Никитина Ирина Викторовна
Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих ребенка с умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время идет динамика роста числа детей с умственной отсталостью. Именно поэтому, особое значение приобретает оказание помощи не только детям, но и семьям.
Воспитание детей с умственной отсталостью в семье вызывает большие трудности. Условия воспитания в семье не всегда бывают благоприятными для развития ребенка. Даже воспитать ребенка с нормой сложно, то воспитание ребенка с умственной отсталостью является еще более трудным.
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих ребенка с умственной отсталостью» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Роль семьи, воспитывающей ребенка с умственной отсталость, трудно переоценить. Семья прилагает усилия для развития своего ребенка. Но очень часто у них не хватает знаний и умений.
Рождение ребенка с умственной отсталостью, меняет полностью жизнь семьи. Все члены, находятся в состоянии эмоционального стресса. Часто стресс не уменьшается, а нарастает. Появляются сложные, а часто и конфликтные отношения в семье.
Помогая семье, педагог дает родителям информацию об особенностях их ребенка : указывает его положительные и отрицательные особенности, слабые и сильные стороны.
Педагог поддерживает мать, ссылаясь, что именно ребенок является источником ее духовного роста. Каждодневное общение постепенно меняет мировоззрение, мама начинает осознавать, что все люди и ее особенный ребенок имеют право на существование и любовь. Именно такое осознанное отношение играет большую роль в гармонии семейных отношений. Такой особенный ребенок развивает в матери ее творческое начало. Заботясь и помогая своему ребенку, мама начинает творчески подходить к его воспитанию и со временем делится своим опытом с окружающими.
Педагог дает консультации для родителей о важности сохранять физическое и, конечно, же психическое здоровье. Для этого важно выполнять рекомендации общего режима, уметь владеть некоторыми приемами аутогенной тренировки. Управление своим дыханием (дыхательная гимнастика) способствует урегулированию эмоционального состояния, особенно в критических и стрессовых ситуациях.
Педагогу необходимо указывать родителям на важность сохранения контактов с социальным окружением, потому что это способствует социальной адаптации ребенка. Подчеркивать ребенку, что он с отклонениями не стоит. Стараться использовать все возможности, чтобы воспитать ребенка жизнерадостным, активным, и самое главное, уверенным в своих силах. Очень полезно хвалить ребенка при посторонних, тем самым повышая его самооценку.
В семье важно соблюдать единство и согласованность всех требований. Всегда дети стараются подражать своим родителям. Поэтому разные подходы в воспитании детей, особенно грубость, жесткость вызывают эмоциональный стресс. Конечно, снижение требований в отношении навыков опрятности, самообслуживания, посильного труда в семье, заботы о близких должно быть, но минимальным.
Родителям важно организовать режим так, что бы он одновременно щадил и в то же время укреплял нервную систему ребенка, т. е. режим должен быть охранительный. Привычки у детей с умственной отсталостью формируются медленно и поэтому их надо отрабатывать долго и постоянно, соблюдая режим.
Родители обязаны активно и систематически наблюдать за развитием своего ребенка с рождения. Это поможет в свое время обратить внимание на особенности ребенка, и во время обратиться к специалистами.
Будет хорошо, если мама будет вести дневник. В дневнике можно записывать свои наблюдения, методы и приемы, которые оказались более эффективными. Это дает возможность маме адекватно оценить свое отношение к ребенку, учесть успехи и неудачи.
Учить ребенка необходимо, так чтобы он смог сам ориентироваться в окружающем мире и общаться с людьми. Важно знакомить ребенка с различными явлениями окружающего мира в естественных для него условиях. Ребенок должен знать, от куда появляется еда, уметь самостоятельно поесть, покормить другого и т. д. Знакомство с предметами их свойствами познаются в различных ситуациях.
Ребенку необходимо задавать такие вопросы, которые будут побуждать рассказывать, делать умозаключения, оценивать свои и чужие действия. В процессе такого воспитания у ребенка развиваются познавательная деятельность, все психические процессы внимание, мышление, память, речь, вырабатываются необходимые навыки и умения. Вся деятельность детей должна сопровождаться эмоциональностью и вовлеченностью. В игре педагогу необходимо комментировать действия, повторять фразы в нескольких вариантах, в разных типах коммуникативных высказываний (сообщение, вопрос, побуждение, отрицание).
Вывод: развитие и воспитание ребенка с нарушением интеллекта в семье включает работу родителей по следующим направлениям:
– постоянная стимуляция психического развития, соответствующая возрастным и индивидуальным особенностям ребенка;
– создание благоприятных условий для обучения и охранительного режима;
– формирование положительного эмоционального, предметно- практического и речевого взаимодействия ребенка с родителями.
Только все в комплексе будет способствовать социальной адаптации ребенка и своевременно предупредит формирование патологического поведенческого стереотипа. Показателем правильного воспитательного подхода будет служить состояние психофизиологического комфорта у ребенка и всех членов семьи.