Илона Откидач
Конспект занятия по ознакомлению со строением глаза «Путешествие с солнечным лучиком» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие с солнечным лучиком.
Конспект занятия по ознакомлению строения глаза в подготовительной группе.
Цель:
Закрепить знания о внешнем строение глаза.
Познакомить детей с внутренним строением глаза. Дать первоначальное понятие о функциях роговицы, радужки, зрачка, хрусталика, сетчатки, зрительного нерва, глазных мышц, головного мозга.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению со строением глаза „Путешествие с солнечным лучиком“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Темочки
Вызвать интерес и желание познать свой организм.
Учить детей беречь свои глаза.
Предварительная работа: дети уже ознакомились с внешним строением глаза, знают правила охраны зрения. С помощью художественной литературы они познакомились с особенностями зрения у некоторых животных и птиц.
Оборудование и материалы:
-схема «Внешний вид глаза»
-макет глазного яблока;
-настольная лампа
-фонограмма (спокойная музыка)
-мяч маленького размера;
-костюм и шапочка солнечного Лучика;
-ковёр
-мольберт
Ход занятия
Воспитатель
-Ребята,вы любите чудеса? А где чаще всего они происходят (В волшебных сказках).Скажите, а вы когда-нибудь мечтали сами очутиться в такой волшебной сказке, где происходят всякие приключения и есть добрые герои? А вам известно, что самые добрые, самые волшебные живут рядом с нами? Но многие их даже не замечают. А ведь это совсем нетрудно. Просто надо немного пофантазировать. Посмотрите внимательно вокруг! Сегодня прекрасное осеннее утро! И солнышко в небе проснулось. Его золотые лучики заиграли повсюду! Смотрите, и в нашу группу заглянул золотой Лучик Солнца!
Лучик : Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я каждое утро заглядываю к вам в окошко. Вот и сегодня я опять с вами. Целый день я заглядываю в окошки разных домов и весело прыгаю по чьим-то ковриком и игрушкам! Для меня это легко, ведь я умею проходить сквозь стекло. Знаете,ребята, быть Лучиком так весело! Ведь у меня каждый день столько путешествий и приключений! Столько новых друзей! Хотите, мы поиграем вместе? Тогда рассаживайтесь поудобнее на ковёр и закрывайте глаза.
(звучит музыка)
Теперь и вы тоже -маленькие солнечные лучики! Вы заглядываете в окошки и веселитесь на полу и на стенах комнат. А может, даже и на потолке. Ну что, получается? Правда, здорово?
А теперь открывайте глаза. Я приглашаю вас в очень интересное, но очень необычное путешествие. Вы готовы? Тогда подойдёте все ко мне. Сначала отгадайте загадку:
Два брата через дорогу живут,
А друг друга не видят. (глаза)
Воспитатель выставляет на мольберт карту-схему «Внешний вид глаза»
Воспитатель: Ой! Ребята, смотрите, какое необычное окошко! Но на что же оно похоже? (не глаз человека).Точно, да это же и есть глаз! Посмотрите, у него, как у обычных окошек есть свои ставни. Когда их закрываешь, наступает полная темнота (предлагает детям закрыть глаза).А как называются? (Веки).Для чего нужны веки? (Они предохраняют глаза от пыли, грязи, яркого света) Векам помогают в этом ресницы. Может, кто-то из вас знает, для чего нам нужны брови? (Они помогают защищать глаза от пыли, грязи, яркого света) Векам помогают в этом ресницы. Может, кто-то из вас знает, для чего нам нужны брови? (они помогают защищать глаза от пота, который появляется в жаркую погоду на лбу) Молодцы всё правильно вспомнили. Посмотрите, в этом необычном окошке есть своё «стёклышко»
Лучик :
-Оно называется «роговица».Это прозрачная оболочка. Это прозрачная оболочка, через которую Лучики, как сквозь стеклышко, заглядывают внутрь.
Воспитатель:
- Ой,да,здесь и шторки есть!
Лучик :
-Они круглые и называются красивым словом «радужка». Они бывают разного цвета: коричневые, серые, зелёные и голубые. А знаете, для чего нужны на окошках шторы? (Чтобы в комнату не попадал слишком яркий свет) Правильно, вот радужка и контролирует яркость света. Если свет очень яркий, радужка оставляет для его лучей маленькую круглую щелочку.
Посмотрите, вот она- в центре радужки. Называется она «зрачок».Именно через зрачок свет и попадает внутрь глаза. А если солнечный свет слабый, радужка оставляет для лучей большое круглое отверстие-зрачок увеличивается. Хотите это проверить? Тогда давайте поиграем с нашими глазками в игру «Светло-темно» (с использованием настольной лампы)
Воспитатель:
-вот мы посмотрели,как радужки то сужаются, то растягиваются при разной яркости света. Чем светлее, тем зрачок меньше, и наоборот
Воспитатель выставляет макет глазного яблока.
Лучик :
_ А теперь мы вместе с вами заглянем во внутрь этой необычной маленькой комнатки, которая называется «Глазное яблоко».А почему оно так называется? (Оно круглой формы, как яблоко) Посмотрите: Снаружи глазное яблоко покрыто плотной белой оболочкой, которая не пропускает свет. Для лучиков остаётся лишь маленькое круглое отверстие- зрачок.
Воспитатель:
-Значит, Лучик проникает внутрь через зрачок. Что ж, посмотрим, а что же внутри? (раскрывает макет).Ой,да тут какое-то маленькое стёклышко!
Лучик
-Это не стёклышко! Это очень важный житель глазного яблока. Зовут его Хрусталик. Это потому, что он прозрачный, как хрусталь. Когда мы, лучики, попадаем в гости к Хрусталику, он, как гостеприимный хозяин, приглашает нас пройти внутрь. Он располагается с внутренней стороны зрачка и направляет лучи в глубь,на самое глазное дно (так называется внутренняя часть глазного яблока) Хрусталик, ребята, очень необычный хозяин. Если глаз смотрит вдаль, то он становится плоским и худеньким. А если мы посмотрим на что-нибудь рядом с собой, он становится круглым и толстеньким.
Воспитатель:
-Ребята, а давайте поиграем с Хрусталиком в игру «Близко-далеко» (Демонстрирует попеременно то плоский, то выпуклый хрусталик. Дети смотрят то вдаль, то перед собой на Хрусталик)
Лучик :
- Давайте продолжим путешествие. Хрусталик направил нас с вами внутрь глазного яблока на глазное дно.
Воспитатель:
- Посмотрите-ка,да оно всё сплошь устлано каким-то желтым ковром!
Лучик :
-Этот ковёр называется «Сетчатка».На нем отдыхают все лучики, заглянувшие в ваши глаза. Вот здесь, в самом дальнем месте коврика- сетчатки, напротив зрачка, и происходит главное волшебство. Лучик, попавший в это место, передаёт сигнал нашему головному мозгу- в его зрительный центр, который превращает отдельные сигналы в картинку.
Воспитатель:
-Но как же это происходит? Ведь внутри глазного яблока нет телефонов!
Лучик :
-Этот сигнал передаётся с глазного дна по специальным проводкам -зрительным нервам. И только уже в зрительном центре головного мозга происходит превращение сигналов от лучиков попавших на сетчатку, в живую картинку.
Воспитатель:
-Вот поэтому-то мы и видим всё вокруг! Ой, что случилось? Почему закачалось глазное яблоко.
Лучик
- Не пугайтесь! Это просто натянулись канаты, которые в шести местах прикреплены к глазному яблоку. Эти крепкие канаты называются «мышцами» Когда один из них натягивается, а другие ослабевают, то глаз поворачивается : то в одну сторону, то в другую. И тогда вы можете увидеть, что находится справа от вас, слева, вверху и внизу, не поворачивая при этом голову и не сходя с места.
Воспитатель
-Давайте попробуем это проверить.
Игра «Что увидел слева….»
Лучик
-Молодцы! А как вы думаете, почему так важно, чтобы мышцы работали дружно, слажено? (Чтобы глаз поворачивался в нужную сторону) А что же может произойти, если какая-нибудь мышца натянется сильнее, чем другие, или, наоборот ослабнет (глаз повернётся не туда, куда нужно)
Воспитатель
- И тогда он будет смотреть не прямо на предмет, а косо. И глазу может угрожать болезнь-косоглазие. Но с помощью специальных аппаратов и тренировок эту болезнь можно вылечить. Вот почему необходимо заботиться о глазах, оберегать их от слишком долгой и напряжённой работы, почаще давать им отдыхать
Лучик :
-Что ж давайте поиграем в игру «Зачем нам нужны глаза?» Я буду бросать вам свой солнечный мячик, а вы отвечайте…
Молодцы! Все знаете! Но, похоже, солнышко прячется за тучку. Значит, и мне пора. Да и вам пора возвращаться. Скорее садитесь на ковёр, закрывайте глаза и все вместе считайте до 5. На счет 5 я исчезну, а вы окажитесь в группе. Но, пожалуйста, помните о нашем путешествии. До свидания!
Воспитатель:
-Вот мы и снова в группе! Лучик исчез, но просил нас не забывать о волшебном приключении. А запомнили ли вы,как всё это было? Что нового и интересного вы узнали о той, внутренней, стороне глаза? Что увидели и с кем познакомились?
Цель:
Закрепить знания о внешнем строение глаза.
Познакомить детей с внутренним строением глаза. Дать первоначальное понятие о функциях роговицы, радужки, зрачка, хрусталика, сетчатки, зрительного нерва, глазных мышц, головного мозга.
Вызвать интерес и желание познать свой организм.
Учить детей беречь свои глаза.
Предварительная работа: дети уже ознакомились с внешним строением глаза, знают правила охраны зрения. С помощью художественной литературы они познакомились с особенностями зрения у некоторых животных и птиц.
Оборудование и материалы:
-схема «Внешний вид глаза»
-макет глазного яблока;
-настольная лампа
-фонограмма (спокойная музыка)
-мяч маленького размера;
-костюм и шапочка солнечного Лучика;
-ковёр
-мольберт
Ход занятия
Воспитатель
-Ребята,вы любите чудеса? А где чаще всего они происходят (В волшебных сказках).Скажите, а вы когда-нибудь мечтали сами очутиться в такой волшебной сказке, где происходят всякие приключения и есть добрые герои? А вам известно, что самые добрые, самые волшебные живут рядом с нами? Но многие их даже не замечают. А ведь это совсем нетрудно. Просто надо немного пофантазировать. Посмотрите внимательно вокруг! Сегодня прекрасное осеннее утро! И солнышко в небе проснулось. Его золотые лучики заиграли повсюду! Смотрите, и в нашу группу заглянул золотой Лучик Солнца!
Лучик : Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я каждое утро заглядываю к вам в окошко. Вот и сегодня я опять с вами. Целый день я заглядываю в окошки разных домов и весело прыгаю по чьим-то ковриком и игрушкам! Для меня это легко, ведь я умею проходить сквозь стекло. Знаете,ребята, быть Лучиком так весело! Ведь у меня каждый день столько путешествий и приключений! Столько новых друзей! Хотите, мы поиграем вместе? Тогда рассаживайтесь поудобнее на ковёр и закрывайте глаза.
(звучит музыка)
Теперь и вы тоже -маленькие солнечные лучики! Вы заглядываете в окошки и веселитесь на полу и на стенах комнат. А может, даже и на потолке. Ну что, получается? Правда, здорово?
А теперь открывайте глаза. Я приглашаю вас в очень интересное, но очень необычное путешествие. Вы готовы? Тогда подойдёте все ко мне. Сначала отгадайте загадку:
Два брата через дорогу живут,
А друг друга не видят. (глаза)
Воспитатель выставляет на мольберт карту-схему «Внешний вид глаза»
Воспитатель: Ой! Ребята, смотрите, какое необычное окошко! Но на что же оно похоже? (не глаз человека).Точно, да это же и есть глаз! Посмотрите, у него, как у обычных окошек есть свои ставни. Когда их закрываешь, наступает полная темнота (предлагает детям закрыть глаза).А как называются? (Веки).Для чего нужны веки? (Они предохраняют глаза от пыли, грязи, яркого света) Векам помогают в этом ресницы. Может, кто-то из вас знает, для чего нам нужны брови? (Они помогают защищать глаза от пыли, грязи, яркого света) Векам помогают в этом ресницы. Может, кто-то из вас знает, для чего нам нужны брови? (они помогают защищать глаза от пота, который появляется в жаркую погоду на лбу) Молодцы всё правильно вспомнили. Посмотрите, в этом необычном окошке есть своё «стёклышко»
Лучик :
-Оно называется «роговица».Это прозрачная оболочка. Это прозрачная оболочка, через которую Лучики, как сквозь стеклышко, заглядывают внутрь.
Воспитатель:
- Ой,да,здесь и шторки есть!
Лучик :
-Они круглые и называются красивым словом «радужка». Они бывают разного цвета: коричневые, серые, зелёные и голубые. А знаете, для чего нужны на окошках шторы? (Чтобы в комнату не попадал слишком яркий свет) Правильно, вот радужка и контролирует яркость света. Если свет очень яркий, радужка оставляет для его лучей маленькую круглую щелочку.
Посмотрите, вот она- в центре радужки. Называется она «зрачок».Именно через зрачок свет и попадает внутрь глаза. А если солнечный свет слабый, радужка оставляет для лучей большое круглое отверстие-зрачок увеличивается. Хотите это проверить? Тогда давайте поиграем с нашими глазками в игру «Светло-темно» (с использованием настольной лампы)
Воспитатель:
-вот мы посмотрели,как радужки то сужаются, то растягиваются при разной яркости света. Чем светлее, тем зрачок меньше, и наоборот
Воспитатель выставляет макет глазного яблока.
Лучик :
_ А теперь мы вместе с вами заглянем во внутрь этой необычной маленькой комнатки, которая называется «Глазное яблоко».А почему оно так называется? (Оно круглой формы, как яблоко) Посмотрите: Снаружи глазное яблоко покрыто плотной белой оболочкой, которая не пропускает свет. Для лучиков остаётся лишь маленькое круглое отверстие- зрачок.
Воспитатель:
-Значит, Лучик проникает внутрь через зрачок. Что ж, посмотрим, а что же внутри? (раскрывает макет).Ой,да тут какое-то маленькое стёклышко!
Лучик
-Это не стёклышко! Это очень важный житель глазного яблока. Зовут его Хрусталик. Это потому, что он прозрачный, как хрусталь. Когда мы, лучики, попадаем в гости к Хрусталику, он, как гостеприимный хозяин, приглашает нас пройти внутрь. Он располагается с внутренней стороны зрачка и направляет лучи в глубь,на самое глазное дно (так называется внутренняя часть глазного яблока) Хрусталик, ребята, очень необычный хозяин. Если глаз смотрит вдаль, то он становится плоским и худеньким. А если мы посмотрим на что-нибудь рядом с собой, он становится круглым и толстеньким.
Воспитатель:
-Ребята, а давайте поиграем с Хрусталиком в игру «Близко-далеко» (Демонстрирует попеременно то плоский, то выпуклый хрусталик. Дети смотрят то вдаль, то перед собой на Хрусталик)
Лучик :
- Давайте продолжим путешествие. Хрусталик направил нас с вами внутрь глазного яблока на глазное дно.
Воспитатель:
- Посмотрите-ка,да оно всё сплошь устлано каким-то желтым ковром!
Лучик :
-Этот ковёр называется «Сетчатка».На нем отдыхают все лучики, заглянувшие в ваши глаза. Вот здесь, в самом дальнем месте коврика- сетчатки, напротив зрачка, и происходит главное волшебство. Лучик, попавший в это место, передаёт сигнал нашему головному мозгу- в его зрительный центр, который превращает отдельные сигналы в картинку.
Воспитатель:
-Но как же это происходит? Ведь внутри глазного яблока нет телефонов!
Лучик :
-Этот сигнал передаётся с глазного дна по специальным проводкам -зрительным нервам. И только уже в зрительном центре головного мозга происходит превращение сигналов от лучиков попавших на сетчатку, в живую картинку.
Воспитатель:
-Вот поэтому-то мы и видим всё вокруг! Ой, что случилось? Почему закачалось глазное яблоко.
Лучик
- Не пугайтесь! Это просто натянулись канаты, которые в шести местах прикреплены к глазному яблоку. Эти крепкие канаты называются «мышцами» Когда один из них натягивается, а другие ослабевают, то глаз поворачивается : то в одну сторону, то в другую. И тогда вы можете увидеть, что находится справа от вас, слева, вверху и внизу, не поворачивая при этом голову и не сходя с места.
Воспитатель
-Давайте попробуем это проверить.
Игра «Что увидел слева….»
Лучик
-Молодцы! А как вы думаете, почему так важно, чтобы мышцы работали дружно, слажено? (Чтобы глаз поворачивался в нужную сторону) А что же может произойти, если какая-нибудь мышца натянется сильнее, чем другие, или, наоборот ослабнет (глаз повернётся не туда, куда нужно)
Воспитатель
- И тогда он будет смотреть не прямо на предмет, а косо. И глазу может угрожать болезнь-косоглазие. Но с помощью специальных аппаратов и тренировок эту болезнь можно вылечить. Вот почему необходимо заботиться о глазах, оберегать их от слишком долгой и напряжённой работы, почаще давать им отдыхать
Лучик :
-Что ж давайте поиграем в игру «Зачем нам нужны глаза?» Я буду бросать вам свой солнечный мячик, а вы отвечайте…
Молодцы! Все знаете! Но, похоже, солнышко прячется за тучку. Значит, и мне пора. Да и вам пора возвращаться. Скорее садитесь на ковёр, закрывайте глаза и все вместе считайте до 5. На счет 5 я исчезну, а вы окажитесь в группе. Но, пожалуйста, помните о нашем путешествии. До свидания!
Воспитатель:
-Вот мы и снова в группе! Лучик исчез, но просил нас не забывать о волшебном приключении. А запомнили ли вы,как всё это было? Что нового и интересного вы узнали о той, внутренней, стороне глаза? Что увидели и с кем познакомились?