Смирнова Ирина
Пуговицы как средство развития мелкой моторики, мышления
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта:
Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Движение пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Все учёные, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки. На протяжении всего раннего детства чётко выступает эта зависимость – по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идёт развитие речевой функции. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка.
Темочки:
Мышление 3-4-х летнего ребёнка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путём непосредственного действия с предметами
(складывание матрёшки, пирамидки, конструирование по образцу, поэтому занятия и игры с пуговицами также могут помочь в развитии мышления ребёнка. У детей этого возраста слабо развита рука, вследствие этого плохо развита речь. Всё это побудило нас разработать данный проект, так как в 1-ой младшей группе не было достаточно времени и возможностей для активной работы по развитию мелкой моторики рук. Для развития детей не хватает материально-технической базы и дидактических игр. Нестандартное оборудование, например, в виде пуговиц, может помочь в развитии мелкой моторики и в создании предметно-развивающей среды. Вместе с моторикой развивается и речь ребёнка, чем больше мы будем развивать моторику рук, тем лучше ребёнок будет говорить и правильно выражать свои мысли.
Родители являются важными участниками проекта, так как мы приобщаем их к творчеству вместе с детьми, что является важным воспитательным моментом. В семье могут продолжить развитие мелкой моторики, создавая уже свои разнообразные варианты поделок. В результате обмена опытом с коллегами наши наработки могут помочь в решении такой задачи, как развитие мелкой моторики у детей данного возраста.
Цель проекта:
Развитие мелкой моторики рук у детей 3-4 лет через различные способы и методы работы с пуговицами
Задачи:
• Развивать мелкую моторику рук
• Создать материально-техническую базу и дидактические игры для реализации данного проекта
• Развивать речь детей в процессе создания поделок
• Создать условия для активной деятельности детей в реализации разных видов искусства и продуктивной деятельности
• Привлечь родителей к реализации проекта
• Информировать педагогов по данной проблеме
Действия:
• Приобретение материалов и инструментов для продуктивной деятельности
• Изучение литературы по теме
• Развитие моторики рук посредством лепки, рисования, аппликации
• Консультации, выставки, мастер-класс для родителей и педагогов
Продукт детской деятельности:
• Дидактические игры
• Практическая мастерская: разнообразные поделки из пуговиц
• Использование пуговиц на занятиях непосредственно-образовательной деятельности.
Продолжительность проекта: 6 месяцев (август-январь)
Участники: педагоги, дети, родители.
Организация деятельности: индивидуальная, групповая.
Этапы реализации:
Подготовительный этап: изучение литературы по теме, составление плана работы
Основной этап: реализация проекта, работа с детьми и родителями
Заключительный этап: развлечение для детей и родителей «Эти пуговицы…» и проведение мастер-класса по созданию поделок из пуговиц.
Предполагаемый результат:
• Продукт: развлечение и мастер-класс «Эти пуговицы…»
• Умение создавать поделки из пуговиц
• Проведение занятий, дидактических игр с помощью пуговиц
• Организация выставки поделок из пуговиц
• Детское творчество (лепка, рисование, аппликация)
• Развитие мелкой моторики
Методы проекта: познавательно-игровая деятельность, беседы, наблюдения, совместные игры.
Реализация проекта
План
№ Мероприятие Сроки
1 Подготовительный этап Август
2020
Расширение знаний по теме проекта:
Изучение литературы по теме
Ознакомление с передовым опытом
Разработка плана реализации проекта
Пополнение предметно-пространственной среды (подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала)
2 Основной этап Сентябрь-декабрь 2020
Занятия:
ФЭМП:
Знакомство с понятиями один и много. (приложение № 1)
Сравнение совокупностей предметов по количеству. Столько же.
Совместная деятельность:
Выложи геометрические фигуры из пуговиц (приложение № 2)
Лепка:
Спички (неделя безопасности) (приложение № 3)
Ёлочные игрушки (приложение № 4)
Рисование:
Укрась платьице пуговками (приложение № 5)
Самостоятельная деятельность:
Дидактическая игра «Пришей пуговицу разными способами» (приложение № 6)
Развитие речи:
Беседа «Для чего нужны пуговицы?»
Игры в лаборатории:
«Найди пуговку» (живой песок) (приложение № 7)
3 Заключительный этап
Развлечение «Эти пуговицы…»(приложение № 8) Январь 2021
Мастер-класс по созданию поделок из пуговиц Январь 2021
Создание поделок дома (родитель+ребёнок, выставка (приложение № 9)
Выступление по теме : «Эти пуговицы…» в д/с № 26 Январь 2021
Ресурсы:
1. Кадровые
- педагоги
- родители
2. Материально-техническое оборудование
- пуговицы, фетр, ткань, бумага, картон, пластилин, нитки, картины, игры
- фото, видео
Бюджет:
- материалы и инструменты для продуктивной деятельности 2000 руб.
- фото-видео-аудио материалы 1000 руб.
Заключение
В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приёмов, предметная среда, общение «воспитатель-ребёнок-родители» являются внутренними движущими силами умственного и творческого развития воспитанников. Создание поделок из пуговиц и различные занятия с пуговицами помогают ребёнку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.
У детей повысился уровень знаний, умение использовать пуговицы в творчестве, уже лучше развита мелкая моторика рук.
Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям, как можно использовать такой подсобный материал, как пуговицы, в совместной деятельности с ребёнком дома, разъяснить им большую значимость таких семейных занятий, подчёркивая их весомость при формировании у ребёнка нравственных положительных эмоций, внедрения новых семейных традиций, что создаёт тёплую, задушевную атмосферу в доме.
Данный проект подтверждает, что систематическое развитие мелкой моторики может быть важнейшим источником и резервом умственного и эмоционального развития ребёнка.
Литература:
1. Детство. Примерная образовательная программа дошкольного образования. Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2014
2. Проектная деятельность в дошкольных образовательных организациях. Архангельск, 2015
3. Проекты в воспитании детей. Архангельск, 2014
4. М. Кольцова. Ребёнок учится говорить. Москва, «Советская Россия», 1986
5. Л. П. Савина. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. Москва, «Родничок», 2000.