Алла Александрова
Психолого-педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого-педагогическое сопровождение детей
с речевыми нарушениями
В настоящее время широко употребляется словосочетание «психологическое сопровождение». Значение этого термина неоднозначно:
«сопровождение естественного развития», «сопровождение отношений»,
«психолого-педагогическое сопровождение». Сопровождать – значит следовать вместе, рядом, одной дорогой. Это означает:
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями» размещена в разделах
1. Следовать за естественным развитием ребенка на данном возрастном и социокультурном этапе развития. Сопровождение занимается тем, что нужно конкретному ребенку или группе.
2. Создание условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром.
Таким образом, деятельность практического психолога ориентирована
на создание условий, организацию среды, в которой развитие детей будет происходить более успешно. Создать среду, в которой ребенок мог бы открыть для себя свой внутренний мир и научился бы им управлять – профессиональная задача психолога.
Дети с речевыми нарушениями – составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей. Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных, профилактических аспектов психолого-логопедической помощи детям, психолого-педагогического сопровождения в настоящее время является актуальной потребностью и задачей дошкольного образования.
Л. С. Выготский писал: «Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений». То есть, не существует речевых расстройств, при которых не отмечались бы другие психологические нарушения.
Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в определенной мере предопределяя низкую познавательную активность, недостаточную ориентировку в фактах и явлениях окружающей действительности, обеднённость и примитивизм содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности, непродуктивную поведенческую тактику.
Анализ данных, полученных при исследовании различных психических функций у детей с ОНР учеными Л. И. Беляковой, О. Н. Усановой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, показывает своеобразие их психического развития.
У детей логопедических групп зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов. Меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности, в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков на слух, словарный запас отстает от возрастной нормы. Затруднена развёрнутая связная речь.
Со стороны эмоционально-волевой сферы наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения. Особенности речевого развития могут сочетаться с нарушениями коммуникативной функции, проявлениями тревожности и агрессивности разной степени выраженности, особенностях поведения: незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм. Речевые нарушения сказываются на формировании самосознания и самооценки.
Вокруг ребёнка с общим недоразвитием речи совместными действиями различных специалистов создаётся единое коррекционно-образовательное пространство. Целью сотрудничества учителя-логопеда, педагога-психолога, а также других специалистов и педагогов является создание модели взаимодействия в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное развитие, а также развитие эмоциональной сферы.
Одной из общих закономерностей нарушенного развития являются отклонения в формировании личности. Трудности социальной адаптации,
сложности их взаимодействия с социальной средой отмечали Л. С. Выготский, Ж. И. Шиф, В. И. Лубовский. В процессе коррекционной работы с детьми важную роль играет обращение к личности.
При работе с детьми с речевыми нарушениями педагогам важно:
1. Поддерживать в ребенке достоинство и формировать позитивный образ «Я».
2. Говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере ребенка.
3. Отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми.
4. Отказаться от негативных оценочных суждений, «ярлыков», отрицательного программирования.
5. Избегать навязывания вопреки желанию ребенка способа деятельности и поведения.
Необходимо осуществлять всю коррекционно-развивающую работу в тесном взаимодействии с родителями (законными представителями).
Основные задачи педагогов в работе с родителями детей:
1. Установление доверительных отношений с родителями.
2. Просвещение по психолого-педагогическим проблемам воспитания и развития.
3. Обучение приемам и методам конструктивного взаимодействия с ребенком.
4. Консультирование по проблемам, возникающим у родителей в процессе внутрисемейных отношений, и проблемах ребенка.
5. Поддержка родителей в кризисных ситуациях.
Психологическое сопровождение детей должно быть ориентировано на коррекцию невротических проявлений и на повышение самооценки и уверенности в себе детей.
Соответственно, основными задачами психокоррекционных занятий являются:
- создание положительного эмоционального настроя в группе;
- отработка коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества;
- снижение психоэмоционального напряжения, тревожности у детей;
- коррекция агрессивных проявлений и негативных черт характера;
- обучение способам саморегуляции эмоциональных состояний;
- работа над пластикой тела, развитие чувственного восприятия.
Психокоррекционной работе способствуют также создание и поддержание благоприятного психологического климата в коллективе образовательного учреждения, уважительное отношение к воспитанникам.
Для детей с нарушениями речи очень важен аспект личностного развития, он является наименее изученным из всех аспектов психического развития. Разработка этой проблемы будет способствовать совершенствованию системы психолого-педагогического сопровождения детей с речевыми нарушениями, которая предполагает тесное профессиональное взаимодействие всех специалистов и должна включать такие направления деятельности, как работа с ребенком, работа с семьей, работа с персоналом дошкольного учреждения.
Литература:
1. Волковская Т. Н., Юсупова Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. / Т. Н. Волковская, Г. Х. Юсупова. – М. : Книголюб, 2004. – 104 с.
2. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. / С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник. – М. : Генезис, 2007. – 208с.
3. Выготский Л. С. Основы дефектологии. / Л. С. Выготский. – СПб. : Издательство «Лань», 2003.
4. Филютина Т. Н. От психологии помощи к психолого-педагогическому сопровождению / Т. Н. Филютина // Перспективы развития практической психологии : материалы межрегиональной научно-практической конф., Шадринск, ноябрь, 2001 г. / Шадр. гос. пед. ин-т. – Шадринск, 2001. -
С. 11-15