Наталия Стайко
Путешествие вглубь веков, или Знакомство со старославянской письменностью. Консультация для родителей и педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие вглубь веков, или знакомство со старославянской письменностью.
Буквы нас окружают повсюду. Каждый из нас ежедневно видит и читает огромное количество букв, наш взгляд скользит по ним, как по чему-то обыденному. Мы редко задумываемся об их формах, а ведь буквы – удивительная вещь! Казалось бы, как винтики от постоянного использования, или как галька от морских волн, они должны оттачиваться, видоизменяться. Однако мы наблюдаем совсем другое явление. Буквы, и правда, меняются, но очень медленно. Наш современный алфавит представляет собой целую коллекцию «экспонатов», каждый из которых может многое рассказать о собственном прошлом. Почему, например, у кириллической буквы И диагональ обычно тонкая, а у латинской N – широкая? Почему буква А слева тонкая, в справа толстая? Оказывается, буквы до сих пор «помнят», что их писали плоским пером: эта пластика «вросла» в них. Помнят они и то, что большинство пишущих людей были правшами. В мире левшей весь алфавит выглядел бы иначе. «Помнят» они и другое. Прописная буква Е – посланник тех времён, когда буквы высекались на твёрдом камне, отсюда её угловатость. А вот строчная буква е более молодая. Наша буква г «червячком» - один из немногих отголосков скорописи допетровской Руси, а форма д с верхним выносным элементом – наоборот, совершенно европейская, послепетровская.
Темочки:
Для того, чтобы проникнуть в глубины, которые таит в себе история нашего письма, нужно главное – сделать исторические буквы «своими», пропустить их через свои руки. И знакомство с историей древней Руси, с языком, на котором говорили наши предки, можно начать именно с букв. В Древней Руси использовали три языка, которые очень похожи: старославянский, церковнославянский и древнерусский. На древнерусском наши предки говорили, на старославянском писали., церковнославянский использовали для богослужебных книг.
Важно показать ребёнку красоту букв и слов славянского языка, его похожесть на русский. Это повод познакомиться и с историей нашей страны, полюбить Родину, хранящую в себе множество сокровищ, которые отражаются в языке, культуре, истории в целом.
Славянское письмо сравнительно молодое: оно появилось в 9 веке, на 1.5 тысячи лет позже своих ближайших родственников –греческого и латинского письма. В 863 году братья Кирилл и Мефодий создали для славян собственный алфавит и перевели с греческого на славянский Евангелие и основные церковные книги. Св. Кирилл разработал глаголиц, но она оказалась нежизнеспособна и выглядела странно, т. к. была рукотворной, а не формировалась сама на протяжении многих столетий, ка это было с греческим и латинским алфавитами. Гораздо удобнее оказалось пользоваться старыми добрыми греческими буквами, добавив нужные именно славянам. Таким алфавитом мы и пользуемся сейчас, он называется кириллицей.
Основные исторические типы кириллического письма – устав, младший устав, полуустав, скоропись, вязь.
Каждая буква славянского алфавита имела своё название.
Изучив алфавит, можно предложить детям выполнить следующие задания:
1. Прочитать названия первых двух букв – Аз и Буки. Вот и узнали происхождение знакомого всем слова «азбука».
2. Обратить внимание ребёнка на интересные названия букв, попробовать их написать, сравнить с русскими.
3. Показать, как можно использовать для написания букв специально заточенное перо и ореховые чернила. Рассказать, что раньше на Руси чернила изготавливали из луковой шелухи.
4. Какие современные буквы напоминают нам древнерусские ер и ерь?
5. Какими разными буквами можно передать звук О? И? З?
6. Познакомить детей с буквами, заимствованными из греческого алфавита – омега, кси, пси, фета.
7. Показать, как в Древней Руси обозначали числа с помощью букв и титлов, предложить написать свой возраст.
8. Рассмотреть фрагменты рукописи и найти знакомые буквы.
9. Нарисовать буквицу – первую букву начала книги и отдельного текста, украсить её растительным орнаментом. Сначала можно раскрасить образец.
Отдельным блоком можно рассмотреть с детьми и обсудить мудрые высказывания из древнерусского творчества, попытаться их понять, объяснить и найти аналоги в современных пословицах и поговорках. Примеры:
- Копаяй яму под ближним своим впадется в ню.
- Не остави друга древняго, новый бо не будет ему подобен.
- Конная хитрость на рати знается.
- Достойно сугубо слышати, а едино молвити.
- Уча учи нравом, а не словом.
- Уне есть ногами поткнутися, негли языком.
- Всем угодити люто есть.
-Всякого дела конец пред началом распытай.
В продолжение предыдущего упражнения можно изучить примеры превращения древнерусских слов в современные:
Глас, град, брада, млад, врата, брег, очи, чело, перст, брезг (рассвет, брезжить, живот (жизнь, жир (богатство, длань, десница и др.
Знакомство с древним алфавитом и языком наших предков кроме осознания своей причастности к великой и славной истории даёт несомненно и огромную практическую пользу- дети смогут лучше понимать и самостоятельно объяснять трудные слова, которые встречаются в произведениях русских классиков. Так, например, славянизмами изобилуют стихи и сказки А. С. Пушкина.