Масленникова Ирина
Значение режима дня детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Зачастую детям кажется, что соблюдение режима дня – это прихоть взрослых, однако, это, конечно же, заблуждение. Привычный режим дня подготавливает организм к выполнению привычных функций, таких как сон, принятие пищи, мыслительная деятельность, отдых. Кроме того, соблюдение режима укрепляет иммунитет, а значит положительно влияет на физическое здоровье.
Публикация «Значение режима дня детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В дошкольных учреждениях распорядок дня соблюдается неукоснительно. Но приводя дошкольника домой, родители не всегда придерживаются режима, в потоке вечерних забот забывая вовремя уложить малыша спать, что приводит к недосыпанию и, следовательно, проблемам с утренним пробуждением.
Научно доказано, что дети, соблюдающие режим дня, более уравновешены и работоспособны. У них постепенно вырабатываются определенные биоритмы, а также система условных рефлексов. Все это помогает маленькому организму физиологически переключаться между теми или иными видами деятельности, своевременно подготавливаться к каждому этапу: приему пищи, прогулке, занятиям, отдыху. При отсутствии стабильного режима нервная система дошкольника испытывает большие нагрузки: малыш быстро переутомляется или перевозбуждается, а накопленная усталость мешает полноценному сну. Особенно остро это ощущают на себе гиперактивные дети или дети с особенностями развития, поскольку резервы их организма зачастую снижены.
В дошкольном возрасте происходит бурное развитие организма ребёнка. У него активно формируются нервная, костно-мышечная системы, совершенствуется дыхательный аппарат. В этот период жизни закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития.
Организация жизни старших дошкольников в детском саду строится с учетом особенностей детей данного возраста : в старшем дошкольном возрасте закрепляются и углубляются представления и практические умения детей в области гигиены. Гигиенические навыки у детей старшего дошкольного возраста становятся достаточно устойчивыми. Они могут уже самостоятельно и осознанно выполнять многие гигиенические и закаливающие водные процедуры - правильно и своевременно мыть руки, умываться, чистить зубы утром и вечером, мыть ноги ежедневно перед сном, полоскать рот после приема пищи, пользоваться носовым платком, подмываться, быть опрятными и аккуратными, причесываться, следить за своим внешним видом.
Также дети старшего возраста всё более активно и углубленно начинают изучать грамоту, математику и прочие науки. Гигиеническими исследованиями показано, что занятия по развитию речи, обучению грамоте, математике, ознакомлению с окружающим миром более утомительны, чем лепка, рисование, конструирование. Физкультура и музыка (динамические занятия) уменьшают или снимают утомление.
Одним из средств физического воспитания является правильное проведение режима, составленного для каждой возрастной группы детей с учетом их психофизиологических особенностей. Если режим осуществляется правильно, то дети спокойны, активно занимаются, играют, хорошо едят, быстро засыпают и крепко спят, просыпаются бодрыми и веселыми.
Воздушный и тепловой режим, освещенность групповой комнаты должны соответствовать принятым гигиеническим нормам. Возраст 5-7 лет характеризуется активизацией ростового процесса, что требует постоянного подбора мебели соответственно росту детей.
Важную роль в соблюдении режима в любом возрасте является сон, т. к. научно доказано, что дети во время дневного сна активно учатся — анализируют события дня, запоминают новые слова, а после пробуждения воспроизводят информацию, полученную перед сном. Кроме того, у детей, которые регулярно спали днем, реже встречаются такие нарушения поведения, как гиперактивность и синдром дефицита внимания.