Получи документы

Конспект занятия «Путешествие во времени «Русский быт: прошлое и настоящее. Предметы быта»

Рушания Кулахметова
Конспект занятия «Путешествие во времени «Русский быт: прошлое и настоящее. Предметы быта»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Путешествие во времени «Русский быт: прошлое и настоящее. Предметы быта»

Цель: Формировать представления детей о предметах бытовой техники, ее назначении, как облегчает труд человека; познакомить детей с историей создания некоторых предметов бытовой техники, с процессом их преобразования человеком.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить детей с предметами домашней утвари, их названиями, предназначением;

Познакомить детей с историей возникновения некоторых предметов бытовой техники, с процессом ее преобразования человеком.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес, память, внимание;

Развивать словарный запас.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к вещам, их истории;

Воспитывать интерес к прошлому нашей страны;

Воспитывать умение слушать других.

Предварительная работа: знакомство детей с традициями русского народа, с предметами быта, домашней утвари, чтение русских народных сказок.

Словарная работа: лучина, рушник, самовар, рубель

Оборудование: ИП «Колибри» презентация «Предметы старины», магнитофон. Предметы - Электрическая лампочка, электрический чайник, утюг

Место проведения: Музей «Русская изба»

Ход занятия

I этап. Организационный. Мотивация.

Воспитатель:

Все встали по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам: «Будет интересно!»

Воспитатель:

Очень любим дом мы свой,

И уютный, и родной.

Но не каждый бы сумел,

Переделать массу дел.

Как чудесно, что сейчас,

Есть помощники у нас.

А приходится им братцы,

Электричеством питаться.

Воспитатель: Дети, а давайте подумаем о каких помощниках идет речь?

Давайте вспомним какая бытовая техника есть у нас дома.

Ответы детей: Пылесос, стиральная машина, кофемолка, утюг и т. д.

Воспитатель: Все правильно!

А как все эти помощники можно назвать одним словом?

Ответы детей: Электроприборы

Воспитатель: Все правильно!

Показ электроприборов (картинки)

(Утюг, Стиральная машинка, Электрический чайник, холодильник).

Воспитатель: Бытовые приборы - это наши верные помощники.

А давайте представим, что все приборы вдруг из дома исчезли.

Трудно нам без них будет?

Ответы детей: Да, конечно трудно

Воспитатель: Но ведь всех этих помощников раньше не было.

А вы хотите узнать, как же люди раньше жили без всех этих приборов.

Ответ детей: Да

II этап. Основной, деятельностный.

Воспитатель: А путешествовать вы любите?

Дети: Да, да, любим!

Воспитатель: Я тоже очень люблю путешествовать.

И сегодня я приглашаю вас отправиться в необычное путешествие, в далекое прошлое, там мы и узнаем, как же люди жили тогда.

А путешествие мы совершим на машине времени.

Но для того, чтобы наша машина времени заработала, нам нужно узнать код.

А код мы узнаем только после того, как мы решим три примера.

3 + 2 = 5 2 + 2 = 4 4 - 1= 3

Садимся на свои места и приготовимся к путешествию во времени.

Вводим. 5, 4, 3

Все правильно! Машина времени готова к работе.

ЗВУК (МАГНИТОФОН)

Дети сидят на стульчиках, свет выключается.

Воспитатель:

Ой, как темно, машина времени перенесла нас в прошлое, где жили наши далекие предки. А почему темно?

Ответы детей: Потому, что нет света. Свет выключен.

Воспитатель: Давным - давно люди жили в пещерах разводили костер, на котором готовили пищу и грелись.

Картинка КОСТРА - слайд 1

Воспитатель: А как вы думаете, какая еще была польза от костра?

Ответы детей: от костра в пещере было свело.

Воспитатель: Правильно.

Вот прошло много лет и люди научились строить дома

Картинка ИЗБЫ - слайд 2

А как вы думаете, чем люди освещали избу?

Ответы детей:

Воспитатель: Люди стали по вечерам зажигать лучину.

А вы знаете что такое лучина?

Ответы детей: Нет

Картинка ЛУЧИНА слайд 3

Воспитатель:

Лучина - это сухая тоненькая и длинная щепка.

А как вы думаете, на долго хватало лучины?

Ответы детей: Нет. Она быстро прогорала

Воспитатель: Удобно это было людям?

Ответы детей: Нет.

Воспитатель: А почему неудобно?

Ответы детей: от лучины Мало света, она быстро прогорала

Воспитатель: Да, это было не очень удобно, и люди придумали свечу.

Картинка СВЕЧА СЛАЙД 4

Воспитатель: Как вы думаете, а свеча была удобнее лучины?

Ответы детей: Да, потому что она горела дольше.

Воспитатель: Все правильно.

Свеча горела дольше, но, когда в комнате горело много свечей, становилось душно.

И со временем люди изобрели керосиновую лампу.

Картинка КЕРОСИНОВАЯ ЛАМПА СЛАЙД 5

Но это было это уже давно. С тех пор прошло много времени и люди многому научились.

Дети, как вы думаете, что появилось после керосиновой лампы?

Ответ детей: Появились электрические лампочки.

Воспитатель: Правильно!

Изобрели электричество и появились электрические лампочки.

Картинка ЛАМПОЧКА, НАСТОЛЬНАЯ ЛАМПА СЛАЙД 6

Воспитатель: Тогда вам новый вопрос: А электрическая лампочка удобная?

Ответы детей: Да, Она яркая, нет дыма

Воспитатель: Все правильно. Лампочка ярко светит, нет запаха и дыма.

Электричество - наш верный помощник!

Воспитатель: Мы немного засиделись, предлагаю отдохнуть!

Выходите на ковер

1. Физкультминутка

Ток бежит по проводам (бег на месте)

Свет несет в квартиру нам (руки «Фонарики»)

Чтоб работали приборы («Моторчики»)

Холодильник, мониторы,

Кофемолки, пылесос, («хлопки»)

Ток энергию принес (Соединить руки в замочек)

ДЕТИ остаются на коврике (садятся)

Воспитатель: А сейчас мы продолжаем наше путешествие!

И познакомимся еще с одним предметом из прошлого.

А вот с каким, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Загадка:

Несите рубашку, несите платок,

Их быстро разгладит мой славный каток.

(Утюг)

Воспитатель: Дети, а вы знаете, что в старину, когда еще не было ни утюгов, ни стиральных машин, люди не ходили в мятой и грязной одежде.

А кто из вас знает, как в старину люди стирали и гладили одежду?

Ответ детей: Нет

Воспитатель: Тогда сейчас я вам расскажу.

Стирали свою одежду люди сначала руками в реке, а потом придумали стиральную доску

Показ предмета

Воспитатель: Легко ли было на ней стирать?

Ответы детей: Наверное сложно и неудобно

Воспитатель: Стирка на доске была очень тяжелой работой.

Показ и рассказ

Сначала белье замачивали, после чего, терли, поласкали, выжимали и сушили.

А чтобы одежду погладить люди пользовались вот таким приспособлением для разглаживания белья.

Это скалка и рубель

Предмет СКАЛКА И РУБЕЛЬ

Я сейчас я вам покажу как гладили им белье.

Показ и рассказ.

На скалку, наматывали мятое белье.

Толстой плашкой с зарубками и рукоятью передвигали вперед - назад по намотанной на скалку вещи.

Ребра этой плашки касались ткани, разминая и сглаживая морщины.

Как вы думаете легко ли разглаживалось белье таким способом?

Ответы детей: Нет, не легко. Это не удобно и тяжело и все равно оставались складки

Воспитатель: Да, белье таким способом было тяжело гладить, так как бельё тяжелое, каждый раз наматывать и разматывать было очень тяжело, а складок остаётся все равно много.

Потом люди заметили, что одежду может хорошо разгладить тяжёлый предмет, к тому же горячий. И придумали угольный утюг.

Предмет

В коробочку накладывали горячие угольки. Угольки нагревали утюг и им гладили вещи.

Как вы думаете, а такой утюг был удобный?

Ответы детей: Нет. Он очень тяжелый и горячий

Воспитатель: Правильно, такой утюг был не очень удобный.

Надо чтобы всегда под рукой были горячие угли. Но углями можно обжечься, они быстро остывают, от углей пачкалась одежда.

Угольный утюг был неудобен, и люди придумали другой утюг.

Его они сделали из тяжёлого металла.

Его ставили на открытый огонь или печку, ждали, пока он нагреется, а потом гладили.

Предмет

Да, такой утюг тоже был не удобен, поэтому, когда появилось электричество, люди, догадались, что утюг можно нагреть электрическим током.

Предмет

Воспитатель: Давайте немного поиграем

2. Игра-имитация

Гладим, гладим мы бельё очень мятое оно.

Утюгом туда - сюда

Белье быстро глажу - я

Белье гладим на доске,

Нет ни складочки нигде.

Поработали вдвоем, а теперь и отдохнем.

Воспитатель: Продолжаем наше путешествие?

Ответы детей: Да

Воспитатель: Тогда садимся на свои места и слушаем загадку!

Дети садятся на стулья.

Его в розетку мы включаем,

Когда захочется нам чаю.

(электрочайник).

В каждом доме, на каждой кухне есть чайник.

А вы хотите узнать откуда к нам пришел чайник?

Ответы детей: Да

Воспитатель: Тогда слушайте.

Первые чайники появились очень давно, в Китае.

Китайские мастера изготавливали их из глины, затем чайники появились в Европе, где их стали делать из железа, серебра, меди.

В Россию чайник попал в 17 веке, где был переделан в самовар.

Предмет

Внутри самовара разжигали огонь, благодаря чему вода быстро закипала.

Самовар был не просто кухонной принадлежностью, он олицетворял собой благополучие, достаток в доме. Не все могли купить самовар, и большинство людей стали пользоваться чайниками.

Были чайники чугунными, медными, алюминиевыми.

Предмет

Долгие годы воду в чайнике нагревали, ставя его на огонь.

А позже люди придумали электрический чайник.

Предмет

Электрический чайник очень удобный.

Воспитатель: А чем удобен электрический чайник?

Ответы детей: Вода в чайнике очень быстро закипает.

Воспитатель: Все правильно вода в электрическом чайнике закипает за 2 минуты. Это быстро и удобно.

Воспитатель:

Электроприборы наши помощники, с ними нужно аккуратно обращаться.

А давайте мы с вами вспомним какие правила нужно соблюдать при использовании электроприборов.

3. Техника безопасности при использовании электроприборов

Что нельзя делать:

- Нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие.

- Не прикасайтесь к включенным электроприборам мокрыми руками.

- Нельзя трогать руками электрический провод, в руки можно брать только вилку.

- Нельзя оставлять включенный электроприбор без присмотра

- Нельзя дергать за шнур

- Нельзя в розетку вставлять посторонние предметы.

Молодцы! Отлично справились с заданием!

Воспитатель:

А время нашего путешествия подходит к концу.

И нам пора возвращаться в наше время!

Машина времени нас перенесет

Начинаем отсчет (все вместе)

1, 2, 3,4, 5 - Вот на месте мы опять!

Дети выходят на коврики.

III этап. Итог. Рефлексия.

Воспитатель:

Дети, сегодня мы путешествовали в прошлое и узнали, как люди жили тогда без бытовых приборов, познакомились с предметами быта и утвари, которые теперь можно найти только в музеях.

Ведь каждый день мы пользуемся огромным количеством различных вещей, не задумываемся о том, что каждая из них прошла определенный путь, прежде чем обрела привычные для нас характеристики и внешний вид.

Воспитатель: Дети, вам понравилось наше путешествие?

Ответ детей: Да

Воспитатель: Что вам понравилось или запомнилось больше всего?

Ответ детей:

Воспитатель: На этом наше занятие подошло к концу! И в подарок я вам приготовила игру, в которую вы поиграете в нашей группе «Семицветик». Вам нужно разгадать какой электрический прибор включен в розетку.

Дидактическая игра «Какой электрический прибор включен в розетку» (Раздать на каждого ребенка).

Публикации по теме:

Назад в прошлое или современным детям о традициях русского бытаНазад в прошлое или современным детям о традициях русского быта Национальные традиции – это неугасающая душа народа. Народы России сохраняют в памяти подвиги предков, а их традиции являются ключом к сохранению.

Дидактическая игра на липучках по патриотическому воспитанию в первой младшей группе «Предметы русского быта»Дидактическая игра на липучках по патриотическому воспитанию в первой младшей группе «Предметы русского быта» Цель: ознакомления детей с предметами старинного русского быта. Задачи: • формировать знания детей о предметах быта русского народа;.

Дидактическая игра по развитию речи «Бизиборд. Бытовые предметы и вспомогательные средства быта»Дидактическая игра по развитию речи «Бизиборд. Бытовые предметы и вспомогательные средства быта» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Дидактическая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Путешествие во времени «Русский быт: прошлое и настоящее. Предметы быта»
Опубликовано: 24 ноября 2024 в 17:46
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Путешествие во времени «Русский быт: прошлое и настоящее. Предметы быта»» (включая файлы) размещена пользователем Рушания Кулахметова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД