Татьяна Стародубова
Занятие по ознакомлению с миром природы в старшей группе «Путешествие маленькой капельки»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие маленькой капельки
(занятие по ознакомлению с миром природы в старшей группе)
Цель:
• развивать познавательную активность в процессе экспериментирования
• расширять знания о воде и её свойствах.
Задачи:
• продолжать знакомить детей со свойствами воды.
• развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы
• прививать любовь к природе
• дать элементарное представление о значении воды в жизни человека
• расширять и активизировать словарь.
Оборудование:
Публикация «Занятие по ознакомлению с миром природы в старшей группе „Путешествие маленькой капельки“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Презентация «Путешествие маленькой капельки», мультимедийная установка; «живой» фонтан, шум воды в аудиозаписи; емкости с водой, молоком, соком; соломинки для коктейля, ложечки, тарелочки; сахарный песок, соль; кусочки поролона; фигурный лед в вазочке; акварельные краски, кисть, альбомные листы, салфетки, клеенки, фартуки; картинки тучек для подвижной игры.
Предварительная работа:
Беседы по теме «Где есть вода», «Кому нужна вода», «Почему надо беречь воду» и др. Дидактические игры по данной тематике, отгадывание загадок, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций о воде, опыты с водой.
Ход ЗАНЯТИЯ
(Дети входят в зал, здороваются с гостями. Звучит шум воды, пение птиц в аудиозаписи)
Воспитатель: Я рада видеть деток здоровыми, весёлыми, с хорошим настроением и мне хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера! А для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу!
И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Приветствие.
Воспитатель: Поскорее в круг вставайте
И за мною повторяйте!
(Дети берутся за руки и проговаривают) :
Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно светло.
Послушайте загадку:
Он к себе не подпускает!
Всех водою обливает!
Брызгами он радует!
Светится, как радуга!
Любознательные детки,
Ищут там на дне монетки!
Весь он, как открытый кран!
Называется (Фонтан)
(Включается фонтан. Дети подходят к фонтану и рассматривают его)
Воспитатель:
Кто знает, для чего нужен фонтан? В нашем городе есть фонтаны, где они находятся? А что льется в фонтане?
(Вода).
Сегодня мы поговорим о воде.
Воспитатель: Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем?
(Плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет).
Ребенок:
Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.
Воспитатель: Где еще встречается вода?
(В реке, море, в кране, водопаде, в колодце, в ручейке….)
Ребенок:
Она и в кране, в ручейке,
И в пруду, и в роднике,
Может дождиком скакать,
С неба землю поливать.
Воспитатель: А знаете ли вы, что вода не всегда бывает одинаковой? Она умеет превращаться и быть разной.
Ребенок:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
Воспитатель: В каком состоянии нам встречается вода?
(В виде дождя, снега, тумана, льда (сосулек)
Воспитатель: А кому нужна вода?
(Рыбам, птицам, человеку, животным, насекомым, растениям). ФИЗМИНУТКА «Дождик»
Капля - раз, капля - два - очень медленно сперва
(хлопки на каждое слово)
А потом, а потом, всё бегом, бегом, бегом
(бег на месте вокруг себя)
Стали капли поспевать, капля каплю догонять
(прыжки на носках)
Зонтики скорей раскроем,
(руки в стороны)
От дождя себя укроем
(присесть, соединить руки над головой)
(Дети присаживаются на стулья)
Воспитатель: Три, два, раз!
Начинаю свой рассказ!
Жила - была на небе большая синяя Туча.
Она состояла из множества капелек.
Капельки были разные : маленькие и большие, грустные и веселые,
добрые и злые, трусливые и смелые.
Я хочу вам рассказать всего лишь об одной Капельке.
Эта Капля была очень любопытна и непоседлива.
Ей хотелось знать обо всем на свете,
она всюду совала свой любопытный нос, чем доставляла Туче немало хлопот.
И вот однажды Туча не выдержала и сказала:
«Если ты такая любопытная и отважная, то я могу отпустить тебя на землю, где много интересного. Хочешь?»
«Конечно, хочу!» - кивнула своим озорным хвостиком Капелька и в ту же секунду оказалась на земле.
И она попала к нам.
(Дети здороваются с Капелькой).
Воспитатель: Собирайтесь, капли в круг!
Справа-друг и слева - друг!
Все мы вместе-ручеек!
А теперь ручей потек! (под музыку)
(Дети «строятся» ручейком, направляются к столам, на которых приготовлено оборудование для опытов)
Воспитатель: Ребята, Капелька не ходила в детский сад и еще ничего не знает о нашей жизни. Давайте расскажем, что мы уже умеем и научим ее.
Мы сегодня с вами будем заниматься исследованиями. Что мы сегодня будем изучать и исследовать? (Воду)
(Дети надевают фартуки).
Воспитатель: Здесь вы видите много посуды. Какая она? (стеклянная). (Закрепляются правила обращения с посудой)
Воспитатель:
Мы уже знаем, где встречается вода и кому она нужна.
Вода – одно из самых удивительных веществ на планете.
Вода – это простой объект, но таит в себе много неизвестного. Сегодня мы будем продолжать изучать воду и рассказывать об этом Капельке.
А сейчас мы вспомним о некоторых её свойствах.
1 ОПЫТ «Вода прозрачная»
Проверка: опустить ложку в стакан с водой.
Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.
2 ОПЫТ «У воды нет вкуса»
Проверка: попробовать воду через соломинку, сравниваем с яблочным соком.
Вывод: у воды нет вкуса, у сока - есть.
3 ОПЫТ «У воды нет запаха»
Проверка: понюхать воду и сок.
Вывод: вода совсем не пахнет.
4 ОПЫТ «Вода - жидкая, может течь»
Проверка: перелить воду из одной емкости в другую.
Вывод: вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
5 ОПЫТ «Вода – растворитель и меняет вкус»
Проверка: растворить кусочек сахара в одной емкости и ложку соли в другой. Попробовать на вкус.
Вывод: вода растворяет сахар и соль, поэтому меняет свой вкус.
6 ОПЫТ «Вода может впитываться»
Предложить детям в стакан с водой опустить кусочки поролона.
Вывод: вода может впитываться.
(Вносится лед).
7 ОПЫТ «Лед – твердая вода»
Предложить детям взять по кусочку льда. Отметить, что он холодный, тает в теплой руке, превращается в воду. Положить лед на тарелочку.
Вывод: лед превращается в воду в теплом помещении.
8 ОПЫТ «Лед легче воды»
Пусть дети выскажут свои предположения, что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать или растворится? Провести опыт. Лед плавает в воде, не тонет.
Вывод: лед легче воды.
Так мы Капельке рассказали про воду.
- Какие свойства воды мы вспомнили на сегодняшнем занятии (дети называют)
На этом наши исследования закончились.
П/и «Тучка и капельки»
Дети – капельки двигаются по кругу под музыку. По окончании музыки - садятся на тучки (берут в руки картинку). Какой капельке не хватило тучки – та испарилась (садится на стульчик).
(За это время помощник убирает оборудование со столов и готовит альбомные листы. Дети снова проходят за столы)
Фокус
Воспитатель наносит на лист бумаги желтую каплю, дети с помощью трубочек для коктейля раздувают её, превращая в солнышко. «Дарят» рисунки Капельке. Рассказывают, что нового узнали на занятии.
В знак благодарности и напоминании о сегодняшней встрече от Капельки дети принимают медальки. Прощаются с Капелькой.