шарапова юлия
Психомоторная гимнастика для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
19.11.2020 Психомоторная гимнастика для дошкольников
Каждый родитель мечтает вырастить здорового и одаренного ребенка. Однако важно учитывать психологические возрастные особенности развития малыша.
Именно от пассивного или активного способа жизни у крохи в раннем возрасте зависит успешное в будущем обучения в школе.
Ребенок развивается и познает мир благодаря движению.
Публикация «Психомоторная гимнастика для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Нейропсихологии утверждают, что своевременное овладение ребенком движениями грубой и тонкой моторики, хорошая координация – это залог нормального умственного развития.
Не все родители понимают, насколько важно развитие психомоторной сферы малыша. Пытаясь научить дошкольника пораньше читать, писать, считать, родители забывают, что учится он, в основном, не за партой, а играя и двигаясь.
Мелкая моторика
рук[/b]
Чтобы помочь ребенку развить речь, поиграйте с его ручками. Начните тренировать их с раннего возраста (с 6 месяцев). Поглаживайте пальцы в направлении от кончиков к запястью.
С малышом от 10 месяцев можно играть используя потешки «Сорока-белобока», «Ладушки-ладушки».
Ладушки
Берут руки ребенка в свои и, хлопая ими в ладоши, произносят:
– Ладушки, вы – ладушки.
– Где были?
– У бабушки.
– А что ели?
– Кашку.
– А что пили?
– Бражку.
– А что на закуску?
– Кислую капустку.
– Попили? Поели?
Кыш, полетели.
На головку сели.
Спрашивая “Попили? Поели?“, берут руки ребенка и кладут их ему на голову.
Сорока-белобока
Взрослый водит указательным пальцем по ладошке малыша и говорит:
– Сорока- белобока!
– Кашку варила, деток кормила.
Этому дала (показывает на большой палец,
Этому дала (показывает на указательный палец,
Этому дала (показывает на средний палец,
Этому дала (показывает на четвертый палец,
А этому не дала (указывает на мизинец)
Ты дров не рубал, ты печку не топил,
Ты воду не носил, ты кашу не варил.
Нет тебе кашки!
Есть множество пособий по пальчиковым играм для детей от года и до 7 лет. Обычно игры сопровождаются веселыми стихами, что не только улучшает работу рук, но и развивает память и речь ребенка. Приведем примеры несколько из них.
От года и до трех лет
(Загибаем пальчики одной руки с помощью другой).
Раз, два, три, четыре, пять —
Вышли в садик погулять.
(Указательным пальцем одной руки поглаживаем ладошку второй руки по кругу).
Ходим-ходим мы по лугу,
Там цветы растут по кругу.
(Загибаем пальчики второй руки).
Лепесточков ровно пять,
Можно взять и посчитать.
Для 4-х – 6-х лет
Фруктовая ладошка
Этот пальчик – апельсин,
Он, конечно, не один.
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас,
(Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого).
В литературе по детской психологи приведено много пальчиковых игр, для детей разного возраста.
Также полезны для развития моторики занятия с пластическими материалами: пластилином, глиной, бумагой. Игры с прищепками, пуговицами, крупой, макаронами сделают ловкими пальчики малыша. Не забывайте про занятия по изобразительной деятельности. Рисуйте пальчиками, кисточками, ватными дисками, печатками из картофеля.
Если у вашего ребенка обнаружили задержку речевого развития, обратите внимание на работы по лечебной педагогике Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, в которых описаны комплексы упражнений для развития тонкой моторики.
2Зрительное восприятие
От развития моторики глаз зависит успех в учебе и познавательной сфере ребенка. Улучшить зрительное восприятие дошкольника помогут глазодвигательные упражнения.
Упражнение № 1
Возьмите в руку какой-то яркий предмет или игрушку. Медленно передвигайте предмет вправо, влево, верх, вниз, к переносице держа его на расстоянии вытянутой руки ребенка. Выполните то же упражнение на расстоянии локтя, а потом около переносицы. Сначала предметом движет рука взрослого. Со временем предмет может удерживать сам дошкольник. Следите, чтобы двигались только глазки, а не голова.
Упражнение № 2
Представьте себе простую фигуру. Например круг или квадрат. Нарисуйте глазами фигуры по очереди. Повторите 6 раз.
Упражнение № 3
Напишите глазами цифры от 1 до 9.
Упражнение № 4
Открыть широко глаза. Пауза 30 секунд. Закрыть. Пауза 30 секунд. Повторить 5-6 раз. Поморгать быстро в течении 1-2 минут.
Упражнение № 5
Посмотреть вдаль 30-40 секунд. Перевести взгляд на ближний предмет на расстоянии 25-30 см. Повторить 3-5 раз.
С другими глазодвигательными упражнениями можете ознакомиться в книге Сиротюк А. Л. “Психическое развитие детей дошкольного возраста”.
3. Звукопроизношение
Почти у каждого дошкольника есть проблемы с плохим произношением звуков. Поэтому важно развивать их речь с помощью упражнений.
Танец язычка
Игра подойдет для профилактики нарушений речи.
Сначала язычок танцует перемещаясь во рту слева-направо и наоборот, теперь машет как ладошка – вверх-вниз, а дальше становится трубочкой, считает зубки сверху, а теперь внизу.
Сердитый ежик
Надуть щечки, как сердитый еж, а теперь вытянуть губки вперед, нахмуриться. И вот ежик больше не сердится. Улыбнись.
Рыбки
Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
Лошадка
Выдохнуть воздух через сомкнутые губы. Должен получится звук «фыырррр». Похожий на фырканье лошадки.
Артикуляционною гимнастику нужно делать ежедневно. Каждое упражнение по 6-7 раз.
Также используйте и другие игры, которые используются в логопедии для улучшения артикуляции.
4. Межполушарное взаимодейст
вие[/b]
Правое полушарие головного мозга отвечает за восприятие пространства, координацию движений опорно-двигательного аппарата, за образное и творческое мышление. Левое связано с речью, логикой, аналитическими функциями, структурирование, математическое мышление.
Нормальное взаимодействие обоих полушарий головного мозга – это залог полноценного психического развития ребенка. Проблемы в межполушарной связи приводят к проблемам в учебе. В том числе и к дисграфии и дислексии.
Для развития межполушарного взаимодействия проводите с ребенком следующие упражнения.
Кулак-ребро-ладонь
Предложите ребенку положить руку на стол ладонью вниз, затем сжать в кулачок, поставить руку ребром. Выполнить упражнение сначала с психологом. Следующие ребенок выполняет 8-10 раз сам. Пусть повторит тот же комплекс с другой рукой. Потом вместе двумя руками.
Лезгинка
Дошкольнику сделать левой рукой кулачок, оттопырить большой палец так, чтобы он смотрел налево. Ладонь правой руки прямая, ее пальцы прикасаются к мизинцу левой руки. Сменить положений рук. И так 6-8 раз. Со временем ускоряя темп выполнения упражнения.
Лягушка
Сжать кулачок одной рукой. Вторую поставить на стол ладонью вниз. Изменить позицию рук одновременно. 7-10 раз.
Ухо-нос
Прикоснуться правой рукой к кончику носа, а пальцами другой руки взяться за правое ухо. Одновременно через хлопок поменять руки местами.
5. Дыхательная гимнаст
ика[/b]
При выполнении дыхательной гимнастики, мозг ребенка активно насыщается кислородом, что положительно влияет на его развитие. Также умение правильно дышать приходит на помощь в ситуациях стресса, развивает навыки самоконтроля, улучшает речь. Как правильно выполнять комплекс:
1. Дышать животом. Следить чтобы у ребенка двигалась диафрагма.
2. Придерживаться следующих этапов: выдох – остановка 2-3 секунды, вдох – остановка 2-3 секунды.
3. Длительность занятия дыхательной гимнастикой не более 2-3 минут за один раз.
Чтобы научить дышать дошкольников животиком, пусть положат на него ладошку.
Упражнение № 1
Вдохнуть – остановиться – выдохнуть -остановиться. Предложите ребенку представить себе красивый теплый воздушный шарик в животике, который то надувается, то сдувается, когда малыш дышит.
Упражнение № 2
Закрыть большим пальцем правой руки правую ноздрю. Подышать через левую. Опустить руки. Закрыть мизинцем правой руки левую ноздрю и подышать через правую. Дышать медленно и глубоко. Это упражнение также способствует развитию межполушарных связей.
Упражнение № 3
Глубокий вдох. Задержать дыхание. Выдох. Выдыхать со звуком пф-пф-пф-пф-пф. Остановится. Вдохнуть. Задержать дыхание. Выдыхая прорычать. Пауза. Вдох. Остановка. Выдохнуть со звуком : з-з-з-з. Пауза. Вдохнуть. Задержать дыхание. На выдохе прожужжать: ж-ж-ж-ж. Пауза. Вдох. Пауза. Выдох со слогами : мо-ме-мэ-му.