Жанна Логинова
Конспект занятия в мини-музее «Путешествие в русскую избу»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Приобщение детей к традициям русской народной культуры через знакомство с мини – музеем «Русская изба».
Задачи:
-познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т. д.);
-познакомить с кухонными принадлежностями, которые находились в избе : кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, самовар;
-развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту;
-обогатить словарь детей народными поговорками, загадками, новыми словами;
Публикация «Конспект занятия в мини-музее „Путешествие в русскую избу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Русская изба. Мини-музей
- Темочки
-воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.
Ход занятия:
Ребята,здравствуйте! Хотите сегодня попутешествовать в прошлое? Ещё больше узнать об истории нашего народа? Скажите, где можно узнать о том как жили в старину наши предки? (ответы детей: из книг, фильмов, музеев).
- Скажите, что такое музей? (ответы детей)
- Сегодня мы побываем в музее. Это необычный музей. Это дом-музей русского быта. В музее экскурсии проводят экскурсоводы. Но мы с вами уже много знаем о культуре и быте нашего народа. Поэтому сегодня вы сами будете экскурсоводами в нашем музее. Приглашаем всех посетить наш музей.
-В старину дом на Руси называли… (дети: избой).Там можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.
Воспитатель: А из чего люди раньше могли построить себе дом? (из дерева).
Избы на Руси строили из дерева - сосны или ели. В избу вели деревянные ступени. Входя в избу, волей неволей каждый должен был поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить дверь-то в избу низкая, а порог наоборот высокий – чтобы меньше дуло и тепло не уходило. Заходите к нам в избу.
Эти дома обязательно строились у реки, недалеко от леса; как вы думаете, почему (В лесу собирали грибы и ягоды, охотились, в реке ловили рыбу)
В: Ребята, как вы думаете,что в избе было самым главным? Отгадайте загадку:
«Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает» (печь)
В: Печь- это сердце дома. А для чего нужна была печь? «Хорошая печь – гордость любого хозяина.» С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной.
«Дом без печки – нежилой дом», говорили в народе. «Кормилицей, матушкой называли ласково печь крестьяне, ведь она и в самом деле кормила людей.
, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.
В: Чем же могла печь накормить своих хозяев?
В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
На печи можно было даже спать, и сколько сказок было рассказано долгими зимними вечерами. Давайте вспомним, в каких сказках упоминается печь? (ответы детей).
В: А это место напротив дверей – красный (красивый) угол, где висели иконы, украшенные вышитыми полотенцами. Под иконами стоял обеденный стол, лавки. Вдоль стен- полки, где разложены вещи хозяев избы.. Когда приходил гость,его сажали в красный угол, говорили: «Встречай не с лестью, а с честью»
В: Посмотрите, что это такое? (показываю на прялку). - Прялки пришли к нам из далёкой древности. Это был женский труд – прясть пряжу. Ни одна не повторяет другую. У каждой есть своя особенность. Видимо, каждая хозяйка прялки, да и хозяин, скорее всего, приложили свои усилия, выдумку и фантазию для украшения, удобства, для облегчения труда. На Руси прялки делали из клёна, осины, берёзы и липы, ручная прялка состояла из вертикальной части, куда привязывалась кудель и горизонтальной, где сидит пряха. Вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.
Люди в старину много работали. С весны до осени все трудились в поле, а зимними вечерами занимались рукоделием: вышивали красивые рушники, так раньше называли полотенца (показ рушников, некоторые умельцы ткали половики, которые назывались половицы. Посмотрите, в нашей избе на полу лежат половицы.
(показ половицы)
Ребята, а как сейчас шьют одежду, на чем делают ткани? (ответы детей).
А это- колыбель, маленькая кроватка или корзина для грудных детей, позволяющая укачивать ребёнка
В старину верили, что в подвешенной (приподнятой над полом) колыбели ребёнок находится под покровом небесных сил
В: Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.
«Выпускает жаркий пар
Древний чайник…» (самовар).
За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк,
Кашу сварит…
(чугунок)
Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
В: Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват)
Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?
Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.
Всех кормлю с охотою,
А сама безротая (ложка)
В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс.
В: Ребята, посмотрите внимательно на утюг, как вы думаете, что раньше засыпали в утюг? (угли)
Сейчас давайте поиграем
А игра наша называется «Игра с лентой» .(Под русскую народную музыку мальчик идёт внутри круга с лентой в руке)
Дети идут хороводом и поют.
Вышел Костя погулять,
Стал подружку выбирать,
Стал подружку выбирать.
Кому ленточку отдать.
(дети останавливаются).
Поклонись, поклонись,
Да за ленточку держись.
Мальчик кланяется выбранной девочке и говорит:
«Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и т. д.
(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется).
В: Ребята, а сейчас мы с вами вспомним все, что узнали на сегодняшнем занятии. Я буду задавать вопросы, а вы должны догадаться, о каком предмете идет речь.
1) Что занимало главное место в избе? (Печь)
2) В какой посуде готовили еду? (чугунок)
3) С помощью чего доставали чугунок из печи? (Ухват)
4) Где собиралась семья за обедом? (Стол.)
5) На чем сидели? (лавка, скамейка)
6) Из чего пили чай? (Самовар)
7) Ими едят и на них играют (Ложки)
8) Украшает пол в избе (коврик, половица)
9) С ее помощью пряли нитки (прялка)
В: Скажите, ребята, а сможете ли вы провести такую же интересную экскурсию в дом-музей «Русская изба» для детей нашего детского сада? А для своих родителей? (ответы детей)
Мы обязательно пригласим в наш музей гостей и проведём для них интересные экскурсии.