Любовь Ястребова
«Путешествие на Остров Сокровищ». Занятие по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятий по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Путешествие на Остров Сокровищ»
Программное содержание:
1. Учить детей самостоятельному ориентированию на местности
2. Продолжать учить детей словесно строить определенный путь (уметь объяснять его) по намеченным ориентирам
3. Развивать у детей умение использовать условную мерку для измерения длины (каната, шнура)
Публикация «„Путешествие на Остров Сокровищ“, Занятие по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
4. Закреплять умение ориентироваться на карте; умение пользоваться компасом для ориентировки на местности; закреплять умение ориентироваться в частях света, знать и называть их.
5. Формировать навык самоконтроля, самооценки; развивать память, внимание, речь
6. Воспитывать чувство взаимопомощи, поддержки.)
Методические приемы:
• Решение проблемной ситуации Уточнение
• Проблемно-поисковые вопросы
• «Ловушка» (самостоятельно, без помощи взрослых, перебраться через речку; среди трех видов следов – «лисьих», «заячьих», «беличьих» - пройти только по «лисьим» следам)
• Самостоятельные действия детей (ориентироваться по компасу, найти клад по основным ориентирам)
• Предложения к детям («полететь» на Остров Сокровищ искать клад, подарить найденные старинные монеты в музей детского сада)
• Детская самооценка, самоконтроль
• Составление детьми рассказов (о том, как они двигались по определенному маршруту).
Предварительная работа :
1. Рассматривание географических карт, атласов
2. Чтение детям художественных произведений о путешественниках, мореплавателях, кладоискателях
3. Разгадывание загадок (по схемам и планам)
4. Игры и игровые упражнение.
Индивидуальная работа:
1. Помочь Герману Б., Насте Л. Определить «лисьи» следы
2. Помочь Маше П., Лизе Ш., Диме О. в ориентировке по заданной схеме
3. Лизе А., Наташе М. оказать помощь в измерении каната условной меркой
4. Обратить внимание на Диму И. во время ориентирования по компасу в разных направлениях.
Дифференцированный подход:
Задание с разной степенью сложности:
2-е задание – игровое упражнение «Дойди до флажка»
- для 1-й подгруппы предлагается пройти определенный участок по заданным схемам;
- для 2-й подгруппы – пройти только по «лисьим» следам из трех предложений;
3-е задание – игра «Найди клад»
- 1-й подгруппе предложить на карточках 5 ориентиров;
- 2-й подгруппе – 4 ориентира;
- 3-й подгруппе – 3 ориентира.
Ход занятий
Воспитатель: Пришло СМС-сообщение.
- Ребята, к нам пришло сообщение! Хотите узнать, от кого оно?
Дети: - Хотим!
Воспитатель: - Тогда слушайте: «Приглашаю вас в кругосветное путешествие на Остров
Сокровищ искать клад. Компасик.»
- Вы хотите отправиться на Остров Сокровищ с Компасиком искать клад?
Дети: - Хотим!
Голос Компасика: «Спасибо вам, ребята. Я очень рад, что вы отправляетесь со мной искать
Клад! Прошу вас поторопиться, взять с собой все необходимое. Жду
вас у входа в детский сад»
Воспитатель: - Ребята, вспомните, что мы должны взять с собой в кругосветное
путешествие?
Дети: - Вещмешки, фляжки с водой, бумагу, компасы, карандаш
Воспитатель: - Молодцы! Все это нам очень пригодится. Предлагаю каждому из вас,
Ребята, взять с собой компас, а все остальное возьму я.
Дети подходят и берут компасы
Воспитатель: - А сейчас нам нужно быстро одеться и поторопиться к выходу.
Дети одеваются
Воспитатель: - Давайте, ребята, вспомним с вами правила поведения во время экскурсий
по незнакомым местам. Я начну, а вы продолжите. Нужно быть каким?.
Дети: - Внимательным, аккуратным, смелым, осторожным, уметь помогать друг
Другу, не бояться трудностей, быть сообразительным, уметь пользоваться
компасом, хорошо знать ориентиры, уметь двигаться по схеме, не
отставать от других, четко выполнять команды проводника
Воспитатель: - Молодцы! Если вы, ребята, точно будете выполнять все правила, то легко
преодолеете все трудности.
СМС-сообщение: «Внимание, связь с вами я буду поддерживать через
сообщения по телефону. Вижу, что вы уже готовы, тогда смелее в путь!»
Компасик: - «Посмотрите, перед вами карта Островов. На ней зеленым цветом обозначен
Остров Сокровищ»
- Скажите, в каком направлении расположен остров на листе бумаги?
Дети: - В левом верхнем углу
Компасик: - А в какой части света?
Дети: - На юго-востоке
Компасик: «Вы назвали точное расположение Острова Сокровищ. Именно туда мы сейчас
и полетим».
- Предлагаю всем занять свои места.
Воспитатель: - «Внимание, - говорит командир корабля – Наш самолет взял курс на Остров
Сокровищ. Мы летим по маршруту, который находится прямо перед вами»
- Посмотрите, впереди вас стрелками обозначено начало и конец пути.
(Звучит музыка полета)
Дети бегут друг за другом змейкой, изображая движения самолета.
Воспитатель: «Наш самолет идет на посадку»
-Компасик шлет нам сообщение: «Мы прилетели на Остров Сокровищ, но,
чтобы найти клад, нам нужна карта. Эту карту порвали злые пираты, и
спрятали ее части по разным местам. Ребята, вы поможете мне найти карту?
Дети: - Поможеи.
Компасик: «Спасибо»
- А когда карта будет составлена, то мы легко определим, где спрятан клад.
СМС-сообщение: «Найти карту, юные путешественники, вам будет нелегко: необходимо выполнить задания и не испугаться трудностей. Помните, если вы правильно выполните задания, то сможете найти 4 части карты, и составить их вместе.
Воспитатель: - Итак, 1-е задание: нужно встать лицом к спортивной площадке, повернуть направо, пройти 12 шагов, затем снова повернуть направо и пройти вперед еще 12 шагов. Дальше вы увидите знак, который покажет вам, где спрятана часть карты. Желаю удачи!»
Дети идут по указанному направлению. (Перед ними стоит знак)
Воспитатель: - Что означает этот знак?
Дети: - Внимание, посмотрите налево вниз. (Находят 1-ю часть карты с
приклеенной запиской)
Воспитатель: - Посмотрите, оказывается, мы нашли не только 1-ю часть карты, но и
подсказку для нас. Послушайте: в ней – 2-е задание: «Ребята соберитесь все на одной тропинке, у «подножья горы». Вам предстоит совершить подъем в «горы». Подниматься вы будете двумя группами. Каждая группа пойдет своей дорогой. Надо быть очень осторожными, чтобы не провалиться в «ущелье».
1-я группа пойдет по лесной тропинке, выбирая звериные следы. Идти можно только по «лисьим» следам. Будьте внимательны!
2-я группа пойдет по заданным схемам. На схемах цифрами показано, сколько шагов нужно идти, и в каком направлении.
Обе команды должны достигнуть «вершины горы» почти одновременно. На самой «вершине» будет стоять красный флаг»
- По каким следам вы пойдете? Лиза, Саша?
Дети: - По «лисьим»
Воспитатель: - Как ты будешь двигаться до флажка? Вика, Саша, Егор?
Дети: - По схеме
Воспитатель: - Молодцы! Если нет вопросов, то начинаем по команде: «1,2,3, беги»
Как только обе группы прибегают к флажку, я спрашиваю 2-3 детей :
- Расскажите, как вы двигались?
Дети: - Я бежала только по «лисьим» следам
Воспитатель: - Это было трудно?
Дети: - Да, потому что нужно быть внимательным и не перепутать с «заячьими» и
«беличьими» следами
Воспитатель: - Как удалось справиться с заданием второй подгруппе? Саша?
Дети: - У меня была схема, по ней я бежал сначала прямо 15 шага, затем повернул
налево еще 10 шагов, а потом побежал по наклонной линии, наискосок, 10
шагов. Так я добрался до «вершины горы»
Воспитатель: - Молодцы! Нам удалось найти 2-ю часть карты, а с ней и 3-е задание: «Знаю,
что вы нашли 2 части карты. Но вот беда, 3-ю часть карты можно найти
только на другом берегу реки, мост через речку сломали злые пираты»
- Итак, сейчас нам всем предстоит хорошо подумать и сказать, как можно
перебраться через речку.
Дети: - переплыть, держась за бревно, смастерить плот, перекинуть веревочный
Мост.
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Все ваши предложения правильные. Но посмотрите, кто-
то на берегу оставил канаты, веревки, мерки и даже цифры. Кто же это мог
быть?
Дети: - Компасик, добрые люди
Воспитатель: - Я думаю, что это Компасик: он же нам помогает.
- Что сейчас мы с вами можем сделать с помощью этих предметов?
Дети: - Построить веревочный мост
Воспитатель: - Молодцы, вы очень догадливы. Ребята, переправа может тоже быть
опасной, поэтому я предлагаю перебираться снова 2-мя командами: каждая
команда должна перекинуть для себя свой «мост»
- Слушайте мою команду. Ширина реки составляет 5 условных мерок. Перед
вами лежат веревки, полоски и цифры. Как мы с вами можем подобрать
веревку, которую перекинем через реку? Что с ней нужно сделать?
Дети: - Измерить обе веревки и выбрать подходящую
Воспитатель: - Каждая команда должна действовать быстро и четко, поэтому
распределитесь, кто из вас будет вытягивать и держать за концы веревку
(двое, кто будет работать меркой, а кто-обозначать результаты измерения
цифрами. Помните, что измерить надо обе веревки.
1,2,3, начни.
Дети приступают к измерению. В каждой команде по 10 детей : 5 человек измеряют веревку, другие 5 человек – канат. Когда дети убедились, что канат более длинный и он плотнее, чем веревка, то «перебрасывают его через речку» и переходят.
Воспитатель: - Команды не могут идти дальше, пока не перейдет последний участник.
- Итак, мы снова вместе. Молодцы!
- Посмотрите, стрелка показывает нам направление. Куда?
Дети: - Направо
(Идут и около кустов находят 3-ю часть карты и записку)
Воспитатель: - Нам удалось найти еще часть карты. Какую по счету?
Дети: - Третью
СМС-сообщение: «Сейчас нужно каждому пройти по «равнине», ориентируясь по компасу:
4 шага на Восток, затем двигаться в северном направлении; там есть
«заброшенная бухта», в ней вы найдете «Старый корабль», на «корме
Корабля» спрятана последняя часть карты Острова Сокровищ.
Желаю удачи! Вы на правильном пути. Компасик».
Дети идут, находят последнюю часть карты, а вместе с ней конверт
Воспитатель: - Давайте посмотрим, чем же интересна 4-я часть найденной карты
Дети составляют карту из 4-х частей
Воспитатель: - Как вы думаете, что обозначает на карте красный кружок?
Дети: - Место, где спрятан клад?
Воспитатель: - Молодцы! Я тоже так думаю.
СМС-сообщение: «Ребята, хотите побыстрее найти клад? Тогда воспользуйтесь
Подсказками. Они находятся в конверте. Подсказки покажут вам, в
каком направлении нужно двигаться и на какие ориентиры обращать
внимание»
Воспитатель: - Итак, кладоискатели, внимательно посмотрите свои маршруты, обратите
внимание, какие ориентиры вы должны встретить на своем пути.
- 1,2,3….иди….
Дети смотрят. Идут по маршрутам, указанным на листе бумаги. (Все должны придти к одному дереву).
Воспитатель: - Посмотрите, мы все оказались около одного дерева, значит, клад спрятан
здесь. Осмотритесь, где он?
Дети находят на ветке «сундучок». Открывают: в «сундучке» лежат старинные монеты.
СМС-сообщение: «Спасибо вам, ребята! Вы-настоящие герои: нашли старинные монеты, давным-давно спрятанные пиратами»
Воспитатель: - А сейчас нам пора вместе с сокровищами возвращаться в детский сад.
(Звучит музыка) – Имитация полета
- Ну, вот мы и в детском саду. Где мы с вами побывали?
Дети: - На острове сокровищ
Воспитатель: - Вам понравилось путешествие?
Дети: - Понравилось
Воспитатель: - Что было самым интересным? Какое задание оказалось самым трудным?
Почему? Хотели бы еще отправиться в путешествие куда-нибудь?
Дети отвечают на вопросы.
Воспитатель: - Ребята, я предлагаю подарить найденные вами монеты музею детского
сада, чтобы их все могли увидеть
Дети идут в музей.