладим, гладим мы бельё очень мятое оно.
Утюгом туда - сюда
Белье быстро глажу - я
Белье гладим на доске,
Нет ни складочки нигде.
Поработали вдвоем, а теперь и отдохнем.
Воспитатель: Продолжаем наше путешествие?
Ответы детей: Да
Воспитатель: Тогда садимся на свои места и слушаем загадку!
Дети садятся на стулья.
Его в розетку мы включаем,
Когда захочется нам чаю.
(электрочайник).
В каждом доме, на каждой кухне есть чайник.
А вы хотите узнать откуда к нам пришел чайник?
Ответы детей: Да
Воспитатель: Тогда слушайте.
Первые чайники появились очень давно, в Китае.
Китайские мастера изготавливали их из глины, затем чайники появились в Европе, где их стали делать из железа, серебра, меди.
В Россию чайник попал в 17 веке, где был переделан в самовар.
Предмет
Внутри самовара разжигали огонь, благодаря чему вода быстро закипала.
Самовар был не просто кухонной принадлежностью, он олицетворял собой благополучие, достаток в доме. Не все могли купить самовар, и большинство людей стали пользоваться чайниками.
Были чайники чугунными, медными, алюминиевыми.
Предмет
Долгие годы воду в чайнике нагревали, ставя его на огонь.
А позже люди придумали электрический чайник.
Предмет
Электрический чайник очень удобный.
Воспитатель: А чем удобен электрический чайник?
Ответы детей: Вода в чайнике очень быстро закипает.
Воспитатель: Все правильно вода в электрическом чайнике закипает за 2 минуты. Это быстро и удобно.
Воспитатель:
Электроприборы наши помощники, с ними нужно аккуратно обращаться.
А давайте мы с вами вспомним какие правила нужно соблюдать при использовании электроприборов.
3. Техника безопасности при использовании электроприборов
Что нельзя делать:
- Нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие.
- Не прикасайтесь к включенным электроприборам мокрыми руками.
- Нельзя трогать руками электрический провод, в руки можно брать только вилку.
- Нельзя оставлять включенный электроприбор без присмотра
- Нельзя дергать за шнур
- Нельзя в розетку вставлять посторонние предметы.
Молодцы! Отлично справились с заданием!
Воспитатель:
А время нашего путешествия подходит к концу.
И нам пора возвращаться в наше время!
Машина времени нас перенесет
Начинаем отсчет (все вместе)
1, 2, 3,4, 5 - Вот на месте мы опять!
Дети выходят на коврики.
III этап. Итог. Рефлексия.
Воспитатель:
Дети, сегодня мы путешествовали в прошлое и узнали, как люди жили тогда без бытовых приборов, познакомились с предметами быта и утвари, которые теперь можно найти только в музеях.
Ведь каждый день мы пользуемся огромным количеством различных вещей, не задумываемся о том, что каждая из них прошла определенный путь, прежде чем обрела привычные для нас характеристики и внешний вид.
Воспитатель: Дети, вам понравилось наше путешествие?
Ответ детей: Да
Воспитатель: Что вам понравилось или запомнилось больше всего?
Ответ детей:
Воспитатель: На этом наше занятие подошло к концу! И в подарок я вам приготовила игру, в которую вы поиграете в нашей группе «Семицветик». Вам нужно разгадать какой электрический прибор включен в розетку.
Дидактическая игра «Какой электрический прибор включен в розетку» (Раздать на каждого ребенка).