Глазунова Юлия
Консультация «Путешествие в мир народной куклы»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие в мир народной куклы
Не секрет, что за последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть нравственных ценностей. Результаты не заставил себя долго ждать, их плоды пожинаем ежедневно и повсеместно. А ведь в воспитании ребенка как личности народные традиции играют огромную роль. В наше время, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьёз задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы почувствовать себя частью своего народа, ощутить гордость за свою страну. Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой состоит в том, что в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.
Публикация «Консультация „Путешествие в мир народной куклы“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Консультации для родителей
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Занятия с детьми народной куклой помогут просто и ненавязчиво рассказать о самом главном - о красоте и многообразии этого мира, о его истории, научат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе этих занятий сформируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, разовьется мелкая моторика — все эти качества и навыки окажут неоценимую помощь ребенку для успешной учебы в школе.
Традиции использования народных игрушек, кукол помогут сохранить ценности человеческих отношений и этнокультуры в семье, обществе и передавать молодому поколению социальный опыт народа.
В настоящее время очевидна необходимость восстановление утраченных связей современного человека с культурой своего народа. Национальная культура становится первым шагом в освоении ребёнком богатств мировой культуры, присвоение общечеловеческих духовных ценностей.
Русская народная культура является уникальным явлением педагогического процесса; выражая общечеловеческие ценности и своеобразие национального характера. В ней находит свое отражение весь окружающий нас мир - природа, социальная жизнь, внутренний мир человека, она оказывает огромное влияние на формирование духовного мира ребенка, развитие его интеллекта, эмоций, творческих способностей.
В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, привитие ребёнку нравственных ценностей не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. В нашем сегодняшнем желании узнать, как жили люди на Руси и как украшали свой быт, во что одевались и какими игрушками играли, кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа. Одним из самых загадочных символов России является народная кукла. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту. Участие ребёнка в создании народной куклы позволяет развить у него творческие начала, воображение, фантазию. И, в то же время, активизирует познавательную деятельность, воспитывает интерес и любовь к культуре своего народа. У нас педагогов и родителей есть замечательная возможность помочь ему в этом.
Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной дошкольной педагогики, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: формирование патриотизма, активной жизненной позиции, творческого подхода в решении различных жизненных ситуаций, уважения к традиционным ценностям. Все это находит свое отражение в ряде нормативно – правовых документов:
• Статья 64 «Закона об Образовании РФ» указывает на то, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств.
• Одной из задач ФГОС дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
• Основной целью Государственной «Программы патриотического воспитания детей на 2011-2015 годы» является формирование у детей патриотического сознания, гендерной и гражданской принадлежности.
Все дошкольные образовательные учреждения, так или иначе, решают проблемы, связанные с приобщением дошкольников к истокам русской народной культуры. Однако этого недостаточно. Необходимо обеспечить высокий уровень общей культуры у всех субъектов образовательного процесса. Для этого нужно изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы: перейти от эпизодических мероприятий к системе работы проводимой с детьми дошкольного возраста и их родителями, выйти за рамки традиционных форм и методов работы.
Проведенный анализ и выявленные недостатки показывают, что существует ряд проблем:
• не придается должного значения проблеме приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры в ходе образовательной деятельности;
• отсутствие заинтересованности родителей в ознакомлении детей русской народной культурой и традициями. Таким образом, исходя из вышеперечисленных проблем, следует отметить, что не обеспечивается нравственное развитие личности ребенка дошкольного возраста. В связи с этим обусловлена необходимость пристального внимания к вопросу приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры. Данная проблема остается приоритетной проблемой, требующей решения при участии всех субъектов воспитательного процесса (ДОУ – семьи - общества).
Актуальность темы на современном этапе очевидна: проблема заключается в том, что общество и особенно важно, дети мало знают о родном крае, городе, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Почему же мы выбрали народную куклу, как средство приобщения детей к истокам народной культуры? Кукла - первая среди игрушек, поэтому она близка и понятна ребёнку. Рукотворная народная кукла - часть народной традиции. Изготавливая ее ребенок, постигает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые вдохновленные творцы кукол - дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла - зримый посредник между миром детства и миром взрослых. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.
Богатая традиция и разнообразие народной куклы вдохновила нас на создание проекта «Путешествие в мир народной куклы», посвященного кукле. Выбранная тема показалась нам интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Кукла обладает огромным педагогическим потенциалом, способствующим нравственному воспитанию детей. Она развивает в них зарождающееся родительское чувство, является партнёром по общению в игре. Через игры с куклами дети входят в жизнь полноправными членами общества. Кукла рассказывает о традициях нашего народа, воспитывает в человеке доброту, любовь и сострадание, учит понимать чувства другого человека, его внутренний мир. Такую народную куклу не купить в магазине.
Перед нами, педагогами стояла задача - помочь детям найти пути возвращения традиций и обычаев. Однако здесь мы столкнулись с рядом проблем:
- нет достаточного методического и игрового материала по народной кукле;
- низкий уровень заинтересованности родителей в работе с детьми и педагогами по данной теме;
- недостаточно сформировано творческое взаимодействие между родителями воспитанников и детским садом.
- в дошкольной педагогике нет разработанной современной модели
работы с народными куклами.
Для успешной реализации поставленных задач данного проекта за основу мы взяли модель взаимодействия: педагог - дети – родители.