Ольга Масленникова
Интегрированное занятие по экологии в старшей группе «Путешествие с волшебной капелькой»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Продолжать знакомить детей с явлениями природы, закреплять знания по вопросу свойств воды через опыты;
учить находить различные жидкости в окружающем пространстве;
уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни;
развивать познавательный интерес ребёнка в процессе экспериментирования с жидкостями;
развивать эмоционально- положительное отношение к познанию свойств различных веществ, любознательность, мышление.
Формировать начало экологической культуры дошкоьников.
Интеграция образовательных областей:
Коммуникация:
Публикация «Интегрированное занятие по экологии в старшей группе „Путешествие с волшебной капелькой“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества воды;
- совершенствовать диалогическую форму речи;
- пополнять активный словарный запас;
- развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы.
Социализация:
-воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра;
-развивать стремление выражать своё мнение, сомостоятельго находя для этого различные речевые средства.
Безопасность:
-знакомить детей с понятием «опасная вода» и правилами поведения в природе.
Здоровье:
- расширять представления о значении воды в жизни человека и для окружающей среды.
Чтение художественной литературы:
-развивать умение внимательно и заинтересованно слушать художественное слово.
Ход НОД:
Вос-ль: Дети поздоровайтесь с нашими гостями, посмотрите на них, а теперь подойдите ко мне.
Давайте возьмемся за руки, построим круг, чтобы создать хорошее настроение:
«Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Мы пожмём друг другу руки
Побежит тепло по кругу.
Будем вместе очень дружно
На вопросы отвечать,
Всё хотим мы много знать».
Вос-ль: Сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможно жить на земле. Я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь.
«Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
Меня пьют, меня льют
Всем нужна я,
Кто такая я? (вода)».
Дети отгадывают загадку, снимают салфетку (сюрпризный момент –пятилитровая бутылка с водой, на ней капелька воды из бумаги).
Вос-ль: О каком же веществе мы будем говорить, догодались?
Дети: О воде.
(Воспитатель одевает на руку «капельку воды» и от её имени обращается к детям.)
«Капелька» :Здравствуйте ребята. Вы угадали, я – вода, точнее очень маленькая её капелька.
Я капелька прозрачная,
Я доченька воды.
Куда б не посмотрели вы
На облачке, в фонтанчике,
На водопаде с гор,
И утром на травинке из капелек узор!»
Вос-ль: Дети, а где вы встречались с капелькой?
Дети: Речка, море, ручей, лужа, болото и т. д.
Вос-ль: Правильно, вы хорошо знакомы с ней: не раз шлёпали под дождём, разбрызгивая лужи, пускали в ручьях кораблики, плескались в речке или море.
Вос-ль: И в нашей группе есть вода, её капелек не счесть, сейчас по группе мы пойдём и много капелек найдём. Покажем наше гость «капельке», где живут её сестрички, что они делают и какую пользу приносят.
(путешествие – поиск «капелек» по групповой комнате : воспитатель вместе с детьми ходит и делает остановки)
1. Игровой уголок.
Вос-ль: Скажите, здесь нужна вода и если да, то для чего?
Дети: Вода здесь нужна, чтобы мыть игрушки, стирать кукольное бельё.
(приклеиваем «капельку» наклейку в игровом уголке)
2. Буфетная.
Вос-ль: Помощнику воспитателя нужна вода и для чего?
Дети отвечают и приклеивают «капельку».
3. Уголок природы.
Вос-ль: Ребята, а почему мы с вами пришли сюда?
Дети: Водой мы поливаем растения, протираем листочки.
Вос-ль: Для чего мы поливаем растения? Что будет с растениями, если их не поливать? (ответы детой).
Вос-ль:У растений есть специальные корешки, которые пьют воду.
«Вот ребята, вырос лучок нас, посмотрите,
Утром он поднял свои ростки,
Всем лепесткам красоту и питанье
Дружно дают под землёй корешки».
(дети рассматривают корешки лука, посаженного в баночку с водой).
Вос-ль: Мы с вами посадили лучок, сначала появились корешки, которые пили воду из баночки. Затем появились пёрышки, которые мы используем в пищу.
Вос-ль: Чем полезен лучок? (ответы детей).
(дети приклеиваю «капельку» в уголке природы).
4. Туалетная комната.
Вос-ль: Здесь нужна вода и для чего?
Дети: Мы моем водой руки, умываемся (приклеивают»капельку»).
Проводится словесная игра «Доскажи словечко» :
-«Что бы чистым быт всегда, людям всем нужна вода…. (вода).
-«Чаще мойся - воды (не бойся).
-«Мойте руки перед едой, будете …. (здоровы).
-«Чистая вода - для микробов….(беда).
Вос-ль: Вот, «капелька» сколько в нашей группе живёт твоих сестричек, которые приносят нам большую пользу («капелька» прощается с детьми и
остаётся со своими «сестричками»)
. Вос-ль: Вода наша помощница. Вода нужна всем: и людям и животным, и растениям.
Но вода бывает и опасной. Вода – «опасная» стихия – когда так говорят?
(ответы детей)
Словесная игра «Это можно или нет?»
«Я сосульку полижу
И снежочком закушу.
Дайте дети мне ответ
Это можно или нет?»
«Я по тоненькому льду
На речку гулять пойду.
Дайте дети мне ответ
Это можно или нет?»
«А когда наступит лето
Я один уйду купаться.
Дайте дети мне ответ это можно или нет?»
Вос-ль: Ребята, а сейчас я хочу пригласить вас в лабораторию, мы превратимся в учёных, и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств.
Но наша лаборатория закрыта на замок, давайте попробуем его открыть (пальчиковая гимнастика «Замок»).
Дети «открывают лабораторию и подходят к столам.
Вос-ль:
«Коль с водой имеешь дело
Рукава засучим смело.
Пролил воду - не беда
Тряпка под рукой всегда.
Фартук – друг, он поможет
И никто здесь не промокнет»
(дети одевают фартуки и садятся за столы по 2 человека).
Проводиться опыт №1 (перед детьми стоят стакан с водой и стакан с молоком)
Дети, что налито в ваших стаканчиках? (ответы детей – вода и молоко).
Выберите полоску бумаги, которая совпадает с цветом молока.
Посему вы выбрали эту полоску?
Теперь выберите полоску, которая совпадает с цветом воды.
- Настя, ты нашла такую полоску? А ты Вася?
Вода осталась без цветной полоски. Есть у воды цвет?
Как мы можем сказать о воде? (она бесцветная)
Скажи, Андрей. Скажи Даша.
Скажем все вместе.
«Открою вам друзья секрет, а у воды ведь цвета нет.
Цвет подобрать к ней невозможно, она бесцветна, это точно».
Вос-ль: У каждого из вас есть ложечки. Опустите одну ложку в стакан с молоком, а другую в стакан с водой.
Видна ли нижняя часть ложки в стакане с молоком? А в стакане с водой?
Значит, что можно сказать о воде? Какая она? (прозрачная).
Скажи, Аня. Скажи, Лиза.
(на доске вывешиваются схемы этих свойств воды)
Проводится опыт № 2.
Воспитатель предлагает понюхать воду и сделать вывод,чем пахнет чистая вода (или не пахнет).
Дети делают вывод, что вода запах не имеет.
Опыт № 3.
Вос-ль: Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона? (ответы детей)
Вам хорошо знаком вкус яблок, груш, слив.
Попробуйте воду в стаканчике на вкус (дети пробуют воду через соломинку).
Вос-ль: Можно назвать воду солёной, горькой, сладкой, кислой (ответы детей).
Вос-ль: Давайте сделаем вывод: вода не имеет вкуса.
«Когда человек хочет пить, то с удовольствием пьё т воду и говорит: «какая вкусная вода», хотя на самом деле её вкуса не чувствует».
Игра «Узнай по вкусу» (сравнение сладкой, солёной, кислой воды).
Вос-ль: Вода не имеет своего вкуса, но принимает вкус того вещества, которое в ней растворили.
Пряча в себе соль и сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде, они растворились. Значит, вода является растворителем.
Вос-ль: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы на отдых. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте выйдем из- за столов и пройдём на ковёр.
(с детьми проводиться физкультминутка «облачко»).
Опыт № 4: перед детьми два стакана – один пустой, другой с водой.
Вос-ль: Перелейте воду из одного стакана в другой.
Что делает вода? (льётся).
Почему?
Дети: Потому что вода жидкая.
Вос-ль: Правильно, если бы вода не была жидкой, она не могла бы течь в речках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая. То её называют жидкостью.
Дети подводят итог опытов: вода бесцветная, прозрачная, у воды нет вкуса и запаха, вода может течь.
Вос-ль: Ребята, а закончить наше сегодняшнее знакомство с водой, я хочу следующими словами:
«В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда.
То в снег превратится, то в лёд,
Растает и снова в поход.
Вокруг оглянитесь:
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница наша – вода!»