Сайгафарова Татьяна Владиславовна
Квест-игра с родителями старшей группы для музыкально-эстетического развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширить и обогатить знания родителей о приемах, формах и методах развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста в семье.
Задачи:
- Обеспечить тесную взаимосвязь детского сада и семьи в реализации задач музыкально-эстетического развития детей.
- Познакомить с методами и приемы по развитию чувства ритма, певческих навыков, элементарного музицирования.
- Отрабатывать координированные движения во взаимосвязи с речью и музыкой;
Публикация «Квест-игра с родителями старшей группы для музыкально-эстетического развития детей» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Музыка. Викторины и музыкальные квест-игры
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкальные квесты для детей
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
- Развивать творческое воображение, фантазию.
- Формировать навыки релаксации.
- Формировать желание действовать вместе, сообща в процессе выполнения игровых заданий.
- Создание шумовых инструментов для использования их на музыкальных занятиях.
Оборудование: музыкальный центр, набор детских музыкальных и шумовых инструментов (шейкеры, бубны, деревянные ложки, колокольчик, погремушки, рубель, металлофон, шапочки героев сказки «Репка», контейнеры киндер сюрпризов, баночки из-под йогурта, ножницы, клей, скотч, цветная бумага.
Музыкальный ряд :
- «Ах вы сени» русская народная песня;
- Игра-танец «Пяточка, носочек» автор неизвестен;
- Ноты «Два веселых гуся» русская народная песня;
- Песня «Бибика», слова Наталия Осошник, музыка Виталий Осошник;
- П. И. Чайковский - «Сладкая греза»;
- П. И. Чайковский «Октябрь. Осенняя песня»;
- Ф. Шопен- Ноктюрн (ми-бемоль мажор);
- Ф. Шопен- Осенний вальс.
Предварительная работа:
- изготовление шумовых инструментов (шейкеры, «поющие колокольчики», самодельный рубель, самодельный барабан и т. д., составление кроссворда, составление музыкальных ребусов, изучение материала по теме, подбор репертуара.
Ход мероприятия
Звучит музыка : Ф. Шопен-
- Ноктюрн (ми-бемоль мажор)
Входит ведущая (музыкальный руководитель)
- Добрый день. Я рада приветствовать вас у нас в гостях. А чтобы нам с вами было комфортнее, я предлагаю вам поделиться хорошим настроением и поприветствовать друг друга. Давайте встанем в круг. Для начала, дружно скажем: «Здравствуйте». А теперь, поздоровайтесь друг с другом локотками, мизинцем левой руки, а сейчас коленками… Молодцы. Прошу вас сесть.
-И так все в хорошем настроении.
Собрались мы здесь не зря.
Что нас всех объединяет?
Давайте отгадаем!
- Перед вами кроссворд, маркеры.
- Я предлагаю вам всем вместе послушать загадки и в кроссворд внести отгадки. Отгадав ключевое слово, вы поймете, что же нас сегодня объединяет. Итак, слушайте загадки и вписывайте свои ответы.
По горизонтали:
1. Поиграем со словами,
Поиграем вместе с вами,
Я – проказник, он – проказник
Приглашаем всех на (праздник).
2. Кто на вопросы мне ответит,
Кто расскажет про все вокруг?
Да, волшебники есть на свете,
Книга – лучший спутник и (друг).
3. Встань, малыш, еще разок,
Сделай маленький шажок.
Выполз из пеленок маленький (ребенок).
4. Здесь всегда гурьбой веселой
Любят дети поиграть.
Поиграли, поплясали
И пора им (отдыхать).
5. Отгадайте-ка загадку –
Подскажу я вам разгадку!
Где встречаются цари,3
Золушки и короли?
Кто научит нас добру,
Лени дать отпор и злу?
Кто совет нам да подсказка?
Ответ готов! Ведь это (сказка).
6. Папа, мама, старший брат,
Маша, дедушка Игнат –
Много разной тут родни.
А все вместе кто они? (семья)
Ведущая: Какое же волшебное слово получилось у нас?
- Музыка, правильно! Много ли вы знаете о музыке? Где она живет? Как ее понимать? Может кто-то из вас задавался такими вопросами: какая музыка правильная, а какая нет, зачем нужна нам музыка, можно ли жить без музыки, почему нам не надоедает музыка. Вопросов очень много. Задумывались ли вы, что с первых минут жизни человека музыка входит в его дом с колыбельной матери, звучит дома, на улице, в кино, в театре. С утра до позднего вечера мы слушаем музыку : делаем под музыку зарядку, слушаем ее в машине, напеваем знакомые и любимые мелодии. И сегодня нашу встречу, я предлагаю посвятить музыке – царице всех искусств. Сегодня вы все станете участниками игры и только вместе, сообща, став одной командой, сможете выполнить и разгадать те задания, которые мы вам приготовили. Я приглашаю вам отправиться в увлекательное путешествие в Музыкоград, в город, где присутствует огромное количество культурных заведений, в которых живет музыка. Чтобы вам было легче путешествовать, я предлагаю взять с собой карту.
- На каждой остановке вас будет ждать задание в виде музыкального ребуса. Ответы на него, вы должны записывать на листах бумаги, которые лежат у вас на столах. Отгадав, все ребусы и выполнив все задания, вы сможете ответить на вопрос: «С помощью каких методов и приемов можно развивать себя и своего ребенка, с точки зрения музыкального воспитания». Так же я предлагаю вам взять с собой карточку-подсказку,
она поможет вам при разгадывании музыкальных ребусов.
- Готовы? Тогда в путь!
Музыка вас приглашает и мастерские открывает.
В них будут игры, танцы, смех.
Вас ожидает здесь успех!
Для того, чтобы нам отправиться в путешествие и получить первую подсказку, предлагаю вам разгадать музыкальный ребус. Перед вами карточка с ребусом и лист бумаги, разгадайте ребус и напишите правильный ответ.
- Какое слово у вас получилось?
- Правильно, ЛАДОНЬ.
Любое путешествие начинается со сбора чемоданов. Приготовьте свои ручки и пальчики, соберем ваши чемоданы.
Чистоговорка
«Чемоданы собираем»
(автор О. С. Боромыкова)
Чемоданы собираем – кладут ладошку на ладошку
И в автобус загружаем – складывают руки «полочкой» и меняют их местами
Пассажиры суетятся – «моталочка»
На сидения садятся – хлопают в ладоши
Уезжаем, уезжаем – машут правой, а затем левой рукой – прощаются
Телеграммы посылаем – кулачком правой руки стучат по левой ладони
Вот вокзал – поднимают руки вверх
Автобус ждёт – опускаю руки на колени.
Что ж поехали вперед.
- А, сейчас, когда наши чемоданы собраны, я предлагаю вам пройти в автобус и занять свои места.
- Все заняли свои места, мы отправляемся к первой станции.
Под песню «Бибика» участники двигаются к первой станции
- Опера - это музыкальный спектакль, основанный на слиянии слова, драмы и музыки, в котором действующие лица поют. Пение – основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети очень любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои эмоции, переживания и чувства.
- А сейчас предлагаю вам разгадать следующий ребус.
- Какое слово у вас получилось?
- Правильно, МИКРОФОН.
Слово микрофон не случайно. Сейчас вы будете солистами. Поиграем в игру «Испорченный микрофон». Вам предстоит исполнить русскую народную песню «Два веселых гуся», под фортепианное сопровождение. Ваша задача петь первую строчку песни вслух, а следующую пропевать про себя, и одновременно прохлопывать ее в ладоши.
-Задача понятна?
-Готовы?
Исполняется русская народная песня
«Два весёлых гуся»
и одновременно сопровождается пение ритмическими хлопками.
- Молодцы, вы хорошо справились с заданием. На музыкальных занятиях, мы с детьми играем в такую игру. Она им очень нравиться. В процессе пения у детей развиваются различные музыкальные способности. При пении слова произносятся протяжно, нараспев, что помогает чёткому произношению отдельных звуков и слогов, в следствие этого развиваются не только певческие навыки, но и развивается правильная речь детей, правильное произношение звуков. Упражнение «Испорченный микрофон» помогает развивать у детей чувство ритма, речь, внимательность, память, внутреннюю речь и внутренний слух.
- Ну а мы едем дальше.
Под песню «Бибика» участники двигаются ко второй станции
- Театр — это вид искусства,
представление драматических произведений,
которое осуществляют актёры
перед зрителями.
- Сейчас я предлагаю вам разгадать следующий музыкальный ребус.
- Какое слово у вас получилось?
- Правильно, РЕПКА.
- Вы все знаете, что «Репка» - это сказка. В жизни каждого ребёнка большое значение имеет сказка. Но ведь каждый день слушать прочитанную сказку очень утомительно. И поэтому, в музыкальной деятельности мы используем язык жеста, музыки и обыгрывание сказки на шумовых и музыкальных инструментах. Предлагаю вам сейчас самим стать героями русской народной сказки и озвучить ее с помощью музыкальных инструментов.
- А сказка называется «Репка».
- Итак, давайте разберем маски героев и музыкальные инструменты.
Дед- трещотка.
Бабка- целлофан
Внучка- погремушка.
Жучка- бубен.
Кошка-бубенчики
Мышка- колокольчик.
Репка- металлофон.
- Все остальные участники, возьмут шумовой инструмент ШЕЙКЕР и будут озвучивать им слова тянут - потянут.
Итак, у каждого героя есть свой инструмент. Я буду рассказывать сказку, а вы, услышав имя своего персонажа, озвучивайте его на своем инструменте.
«Репка»
Жил-был дед (трещотка) с бабкой (целлофан) да внучка (погремушка).
И были у них собака Жучка (бубен, кошка Муська (бубенчики) и мышка-норушка (колокольчик).
Посадил как-то дед (трещотка) репку (металлофон, и выросла репка (металлофон, большая-пребольшая — рук не хватит обхватить!
Стал дед репку (металлофон, из земли тащить: тянет-потянет (шейкеры, вытянуть не может.
Позвал дед на помощь бабку (целлофан).
Бабка (целлофан) за дедку, дедка за репку (металлофон) : тянут-потянут (шейкеры, вытянуть не могут.
Позвала бабка (целлофан) внучку (погремушка).
Внучка (погремушка) за бабку (целлофан, бабка (целлофан) за дедку, дедка за репку (металлофон) : тянут-потянут (шейкеры, вытянуть не могут.
Кликнула внучка (погремушка) Жучку (бубен).
Жучка
(бубен) за внучку (погремушка, внучка (погремушка) за бабку (целлофан, бабка (целлофан) за дедку, дедка за репку (металлофон) : тянут-потянут (шейкеры, вытянуть не могут.
Кликнула Жучка (бубен) кошку (бубенчики).
Кошка (бубенчики) за Жучку (бубен, Жучка (бубен) за внучку (погремушка, внучка (погремушка) за бабку (целлофан, бабка (целлофан) за дедку, дедка за репку (металлофон) : тянут-потянут (шейкеры, вытянуть не могут.
Кликнула кошка (бубенчики) мышку (колокольчик).
Мышка (колокольчик) за кошку (бубенчики, кошка (бубенчики) за Жучку (бубен, Жучка (бубен) за внучку (погремушка, внучка (погремушка) за бабку (целлофан, бабка (целлофан) за дедку, дедка за репку (металлофон) : тянут-потянут (шейкеры) — вытащили репку – играют все инструменты.
играют все инструменты.
-Молодцы. С помощью сказок и игре на самодельных музыкальных инструментах дети, которые были замкнутые, раскрепощаются и раскрываются с разных сторон, становятся более коммуникабельными, могут выступать перед большим количеством людей.
- Едем дальше.
Под песню «Бибика» участники двигаются к третьей станции
Балет - это спектакль. Но в спектакле говорят. А в балете говорят танцем. Язык балета - это танец. Но нет танца без музыки… Ученые утверждают, что учить ребенка танцевать можно с рождения, а включать ему музыку и того раньше : находясь в мамином животике кроха все слышит и запоминает. Мы с вами тоже будем танцевать. Но, чтобы нам преступить к танцу, я, предлагаю вам разгадать следующий ребус.
- Какое слово у вас получилось?
- Правильно, ПЛЯСКА.
Ну а сейчас, мы будем с вами потанцевать. Музыка и слова песни подскажут вам движения.
Танец - игра «Пяточка, носочек»
автор неизвестен
Танец укрепляют мышечный тонус ребенка; развивает координацию его движений; гибкость и пластичность; учит чувствовать ритм мелодии; помогает развить образное мышление у ребенка и учит воспринимать информацию на слух.
-Едем дальше
Под песню «Бибика» участники двигаются к
четвертой станции.
Филармония – это театр музыки, для исполнения произведений в котором приглашают известных культурных деятелей мира: виолончелистов, скрипачей, дирижёров, пианистов и солистов.
- Итак, перед вами следующий ребус. Предлагаю вам разгадать его.
- Какое слово у вас получилось.
- Правильно, ФАГОТ.
- А, теперь представим, что вы музыканты симфонического оркестра, а я ваш дирижер. Предлагаю вам разделиться на три группы. Итак, первая группа, будет играть на деревянных ложках. Вторая - на погремушках и третья на шейкерах. Я буду дирижером нашего оркестра и жестами буду показывать каждой группе, когда ей нужно вступить, а когда прекратить игру. Мы озвучим с вами известную всем русскую народную мелодию «Ах, вы сени».
- Готовы? Тогда играем.
Молодцы, замечательный оркестр у нас получился. Дети в детском саду очень любят играть на музыкальных и шумовых инструментах. Я часто замечаю, как неуверенный в себе малыш, взяв инструмент в руки «преображается». Глаза его начинают блестеть, стеснение пропадает и ему хочется поиграть на всем, что он видит. Вы знаете, что сейчас в магазинах огромный выбор детских музыкальных инструментов. Но приобрести эти игрушки удается не каждому. Да и необходимости в этом нет. Ведь ребенок так быстро растет, развивается, и прежние игрушки перестают удовлетворять познавательным потребностям малыша. И поэтому необходимость в их обновлении растет с каждым днем. Что же делать? Есть хороший выход. Можно самостоятельно сделать музыкальные инструменты, из подручного материала. А как это сделать и что для этого необходимо, вы узнаете, на следующей станции.
-Едем дальше.
Под песню «Бибика» участники двигаются к пятой станции
Я вас приглашаю в свою мастерскую. Сегодня мы с вами сделаем музыкально - шумовые инструменты своими руками, это будут шейкеры. Для конструирования нам потребуются – желание и чуть-чуть выдумки! Присаживайтесь за столы…. Перед вами тарелочки наполненные различной крупой: рис, гречка, пшено. Так же вы видите контейнеры от больших киндер сюрпризов и баночки, из-под йогурта. Наполняйте баночки и контейнеры различным наполнителем, закручивайте крышку и украшайте наклейками.
Под музыку П. И. Чайковского - «Сладкая греза», участники изготавливают шумовые инструменты
- Какая красота у вас получилась.
Давайте попробуем поиграть….
Так же вы можете дома создавать музыкально-шумовые инструменты, примеры их вы видите перед собой. Это инструменты, сделанные мной и моими коллегами: «Поющие ключики», шуршунчики, самодельный рубель, самодельный барабан и многое другое. Правда ведь интересно и увлекательно. Но, нам пора возвращаться домой.
Под песню «Бибика» участники возвращаются из путешествия
Предлагаю вам отгадать последний ребус.
-Какое слово у вас получилось?
-Правильно, СЛУХ.
Релаксация «Волшебный полет»
Прислушайтесь…. ,какая красивая мелодия. (звучит «Осенняя песня. Октябрь» П. И. Чайковского) Я предлагаю вам закрыть глаза и представить, что музыка слегка коснулась вашей левой ручки…., а теперь правой…. Дотронулась до правой ножки…., а сейчас до левой…. Пробежала по животику…. и спряталась за левым ухом…., а потом перебежала за правое ухо…. А теперь мелодия ласково погладила вас по лобику…. и по щечкам…. Погладила по голове… И вот она наполнила все ваше существо, вы и музыка одно целое. К вам нахлынули приятные воспоминания, вы улыбаетесь…. И вот наша сказочная музыка начинает потихоньку стихать. Спокойно открывайте глаза. С возвращением. Надеюсь вам удалось немного расслабиться и помечтать. Вот вы вернулись домой. Вами проделан долгий путь. Какие слова вы записали по ходу путешествия, отгадывая ребус.
ЛАДОНЬ-МИКРОФОН-РЕПКА-ПЛЯСКА-ФАГОТ-СЛУХ
- Как вы можете связать и объяснить полученные слова? Давайте разберем их и получим ответ на вопрос, поставленный в самом начале нашего путешествия: «С помочью, каких приемов, методов можно развивать себя и, конечно, своего ребенка с точки зрения музыкального воспитания».
- «ЛАДОНЬ» - Играйте с ребенком в пальчиковые игры. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров, благодаря чему речь ребенка становиться правильной. В свою очередь улучшаются певческие навыки.
- «МИКРОФОН» - Пойте с ребенком. Не бойтесь петь дома, даже если это не очень хорошо получается. Говорите ребенку, что петь — это замечательно. Пойте не очень быстро и не сильно громко. Пытайтесь подчеркнуть интонацией содержание песни, если это колыбельная, то пойте ласково, протяжно. Пойте про себя, прохлопывая ритм песни. Спросите у своего малыша, что он поет на занятиях музыкой и пойте эти песни вместе с ним.
- «РЕПКА» - Устраивайте дома театральные представления. Привлеките всех членов вашей семьи или позовите друзей вашего ребенка и вместе создавайте, придумывайте сказочные образы. Обыгрывайте знакомые и любимые сказки, надев маски героев, или озвучивайте персонажей на музыкальных инструментах, как делали сегодня.
- «ПЛЯСКА» - танцуйте дома вместе с ребенком. Движения под музыку вызывают у малышей радость, желание танцевать еще и еще.
- «ФАГОТ» - Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, исследуют звучание различных предметов. Многим детям игра на ДМИ помогает передать свои внутренние чувства и свой внутренний духовный мир.
Создавайте музыкальные инструменты дома вместе с ребенком. Сегодня вы познакомились с такой техникой и поняли, что их можно изготовить из того, что есть под рукой.
Организуйте оркестр всей семьей из самодельных музыкальных инструментов.
- «СЛУХ» - слушайте классическую музыку, организуйте домашнюю фонотеку. Пусть для начала это будет популярный набор классики – фрагменты инструментальных и фортепьянных произведений И. - С. Баха, Л. Бетховена, А. Моцарта, Й. Гайдна, Ф. Шуберта, Э. Грига, П. Чайковского.
- Мне бы очень хотелось, чтобы наша встреча, не прошла напрасно, и все, о чем вы узнали сегодня и сами попробовали выполнить, вы применяли бы дома со своими детьми, тем самым развивая у ребенка не только музыкальные способности, но и в целом воспитывая гармонично развитую личность. И еще, если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый возможный шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии, а с музыки. Ибо большинство нобелевских лауреатов в детстве были окружены музыкой и играли на музыкальных инструментах. Ибо музыка - это пища для мозга, в структурах музыки скрыты все последующие научные открытия. И Планк у рояля, и Эйнштейн со скрипкой - не случайность, а Божественная необходимость. Поделитесь своими впечатлениями с нами о сегодняшней встрече…
- Говорим всем до свидания, до новых встреч.