Татьяна МОРГУНОВА
Конспект занятия по выявлению уровня овладения речевыми умениями и навыками «Путешествие в страну Вообразилию»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие в страну Вообразилию»
Цель: выявить уровень овладения детьми речевых умений и навыков.
Задачи:
Образовательные:
• обогащать словарь детей словами «элегантность, фантазия, воображение, чистоговорка, кудесник»;
• активизировать в речи детей слово «вьет»;
• закреплять знания детей о весенних изменениях в природе;
• закреплять представления о перелетных птицах, особенностях их гнездования;
• совершенствовать умение выразительно читать стихи;
Публикация «Конспект занятия по выявлению уровня овладения речевыми умениями и навыками „Путешествие в страну Вообразилию“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
• закреплять умение составлять рассказ по картине;
• упражнять в образовании однокоренных слов при помощи у суффиксов –онок, -ата;
• упражнять детей в подборе слов с противоположным значением;
• закреплять правильное произношение звуков л,р,ч, з-с, ж-ш;
• закреплять умение называть слова на заданный звук;
• упражнять детей в отгадывании загадок;
Развивающие:
• развивать воображение, фантазию, эмоции детей;
• развивать мелкую моторику рук.
• развивать фонематический слух;
• развивать мышление, внимание, усидчивость.
Воспитательные:
• воспитывать у детей добрые чувства;
• воспитывать интерес к живой природе,
• воспитывать интерес к художественному творчеству, к детской поэзии.
Использованные методы:
Словесные: описание картины, чтение стихотворения «Моя Вообразилия», лексико-грамматические упражнения, логические вопросы, отгадывание загадок.
Практические: дидактические игры «Каждой птице свое гнездо», «Скажи наоборот», «Назови птицу на заданный звук», «Изобрази услышанный звук», пальчиковая гимнастика «Избушка», динамическая игра «Изобрази птицу».
Оборудование: элементы костюма Мэри Попинс (шляпка, бант, зонтик); карточки с изображением гнезд птиц по количеству детей; картонный домик; картинки птиц (лебедь, скворец, аист, ласточка, кукушка); картина «Весна в лесу»; музыкальный центр, диск с записью песни «Ветер перемен» .
Предварительная работа:
- заучивание детьми наизусть стихотворения Б. Заходера «Моя Вообразилия»;
- заучивание детьми наизусть загадок;
- рассматривание и составление описательного рассказа по картине «Весна в лесу».
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Ход занятия:
(Дети заходят в грппу и становятся все в шеренгу перед своими стульчиками, здороваются с гостями).
Воспитатель: Ребята, мы сейчас поиграем с вами в игру «Чтобы это значило?». Я вам буду задавать вопрос, а вы жестами и словами будите на него отвечать, договорились? И так, начали:
(дети отвечают на вопросы движениями и словами «Вот так!»)
- Как живешь?
- Как плывешь?
- Как бежишь?
- В даль глядишь?
- Ждешь обед?
- Машешь в след?
- Утром спишь?
- Как шалишь?
(Дети садятся на стулья)
Воспитатель: - Дети, вы любите путешествовать? - Я тоже очень люблю путешествовать! - Куда бы вы хотели сегодня отправиться в путешествие? (ответы детей) - Как много вы мест знаете, вы обязательно там побываете!
Можно мы сегодня отправимся по моему маршруту? (да)
- Я предлагаю вам побывать в стране Вообразилия, вы согласны? (да)
- А что такое воображение, кто знает? (фантазия, выдумка, творчество)
- Я знаю стихотворение про Вообразилию, а вы знаете? (да) Приглашаю вас прочитать это удивительное стихотворение.
(выходят 4 ребенка и рассказывают стихотворение по 1 куплету)
Б. Заходер «Моя Вообразилия»
В моей Вообразилии, в моей Вообразилии
Болтают с вами запросто Настурции и Лилии;
Умеют Львы косматые скакать верхом на палочке,
А мраморные статуи сыграют с вами в салочки!
Моя Вообразилия, моя Вообразилия
У всех, кому захочется, там вырастают крылья.
И каждый обязательно становится кудесником.
Будь он твоим ровесником или моим ровесником!
В моей Вообразили, в моей Вообразилии
Там царствует фантазия во всем своем всесилии.
Там все мечты сбываются, а наши огорчения
Сейчас же превращаются в смешные приключения.
В мою Вообразилию попасть совсем несложно:
Она ведь исключительно удобно расположена!
И только тот, кто начисто лишен воображения, -
Увы, не знает, как войти в ее расположение.
Воспитатель:- А вы знаете, как выглядит страна Вообразилия? (нет)
(Воспитатель переворачивает картину с изображением весеннего леса)
- Рассмотрите картинку весеннего леса в стране Вообразилии.
Давайте опишем, что происходит на этой картине.
(Дети подходят к картине и описывают ее).
- Молодцы, ребята! Как вы думаете, как нам можно туда добраться? (ответы)
- О, это удивительная страна! Нам поможет туда добраться Мэри Попинс!
(Звучит музыка «Ветер перемен»)
Воспитатель: - Ой, кажется, со мной что-то происходит. Я превращаюсь в Мэри Попинс!
- Где моя шляпка? И шарфик? Необходимо повязать его, ведь нужно всегда быть элегантной! А где же мой зонтик? Без него нельзя отправляться в путешествие. Ну вот, кажется, все на месте. Скорее вставайте все под мой зонтик. Кажется, подул попутный ветер, в путь друзья!
(Воспитатель вертит зонтом. Звучит музыка «Ветер перемен» и дети перемещаются по группе, где столы сгруппированы в трех местах. Подходят к первой группе столов).
Мери Попинс: А вот и чудесная страна Вообразилия! Она располагается на трех полянках. Первая полянка, на которой мы очутились —«Птичья полянка».
(Возле первой группы столов стоит картонный домик)
Пальчиковая гимнастика.
Мери Попинс:
На полянке дом стоит, (дети и педагог показывают крышу дома)
Очень жаль, что он закрыт (дети и педагог соединяют кисти рук в замок) Двери дружно отворяем, (дети и педагог разводят руки в стороны)
В гости всех мы приглашаем. (дети сгибают и разгибают пальцы)
Мери Попинс: Ребята, в этом домике живут птицы.
(Воспитатель переворачивает домик, на котором с обратной стороны крепятся картинки с изображением птиц).
- Ребята, а какие птицы здесь живут? (скворец, ласточка, кукушка, лебедь, аист).
- А какие это птицы (перелетные).
- Почему они улетают (ответы детей)
- Давайте поиграем в игру
«Назови птенца одного и нескольких».
Готовы? (Да)
Я называю взрослую птицу, а вы мне называете ее птенца, а потом говорите, как называются несколько птенцов, например:
Скворец - скворчонок- скворчата,
• Кукушка-кукушонок- кукушата,
• Аист- аистенок- аистята,
• Ласточка-ласточонок- ласточата,
• Лебедь- лебеденок- лебедята.
- Молодцы, дети! А что делают птицы, когда возвращаются из теплых краев (вьют гнезда и откладывают яйца).
Игра «Каждой птице- свое гнездо»
Мери Попинс: Найдите на картинке и расскажите:
(Дети отвечают полными ответами и поднимают нужную картинку)
- Где вьет гнездо скворец? (Скворец вьет гнездо в скворечнике).
-Где вьет гнездо аист (Аист вьет гнездо на крыше дома).
-Где вьет гнездо ласточка (ласточка вьет гнездо под крышей дома из кусочков глины)
-А где вьет гнездо кукушка? (Кукушка не вьет гнездо. Она подкидывает яйца в чужие гнезда. Птенец кукушки появляется на несколько дней раньше других птенцов и даже может выбрасывать оставшиеся яйца из гнезда, если мама-птица оставит гнездо без присмотра. Птицы родители носят ему корм, пока он не научится летать.)
Динамическая пауза «Изобрази птицу»
Мери Попинс: Ребята, а давайте теперь поиграем в игру, в которой вы должны будете изображать названных птиц.
- Если я скажу «аист», то вы поднимаете руки вверх и встаете на носки, если я говорю ласточка, то вы приседаете. Готовы? (Да)
- А сейчас будем изображать других птиц. Если я говорю «лебедь»,вы поднимаете 1 руку вверх и сгибаете кисть, будто шея лебедя. Если я называю «ласточка», вы встаете на одну ногу и поднимаете руки в стороны, если скажу «кукушка», то наклоняетесь вперед и отводите руки назад. Готовы? (Да)
- Молодцы дети! Скорее занимайте места под моим волшебным зонтом и поспешим на следующую полянку!
(Дети-Жители Полянки загадок раньше других детей перемещаются на свою полянку без зонта. Звучит музыка «Ветер перемен». Дети переходят от одной группы столов к другой.)
Мери Попинс: Ребята, а сейчас попутный ветер нас принес на Полянку загадок. А вот и жители этой полянки:
Ребенок – житель полянки: - Отгадайте загадки и ветер укажет нам путь к следующей полянке.
1. Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома-
Длинноногий, длинноносый,
длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками в болото. (Аист)
2. Угадайте, что за птичка-
Темненькая невеличка?
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)
3. На шесте дворец,
Во дворце –певец.
А зовут его… (Скворец)
4. Не ворона, не синица,
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку-
Раздалось в лесу «ку-ку». (Кукушка)
5. Вот так птица –какова!
И не спутаешь с другой.
Может, это цифра два?
Шея выгнута дугой! (Лебедь)
Игра «Скажи наоборот» :
Мери Попинс: ребята, ответьте мне, пожалуйста,
• аист высокий, а ласточка (низкая)
• лебедь белый, а скворец (черный)
• кукушка кукует громко, а воробей чирикает (тихо)
• утки бывают домашние, а бывает и … (дикие)
• грач- птица травоядная, а сова (хищная)
• у синицы грудка желтая, а у снегиря (красная)
Житель полянки (ребенок) :
-Ребята, вы молодцы! Поторопитесь на Умную полянку! Попутный ветер укажет вам дорогу!
Мери Попинс: Скорее занимайте места под моим волшебным зонтом и поспешим!
(Воспитатель вертит зонтом. Звучит музыка «Ветер перемен». Дети переходят от второй группы столов к третьей.)
Мери Попинс: А вот и Умная полянка. Жители этой полянки общаются при помощи чистоговорок. Я вас научу как. Повторяйте за мной:
Ил- ил –ил, дятел дерево долбил.
Ли –ли-ли, мы гусей пасли.
Али-али-али, птицы прилетали.
Лю-ли, лю-ли, лю-ли, прилетели гули.
Ач-ач-ач, а на ветке грач.
Ички-ички-ички, на заборе птички.
Ур – ур – ур, покорми голодных кур.
Ру–ру- ру ходят птицы по двору.
Кра-кра-кра – наши уточки с утра.
Мери Попинс: Молодцы, ребята! А теперь поиграем в игру «Назови птицу на заданный звук».
Мери Попинс: Назовите птиц, название которых начинается на звук «к». (Клёст, кукушка, куропатка, колибри, курица, коршун).
- Назовите птиц, название которых начинается на звук «с».
(Сова, соловей, сорока, сыч, синица, скворец, сойка, сокол).
Игра «Изобрази услышанный звук»
Мери Попинс: Молодцы, а теперь я буду называть птиц. Если вы услышите в названии птицы звук «Ш», то рукой изобразите ползущую змею, а если звук «Ж», то помашите крыльями, словно жук. Готовы? (Да)
- Коршун, совушка, журавль, кукушка, жаворонок, соловушка, петушок, воробышек.
(Мери Попинс хвалит детей, предлагает всем попрощаться со сказочной страной. Вращает зонтик и произносит заклинание)
Мери Попинс: 1, 2, 3, 4, 5 — начинаю колдовать, зонт волшебный повернись, детей в садик всех верни!
(Дети возвращаются на стулья, расположенные на ковре)
Мери Попинс: - Вот мы и вернулись в свой любимый детский сад. Ой, со мной что-то происходит, я превращаюсь обратно
(педагог снимает шарф, шляпу, убирает зонт).
Мне очень понравилось наше необыкновенное путешествие в страну Вообразилия.
-А вам чем вам понравилось путешествие? (Ответы детей).
-Что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии? (Ответы детей).
-Кто считает, что он занимался хорошо? (Ответы детей).
-Все ли задания удалось тебе сделать? (Ответы детей).
-Если бы ты заново путешествовал, что бы ты поправил? (Ответы детей).
(Звучит музыка «Ветер перемен», дети поднимаются со стульев и уходят за воспитателем).