Светлана Смирнова
Конспект НОД «Путешествие по России» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
ГБОУ школы 1324
Конспект НОД
в подготовительной группе
ТЕМА: "Путешествие по России".
Подготовила : Смирнова Светлана Юрьевна.
Конспект НОД
по патриотическому воспитанию
в подготовительной группе
Публикация «Конспект НОД „Путешествие по России“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
В настоящее время в период нестабильности в обществе возникла необходимость вернуться к истории нашего народа, к его вековым корням. В связи с этим, начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей нравственно-патриотические чувства: воспитание любви и уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, толерантного отношения к представителям других национальностей.
ТЕМА: "Путешествие по России".
Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Задачи: Формировать первоначальное представление об истории возникновения Руси. Способствовать становлению потребности в получении информации об истории страны. Обобщить и систематизировать знания детей о России. Систематизировать знания детей о символике государства; закрепить названия и рек. Закреплять названия народных промыслов. Воспитывать любовь к Родине.
Материалы: Изображения гербов и флагов, наглядно-дидактические пособия, выставка рисунков; иллюстрации с изображениями. Ноутбук, показ слайдов.
Предварительная работа: Беседы о российской символике; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий городов и рек; беседы, рассматривание иллюстраций и выполнение работ по мотивам народного декоративно – прикладного искусства.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Воспитатель:
На планете много разных стран, но самая большая страна наша. Как она называется? (Россия.)
- Россия. Вслушайтесь в звучание этого слова. Давайте повторим его вместе. В нашей стране много всего удивительного: необыкновенно красивая природа, красивые города. Посмотрите, как пишется это слово. (На доске выкладывается слово из букв «Россия».)
– Россия – наша Родина. Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое «Родина»? (Родина – место, где мы родились; страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна.)
Воспитатель: Вспомните и прочитайте стихотворение о Родине?
Стихотворение:
1. Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем
2. Россия. Как из песни слово,
Берёзок юная листва.
Вокруг моря, сады и горы,
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия!
За ясный свет твоих очей!
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий как ручей
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть!
Люблю всё то, что называют
Одним широким слово Русь
Воспитатель:
Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Давайте вспомним их.
Жить – Родине служить.
Родина поучает – Родина выручает.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
– Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов.
Воспитатель:
А теперь по дойдите к карте. Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту. (Воспитатель показывает детям карту России.) Вот как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней – неделю, а на самолете лететь почти сутки. И вот сегодня я предлагаю вам путешествие по России. Ребята, а на чем можно путешествовать? (На самолете, автобусе и т. д.).
2. Основная часть.
Воспитатель:
Я, предлагаю вам отправится в путешествие на машине времени (звучит музыка). Мы с вами сегодня посмотрим, какой была наша страна Россия и ее жители в прошлом, настоящем и будущем. Все готовы к путешествию, тогда в путь.
1.«Станция Историческая».
- Наша Родина – государство очень древнее, оно возникло много-много много лет назад. В те давние времена ещё не было ни городов, ни домов, в которых мы живём. А были небольшие деревянные домики по берегам рек, в которых жили наши предки. Предки – это люди, от которых мы произошли. Наши предки — это восточные славяне. Они занимались земледелием. Пахали землю с помощью деревянных плугов, сеяли зерно. Наши предки селились по берегам рек и озер, рядом с лесом. Почему? (ответы детей)
Воспитатель:
- Главным в выборе места было наличие реки, богатой рыбой, щедрые леса, большие поля, чтобы сеять хлеб.
Есть такая пословица: "У леса жить – голодным не быть". Почему так говорят? (ответы детей).
А еще место для поселения выбирали на пригорке, ровное, чтобы в случае наводнения вола не затопила жилище. Славяне жили племенами. Племена – это объединение нескольких семей вместе. Так легче было вести хозяйство, защищаться от врагов.
Отсюда пошли такие пословицы: "Чем больше рук – тем легче труд" и "Сообща преодолевать трудности".
Самым главным на Руси был князь. Много княжеств было в Древней Руси – так называлась тогда Россия. Князья очень часто ссорились между собой и захватывали друг у друга земли. Но когда на них нападали враги из других стран (например, шведы, немцы, то князья объединялись вместе, и побеждали своих врагов. Наконец князья поняли, что если они объединятся навсегда, не только на время войн, то они будут намного сильнее. Вместе им будет легче не только воевать, но и трудиться, помогать друг другу и тогда их никто не сможет победить. Князья объединились, выбрали одного самым главным, а все остальные князья стали ему подчиняться и образовалось Русское государство. Оно стало большим и сильным. Люди научились строить города, делать корабли и отправляться на них в плавание по рекам (педагог показывает соответствующие картинки).
Время шло дальше, и люди научились делать машины и поезда, с помощью которых передвигаться можно быстрее, ведь раньше они ходили только пешком. Так же они придумали различные станки, чтобы можно было делать одежду, обувь, посуду и другие необходимые им предметы. Ведь раньше все предметы делались только руками. Это занимало очень много времени.
Воспитатель:
Наша страна богата лесами, полями, реками,
«Станция лесная».
Лес – природное богатство, чистый воздух. В лесу много деревьев, из которого делают огромное количество разных предметов - бумага, на которой печатают книги, делают тетради, альбомы; мебель, отапливают дома и многое другое.
Какое дерево является символом России? (ответы детей)
Символ России - белая береза. Какими ласковыми словами называет русский человек это дерево? ( ответы детей : кудрявая, стройная, красивая, белоствольная, русская красавица). Ни в одной стране нет столько берез, как у нас. Береза и в песнях, и в загадках, и в сказках.
1реб.
Стихотворение:
Ты до того, березонька, красива
И в полдень жаркий, и в час росы,
Что без тебя немыслима Россия
И я немыслим без твоей красы.
Воспитатель:
Ребята, я предлагаю вам немного поиграть.
Физкультминутка:
Руки подняли и покачали.
Это – березы в лесу,
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Руки согнули назад
«Станция географическая».
Воспитатель:
Ребята, а что такое горы? Что дают человеку горы? (предположение детей). В горах добывают полезные ископаемые.
А что такое полезные ископаемые? (предположение детей) Это то, что находится в земле и что очень нужно человеку для жизни. Например, уголь, различная руда, которые нам необходимы для изготовления различных металлов; золото, алмазы. Полезные ископаемые, тоже составляют богатство страны.
Воспитатель:
Реки России – могучие, полноводные. Они, несут свои воды в моря и океаны. Ребята, а какие реки вы знаете? (ответы детей)
Правильно – Волга, Обь, Ока, Енисей, Амур, Ангара, Иртыш и много других рек.
Какую пользу человеку приносят реки? (ответы детей).
Станция «Народные промыслы».
Воспитатель:
Наша страна всегда славилась своими умельцами, мастерами, которые создавали своими руками красивые изделия. Их называли «Народными мастерами», а их творчество «Народным промыслом».
Стихотворение:
1 ребенок.
Славилась Россия чудо – мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.
Воспитатель:
Я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно – прикладного искусства народных мастеров.
Отгадайте загадки:
1. Разноцветные подружки
Любят прятаться друг в дружке. Что это? (Матрешка).
-Конечно, это всем нам знакомая матрешка. Вот она! (Воспитатель демонстрирует детям матрешку.)
2. Эта роспись – просто чудо,
Голубая вся посуда.
Роспись с синим завитком
Манит русским васильком. (Гжель).
3. Выросла золотая травка на ложке,
Распустился красный цветок на плошке. (Хохлома.)
4. Все игрушки – непростые,
А волшебно-расписные
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски. (Дымковская игрушка.)
5. Добрый мастер сделал сказку,
Оживают звери в сказке,
Мишки, зайцы, колотушки –
Деревянные игрушки. (Богородская игрушка.)
Воспитатель:
Молодцы, ребята, вы знаете изделия Народных промыслов. Русский народ умеет не только трудиться, но и веселиться.
И мы поиграем сейчас в русскую народную игру “Ручеек ”
Наше путешествие продолжается.
Станция «Государственная».
Ребята, кто знает столицу нашей Родины (ответы детей).
Воспитатель:
Правильно, столица нашей Родины город Москва.
В Москве находится правительство нашего государства.
Назовите президента нашей страны? (В. В. Путин)
- Какие государственные символы нашей страны вы знаете? (Герб, флаг, гимн.)
Воспитатель: Государственные символы - это символы, которые объединяют граждан одной страны. Нас с вами.
Воспитатель:
А, сейчас, я предлагаю найти вам герб нашей страны. (Раскладываются изображения, дети выбирают из предложенных гербов герб России.).
Стихотворение:
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный
Воспитатель:
Ребята, а что такое гимн? (ответы детей).
Правильно! Гимн — это самая главная песня страны. Гимн слушают стоя. У каждой страны свой гимн. Давайте послушаем и споем гимн нашей страны (слушают гимн).
Воспитатель:
Посмотрите на флаг России. Наш флаг состоит из горизонтальных полос разного цвета. Какие это цвета? (ответы детей).
Ребята, а кто знает, что обозначают – эти цвета? (ответы детей).
Молодцы!
Стихотворение:
1. Флаг у нас прекрасный–
Белый, синий, красный!
Белый - мир и чистота,
Синий - верность, небеса,
Красный - мужество, отвага….
Вот цвета родного флага!
2. В стране, где мы с тобой живем,
Флаг гордо реет над Кремлем.
Он белый, как снега России,
Как небеса над нами, синий.
И цвета утренней зари
Внизу полоска, посмотри.
Пока он вьется над Кремлем,
Спокойно мы с тобой живем!
Итог занятия:
Воспитатель:
Дети, наше путешествие подошло к концу.
Зачем мы сегодня путешествовали по России? (ответы детей)
Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна, как мама.
Родиной надо гордиться, любить ее глубоко и нежно, заботься о ней.