Елена Кудерова
Путешествие к Волшебнице речи. Конспект педагогического мероприятия по развитию речи.
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект педагогического мероприятия по развитию речи.
Ведущая область: коммуникация
Тема: «Путешествие к Волшебнице речи»
Задачи:
1. формировать представление детей о многообразии слов в русском языке;
познакомить детей со словами – синонимами и словами – омонимами, учить различать их в речи; упражнять детей в умении строить сложные предложения с союзом потому что;
обогащать словарь детей словами родник, ключ, стужа;
2. развивать смекалку, внимание;
3. воспитывать любовь и интерес к родному языку.
Ход занятия.
Воспитатель приветствует детей.
Публикация «Путешествие к Волшебнице речи, Конспект педагогического мероприятия по развитию речи,» размещена в разделах
Воспитатель: Ребята, я сегодня у дверей нашла эту коробочку. В ней лежало приглашение. Как вы думаете от кого это приглашение? (Предположения детей) Нас в гости приглашает Волшебница Речь. Жители ее страны расшалились и разлетелись в разные стороны. А кто жители страны Волшебницы Речи? (Звуки, слова) А что мы знаем о словах и звуках? Они невидимки, но мы можем их слышать и произносить. Какие бывают слова? Длинные и короткие. Какие ещё бывают слова? Вежливые. Назовите вежливые слова. Здравствуйте, пожалуйста. . Еще слова бывают ласковые. Назовите ласковые слова (сыночек, доченька, солнышко и т. д.) Волшебница Речь приглашает нас в гости и просит все слова, которые мы будем встречать в пути собирать и складывать в эту коробочку. Вы согласны отправиться в путешествие? Тогда в путь! Становитесь друг за другом.
Солнечным погожим днем
В гости к Речи мы идем
Вот цветущий лужок
Отдохнуть пора дружок.
Дети садятся на диванчики.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это лежит под кустиком? Достает из под куста ключи: гаечный, скрипичный, дверной.
- Что это?
- Ключ.
-Какой?
-Скрипичный.
-Это что?
-Ключ.
-Какой?
-Гаечный и т. д. Ребята, вы заметили, слова которые называют эти предметы, звучат одинаково – Ключ.
Много разных есть ключей:
Ключ – родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный, ключ дверной.
- Как вы думаете, а значение у них одно и тоже? Ответы детей.
-Этот ключ – гаечный.
-Зачем он нужен?
- Ремонтировать машину, велосипед.
- Значит гаечный ключ – это инструмент для ремонта машины.
- А зачем нужен дверной ключ?
- Открывать дверь.
- Значит дверной ключ – это предмет для открывания дверей.
- А что обозначает скрипичный ключ?
- Это музыкальный символ.
- Посмотрите, как интересно получается: слова по звучанию одинаковы, как близнецы, а значение у них разное. Такие слова в русском языке называют слова – близнецы. Эти слова мы с вами будем обозначать вот таким символом. Вывешивает на мольберт картинку с изображением близнецов.
- Здесь под кустиком еще что – то лежит. Достает карточки. На этих карточках нарисованы разные предметы. Найдите на карточке предметы, названия которых похожи друг на друга, например:лист бумажный – лист с дерева. Соедините эти предметы ниточкой и докажите что это слова - близнецы: это слова – близнецы, потому что звучат они одинаково, а значение разное.
Дети каждый на своей карточке находят слова – близнецы, дают объяснение и выставляют карточку на мольберт под символом.
- Кран, лист, корзина, вилка, лук, труба, ручка, ключ, коса – это слова – близнецы. Вот, что они про себя рассказывают:
Мы слова из русской речи
Из родного языка
Одинаково нас слышат,
Одинаково нас пишут.
Вот какие хитрецы
Мы слова – близнецы.
- Можем мы слова – близнецы положить в нашу коробочку?
Снимает с мольберта символ и кладет в коробочку.
- Продолжим наше путешествие? Тогда в путь.
Физминутка:
Отправляемся в дорогу
Ждет нас там открытий много(ходьба друг за другом)
Руки к солнцу. Потянулись (руки вверх, потянуться)
И друг другу улыбнулись.
Дальше по лесу шагаем (ходьба друг за другом)
И медведя мы встречаем (ходьба по – медвежьи: на внешней стороне стоп)
Мы шагаем друг за другом (ходьба друг за другом)
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают
В поле бабочки летают (дети кружатся и машут руками)
Дышим ровно, глубоко (упражнение на восстановление дыхания)
Видишь, как идти легко!
Мостик в стороны качался,
А под ним ручей смеялся.
На носочках мы пойдем,
На тот берег попадем.
Воспитатель: Куда мы с вами пришли?
- В лес, к ручейку.
- Давайте посмотрим, откуда берет начало наш ручеёк. Присаживайтесь. У каждого ручейка, у каждой речки есть начало. Наш ручеёк берёт своё начало из родника. А что такое родник? Ответы детей. Родник – это водный источник, текущий из глубины земли. Родник находится в лесной глуши, в нем всегда чистая, холодная, студеная вода. Родник по другому можно назвать ключ. Посмотрите, что получается – слова родник, ключ звучат одинаково?
- Нет.
- А обозначают одно и то же. В русском языке такие слова называют «слова – друзья». Обозначать их будем вот таким символом.
Вывешивает на мольберт картинку с изображением детей, держащихся за руки.
Воспитатель: Таких слов у Волшебницы Речи много. Мы попробуем их найти. Я буду загадывать загадки, если вы их отгадаете, то слово отгадка появится на этом мольберте.
1.Кто в дни болезней
Всех полезней
И лечит нас
От всех болезней (доктор)
- Доктор. А как можно сказать по другому? Врач.
2.Дали братьям теплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился (варежки)
- А по другому? Рукавицы.
3. Их видно повсюду,
Их видно из окон –
По улице движутся
Быстрым потоком,
Они перевозят
Различные грузы –
Кирпич и железо.
Зерно и арбузы.
За эту работу
Мы их полюбили
Они называются (автомобили)
- По другому слово автомобиль можно сказать….? Машина.
Воспитатель: Машина – автомобиль, рукавицы – варежки, доктор – врач – это слова друзья.
- Слова друзья любят играть в прятки. Они прячутся в стихотворных строках:
1. Зимою стужа, холод и мороз.
Как думаешь, кто это нам принес?
- Какие слова друзья спрятались в этих стихотворных строках?
2. Пришел к нам доктор, лекарь, врач,
А заболела птица грач.
3. Самолеты водят летчики, пилоты
Очень нравятся им эти самолеты.
4. Была у нас тайна, секрет
Но больше секретов нет.
5. Обман, неправда и ложь –
Ты этим не проживешь.
6. В театрах актеры, артисты.
А где же тогда футболисты?
7. Учим мы азбуку, наш алфавит –
Перед глазами он так и стоит.
8. Машина и автомобиль
Из сказки превратились в быль.
Воспитатель: Молодцы ребята, нашли все слова – друзья. Можем мы положить их в нашу коробочку?
Снимает с мольберта символ и кладет в коробочку.
Воспитатель: Наше путешествие сегодня заканчивается. Посмотрим, какие слова Волшебницы Речи мы собрали в волшебную коробочку.
Воспитатель достает из коробочки символы. Дети называют: слова – близнецы, слова – друзья, короткие и длинные слова.
- Наше путешествие не заканчивается. У Волшебницы Речи еще много разных слов, с которыми нам предстоит познакомиться.