Папки-передвижки

Публичный доклад «Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ в контексте ФГОС» (9 фото)

Ольга Скрыпник
Публичный доклад «Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ в контексте ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы

Здоровье – состояние полного физического, психологического и социального благополучия человека (по Уставу Всемирной Организации Здравоохранения) .

Для родителей нет большей радости, чем здоровый, нормально развивающийся ребенок. К сожалению, исследования последних лет выявили устойчивую тенденцию к существенном снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста (Р. Б. Стеркина, С. М. Мартынов, Т. С. Грядкина и др., что обусловлено ухудшением социально - экологических и экологических условий жизни, несбалансированностью питания, снижением оздоровительной и воспитательной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Анализ проведенных отечественными ученными исследований показал, что современное состояние здоровье детей дошкольного возраста характеризуется следующими тенденциями: распространенность дефектов и заболеваний опорно - двигательного аппарата (75 %, функциональных отклонений органов и систем (более 70 %, хронических заболеваний (50 %). Увеличивается число детей с врожденными пороками.

Публикация «Публичный доклад „Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ в контексте ФГОС“» размещена в разделах

Усилия работников ДОУ сегодня полностью нацелены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование его здорового образа жизни. Именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.

Новое время предъявляет новые требования к качеству образования, модернизация которого не только государственное требование, но и условие развития общества. Условия его выживания в постоянно изменяющихся, непредсказуемых условиях.

Повышение уровня современных государственных требований к дошкольному образованию определено новыми нормативными документами, задающими вектор развития, соответствующий современным научным представлениям, ожиданиям родителей, представлениям социума о том, каким должно быть дошкольное образование сегодня.

Нормативные документы, регламентирующие содержание деятельности дошкольных образовательных учреждений по здоровьесбережению :

-Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»

-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 №91 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10»

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 №164 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2731-10 «Изменение №1 к 2.4.1.2660-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»

Приоритетными направлением деятельности любого дошкольного образовательного учреждения является: создание условий для сохранения психического и физического здоровья каждого ребенка, обеспечение эмоционального благополучия детей, оказание педагогической поддержки для сохранения и развития индивидуальности каждого ребенка. Все это представляет собой здоровьесберегающую среду детского сада или здоровьесберегающее пространство.

Здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.

Здоровьесберегающее пространство на современном этапе рассматривается как комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную, морально-нравственную и бытовую среду в семье и детском саду.

К сущностным характеристикам здоровьесберегающей среды следует отнести :

- морально-психологический климат;

- экологию и гигиену;

- современный дизайн;

- рациональный режим жизни, труда и отдыха;

- современные образовательные программы, методики и технологии, отвечающие принципам здоровьесохраняющего обучения.

Ведущими принципами организации здоровьесберегающей среды являются :

-динамизм (возможность изменения, преобразования) ;

-открытость (связь с другими социальными институтами, широким социумом) ;

-гибкость (учет новых возможностей субъектов образования и социально-культурного пространства) ;

-саморазвитие и взаимосвязи педагогических подсистем (воспитание, образование, развитие, управление) .

Особое значение в деятельности педагогического коллектива по созданию здоровьесберегающего пространства придается:

- приоритету в воспитании ребенка общечеловеческих ценностей, культурных, национальных традиций, этнопсихологических особенностей населения;

- укреплению связей с семьей, микрорайоном, городом, составление совместных программ с культурно-образовательными, спортивно-оздоровительными учреждениями города;

- реализации деятельского подхода в формировании ценностного потенциала личности (посильный общественно-полезный совместный труд) ;

- подбору здоровьесберегающих технологий для организации образовательной деятельности с дошкольниками;

- ориентированности родителей на конструктивные, партнерские взаимоотношения со специалистами, воспитателями, гармонизация взаимоотношений в социуме, использование практики социального партнерства.

Реализация данных направлений направлена на профилактику негативных проявлений в среде детей, создание условий для адаптации детей в детском саду и за его пределами, изменение позиции родителей в рамках совместной деятельности семьи и ДОУ.

Научно-методические основы создания здоровьесохраняющей среды ребенка в семье и детском саду определяются необходимостью опережающего воздействия средств физической культуры на здоровье подрастающего поколения с самого раннего возраста.

Концепция Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в дошкольных образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.

Отдельной образовательной областью во ФГОС выделена область «Здоровье», содержание которой направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

- воспитание культурно-гигиенических навыков;

- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Содержание образовательной области «Физическая культура» направлена на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культуры, гармоничное физическое развитие через решение следующих задач:

-развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации)

-накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями)

- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании

Содержание образовательной области «Безопасность» направлена на достижение целей формирования у детей основ безопасного поведения через решение следующих задач:

- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

-приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

-передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

-формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Решать данные задачи необходимо не только в образовательной области «Здоровье», но и интегрировано, при решении задач других образовательных областей. В связи с этим, актуальной становится тема «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ», применение которых возможно, если будет осуществляться корректировка технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; будет создано в ДОУ здоровьесберегающее пространство; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Выделяют три группы технологий:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья :

*Подвижные и спортивные игры

Публичный доклад «Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ в контексте ФГОС»

*Релаксация

Фото «Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ в контексте ФГОС»

*Гимнастика пальчиковая

Публичный доклад - фото

*Гимнастика для глаз

*Гимнастика дыхательная

Фото №1 Здоровье состояние полного физического психологического и социального благополучия человека по Уставу Всемирной Организации Здравоохранения

*Гимнастика бодрящая

Фото №2 Для родителей нет большей радости чем здоровый нормально развивающийся ребенок

*Гимнастика корригирующая

Фото №3 К сожалению исследования последних лет выявили устойчивую тенденцию к существенном снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста Р

*Ритмопластика - синтез музыки и ритма, помогает понять ребенку суть ритма, научиться координировать свои движения с определенными ритмическими фигурами, слушать музыку и следовать за ней.

*НОД – непосредственно образовательная деятельность: проведение бесед, чтение художественной литературы, дидактические игры на тему здоровья.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни :

*Самомассаж

Фото №4 что обусловлено ухудшением социально экологических и экологических условий жизни несбалансированностью питания снижением оздоровительной и воспитательной

*Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) - музыкальная и танцевальная психогимнастика, релаксационные, дыхательные упражнения, пантомимические и мимические игры.

*Коммуникативные игры – направлены на укрепление чувства единства группы, сплоченности, на развитие умений детей друг с другом договариваться.

*Занятия из серии «Здоровье» - занятия, которые помогут расширить представления детей о состоянии собственного тела, узнать свой организм, научить беречь свое здоровье и заботиться о нем, сформировать привычки здорового образа жизни, привить стойкие культурно-гигиенические навыки.

3. Коррекционные технологии:

*Сказкотерапия

Фото №5 Педсоветы семинары тренинги для педагогов работы в дошкольных образовательных учреждениях

*Психогимнастика

Фото №6 Увеличивается число детей с врожденными пороками

*Фонетическая ритмика - система специальных упражнений, сочетающих речь и движение, где проговаривание речевого материала сопровождается движениями рук, ног, головы. (Формирование фонетически правильной речи).

*Технологии музыкального воздействия – использование валеологических песенок-распевок, дыхательной гимнастики, артикуляционнй гимнастики.

Ушки мы теперь потрем И здоровье сбережем

Улыбнемся снова, будем все здоровы! (Движения по тексту).

*Технологии воздействия цветом – воздействие цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние дошкольника. Цвет помогает снять стресс и нервное возбуждение, успокоить, и наоборот – он может активизировать работоспособность.

*Технологии коррекции поведения - системная работа, включающая диагностику и комплекс игр, направленную на решение проблемы неконструктивного поведения. (как пример – Народные подвижные игры работают со всеми типами неконструктивного поведения).

Очень важно, чтобы каждая из вышеперечисленных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Таким образом, современные подходы к организации здоровьесберегающей среды направлены на создание эмоционально – комфортных условий пребывания ребенка в ДОУ и содействуют его физическому, духовному и социальному благополучию.

Публикации по теме:

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Организация предметно-развивающей среды в группах раннего возраста по ФГОС и Сан ПиН Важной частью предметно-пространственной среды в помещении группы является книжный уголок. Этот тематический «центр книг» осуществляет роль.

Картотека «Игры по социально — коммуникативному развитию для детей 6–7 лет» (в контексте ФГОС ДО) 1.«Возрастная линия» Цель: уточнять знания детей о возрастном развитии людей разного пола от рождения до старости. Ход игры Педагог предлагает.

Организация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе в соответствии с ФГОСОрганизация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе в соответствии с ФГОС В начале учебного года я с Вам, дорогие коллеги, делилась опытом организации развивающей среды, этот материал Вы можете просмотреть пройдя.

Организация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОСОрганизация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС С началом учебного года, перед каждым педагогом встает очередная задача – что нового и креативного придумать при оформлении и наполнении.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС ДООрганизация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС ДО Организация развивающей предметно - пространственной среды в соответствии ФГОС ДО. На примере своей группы хочу рассказать и показать РППС.

Организация предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС до Сегодня появляется новый уровень образования. Это - уровень поддержки разнообразности детства, уникальности детства, его неповторимости.

Сообщение для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС» Педагоги и психологи утверждают, что на развитие ребёнка оказывают влияние: наследственность, среда и воспитание. Период от рождения до.

Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ Современный детский сад – это место, где ребенок получает жизненный опыт в наиболее важных для его развития сферах жизни, взаимодействуя.

Взаимодействие музыкального руководителя ДОУ с родителями в контексте ФГОС "Могучая духовная сила воспитания заложена в том. что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Публичный доклад «Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ в контексте ФГОС»
Опубликовано: 20 мая 2021 в 21:28
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Публичный доклад «Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ в контексте ФГОС»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Скрыпник в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД