ахунова
Путешествие в страну русских народных инструментов
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие в страну русских народных инструментов»
Урок искусства для детей подготовительной группы
Материал подготовил музыкальный руководитель
Ахунова Ирина Сергеевна
Февраль 2021
Цель: приобщать к русской народной музыкальной культуре посредством знакомства с русскими народными инструментами (свистулька, балалайка, гармошка, баян, трещотки, деревянные ложки).
Задачи:
1. - обогатить представление о музыкальной культуре русского народа;
Публикация «Путешествие в страну русских народных инструментов» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
2. - расширить знания о русских народных инструментах, тембровых возможностях русских народных инструментов;
3. - развивать познавательный интерес к русским народным инструментам;
4. - совершенствовать навыки творческого взаимодействия в процессе ансамблевого, коллективного (инструментального) воплощения образов русского фольклора.
Материалы и оборудование: музыкальный центр; название станций; раздаточный материал (карточки с изображением музыкальных инструментов); музыкальные инструменты : бубен, баян, свистулька, балалайка, домра, трещотки, ложки, экран, проектор, фишки – колокольчики для голосования, медальки с изображением музыкальных инструментов.
Ход НОД
(Вход под мелодию русской народной песни «Светит месяц»)
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Мы с вами совершим путешествие в волшебную и удивительную страну, где много звуков, музыки, хорошего настроения. Живут в ней музыкальные инструменты. Как мы её назовём? Ответы детей:
Ведущий: Что за инструменты живут в этой стране, мы узнаем с помощью игры «Собери картинки».
«Собери картинку»
Участники получает конверт с разрезанными картинками русских народных инструментов : балалайка; гармошка; свистулька, ложки; бубен.
Ведущий: Какие же инструменты живут в этой музыкальной стране.
Ответы детей: Русские народные инструменты
Ведущий: Молодцы! Русский народ очень любил исполнять песни под музыку с инструментами, которые сам же и создавал. Какие русские народные инструменты вы знаете?
Ответы детей: Гусли, свирель, трещотки, рожок, жалейка
Ведущий: Молодцы! Ну что ж, тогда пора отправляться в путь, чтобы продолжить знакомство с музыкальными инструментами русского народа.
Путешествовать мы будем на поезде. Вы готовы? Ну что ж тогда в путь!
(Сигнал колокольчика. Под музыку «Карусель» дети, выстроившись в виде поезда, двигаются по залу.)
Ведущий: Итак, 1-я остановка. (педагог показывает свистульку, дует в нее)
Ведущий: Внимательно рассмотрите этот музыкальный инструмент. Вы знаете, как он называется? Как вы думаете, из чего изготовляли свистульки?
Ответы детей: Свистулька, из глины.
Ведущий: Звучание свистульки напоминает пение жаворонка.
Звучит наигрыши на свистульке – видеоотрывок
Ведущий: Роспись носила знаки солнца — круги, кресты, ромбы. А еще свистульки были в форме петушков, людей, животных и рыб. Со свистульки начиналось гуляние, во время которого взрослые играли на балалайках, а дети свистели в свистульки. Как вы думаете, при помощи чего извлекается звук в свистульке?
Ответы детей: При помощи дутья.
Ведущий: Правильно! Значит к какой группе инструментов относится свистулька?
Ответы детей: К духовой.
Ведущий: Молодцы! Но нам пора в дорогу! Продолжаем наше путешествие. (Сигнал колокольчика, ребята двигаются к следующей остановке)
Ведущий: Внимание! Мы приближаемся к 2-ой остановке, какие инструменты живут в этом городе вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Три струны, а звук какой!
С переливами, живой.
Узнаю его в момент
Самый русский инструмент.
Кто такая? Отгадай-ка!
Это наша… (балалайка)
Ой, звенит она, звенит,
Всех игрою веселит.
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
Кто такая? Отгадай-ка!
Это наша… (балалайка)
Правильно! Балалайка. Название «балалайка» – народное. «Балакать», «балагурить» - значит болтать, пустозвонить. Опишите, какая она, балалайка?
Ответы детей: Она треугольная, сделана из дерева, со струнами.
Ведущий: Балалайка относится к струнной группе инструментов. Давайте продолжим путешествие. (Сигнал колокольчика)
На этой остановке нас дожидается ещё один инструмент, а вот какой послушайте. Бывало, ни один праздник без него не обходился.
Дети слушают в записи звучание баяна
Ведущий: Какой инструмент прозвучал?
Ответы детей: Баян.
Ведущий: Правильно! А какой похожий инструмент вы ещё знаете?
Дети смотрят на экран и называют инструменты – гармонь, аккордеон.
Ведущий: Молодцы! Баян – усовершенствованная гармонь, звук которого мощнее, интереснее. Давайте поможем Крокодилу Гене исполнить его любимую песенку.
Дети исполняют песенку «Крокодила Гены»
Ведущий: Ну что ж, нам снова пора в путь! Впереди нас ждёт ещё одна остановка. (Сигнал колокольчика)
Ведущий: Что-то здесь стучит, трещит, звенит! Вы не знаете, куда это мы попали? Что же это за инструменты живут здесь?
Ответы детей: бубен, ложки, трещотки.
Ведущий: Эти инструменты звучат при помощи удара, значит они ударные. Этот музыкальный инструмент вы хорошо знаете. Это? (На экране изображение деревянных ложек)
Ответы детей: Деревянные ложки.
Ведущий: Правильно! Предлагаю сыграть на ложках.
Дети исполняют «игру с ложками» автор С. А. Каратаева
Ведущий: Вот и пришла пора прощаться с этой удивительной страной. Давайте, вспомним, как она называется?
Ответы детей: Музыкальная, инструментальная
Ведущий: С какими музыкальными инструментами русского народного оркестра мы познакомились?
Ответы детей: Балалайка, свистулька, баян, гармошка, бубен, ложки.
Ведущий: Звучание, какого инструмента вам больше всего понравилось?
Ответы ребят
Ведущий: Предлагаю взять колокольчик и поставить его на ту картинку, страна которой вам больше всего понравилась. Если вам понравилось путешествие по музыкальной стране, выберите на память тот инструмент, который вам понравился.
Под музыку колокольчика все выезжают на поезде из зала.