Анастасия Смотрова
Интерактивные формы работы с родителями воспитанников в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Интерактивные формы работы с родителями воспитанников в ДОУ
В современной системе дошкольного образования сегодня имеется мощный ресурс позитивных сдвигов. Но чтобы эти сдвиги произошли не на словах, а на деле педагоги и родители должны тесно сотрудничать. Этот путь лежит через образовательное пространство – плодотворное поле, которое гармонично объединяет различные направления и области, помогающие каждому ребёнку открыть для себя окружающий мир
Публикация «Интерактивные формы работы с родителями воспитанников в ДОУ» размещена в разделах
Семья и ДОУ – два важных института социализации детей. Ни одна даже самая лучшая программа не сможет дать полноценного результата, если она не решается совместно с семьёй, если в ДОУ не создано единое воспитательно-образовательное пространство «родители – дети – воспитатели».
Поэтому основной целью взаимодействия ДОУ и семьи является создание единого пространства «семья – детский сад», в котором всем участникам педагогического процесса будет комфортно, интересно, безопасно и полезно.
Для достижения этой цели предусматривается решение следующих задач:
- установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника
- создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания и доверия между всеми участниками педагогического процесса
- расширить сферу участия родителей в организации жизни ДОУ
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Можно выделить три основных направления взаимодействия с семьями воспитанников :
- Мероприятия ДОУ с родителями с целью повышения их компетенции в разных вопросах. Сюда относятся: дни открытых дверей, родительские кружки (клубы, мастер-классы и т. п.);
- мероприятия ДОУ, объединяющие родителей и детей с целью лучше узнать ребенка, наладить содержательное общение и т. п. Сюда относятся: праздники, досуги, экскурсии;
- Мероприятия в семье, используемые в работе ДОУ с целью повышать инициативность и заинтересованность родителей. Сюда относятся: выставки по увлечениям ребенка, выставки совместных работ родителей и детей по заданной тематике, дидактические альбомы.
В современном дошкольном образовательном учреждении используются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
В настоящее время активно используются нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей :
Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.
Дискуссия является одной из важнейших форм деятельности, стимулирующей формирование коммуникативной культуры.
Объектом дискуссии может стать действительно неоднозначная проблема, по отношению к которой каждый участник свободно выражает свое мнение, каким бы непопулярным и неожиданным оно ни было.
Успех или неуспех дискуссии определяется, в том числе формулированием проблемы и вопросов.
Различают следующие формы дискуссии :
• круглый стол - самая известная форма; особенность ее состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого;
• симпозиум - обсуждение какой-либо проблемы, в ходе которого участники по очереди выступают с сообщениями, после чего отвечают на вопросы;
• дебаты - обсуждение в форме заранее подготовленных выступлений представителей противостоящих, соперничающих сторон и опровержений, после чего слово предоставляется для вопросов и комментариев участникам от каждой команды.
Интерактивная игра — это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной учебной целью.
Упрощенный мир интерактивных игр позволяет участникам лучше, чем в сложном реальном мире, познать и понять структуру и причинно-следственные взаимосвязи происходящего. Таким образом, можно более эффективно и с относительно малым риском обучиться новым способам поведения и проверить на практике свои идеи.
Из всех видов сотрудничества и взаимодействия с семьями воспитанников самым эффективным является социально-педагогическое партнерство, предполагающее равные права субъектов образовательного процесса: детей, родителей, педагогов, которые в одинаковой мере отвечают за качество результатов.
Список использованной литературы
1. Центр педагогического образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. М. : 2014.
2. Цветкова, Т. В. Социальное партнерство детского сада с родителями : Сборник материалов [Текст] / Т. В. Цветкова // Сфера, сфера образования. – 2013.
3. Глебова, С. В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия [Текст] / С. В. Глебова // Воронеж: «Учитель». – 2008.
4. Осипова, Л. Е. Работа детского сада с семьёй [Текст] / Л. Е. Осипова // Изд. центр «Скрипторий». – 2011.
5. Елисеева, Т. П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия [Текст] / Т. П. Елисеева // Мн. : Лексис. – 2007.