Юлия Дзюба
Публичная лекция «Формирование толерантных отношений в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Публичная лекция
Региональный этап IX Всероссийского профессионального конкурса
«Воспитатель года России» в 2018 году
Публичная лекция
«Формирование
в детском саду»
Выполнил:
Дзюба Ю. И.,
старший воспитатель
г. Моршанск
Темочки:
В последние годы роль дошкольных образовательных организаций незаменима в качестве социокультурного посредника между ребенком и обществом, различными этническими группами, сменяющими друг друга поколениями, а также для обеспечения непрерывности существования культуры в едином временном пространстве. Постепенно усиливается общекультурная, этическая и духовная миссия детского сада, которые во всем своем видовом многообразии призваны содействовать решению воспитательных и духовно-нравственных проблем.
Поскольку на современном этапе система образования стремится базироваться на идеях культурного плюрализма, вариативности и диверсификации, а большинство дошкольных образовательных организаций полинациональны по составу воспитанников, в детском саду целесообразно учитывать идею о триединстве национального, общероссийского и мирового культурного наследия. В этой связи важны три основных направления приобщения дошкольников к накопленному духовному и культурному достоянию: (они представлены на слайде).
Анализ психолого-педагогической литературы позволил установить еще ряд особенностей нравственного становления детей, определяющих специфику процесса формирования толерантной личности в дошкольном детстве.
Дошкольник сначала приобретает знания о нравственных нормах и национальных ценностях, внешней и внутренней стороне нравственных отношений. Усваивать эти стороны нравственных знаний дети могут различными путями как одновременно, так и по отдельности. Другая особенность духовно-нравственного развития состоит в том, что вербальное усвоение ребенком нравственных норм и национальных ценностей во многом опережает реальное поведение.
В условиях модернизации дошкольного образования необходимо отрефлексировать те свойства, «новообразования ребенка», которые должны быть в наличии и по которым мы можем судить об эффективности процесса формирования культурно-толерантной личности дошкольников. С учетом целевых ориентиров федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и особенностей нравственного развития дошкольников особое внимание следует уделять следующим критериям:
- понимание важности проявления своего расположения к другому человеку, симпатии, сочувствия, дружелюбия, приветливости, сочувствия, выражения радости от успеха сверстника, стремления порадовать его;
- осознание важности проявления уважения к мнению, идеям и ценностям, значимым для другого;
- представление о том, что каждый человек равен в правах на игру, выражение своего мнения и пр. ;
- убежденность, что надо уважать мнение, культуру, традиции окружающих;
- готовность сравнивать свои поступки с нравственными нормами межличностного и толерантного взаимодействия, а также оценивать других доброжелательно;
- готовность к сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, убеждению или языку, проявление интереса к мнению других, признание за другими людьми права на собственное мнение, лояльное отношение к ним;
- проявление уважительного отношения к представителям других национальностей, терпимое отношение к их языку, культуре и пр. ;
- проявление гуманных чувств в повседневной жизни по отношению друг к другу и т. д.
Формирование толерантной личности в период дошкольного детства – сложный педагогически организованный процесс усвоения и принятия детьми базовых культурных, нравственных и национальных ценностей. Эффективность воспитательной работы возрастает, если с учетом современных достижений педагогической теории и практики реализуются нетрадиционные методы и приемы приобщения дошкольников к культурному, нравственному и этнокультурному наследию. При этом важно комплексно использовать разнообразные формы и методы работы для формирования представлений о нормах морали и отношения к ним, воспитания гуманных чувств и обогащения нравственного опыта (игровые упражнения, личный пример, приучение, убеждение, викторины, поощрение и т. д.).
Когда же необходимо начинать формирование толерантного отношения к окружающему миру? Конечно же, в дошкольном возрасте. Детям до 6 лет присуще «впитывающее сознание», когда ребёнок беззащитен и доверчив, присваивает информацию без оценки. Именно в этот период времени у малыша закладывается доверие к себе, людям, миру, формируется характер, возникает и укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности в себе. Поэтому важную роль в воспитании ценностных качеств играют взрослые, которые способствуют, с одной стороны, созданию благоприятных условий для естественного созревания толерантной личности, с другой стороны, культурному совершенствованию, овладению культурными способами поведения и мышления.
Семья - первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. С приходом ребёнка в детский сад его общение усложняется, становится разнообразным, требующим учёта точки зрения партнёра, что приводит к большому количеству конфликтов и переживаний.
Для преодоления этих трудностей необходимо соответствующее методическое сопровождение, адресованное как педагогам, так и родителям. Полноценное развитие межличностных отношений как основы формирования толерантности у детей дошкольного возраста происходит в условиях одновременного влияния двух институтов – детского сада и семьи.
В основу работы педагогов по развитию межличностных отношений как основы формирования толерантности у детей дошкольного возраста должны быть положены новые подходы к развитию и воспитанию детей, личностно - ориентированная модель общения с ними. Важен диалог, тогда у ребенка формируется толерантность - доверие к взрослому, партнерские отношения с ним.
Нужно изменить обстановку в детском саду, приблизив, насколько это возможно, условия к домашним, создание эмоционального благополучного микроклимата в группе.
Важно помнить, что формирование у детей положительного толерантного отношения ко всем людям должно основываться на усвоение моральных норм и правил поведения. Эта работа должна основываться на материале сказок, рассказов, произведений художественной литературы.
Мы живем в многонациональной в стране, поэтому в детях важно воспитывать толерантное отношение к другим народам, их культуре и традициям. Необходимо знакомить дошкольников с традициями, фольклором, предметами народного - прикладного искусства, мифами и легендами других народов. Таким образом, расширять возможности приобщения детей к общечеловеческим ценностям, делать их более доступными, более осязаемыми и эмоционально окрашенными.
Прекрасной школой развития толерантности служит общение с домашними животными, которых дети воспринимают как равных себе, общаясь на понятном только им языке чувств и эмоций. Становясь близкими друзьями, дети и животные способны вместе радоваться и грустить, играть и развиваться. Объяснения взрослых о том, как надо обращаться с "братьями нашими меньшими", способствуют развитию умения сопереживать, сочувствовать, сдерживаться.
Главное всегда помнить, что воспитывать не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по-человечески. Формирование толерантности каждый должен начинать с самого себя.
У дошкольников большое значение имеет развитие умения понимать чувства и состояние других людей, способность сопереживать и сочувствовать, умение общаться со сверстниками. Прививая детям умения межличностного общения, необходимо одновременно совершенствовать эти же умения у педагогов и родителей.
Завершить свое выступление мне хотелось бы словами нашего президента В. В. Путина, который подчеркивает, что “взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны. И потому мы полностью поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности как необходимых условий диалога цивилизаций”.